- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по экологии 10 класс
Рабочая программа по экологии 10 класс
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Агафонова В.В. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Для этого используется программа Черновой Н.М. по учебнику «Основы экологии» 10(11) класс. Содержание и структура этого курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология (34 часа), социальная экология (18 часов), экологические основы охраны природы (16 часов). Программой предусмотрено в 10 и 11 классах по 1 ч. в неделю (по 34 ч. в год)
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.
В 10 классе изучается раздел «Общая экология» в течение 34 часов. В нем рассматривается закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экологических систем на популяционном и биоценотическом уровнях. Изучение этой главы основано на рассмотрении вопросов, касающихся организмов, популяций (сообществ) и, наконец, экосистем, т.е. от частного к общему.
В 11 классе изучаются разделы: «Социальная экология», «Экологические основы охраны природы». В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии.
Цель курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на этапах обучения биологии; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.
Задачи:
- формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии;
- развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
-закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней;
-научить выделять самое главное в каждой теме, делать правильные выводы, анализировать, вступать в дискуссию, выполнять проектные работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся 10-11 классов
В результате изучения предмета обучающиеся должны:
Знать:
-
что изучает экология и как происходило ее становление;
-
определение основных экологических понятий;
-
о соответствии между организмами и средой их обитания;
-
о значении факторов среды;
-
об энергетическом бюджете и тепловом балансе различных организмов;
-
о популяции, и ее основных свойствах;
-
о различных типах взаимодействия организмов;
-
об особенностях конкурентных отношений и факторах, определяющих исход конкурентной борьбы;
-
о составе и основных свойствах экосистем;
-
о закономерностях продуцирования биологического вещества в биоценозах;
-
о направлениях и темпах изменений природных экосистем;
-
об основах рационального управления природными ресурсами;
-
о современном состоянии природной среды;
-
об основных источниках загрязнения биосферы;
-
о путях охраны окружающей среды от загрязнения;
-
о влиянии загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.
Уметь:
-
решать простейшие экологические задачи;
-
применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;
-
определять источники загрязнения окружающей среды;
-
характеризовать экологическую обстановку в своей местности;
-
составлять экологические паспорта помещений;
-
осуществлять природоохранные мероприятия.
Список литературы для учителя и учащихся
1. Алексеев С.В. Экология 10-11 класс. Санкт-Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997
2. Алексеев С.В. Экология 9 класс. Санкт-Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997
3. Бабенко В.Г., Фадеева Е.О. Организмы и среда их обитания. Практикум. 10 - 11 классы. - М.: «НЦ ЭНАС», 2002
4. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 10-11 классы.- М.: «ОНИКС 21 век», 2004
5. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии 9 класс. - М.: Просвещение, 1998
6.Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. - М.: «Творческий центр», 2005
7.Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. М.: «Вентана-Граф», 2004
8.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии 10(11) класс - М.: «Дрофа», 2012
9. Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество. 9 класс. М.: «Вентана-Граф», 2004
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
-
СD «1С: Образование. Экология. 10-11 кл.
-
Учебно - электронное пособие «Экология» Московский Государственный институт электроники и математике. 10-11кл.
-
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Учебно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
часов
(всего)
Изучение
нового и закрепление
Контроль
1.
Введение
1
1
2.
Организм и среда
9
8
1
3.
Сообщества и популяции
10
9
1
4.
Экосистемы
10
9
1
5.
Проектная деятельность
4
4
Итого:
34
31
3
Учебная программа
№ п\п
№ урока в теме
Тема
ЗУН
ОУУН
1
1
Введение
Экология, уровни организации жизни, общая и социальная экология. Умение объяснять актуальность и значение экологии сегодня.
Синтез, умение делать выводы, давать определения ключевым понятиям
Организм и среда (9ч.)
Цель:
- научить объяснять и приводить примеры путей приспособления организмов к среде и наоборот, путей воздействия организмов на среду;
- уметь характеризовать основные среды жизни и приспособительные формы и ритмы жизни;
- на основе познания взаимодействий организмов со средой обеспечить усвоение законов: минимума (Либиха), оптимума Шелфорда, ограничивающего фактора (толерантности Шелфорда): правила 4лена, Бергмана;
- воспитывать бережное отношение к природе на основе знаний принципа: «все со всем связано».
2
1
Потенциальные возможности размножения организмов
Геометрическая прогрессия размножения, экспоненциальная и логистическая кривая. Умение сопоставлять способности организмов к размножению и ограничивающих сил.
Сравнение, причинно-следственные связи
3
2
Общие законы зависимости организма от факторов среды.
Экологические факторы: абиотические, биотические, з-н Оптимума, пессимум, критические точки, экстремальные условия, ограничивающий фактор. Умение применять знание законов в жизни и хозяйственной деятельности.
Причинно-следственные связи, сворачивание информации
4
3
Основные пути приспособления организмов к среде
Анабиоз, скрытая жизнь, постоянство внутренней среды. Умение выявлять преимущества и недостатки каждого приспособления.
Сравнение, причинно-следственные связи, объяснять понятия
5
4
Основные среды жизни
Среда жизни, планктон, заморы, паразитизм, з-н большого числа яиц. Умение выявлять наличие определенных экологических приспособлений у организмов.
Сравнение, причинно-следственные связи, уметь раскрывать содержание новых понятий
6
5
Пути воздействия организмов на среду обитания
Средообразующая деятельность организмов, фильтрационное питание, самоочищение водоемов. Умение выявлять воздействие организмов на среду обитания.
Сравнение, причинно-следственные связи, уметь конспектировать, формулировать выводы
7
6
Приспособительные формы организмов
Конвергенция, жизненная форма. Умение выявлять морфологические адаптации. Анализ, сравнение, выводы.
Анализ, сравнение, выводы
8
7
Приспособительные ритмы жизни
Суточные ритмы, годовые ритмы, фотпериод, фотопериодизм. Применение знаний о фотопериодизме в с\х.
Сравнение, причинно-следственные связи, выводы
9
8
Обобщение
Обобщение знаний по теме.
10
9
Зачет №1 Организм и среда
Контроль знаний по теме
Сообщества и популяции (10ч.)
Цель:
- обеспечить усвоение закона и следствия пищевых отношений, закона конкурентных отношений;
- научить оперировать понятиями - численность, плотность, структура популяции, рождаемость, смертность и др.;
- познакомить с динамическими процессами в популяциях, условиями устойчивости биоценозов;
- воспитывать философское отношение к жизненным процессам, учить находить в плохом хорошее и наоборот.
11
1
Типы взаимодействия организмов
Биотические связи - прямые и косвенные, трофические отношения, конкуренция, мутуализм, симбиоз, нейтрализм. Умение различать типы взаимодействий организмов и приводить примеры.
Анализ, сравнение, выводы
12
2
Законы и следствия пищевых отношений
Хищники, паразиты, собиратели, пасущиеся животные, циклические колебания численности, экологический бумеранг. Умение объяснять, что именно пищевые связи стоят в основе системы сообщества.
Синтез, анализ, причинно-следственные связи, уметь конспектировать, формулировать выводы
13
3
Законы конкурентных отношений в природе
З-н Гаузе, правило конкурентного исключения, правило Тинеманна, экологическая инженерия. Объяснять роль конкуренции в природе.
Синтез, анализ, причинно-следственные связи, уметь конспектировать, формулировать выводы
14
4
Популяции
Популяция, внутривидовое взаимодействие, численность, плотность, структура популяции, рождаемость, смертность. Умение характеризовать популяцию.
Синтез, анализ, причинно-следственные связи, уметь проводить описание биологических объектов
15
5
Демографическая структура популяций
Демография, возрастная структура популяции, пирамида возрастов. Умение прогнозировать изменения численности популяции.
Синтез, моделирование, причинно-следственные связи
16
6
Рост численности и плотность популяций
Экологическая емкость среды, саморегуляция численности, самоизреживание, территориальное поведение животных, отрицательная обратная связь. Умение объяснять причины изменения численности популяции.
Синтез, моделирование, причинно-следственные связи, находить информацию в разных источниках
17
7
Численность популяций и ее регуляция в природе
Динамика численности популяции, одностороннее действие, двустороннее взаимодействие, взрывы численности. Умение отличать внутривидовые отношения и абиотические факторы.
Синтез, моделирование, причинно-следственные связи, работать с текстом, дополнительной литературой
18
8
Биоценоз и его устойчивость
Биоценоз, доминирующие виды, малочисленные виды, видовая структура биоценоза, Ярусность, экологические ниши. Умение доказывать, что биоценоз - сложная надорганизменная система.
Синтез, сравнение,
выводы
19
9
Обобщение темы
Обобщение знаний по теме
20
10
Зачет №2 Сообщества и популяции
Контроль знаний по теме
Экосистемы (10ч.)
Цель:
- обеспечить усвоение закона организации экосистем, закона биологической продуктивности;
- научить отличать агроценоз и агроэкосистему от биоценозов;
- научить объяснять закономерность смены экосистем, условий их устойчивости;
- закрепить знания о структуре, свойствах и значении биосферы;
- научить соотносить деятельность человека и природных процессов; подвести к выводу о необходимости продуманного отношения к потреблению природных ресурсов.
21
1
Законы организации экосистем
Экосистема, потоки вещества и энергии, биологический круговорот веществ, биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Различение трех составляющих экосистем и их взаимосвязь, отличие экосистемы от биоценоза.
Анализ, синтез, причинно-следственные связи, работать с новыми терминами раскрывать их содержание
22
2
Законы биологической продуктивности
Цепи питания, трофические уровни, правило 10٪, биологическая продукция, биомасса, пирамида биологической продукции. Устанавливать связь между экологической пирамидой и с\х.
Анализ, синтез, причинно-следственные связи, моделирование
23
3
Агроценозы и агроэкосистемы
Агроценозы, агроэкосистема, биологический метод борьбы. Умение выявлять связь развития агроценозов с законами развития биоценозов.
Анализ, синтез, причинно-следственные связи, применять знания на практике
24
4
Обобщение и промежуточный контроль
Обобщение знаний
25
5
Саморазвитие экосистем - сукцессии
Сукцессии, незрелые сообщества, зрелые сообщества, первичная и вторичная сукцессия. Умение показывать закономерность развития устойчивых экосистем.
Анализ, синтез, причинно-следственные связи, моделирование, раскрывать содержание новых понятий
26
6
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и экосистем
Биологическое разнообразие, устойчивость жизни на Земле. Умение доказывать необходимость биологического разнообразия для устойчивости жизни на планете.
Анализ, синтез, причинно-следственные связи, моделирование, работать с текстом, дополнительной литературой
27
7
Биосфера
Биосфера. озоновый экран, живое вещество, органогенные породы, биокосные тела, круговорот С, N, O. Обобщение знаний по теме о биосфере.
Синтез, сравнение,
выводы
28
8
Экология как научная основа природопользования
Умение доказать практическую значимость знания общих экологических законов в различных областях человеческой деятельности.
Синтез, причинно-следственные связи, моделирование, работать с текстом, дополнительной литературой
29
9
Обобщение
Обобщение знаний по теме
30
10
Зачет №3 Экосистемы
Контроль знаний по теме
31-34
Проектная деятельность
Мониторинг, исследование, продукт, этапы проекта
Формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности
Приложение 1
Зачет № 1
Организм и среда.
-
Если каждый вид обладает способностью к безграничному размножению, как объяснить наличие в природе большого числа редких видов?
-
Почему в природе взрывы численности отдельных видов, демонстрирующих их способность к размножению, называют экологическими катастрофами?
-
Многие быстро размножающиеся насекомые: тараканы, мухи, комары, и др. - вредят человеку. Каково ваше мнение, можно ли использовать потенциал их размножения в хозяйственных целях? Ответ обоснуйте.
-
В каких проявлениях с\х деятельности часто нарушается закон Оптимума?
-
Применим ли закон Оптимума к сильнодействующим ядам на человека?
-
Реален ли с биологической точки зрения полный анабиоз у человека?
-
Известно, что у многих рыб температура тела постоянна. Значит ли это. Что их можно отнести к теплокровным животным? Почему?
-
Как вы думаете, отразится ли на почвенном плодородии регулярное внесение ядохимикатов или высоких доз удобрений?
-
В воздухе постоянно находятся поднятые ветром мелкие насекомые, пауки, семена, споры. Почему же на суше нет сидячих животных, которые питались бы, фильтруя воздух через себя?
-
Как правильнее называть: «воздушная среда» или «наземно-воздушная среда»? Ответ обоснуйте.
-
В научной фантастике рисуют картины построения подводных городов для человека. С решением каких основных проблем столкнутся проектировщики таких городов?
-
Растения можно выращивать без почвы, на гидропонике и получать большие урожаи. Значит ли это, что не нужно беспокоиться по поводу нарушения почвообразующей деятельности живых организмов?
-
Если в природе так много фильтрующих организмов и так велики возможности самоочищения водоемов, то почему же возникла проблема загрязнения вод?
-
Применимо ли правило Алена к человеку?
-
Какие изменения в составе видов или в составе жизненных форм - отражают более серьезные перестройки в природных сообществах? Почему?
-
Экологическая инженерия разрабатывает принципы создания искусственных сообществ и восстановления нарушенных. Вам надо создать парк для отдыха. С чего следует начинать - с подбора жизненных форм или видов растений? Ответ обоснуйте.
-
Многие уверяют, что ночью в тишине гораздо продуктивнее подготовка к экзаменам, чем днем. Согласны ли вы с этим? Ответ обоснуйте.
-
Приведите примеры видов, у которых, по вашему мнению, не должно быть суточных ритмов, и объясните, почему вы так думаете?
-
На бульварах города в суровую зиму вымерзла часть тополей. Больше всего пострадали деревья, растущие возле уличных фонарей. Почему?
-
Если бы от вас зависела организация работы в ночную смену на предприятии, что бы вы выбрали?
А) постоянную работу в ночное время;
Б) чередование дневной и ночной работы.
Почему вы выбрали такой режим работы?
Зачет № 2
Сообщества и популяции
1. Всегда ли присутствие сорняков оказывается вредным для культурных
растений?
-
Встреча хищника и жертвы часто оказывается роковой для жертвы. Однако известно много случаев, когда уничтожение видов-хищников приводит в конце концов к резкому снижению численности видов-жертв. Почему?
-
В начале ХХ века широко пропагандировали переселение чужеземных растений и животных для обогащения отечественной флоры и фауны. Было сделано много практических попыток такого переселения. Постепенно это увлечение прошло. Как вы думаете, почему? От этого нужно отказаться или, наоборот, усилить эту практику?
-
В Дальневосточных лесах ведут интенсивный промысел ценного лекарственного растения - женьшеня. Вид находится на грани исчезновения. Какие меры вы приняли бы для его сохранения? Какое отношение к этим мероприятиям имеет понимание связей хищник - жертва?
-
При удалении какого либо вида из биоценоза остальные занимают его место, повышают численность и выполняют его роль. Зачем тогда заботиться о сохранении видового разнообразия сообществ?
-
Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту на волка запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь сняли и часть волков разрешают отстреливать. Как вы думаете, чем можно объяснить такую непоследовательность природоохранных органов?
-
Должен ли человек стремиться уничтожить дикие виды, являющиеся конкурентами домашних животных и культурных растений? Ответ обоснуйте.
-
Считают, что одновидовые посевы культурных растений менее эффективны с экологической точки зрения по сравнению с многовидовыми. Согласны ли вы с этим мнением? Почему? Какую связь это имеет с проблемой межвидовой конкуренции растений?
-
Существует мнение, что в жизни любого вида преобладает жестокая конкуренция и борьба особей друг с другом. Опровергните или подтвердите его.
-
Могут ли существовать виды, состоящие всего из одной популяции?
-
Применимо ли к человеку представление о том, что вид состоит из популяций?
-
Плодовитость рыб обычно очень высока. Следует ли беспокоиться о тм, что вылавливается крупная часть популяции, ведь даже оставшиеся немногие половозрелые особи дают много икры?
-
Какие изменения в возрастной и половой структуре популяции серой крысы желательны с точки зрения человека, старающегося сократить ее численность?
-
У какой популяции растений больше шансов на выживание: у той, которая состоит из одних проростков; у той, которая состоит из проростков, молодых и взрослых особей?
-
У слонов снижение рождаемости начинается при повышении плотности популяции в 2-3 раза. А у многих насекомых - только тогда, когда плотность возрастает в десятки и сотни раз. По каким причинам столь разная «чувствительность» видов к изменению плотности популяции?
-
Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и в садах?
-
Буквальное исполнение лозунга «Превратим всю Землю в цветущий сад!» опасно сточки зрения. Почему?
-
Если взрывы численности - нормальное явление в жизни некоторых видов, то почему это так беспокоит человека?
-
Конструируя лесополосы, парки, сады и т.п., человек подбирает только небольшое число основных видов. В природных биоценозах видов во много раз больше. Значит ли это, что мы не можем создавать устойчивые сообщества?
Зачет № 3
Экосистемы
-
В окрестностях дымящихся промышленных предприятий в лесах стала накапливаться подстилка. Почему это происходит и какие прогнозы можно высказать о будущем этого леса?
-
В сложных экосистемах дождевых тропических лесов почва бедна биогенными элементами. Как это объяснить? Почему тропические леса не восстанавливаются в прежнем виде, если их свести?
-
Какая должна быть экосистема космического корабля для полетов на долгие годы?
-
Предложите разные принципиальные пути повышения урожайности с\х растений, возможные с экологической точки зрения.
-
Какие места в цепях питания занимает человек? Приведите примеры
-
Можно ли полностью отказаться от химических методов борьбы с вредителями и перейти на биометод?
-
Почему культурные растения не могут расти в природных сообществах или, «одичав», теряют свои сортовые качества?
-
Можно ли на восстанавливаемых землях создать сразу зрелое, стабильное сообщество, не проходящее длительных предварительных стадий развития?
-
Неустойчивые сообщества в природе развиваются в устойчивые. Стоит ли волноваться о восстановлении нарушенных человеком биоценозов и экосистем?
-
Как изменяться условия на Земле, если все захороненное в недрах органическое вещество будет сожжено или подвергнется разложению?
-
минеральное удобрение часто сравнивают с кислородной подушкой для растений. Почему? Может ли современное с\х обходиться без минеральных удобрений?
-
Какие разрешения и запреты должны содержать экологически грамотные правила любительской рыбной ловли?