Рабочая программа по экологии 10 класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по экологии 10 класс





Пояснительная записка


Учебный предмет экология изучается на завершающем этапе базового образования. Для этого используется программа Черновой Н.М. по учебнику «Основы экологии» 10(11) класс. Содержание и структура этого курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология (34 часа), социальная экология (18 часов), экологические основы охраны природы (16 часов). Программой предусмотрено в 10 и 11 классах по 1 ч. в неделю (по 34 ч. в год)

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.

В 10 классе изучается раздел «Общая экология» в течение 34 часов. В нем рассматривается закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экологических систем на популяционном и биоценотическом уровнях. Изучение этой главы основано на рассмотрении вопросов, касающихся организмов, популяций (сообществ) и, наконец, экосистем, т.е. от частного к общему.

В 11 классе изучаются разделы: «Социальная экология», «Экологические основы охраны природы». В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии.

Цель курса: обобщение и углубление экологических знаний, полученных на этапах обучения биологии; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды.
Задачи:
- формирование понятийного аппарата, обеспечения понимания основных закономерностей, теорий и концепции экологии;
- развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
-закрепление знаний о природе родного края, воспитание бережного отношения к ней;
-научить выделять самое главное в каждой теме, делать правильные выводы, анализировать, вступать в дискуссию, выполнять проектные работы.




Требования к уровню подготовки обучающихся 10-11 классов

В результате изучения предмета обучающиеся должны:

Знать:

  • что изучает экология и как происходило ее становление;

  • определение основных экологических понятий;

  • о соответствии между организмами и средой их обитания;

  • о значении факторов среды;

  • об энергетическом бюджете и тепловом балансе различных организмов;

  • о популяции, и ее основных свойствах;

  • о различных типах взаимодействия организмов;

  • об особенностях конкурентных отношений и факторах, определяющих исход конкурентной борьбы;

  • о составе и основных свойствах экосистем;

  • о закономерностях продуцирования биологического вещества в биоценозах;

  • о направлениях и темпах изменений природных экосистем;

  • об основах рационального управления природными ресурсами;

  • о современном состоянии природной среды;

  • об основных источниках загрязнения биосферы;

  • о путях охраны окружающей среды от загрязнения;

  • о влиянии загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.

Уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;

  • применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;

  • определять источники загрязнения окружающей среды;

  • характеризовать экологическую обстановку в своей местности;

  • составлять экологические паспорта помещений;

  • осуществлять природоохранные мероприятия.

Список литературы для учителя и учащихся


1. Алексеев С.В. Экология 10-11 класс. Санкт-Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997

2. Алексеев С.В. Экология 9 класс. Санкт-Петербург «СМИО ПРЕСС», 1997

3. Бабенко В.Г., Фадеева Е.О. Организмы и среда их обитания. Практикум. 10 - 11 классы. - М.: «НЦ ЭНАС», 2002

4. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 10-11 классы.- М.: «ОНИКС 21 век», 2004

5. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии 9 класс. - М.: Просвещение, 1998

6.Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. - М.: «Творческий центр», 2005

7.Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. М.: «Вентана-Граф», 2004

8.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии 10(11) класс - М.: «Дрофа», 2012

9. Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество. 9 класс. М.: «Вентана-Граф», 2004

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. СD «1С: Образование. Экология. 10-11 кл.

  2. Учебно - электронное пособие «Экология» Московский Государственный институт электроники и математике. 10-11кл.

  3. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.


Учебно-тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

(всего)

Изучение

нового и закрепление

Контроль

1.

Введение

1

1


2.

Организм и среда

9

8

1

3.

Сообщества и популяции

10

9

1

4.

Экосистемы

10

9

1

5.

Проектная деятельность

4

4


Итого:

34

31

3

Учебная программа


№ п\п

№ урока в теме

Тема

ЗУН

ОУУН

1

1

Введение

Экология, уровни организации жизни, общая и социальная экология. Умение объяснять актуальность и значение экологии сегодня.

Синтез, умение делать выводы, давать определения ключевым понятиям

Организм и среда (9ч.)

Цель:

- научить объяснять и приводить примеры путей приспособления организмов к среде и наоборот, путей воздействия организмов на среду;

- уметь характеризовать основные среды жизни и приспособительные формы и ритмы жизни;

- на основе познания взаимодействий организмов со средой обеспечить усвоение законов: минимума (Либиха), оптимума Шелфорда, ограничивающего фактора (толерантности Шелфорда): правила 4лена, Бергмана;

- воспитывать бережное отношение к природе на основе знаний принципа: «все со всем связано».

2

1

Потенциальные возможности размножения организмов

Геометрическая прогрессия размножения, экспоненциальная и логистическая кривая. Умение сопоставлять способности организмов к размножению и ограничивающих сил.

Сравнение, причинно-следственные связи

3

2

Общие законы зависимости организма от факторов среды.

Экологические факторы: абиотические, биотические, з-н Оптимума, пессимум, критические точки, экстремальные условия, ограничивающий фактор. Умение применять знание законов в жизни и хозяйственной деятельности.

Причинно-следственные связи, сворачивание информации

4

3

Основные пути приспособления организмов к среде

Анабиоз, скрытая жизнь, постоянство внутренней среды. Умение выявлять преимущества и недостатки каждого приспособления.

Сравнение, причинно-следственные связи, объяснять понятия

5

4

Основные среды жизни

Среда жизни, планктон, заморы, паразитизм, з-н большого числа яиц. Умение выявлять наличие определенных экологических приспособлений у организмов.

Сравнение, причинно-следственные связи, уметь раскрывать содержание новых понятий

6

5

Пути воздействия организмов на среду обитания

Средообразующая деятельность организмов, фильтрационное питание, самоочищение водоемов. Умение выявлять воздействие организмов на среду обитания.

Сравнение, причинно-следственные связи, уметь конспектировать, формулировать выводы

7

6

Приспособительные формы организмов

Конвергенция, жизненная форма. Умение выявлять морфологические адаптации. Анализ, сравнение, выводы.

Анализ, сравнение, выводы

8

7

Приспособительные ритмы жизни

Суточные ритмы, годовые ритмы, фотпериод, фотопериодизм. Применение знаний о фотопериодизме в с\х.

Сравнение, причинно-следственные связи, выводы

9

8

Обобщение

Обобщение знаний по теме.

10

9

Зачет №1 Организм и среда

Контроль знаний по теме

Сообщества и популяции (10ч.)

Цель:

- обеспечить усвоение закона и следствия пищевых отношений, закона конкурентных отношений;

- научить оперировать понятиями - численность, плотность, структура популяции, рождаемость, смертность и др.;

- познакомить с динамическими процессами в популяциях, условиями устойчивости биоценозов;

- воспитывать философское отношение к жизненным процессам, учить находить в плохом хорошее и наоборот.

11

1

Типы взаимодействия организмов

Биотические связи - прямые и косвенные, трофические отношения, конкуренция, мутуализм, симбиоз, нейтрализм. Умение различать типы взаимодействий организмов и приводить примеры.

Анализ, сравнение, выводы

12

2

Законы и следствия пищевых отношений

Хищники, паразиты, собиратели, пасущиеся животные, циклические колебания численности, экологический бумеранг. Умение объяснять, что именно пищевые связи стоят в основе системы сообщества.

Синтез, анализ, причинно-следственные связи, уметь конспектировать, формулировать выводы

13

3

Законы конкурентных отношений в природе

З-н Гаузе, правило конкурентного исключения, правило Тинеманна, экологическая инженерия. Объяснять роль конкуренции в природе.

Синтез, анализ, причинно-следственные связи, уметь конспектировать, формулировать выводы

14

4

Популяции

Популяция, внутривидовое взаимодействие, численность, плотность, структура популяции, рождаемость, смертность. Умение характеризовать популяцию.

Синтез, анализ, причинно-следственные связи, уметь проводить описание биологических объектов

15

5

Демографическая структура популяций

Демография, возрастная структура популяции, пирамида возрастов. Умение прогнозировать изменения численности популяции.

Синтез, моделирование, причинно-следственные связи

16

6

Рост численности и плотность популяций

Экологическая емкость среды, саморегуляция численности, самоизреживание, территориальное поведение животных, отрицательная обратная связь. Умение объяснять причины изменения численности популяции.

Синтез, моделирование, причинно-следственные связи, находить информацию в разных источниках

17

7

Численность популяций и ее регуляция в природе

Динамика численности популяции, одностороннее действие, двустороннее взаимодействие, взрывы численности. Умение отличать внутривидовые отношения и абиотические факторы.

Синтез, моделирование, причинно-следственные связи, работать с текстом, дополнительной литературой

18

8

Биоценоз и его устойчивость

Биоценоз, доминирующие виды, малочисленные виды, видовая структура биоценоза, Ярусность, экологические ниши. Умение доказывать, что биоценоз - сложная надорганизменная система.

Синтез, сравнение,

выводы

19

9

Обобщение темы

Обобщение знаний по теме

20

10

Зачет №2 Сообщества и популяции

Контроль знаний по теме

Экосистемы (10ч.)

Цель:

- обеспечить усвоение закона организации экосистем, закона биологической продуктивности;

- научить отличать агроценоз и агроэкосистему от биоценозов;

- научить объяснять закономерность смены экосистем, условий их устойчивости;

- закрепить знания о структуре, свойствах и значении биосферы;

- научить соотносить деятельность человека и природных процессов; подвести к выводу о необходимости продуманного отношения к потреблению природных ресурсов.

21

1

Законы организации экосистем

Экосистема, потоки вещества и энергии, биологический круговорот веществ, биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Различение трех составляющих экосистем и их взаимосвязь, отличие экосистемы от биоценоза.

Анализ, синтез, причинно-следственные связи, работать с новыми терминами раскрывать их содержание

22

2

Законы биологической продуктивности

Цепи питания, трофические уровни, правило 10٪, биологическая продукция, биомасса, пирамида биологической продукции. Устанавливать связь между экологической пирамидой и с\х.

Анализ, синтез, причинно-следственные связи, моделирование

23

3

Агроценозы и агроэкосистемы

Агроценозы, агроэкосистема, биологический метод борьбы. Умение выявлять связь развития агроценозов с законами развития биоценозов.

Анализ, синтез, причинно-следственные связи, применять знания на практике

24

4

Обобщение и промежуточный контроль

Обобщение знаний

25

5

Саморазвитие экосистем - сукцессии

Сукцессии, незрелые сообщества, зрелые сообщества, первичная и вторичная сукцессия. Умение показывать закономерность развития устойчивых экосистем.

Анализ, синтез, причинно-следственные связи, моделирование, раскрывать содержание новых понятий

26

6

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов и экосистем

Биологическое разнообразие, устойчивость жизни на Земле. Умение доказывать необходимость биологического разнообразия для устойчивости жизни на планете.

Анализ, синтез, причинно-следственные связи, моделирование, работать с текстом, дополнительной литературой

27

7

Биосфера

Биосфера. озоновый экран, живое вещество, органогенные породы, биокосные тела, круговорот С, N, O. Обобщение знаний по теме о биосфере.

Синтез, сравнение,

выводы

28

8

Экология как научная основа природопользования

Умение доказать практическую значимость знания общих экологических законов в различных областях человеческой деятельности.

Синтез, причинно-следственные связи, моделирование, работать с текстом, дополнительной литературой

29

9

Обобщение

Обобщение знаний по теме

30

10

Зачет №3 Экосистемы

Контроль знаний по теме

31-34

Проектная деятельность

Мониторинг, исследование, продукт, этапы проекта

Формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности


Приложение 1

Зачет № 1

Организм и среда.


  1. Если каждый вид обладает способностью к безграничному размножению, как объяснить наличие в природе большого числа редких видов?

  2. Почему в природе взрывы численности отдельных видов, демонстрирующих их способность к размножению, называют экологическими катастрофами?

  3. Многие быстро размножающиеся насекомые: тараканы, мухи, комары, и др. - вредят человеку. Каково ваше мнение, можно ли использовать потенциал их размножения в хозяйственных целях? Ответ обоснуйте.

  4. В каких проявлениях с\х деятельности часто нарушается закон Оптимума?

  5. Применим ли закон Оптимума к сильнодействующим ядам на человека?

  6. Реален ли с биологической точки зрения полный анабиоз у человека?

  7. Известно, что у многих рыб температура тела постоянна. Значит ли это. Что их можно отнести к теплокровным животным? Почему?

  8. Как вы думаете, отразится ли на почвенном плодородии регулярное внесение ядохимикатов или высоких доз удобрений?

  9. В воздухе постоянно находятся поднятые ветром мелкие насекомые, пауки, семена, споры. Почему же на суше нет сидячих животных, которые питались бы, фильтруя воздух через себя?

  10. Как правильнее называть: «воздушная среда» или «наземно-воздушная среда»? Ответ обоснуйте.

  11. В научной фантастике рисуют картины построения подводных городов для человека. С решением каких основных проблем столкнутся проектировщики таких городов?

  12. Растения можно выращивать без почвы, на гидропонике и получать большие урожаи. Значит ли это, что не нужно беспокоиться по поводу нарушения почвообразующей деятельности живых организмов?

  13. Если в природе так много фильтрующих организмов и так велики возможности самоочищения водоемов, то почему же возникла проблема загрязнения вод?

  14. Применимо ли правило Алена к человеку?

  15. Какие изменения в составе видов или в составе жизненных форм - отражают более серьезные перестройки в природных сообществах? Почему?

  16. Экологическая инженерия разрабатывает принципы создания искусственных сообществ и восстановления нарушенных. Вам надо создать парк для отдыха. С чего следует начинать - с подбора жизненных форм или видов растений? Ответ обоснуйте.

  17. Многие уверяют, что ночью в тишине гораздо продуктивнее подготовка к экзаменам, чем днем. Согласны ли вы с этим? Ответ обоснуйте.

  18. Приведите примеры видов, у которых, по вашему мнению, не должно быть суточных ритмов, и объясните, почему вы так думаете?

  19. На бульварах города в суровую зиму вымерзла часть тополей. Больше всего пострадали деревья, растущие возле уличных фонарей. Почему?

  20. Если бы от вас зависела организация работы в ночную смену на предприятии, что бы вы выбрали?

А) постоянную работу в ночное время;

Б) чередование дневной и ночной работы.

Почему вы выбрали такой режим работы?

Зачет № 2


Сообщества и популяции


1. Всегда ли присутствие сорняков оказывается вредным для культурных

растений?

  1. Встреча хищника и жертвы часто оказывается роковой для жертвы. Однако известно много случаев, когда уничтожение видов-хищников приводит в конце концов к резкому снижению численности видов-жертв. Почему?

  2. В начале ХХ века широко пропагандировали переселение чужеземных растений и животных для обогащения отечественной флоры и фауны. Было сделано много практических попыток такого переселения. Постепенно это увлечение прошло. Как вы думаете, почему? От этого нужно отказаться или, наоборот, усилить эту практику?

  3. В Дальневосточных лесах ведут интенсивный промысел ценного лекарственного растения - женьшеня. Вид находится на грани исчезновения. Какие меры вы приняли бы для его сохранения? Какое отношение к этим мероприятиям имеет понимание связей хищник - жертва?

  4. При удалении какого либо вида из биоценоза остальные занимают его место, повышают численность и выполняют его роль. Зачем тогда заботиться о сохранении видового разнообразия сообществ?

  5. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту на волка запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь сняли и часть волков разрешают отстреливать. Как вы думаете, чем можно объяснить такую непоследовательность природоохранных органов?

  6. Должен ли человек стремиться уничтожить дикие виды, являющиеся конкурентами домашних животных и культурных растений? Ответ обоснуйте.

  7. Считают, что одновидовые посевы культурных растений менее эффективны с экологической точки зрения по сравнению с многовидовыми. Согласны ли вы с этим мнением? Почему? Какую связь это имеет с проблемой межвидовой конкуренции растений?

  8. Существует мнение, что в жизни любого вида преобладает жестокая конкуренция и борьба особей друг с другом. Опровергните или подтвердите его.

  9. Могут ли существовать виды, состоящие всего из одной популяции?

  10. Применимо ли к человеку представление о том, что вид состоит из популяций?

  11. Плодовитость рыб обычно очень высока. Следует ли беспокоиться о тм, что вылавливается крупная часть популяции, ведь даже оставшиеся немногие половозрелые особи дают много икры?

  12. Какие изменения в возрастной и половой структуре популяции серой крысы желательны с точки зрения человека, старающегося сократить ее численность?

  13. У какой популяции растений больше шансов на выживание: у той, которая состоит из одних проростков; у той, которая состоит из проростков, молодых и взрослых особей?

  14. У слонов снижение рождаемости начинается при повышении плотности популяции в 2-3 раза. А у многих насекомых - только тогда, когда плотность возрастает в десятки и сотни раз. По каким причинам столь разная «чувствительность» видов к изменению плотности популяции?

  15. Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и в садах?

  16. Буквальное исполнение лозунга «Превратим всю Землю в цветущий сад!» опасно сточки зрения. Почему?

  17. Если взрывы численности - нормальное явление в жизни некоторых видов, то почему это так беспокоит человека?

  18. Конструируя лесополосы, парки, сады и т.п., человек подбирает только небольшое число основных видов. В природных биоценозах видов во много раз больше. Значит ли это, что мы не можем создавать устойчивые сообщества?

Зачет № 3


Экосистемы


  1. В окрестностях дымящихся промышленных предприятий в лесах стала накапливаться подстилка. Почему это происходит и какие прогнозы можно высказать о будущем этого леса?

  2. В сложных экосистемах дождевых тропических лесов почва бедна биогенными элементами. Как это объяснить? Почему тропические леса не восстанавливаются в прежнем виде, если их свести?

  3. Какая должна быть экосистема космического корабля для полетов на долгие годы?

  4. Предложите разные принципиальные пути повышения урожайности с\х растений, возможные с экологической точки зрения.

  5. Какие места в цепях питания занимает человек? Приведите примеры

  6. Можно ли полностью отказаться от химических методов борьбы с вредителями и перейти на биометод?

  7. Почему культурные растения не могут расти в природных сообществах или, «одичав», теряют свои сортовые качества?

  8. Можно ли на восстанавливаемых землях создать сразу зрелое, стабильное сообщество, не проходящее длительных предварительных стадий развития?

  9. Неустойчивые сообщества в природе развиваются в устойчивые. Стоит ли волноваться о восстановлении нарушенных человеком биоценозов и экосистем?

  10. Как изменяться условия на Земле, если все захороненное в недрах органическое вещество будет сожжено или подвергнется разложению?

  11. минеральное удобрение часто сравнивают с кислородной подушкой для растений. Почему? Может ли современное с\х обходиться без минеральных удобрений?

  12. Какие разрешения и запреты должны содержать экологически грамотные правила любительской рыбной ловли?








© 2010-2022