ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету? Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу. В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения биологии, которые стимулируют м...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ВВЕДЕНИЕ

Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлены прежде всего непониманием природы как исследовательского, так и реферативного сочинения.

Для выявления отличий исследования от реферата обратимся к этимологии обозначающих их слов. В понятии «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто из следа, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Этимология слова «реферат», напротив, связана с реально существующими, уже готовыми для деятельности объектами.

При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. На одних и тех же источниках можно выполнить реферативную и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и проводимых на его основании новых выводов.

Реферат ни в коем случае не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту.

Суть реферативной работы - в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих выбранную проблему.

Специфика реферата - в том что, во-первых, в нем нет развёрнутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте.

Реферат может рассматриваться как один из этапов научно- исследовательской работы, но не заменитель её.

Необходимо развести понятия «научно-исследовательская деятельность» и «учебно - исследовательская деятельность».

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

К элементам исследовательской деятельности относятся:

  1. Методы исследования.

  2. Наличный экспериментальный материал.

  3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Научно-исследовательская деятельность - это вид деятель­ности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность - это деятель­ность, главной целью которой является образовательный ре­зультат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимся новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводит­ся под руководством опытного компетентного специалиста. Однако основ­ным все же остается выполнение обучающей задачи.

В настоящих рекомендациях сделана попытка рассмотреть весь про­цесс подготовки учебной исследовательской работы, начиная с выбора те­мы исследования до его публичной защиты.

Несмотря на разнообразие на­учных дисциплин и их, казалось бы, совершенную несводимость к общему знаменателю (например, физика и литература) при написании исследова­тельской работы в любой отрасли знания сохраняется общая логика по­строения. Поэтому приводимые рекомендации, естественно, с учетом спе­цифики предмета, соотносимы с проведением исследования по любой из школьных дисциплин. Излагаемый материал поделен на разделы.

Первый раздел «Подготовка к проведению» включает в себя опреде­ления ведущих понятий научно-исследовательской деятельности, которые соотносятся с процессом последовательного ее проведения - от выбора те­мы до подведения предварительных итогов работы, т.е. определяет так на­зываемый «прогностический» этап (А.М. Новиков) работы. Здесь подробно рассматривается структура научного сочинения, назначение каждого из его разделов. Определения, приводимые в данном разделе, соседствуют с кон­кретными рекомендациями по реализации данного понятия в практике ра­боты учащихся.

Второй раздел «Проведение научного исследования» посвящен во­просам проведения исследовательской работы и описывает «технологию» выполнения, реализации исследования. К «технологическому» этапу тесно примыкает этап «рефлексивный». Его цель - анализ проведенной работы.

Третий раздел «Оформление исследовательской работы» содержит указание по грамотному фиксированию процесса и результатов проводимо­го исследования в рамках научного изложения.

Последний раздел «Защита результатов исследования» посвящен про­блемам подготовки учащихся к публичному выступлению - сложной и важной части исследовательской деятельности. Здесь подробно рассматриваются основные навыки и приемы, необходимые для аргументированного научного выступления на публике - этапа, когда можно проверить и уточнить собст­венные гипотезы, почувствовать вкус интеллектуальной творческой работы.

При всей ответственности педагога за качество планируе­мой работы необходимо помнить, что исследовательская рабо­та требует максимальной самодисциплины и самостоятельно­сти от учащегося-исследователя. Руководитель лишь указывает и расставляет вехи на пути исследования, советует и ориенти­рует учащегося в море информации - методологиях, литературе, научной проблематике.

Учебно-исследовательская деятельность требует определенной под­готовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех за­висит от подготовленности каждого из ее участников. Совершенно естест­венно, что основная доля ответственности ложится на руководителя рабо­ты, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участ­ника.

I. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Подготовка к проведению научного исследования традиционно пред­полагает наличие нескольких этапов.

1. Объектная область, объект и предмет

Научное исследование, в отличие от повседневного опытного позна­ния, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является чёткое определение сферы научно - исследовательской деятельности - её объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования. Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы

исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов «системы».

Определение объектной области, объекта и предмета исследования

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

ВОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯыбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности

ФОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯормулирование гипотезы

Формулирование цели и задач исследования

Объектная область исследования - это сфера науки и практики, в кс торой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.

Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонам и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом - может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.

2. Тема, проблема и актуальность исследования

Тема - еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Вы­бор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся вы­бирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказать­ся непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Возмо­жен и такой случай, когда учащийся в силу тех или иных причин выбирает тему, давно ставшую «общим местом» или являющуюся «неизвестной зем­лей» лишь для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя.

Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, харак­терном для данной работы.

Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаемся выде­лить основные критерии:

^ желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую пер­спективу профессионального развития ученика, т.е. имела непо­средственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

^ очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избран­ной им сферы выделяет требующую разработки область для изуче­ния ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традицион­ные отношения «мастер - ученик»;

^ тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудова­ние и литература. Примером реализуемой темы может служить те­ма «Особенности мхов и лишайников городской лесопарковой зо­ны». Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.

Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема - это своего рода визитная карточка исследования. Сразу огово­римся, что такая формулировка будет носить не окончательный, а предва­рительный характер. Здесь также целесообразно вспомнить о некоторых традиционных требованиях: тема должна быть сформулирована по воз­можности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия долж­ны быть логически взаимосвязаны.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известно­го и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке иссле­дования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность - значит, объяснить необходимость данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Тема исследования выбирается с учетом ее современной науке, и здесь главную помощь оказывает его научный руководитель, ориентирующий исследователя в степени проработанности той или иной проблемы, в соответствии с чем и будет выбираться тема работы.

Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, достаточно.

Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы данной области исследования.

Когда и почему возникает проблема? Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные фактыили выявлять несовершенство прежних способов объяснения фактов и эмпирических закономерностей.

Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важна. Она определяет стратегию исследования направление научного поиска.

На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему следования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого обходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.

3. Изучение научной литературы и уточнение темы

Поначалу может сложиться впечатление, что литература по теме - это некое безграничное пространство, в котором невозможно обнаружить какие - либо ориентиры. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, есливы выберете верный метод ознакомления с источниками. Освоенный алгоритм работы позволит вам в дальнейшем свободно ориентироваться в лите­ратуре по избранной вами теме. Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме.

В составлении списка необходимой для изучения литературы обяза­тельно участие самого исследователя. Зачастую руководитель дает учаще­муся готовый перечень дежурных изданий, чем лишает его возможности приобрести навык самостоятельной работы в библиотеке: знакомства с сис­темой библиотечных, в том числе электронных, каталогов, с приемами пра­вильного оформления библиографических данных. А ведь с этой системой вчерашнему школьнику придется работать на протяжении всех студенче­ских лет. Гораздо проще это делать, имея предварительные навыки работы. Как же лучше ее организовать?

Сначала можно привести ряд общих рекомендаций:

  1. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам.
    Лучше начинать с работ так называемого общего характера, т.е. таких ра­бот, из которых можно получить представление об основных вопросах, к ко­торым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск узкоспециально­го материала. Данные каждого издания следует заносить на отдельные карточки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке. В первую очередь следует ознакомиться с традиционными вузов­скими учебниками по соответствующей теме работы дисциплине. Здесь со­брана и обобщена базовая информация по вопросу. В конце глав учебников обычно публикуются ориентировочные списки литературы, что может по­мочь в поиске и составлении собственного списка по вашей конкретной те­ме. Кроме этого в учебниках указываются основные монографии по вопро­су, знакомство с которыми станет следующим этапом изучения литературы.

  2. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различ­ными типами чтения, предполагающими различную степень глубины про­никновения в материал.

А) Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, ко­гда требуется познакомиться с общим содержанием книги, ее глав или па­раграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения.

Совсем не обязательно тщательно изучать весь предвари­тельный список литературы, среди которой будут монографии, статьи, тезисы, сборники, научные журналы. Как правило, это значительно замедляет процесс освоения текстов и тормозит исследование на его начальном этапе. Поэтому важно научиться свободно оперировать различными приемами работы с текстом.

Здесь желательно ориентироваться в структуре издания. Вот лишь ее некоторые характерные элементы с соответствующими им функциям:

  • заголовок в научной литературе указывает на тему;

  • аннотация расположена на обороте титульного листа и представляет

  • содержание работы;

  • оглавление содержит план изложения темы, является своего рода путеводителем по книге. Оно знакомит с проблематикой работы, её общей структурой и дает возможность быстрого поиска информации;

  • предисловие излагает задачи, поставленные автором; более подробно характеризует структуру издания и ориентирует в ней читателя. Оно предваряет изложение основного материала и дает установку на его восприятие;

  • послесловие подводит итог, сообщает краткие выводы исследования;

  • справочный материал дает комментарий к понятиям, терминам, фактам, которые нуждаются в пояснении. Уже этой информации будет достаточно, чтобы решить, насколько необходим для конкретной работы тот или иной текст.

Б) Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответ на определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения и сопоставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.

В) Изучающее чтение - это активный вид подробного чтения. Он предполагает, что вы читаете внимательно, останавливаясь и обдумывая информацию. Данный вид чтения требует последовательного изучения материала по параграфам, главам, частям. Заключительный этап содержит себе и обучающий момент: здесь формируется умение критически воспринимать информацию.

Цель изучающего чтения - получение необходимой информации; понимание логики доказательств; поиск ответов на поставленные перед вами вопросы.

3. Какие приемы можно рекомендовать для фиксирования нужной вам информации? Целесообразно посоветовать создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме карточек, либо отдельной тетради. Здесь можно использовать самые различные методы работы. Их существует множество. Следует лишь верно выбрать именно тот, который лучше всего соответствует вашим индивидуальным особенностям, темпу мышления, объему памяти, широте ассоциативных связей:

^ можно, читая научные тексты, делать выписки в виде конспектов;

^ для кого-то удобнее фиксировать уже переработанный материал;

^ для третьих - выписывать исключительно цитаты.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯОдин из удобных способов оформления извлеченной из текста инфор­мации традиционно является составление на ее основе специальных карточек. Карточки каждый может оформлять по своему усмотрению - они создаются для вашего личного пользования, поэтому должны представлять информацию удобным для вас образом (см. схему 2). Можно дать общие советы. Например, нумеровать карточки и обозначать шифром тему вписанной информации для легкости ее обнаружения в дальнейшем, когда ваша картотека разрастется. Карточки должны быть одинаковыми по размеру и заполняться с одной сторо­ны. Как правило, на одной карточке помещается одна цитата, но информацию по одному и тому же вопросу с разных страниц можно группировать вместе, не забывая при этом указывать номер каждой страницы.

Основное содержание цитаты (кратко)

Глава-----------------
§------------------------------

Содержание цитируемого материала

(если дословно, то обязательны кавычки;

излагаемые своими словами факты, оценки,

выводы автора кавычек не требуют)

Библиографические данные издания

(с обязательным указанием страницы)

4. Может случиться и так, что не вся выписанная информация окажет­ся необходимой. При этом ни в коем случае не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были иные имена и цитаты, - это может лишь повредить целостности и логичности ис­следования. Если доказательство того или иного положения строится пре­имущественно на цитатах, то это, как правило, производит неблагоприятное впечатление. Исключением является изложение концепции произведения в полемических целях.

При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию ма­териала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную ин­формацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужи­ми работами как отклик на них.

4. Определение гипотезы

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся определению самого понятия. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

• быть проверяемой;

• содержать предположение;

• быть логически непротиворечивой;

.соответствовать фактам.

В переводе с древнегреческого языка гипотеза значит «основание,
предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. ,

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант - как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию - определение его цели и задач. Точнее, не начинает, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы. Вообще заметим, что любое деление на этапы достаточно условно, особенно в практической деятельности, какой является и деятельность научно-исследовательская. Тем не менее, это деление необходимо в чисто учебных, объяснительных целях для того, чтобы максимально ясно обозначить все составляющие той или иной деятельности. На практике же названные этапы могут протекать параллельно, перекрещиваться и даже меняться местами в зависимости от конкретной ситуации следования. Важно лишь все их учитывать как необходимые элементы данного вида деятельности. Именно этим оправдывается предпринятое нами структурирование. Но вернемся к определению понятий целей и задач в контексте подготовки к исследованию.

5. Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих законо­мерностей; создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различ­ными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

^ выявить...;

^ установить...;

^ обосновать...;

^ уточнить...;

• разработать...

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описа­ние их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определе­ний понятия «задача».

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего форму­лировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели ис­следования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наи­менее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество опреде­ляется глубиной исследования.

Цель - идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения постав­ленной цели и проверки положений сформулированной им гипоте­зы выделяет конкретные задачи исследования.

После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следу­ет этап определения методов.

6. Определение методов исследования

Как показывает учебная практика, на первых порах овладения навы­ками научной работы школьникам прежде всего недостает как опыта для ее организации, так и опыта использования различных методов научного по­знания и применении традиционных для научной практики логических зако­нов и правил.

Что заключает в себе понятие метод? Метод - это способ достиже­ния цели исследования. Уже отсюда очевидна решающая роль метода в ус­пехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.

Методы научного познания традиционно делятся на общие и специ­альные.

Применения специальных методов решения требует большинство специальных проблем конкретных наук. Они определяются характером исследуемого объекта, никогда не бывают произвольными. Как правило, их применение требует от исследователя уже значительной подготовленности.

6.1. Теоретические методы:

  • Моделирование позволяет применять экспериментальный метод: объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта - моделью;

  • Абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов. Следует различать процесс абстрагирования и его результат - абстракцию. Процесс абстрагирования - это совокупность действий, ведущих к получению такого результата (абстракции);

  • Анализ и синтез. Анализ - это метод исследования путем разложен предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно помнить, что методы анализа и синтеза ни в коем случае не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования - изучение специальной литературы по теории вопроса;

  • Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений, втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, воспроизводится во всей многогранности - но уже в мышлении.

Помимо специальных методов, характерных для определённых

областей научного знания, существуют общие методы научного

познания. В отличие от специальных, они используются в самых

различных по предмету науках - от литературы до химии,

математики. К ним относятся: теоретические методы,

эмпирические методы, математические методы.

6.2 Эмпирические методы:

  • Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств, желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений;

  • Сравнение - один из наиболее распространенных методов позна­ния. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях - это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира;

  • Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблю­дением имеет ряд преимуществ:

  • в процессе эксперимента возможно изучение явления в «чистом виде», т.е. объективно;

  • эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях;

  • достоинством эксперимента является его повторяемость, т.е. возможность проверки и перепроверки полученной информации.

  • измерение - представляет собой процедуру определения числен­ного значения величины посредством единицы измерения. Цен­ность этого метода заключается в том, что он дает точные, количе­ственно определенные сведения об окружающем мире.

6.3. Математические методы:

  • статистические методы;

  • методы и модели теории графов и сетевого моделирования;

  • методы и модели динамического программирования;

  • методы и модели массового обслуживания;

  • метод визуализации данных (функции, графики и т.п.).

Выбор того или иного метода совершается при обязательном руково­дстве педагога. К вопросам, в разрешении которых необходима по­мощь педагога, относятся:

  • отбор необходимых методик исследования;

  • ознакомление начинающего исследователя с арсеналом традици­онно используемых в конкретной науке методов, точнее, с той их частью, которую предполагается использовать в исследовании.

Для овладения основными методами, которые будут применены в ис­следовании, необходимо пройти подготовку, например, выполняя специаль­ные упражнения. Данные упражнения желательно вписать в схему общей подготовки к проведению исследования. Подготовка к проведению может проходить как в форме спецкурса, так и в форме индивидуальных занятий. Этот этап предшествует собственно практической работе и является его необходимой предпосылкой.

II. ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап.

Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план. В рабочей программе исследования обязательно рассматриваются действия по подготовке и проведению экспериментов. С учетом специфики творческого процесса такой план должен предусматривать все, что можно предвидеть уже в самом начале исследовательской работы. Конечно, в науке возможны и случайные открытия, но нельзя строить научное исследование, ориентируясь на случайности. Только плановое исследование может позволить надежно шаг за шагом познать новые факты и закономерности.

В рабочем плане необходимо указать цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки.

По существу, в рабочий план включаются все элементы, обозначенные в части подготовки проведения исследования. Однако если в первом блоке они представляют собой содержание теоретической работы с учащимися, где формируются понятийный аппарат, основы исследовательской деятельности, то, включенные в рабочий план те же элементы обозначают этапы непосредственно практики проведения исследования - от определения его объекта и предмета до выбора метода. Перечень этих действий составляет первый блок рабочего плана.

Во втором блоке описывается собственно экспериментальная часть работы. Содержание экспериментальной части зависит от объектной области исследования, темы работы, в соответствии с чем и определяется специфика. Вслед за проведением эксперимента, технологического этапа работы, необходимо отрефлексировать полученные результаты: проанализировать, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям. Только после проведения рефлексивной части можно приступать к планированию следующего блока работы, включающего в себя оформление результатов исследования.

Третий блок включает в себя оформление результатов исследования.

На следующем этапе прописывается способ экспертизы и представления результатов исследования - от рецензии до обсуждения в группе учащих выступления на конференции. Заметим, что чем чаще результаты работы подвергаются обсуждению в разных по составу аудиториях, тем лучше для ее автора. Особенно продуктивны обсуждения в группах, где несколько учащихся или студентов работали над исследованиями близкой тематики. Здесь обна­руживаются наибольшие возможности для продуктивной дискуссии.

На заключительном этапе целесообразно продумать способ пред­ставления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить воз­можные рекомендации по практическому применению результатов, т.е. спланировать внедренческий этап исследования.

На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, т.е. та­кой план, который представляет собой реферативное, более подробное из­ложение вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.

План-проспект служит основой для последующей оценки на­учным руководителем учащегося соответствия его работы це­лям и задачам проводимого исследования. По этому плану уже можно будет судить об основных положениях содержания бу­дущей исследовательской работы, принципах раскрытия темы, о построении и соотношении объемов отдельных ее частей.

Практически план-проспект - это уже черновое оглавление работы с реферативным раскрытием содержания ее глав и параграфов. Удобство составления предварительного плана-проспекта очевидно: путем система­тического включения в такой план все новых и новых данных его можно до­вести до окончательного объема работы.

Кроме этого, наличие плана-проспекта, представляющего всю работу целиком, позволит предварительно провести анализ ее результатов, прове­рить их соответствие намеченной цели и при необходимости внести коррек­тивы в ту или иную часть работы.

Отметим, что исследовательская деятельность представляет собой достаточно длительный процесс, который включает и этап предварительно­го обучения учащихся, и практику проведения, и анализ, и оформление ре­зультатов, и их публичное представление на конференции. Поэтому вопрос о распределении времени по подготовке и проведению исследования -один из самых важных. Если планируется представление результатов рабо­ты на городскую конференцию, то сроки ее проведения будут определять последовательность и примерные сроки всех предшествующих этапов. Обычно подготовка и проведение исследовательской работы занимают от года до полутора лет. Необходимо рассчитывать время таким образом, что­бы до проведения конференции можно было не только оформить результа­ты исследования, но и провести обсуждения по данной работе на классном и общешкольном уровнях. На подобные обсуждения целесообразно при­глашать преподавателей и студентов вузов, занимающихся исследованием проблем соответствующей тематики. Такое сотрудничество может оказать­ся весьма плодотворным для обеих сторон.

За месяц до конференции работа представляется на предварительную экспертизу. Если авторы желают опубликовать результаты своих исследований, то вместе с работой должны быть представлены тезисы. Конечно, выступление на конференции лишь условно можно назвать заключительным этапом исследовательской работы. На самом деле, это некая заметная веха, позволяющая продолжить следование уже на более высоком уровне - с обновленными в обсуждении результатами, обогащенными замечаниями коллег-исследователей и специалистов, сознанием о результатах других работ близкой тематики.

III. ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Принято считать, что оформление - незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так. Оформление результатов исследования - один из самых трудоемких этапов работы.

Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:

  • текст научного сочинения;

  • статья, тезисы;

  • доклад, сообщение;

  • отчет и т.д.

Определение формы научного произведения сопутствует составление плана исследования. Именно тогда выявляются контуры будущей работы, намечается характер и объем иллюстративного материала, складывается круг источников. Это говорит о том, что поиск оптимальной формы научной работы идет на каждой стадии исследования

Каждой из форм присущи свои особенности написания.

Тезисы всегда выявляют суть содержания исследования и позволяют обобщить имеющийся материал. Это основные положения (мысли) текста, которые объясняются, доказываются, поясняются в тексте. Тезисы содержат больше информации, чем пункты плана.

Основные требования к их оформлению:

  • по содержанию:

  • обоснование актуальности темы;

  • главный тезис;

  • аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;

  • основные выводы;

  • по срокам представления:

  • ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ по форме представления:

Обратимся теперь к характеристикам статьи. Статья представляет со­бой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собствен­ные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста науч­ного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументиро­ванному доказательству в основной части. В заключение статьи помещают­ся выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

Заметим, что обе эти формы - и статья, и тезисы - создаются на ос­нове текста собственно научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты. Поэтому особое внимание мы уделим именно этому главному, фундаментальному варианту оформления итогов научной работы.

Начинается оно с компановки подготовленных текстов по главам в со­ответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформи­рованы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т.п.). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, раз­бираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе. Представим этот процесс на­глядно (схема 3).

КОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯомпановка текстов редактирование целого текста выводы к каждой главе

СОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯоставление библиографического списка введение по всей работе общее

зОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯаключение

Затем следует составление библиографического списка. Он представ­ляет собой перечень книг и статей в периодических изданиях, расположен­ных в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям коллек­тивных трудов без указания авторов на титульном листе.

Рассмотрим более детально правила оформления основных структур­ных элементов научно-исследовательской работы. Титульный лист является первой страницей научной работы и заполня­ется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и должности, научной степени и звания научного руководителя. Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения.






Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы, актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипо­тезы; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; даётся характеристика работы - относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным; сообщается, в чем заключается практическую значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов; приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2-3 страницы.

Текст научно-исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы, части. Существует еще один, про­стейший, способ рубрикации внутри текста: с помощью абзацев - отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. Абзацы - это своеобразный композиционный прием, позволяю­щий более зримо обозначить логические акценты в тексте.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у ос­тальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы). Глава 1 обычно содер­жит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование те­мы исследования; главы 2-3 описывают практические этапы работы, интер­претацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по резуль­татам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований. При этом должна быть подчёркнута самостоятельность выводов, новизна, теоретическое и (или) практическое (прикладное) значение полученных результатов.

Особой точности требует составление библиографического списка (списка использованной литературы). В переводе с древнегреческого языка библиография значит «описание книги». Библиографический список - это список изученной по теме литерату­ры, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследова­тельской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников. В список литературы входят все использованные в работе источники. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания, изда­тельство; год издания и объем в страницах. Приведем примеры правил оформления в списке различных вариантов изданий.

Книга одного и более авторов:

  1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллектцентр, 2001. - 296 с.

  2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Российское педагогическое общество, 1998. - 354 с.

  3. Госс В.С, Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки:
    Становление и развитие. - М.: Мысль, 1984. - 268 с.

Сборник с коллективным автором:

Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: Сб. науч. статей / Сост. О.С. Орлов. - Великий Новгор РИС, 2000.- 180 с.

Статья из газеты и журнала:

Михайлов Г.С. Психология принятия решений // Журнал приклад психологии. - 2001 .-№ 5. - С.2-19.

Статья из энциклопедии и словаря:

Бирюков Б.В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. -, изд. - М., 1974. - Т.16. - С. 393-395.

Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству Минск, 1995.-С. 50-51.

Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.

Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.

Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:

  • размещаются после библиографического списка;

  • в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

  • каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Еще одна особая часть основного текста - это примечания.

Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

а) в круглых скобках;

б) подстрочно (оформляются как сноски);

в) после параграфов или глав.

Что может быть примечанием? Например:

а) определение терминов или устаревших слов;

б) справочная информация о лицах, событиях, произведениях;

в) перевод иностранных слов и предложений;

г) пояснения основного текста.

д) примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заго­ловки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соот­ветствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.

Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тща­тельно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его рабо­ту и не прибавляет ей значимости.

Правила оформления библиографических ссылок

Способы указания источников цитат:

  • в подстрочных примечаниях;

  • внутритекстовые ссылки;

  • затекстовые ссылки;

  • подробная ссылка;

  • номер библиографической записи;

  • ссылка на фрагмент, отличный от предыдущего;

  • ссылка с указанием страниц цитируемых работ и общими номерами источников;

  • ссылка на ряд работ.

Примеры оформления библиографических ссылок

  • Шрейдер Ю. Логика знаковых систем.- М.: Знание. 1974.- С.18

  • Ценным подспорьем для начинающих радиолюбителей является книга В.М. Городилина «Регулировка радиоаппаратуры» (М.: Высш. шк., 1992)

  • В изданном в 1972 г. учебном пособии М.Е. Тульчинского «Качественные задачи по физике» рассматриваются вопросы…

  • В.Г.Разумовский ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ наиболее важными проблемами в области методики преподавания…

  • А.Д. Сахаров (63, с.201) писал, что…

  • Как видно из исследований ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

  • Исследованиями ряда авторов ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ установлено, что…

Кроме формальных особенностей представления материала исследо­вателю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результа­ты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наибо­лее удачные ее моменты. Особенно это важно при заключительном этапе исследования - его защите, речь о котором более подробно пойдет в сле­дующем разделе.

  1. Тезисы докладов объемом до 2-х страниц, напечатанные на принтере (желательно) через 1,5 интервала. Отступ слева 3 см, справа 1 см, снизу и сверху по 2 см. Каждый следующий абзац должен отделяться от предыдущего пустой строчкой. Тезисы должны содержать только текст. Пример оформления тезисов:

Тема.

Ф.И. автора

№ ОУ, класс.

(текст тезисов)

Кегль шрифта основного текста работы должен быть 12-14 пунктов, ненаклонный. Для заголовков разрешается использовать шрифты кеглем до 23 пунктов. Гарнитура шрифта - семейства Times или Ariel.

IV. ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

После окончания исследования, оформления полученных результа­тов, прочтения и одобрения ее научным руководителем наступает послед­ний этап - защита. К сожалению, важность этого этапа иногда недооцени­вается, и тогда даже качественно проведенное исследование выглядит при публичном представлении неубедительно. Автор или «заваливает» аудиторию и жюри объемом информации, или на ходу пытается выстроить логику своего изложения. В итоге - «смазанное» представление у слуша­телей и чувство неудовлетворенности у выступающего. И напротив, искус­но подготовленный доклад по защите написанной работы может «затенить» некоторые его недостатки и таким образом повысить шансы выступающего на хорошую оценку.

Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к перессказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продолжение только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика - залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведённого исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования.

При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого

Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окон­чания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления сни­жается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументиро­ванное изложение материала импонирует слушателям. Но ис­пользование научного стиля отнюдь не означает пренебрежение к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.

После того как докладчик закончил свое выступление, члены комиссии задают вопросы. Вопросы может задать и любой присутствующий на вашем выступлении. Вопросов не нужно бояться: это еще одна возможность про­демонстрировать обстоятельность и глубину изучения темы. Существует представление, что задавание вопросов продиктовано исключительно же­ланием «потопить» докладчика. Это ошибочное мнение. Скорее всего, если вам задают вопросы, это значит, что тема заинтересовала, привлекла вни­мание слушателей.

При ответах на вопросы не забудьте о нескольких простых правилах.

Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит на ходу придумывать ответ, не подкрепленный результатом исследо­вания. Вполне допустимо сказать, что это не было предметом вашего ис­следования или что это планируется исследовать на следующем этапе. Та­ким образом, вы только поддержите образ вдумчивого исследователя.

Очень важным условием ответа на вопрос является правильное пони­мание того, что именно спрашивает оппонент. Поэтому будет целесообразно уточнить вопрос и, согласовав понимание вопроса, отвечать на него. В про­тивном случае есть опасность, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию этого вопроса: не следует впадать и в другую край­ность - начинать уточнять очевидные и понятные вещи. Везде хороша мера.

И еще. По сложившейся этике проведения научной дискуссии перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято благодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления для дальнейше­го исследования.

Поскольку устное выступление является своего рода сценическим ис­кусством, т.е. включает в себя владение голосом, правильно выбранные жесты и позу, не лишней будет предварительная тренировка чтения докла­да в знакомых вам условиях.

Перед тем как выступать на научных конференциях городского и бо­лее высокого уровня, желательно пройти уровни классный и школьный. Помните, что чем больше вы выступаете, тем больший опыт вы приобре­таете. Вы можете попросить прослушать ваш доклад друзей или родителей. Можно читать его и самостоятельно - для себя, но обязательно вслух. При этом контролируйте время своего «выступления»: это поможет вам ориентироваться в условиях настоящего выступления (т.е. правильно выбрать темп и интонацию речи). Можно потренировать свою речь умение выступать перед аудиторией, записывая его на аудио- или видеокассету. После чего постараться оценить ее (как выступление другого) по следующим характеристикам:

  • логичность;

  • точность;

  • ясность;

  • доступность;

  • убедительность;

  • интересность;

  • выразительность;

  • уверенность;

  • контакт со слушателями;

  • уместность жестов;

  • выражение лица и т.д.

Чтобы доклад был интересным и убедительным, следует снабжать теоретические положения и выводы, стараться использовать простые предложения, как можно более точные формулировки. Меняя темп и интонацию речи в соответствии со смыслом читаемого (произносимого), можно избежать монотонности выступления.

В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день многие вопросы методологии организации научно-исследовательской деятельности остаются недостаточно разработанными и ясными, другими словами, представляют собой широкий фронт для творческого поиска. Мы попытались указать те моменты (правила, рекомендации), которые признаны оптимальными для проведения исследовательской работы виднейшими специалистами, занимавшимися интересующей нас проблемой. Однако стадия становления, в которой находится ее изучение, позволяет нам не только рекомендовать уже испытанные традиционные формы и приемы работы, но и пригласить начинающих исследователей к самостоятельному поиску.



© 2010-2022