- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа предпрофильного курса Методы исследования природы
Рабочая программа предпрофильного курса Методы исследования природы
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михайлова Л.В. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Российской Федерации
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
Рабочая программа
по элективному курсу для 9 класса
Методы исследования природы.
Автор: Михайлова Л.В.
Учитель биологии
МБОУ «СОШ №6»
Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся девятых классов, имеет практическую направленность и знакомит с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности.
Целью курса является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.
Задачи курса:
-
Развивать познавательные интересы учащихся;
-
Способствовать самостоятельному самоопределению относительно профиля дальнейшего обучения;
-
Практически использовать знания, полученные в школьном курсе географии, биологии, химии;
-
Развить различные формы коммуникативной деятельности;
-
Способствовать овладению методикой проведения экспериментов, наблюдений;
-
Учить в разных формах представлять результаты своего труда.
Курс построен с опорой на знания и умения, полученные в основной школе при изучении предметов естественнонаучного цикла, но выходит за рамки её обязательного содержания, расширяя кругозор учащихся, углубляя имеющиеся основы знаний и практических действий. Содержание программы позволяет проводить наблюдения, эксперименты как индивидуального, так и в группах разной численности; использовать доступные приборы и оборудование; осуществлять экскурсии с познавательной и профориентационной целью.
Большая часть занятий данного курса практическая. Это наблюдения, съемки, анализ, практическая обработка данных наблюдений, представления отчётов.
Ожидаемые результаты:
-
Развитие познавательных интересов;
-
Сознательное определение профиля дальнейшего обучения;
-
Умения сотрудничать с товарищами, работая в группах;
-
Точность, аккуратность, ответственность в практических действиях;
-
Умения предоставлять результаты труда в форме графиков, рисунков, таблиц, диаграмм, докладов.
№ п.п.
Тема
Всего часов
Теоретических
Практических
Форма проведения
1
Введение
1
1
Беседа
2
Фенология
6
1
5
Беседа, экскурсии, практические занятия
3
Топография
7
_
7
Практические занятия
4
Химия
5
4
1
Беседа, лекции, практические занятия
5
Биология
4
3
1
Беседа, проекты, практические занятия
6
Климатология
9
3
6
Экскурсии, практические занятия
7
Экология
2
1
1
Практические занятия, круглый стол
Содержание курса
1 занятие.
Теоретическое.
Введение. Представление курса. Что изучают науки фенология, топология, климатология.
Форма работы: беседа.
2 занятие.
Теоретическое.
Фенология. Фенологическое наблюдение.
Форма работы: беседа. Составление таблиц для фенологических наблюдений. Распределение по группам наблюдения: фиксирование температуры 3 раза в день; направления ветра; отлёта и прилета птиц; изменения окраски листьев у деревьев; атмосферного давления по барометру; осадков; начало и конец листопада; первого заморозка; первого снега, льда, замерзания и вскрытия водоемов, распускания листьев.
3, 4 занятия.
Форма работы: экскурсия. Проведение наблюдений за осенними явлениями в природе и занесение их в таблицы.
5 занятие.
Топография.
Форма работы: практическое занятие. Измерение относительной высоты местности с помощью нивелира. Оборудование: нивелир, линейка, планшет, карандаш, лист.
6, 7 занятие.
Топография.
Форма работы: практическое занятие. Полярная съемка местности. Оборудование: компас, планшет, рулетка, карандаш, лист бумаги. Ход работы: определение азимутов на ориентиры от полюса отметки, расстояний до них, расчет масштаба.
8 задание.
Топография.
Форма работы: практическое занятие. Составление плана участка полярной съемки. Ход работы: написание на лист направлений и расстояний до объектов по выбранному масштабу, нанесение объектов с помощью условных знаков.
9 занятие.
Топография.
Форма работы: практическое занятие. Маршрутная съемка местности. Оборудование: компас, планшет, рулетка, карандаш, лист бумаги. Ход работы: определение азимута движения от объекта к объекту и расстояний до них.
10 занятие.
Топография.
Форма работы: практическое занятие. Оформление результатов маршрутной съемки. Ход работы: выбор масштаба, перенесение на лист направлений и расстояний до объектов по пути движения.
11 занятие.
Топография.
Форма работы: практическое занятие. Определение полуденной линии меридиана, географического полдня, высоты солнца над горизонтом. Оборудование: компас, гномон, линейка.
12 занятие.
Химия.
Форма работы: теоретическое занятие. Беседа. Химия в природе и жизни человека.
13 занятие.
Химия.
Форма работы: теоретические занятия. Беседа. Лекция. Вода - важнейшее химическое соединение на Земле.
14 занятие.
Химия.
Форма работы: теоретические занятия. Беседа. Демонстрация фильма. Вода и здоровье человека.
15 занятие.
Химия.
Форма работы: практическое занятие. Анализ свойств воды. Оборудование: вода из разных источников, мерные цилиндры, индикаторы химические. Ход работы: определение прозрачности и читабельности воды из разных источников, определение химической среды воды разных источников и других свойств.
16 занятие.
Химия.
Форма работы: теоретические занятия. Беседа. Лекция. Химический состав продуктов питания.
17 занятие.
Биология.
Форма работы: практическое занятие. Воздействие спиртосодержащих веществ на здоровье человека. Оборудование: пробирки, молоко, яйцо, мясо, спиртосодержащее вещество. Ход работы: воздействие спиртосодержащим веществом на заданные продукты, содержащие белок.
18 занятие.
Биология.
Форма работы: теоретические занятия. Беседа. Лекция. Демонстрация кинофрагментов. Воздействие наркотических веществ на здоровье человека.
19 занятие.
Биология.
Форма работы: теоретические занятия. Беседа. Проекты. Кто и почему курит. Кому от этого хорошо.
20 занятие.
Биология.
Форма работы: теоретические занятия. Беседа. Сам себе доктор.
21, 22 занятия.
Климатология.
Экскурсия на метеостанцию.
23, 24 занятие.
Климатология.
Форма работы: практическое занятие. Обработка данных индивидуальных наблюдений. Оборудование: черновики наблюдений, лист бумаги. Ход работы: определение по своим климатическим наблюдениям амплитуды температур, средней месячной температуры, выявление зависимости между температурой, осадками и давлением.
25 занятие.
Климатология.
Форма работы: практическое занятие. Форма работы: практическое занятие. Составление розы ветров. Оборудование: линейка, карандаш, цветная бумага. Ход работы: составление розы ветров за месяцы наблюдений.
26 занятие.
Климатология.
Форма работы: практическое занятие. Работа по синоптическим картам. Оборудование: ксерокопии синоптических карт. Ход работы: анализ и сравнение синоптических карт и попытка прогнозирования погоды.
27 занятие.
Климатология.
Форма работы: теоретическое занятие. Синоптическая служба на Алтае. Профессия климатолога.
28 занятие.
Фенология.
Форма работы: практическое занятие. Оформление фенологического календаря. Оборудование: черновики наблюдений, лист бумаги. Ход работы: сведение данных наблюдений разны групп в одну таблицу.
29 занятие.
Фенология.
Форма работы: экскурсия. Весенняя экскурсия с целью фенологических наблюдений.
30 занятие.
Климатология. Фенология.
Форма работы: практическое занятие. Ход работы: составление сводных таблиц климатических и фенологических наблюдений.
31 занятие.
Экология.
Форма работы: практическое занятие. Природные сообщества окрестностей. Ход работы: выявление мелких биогеоценозов и описание растительности и животных в нем.
32 занятие.
Экология.
Форма работы: практическое занятие. Экологический рейд по очистке территории. Ход работы: выявление и уборка наиболее загрязненных участков окрестности.
33 занятие.
Экология.
Форма работы: теоретическое занятие. Круглый стол. Проблемы поймы Оби.
34 занятие.
Фенология.
Форма работы: практическое занятие. Завершение заполнения фенологического календаря.
Календарно тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Планируемые результаты освоения материала
Примерная дата проведения
Фенология
4
1
Что изучают науки фенология, топология, климатология
1
Работают с литературой, Интернет-ресурсами, ведут записи.
Выясняют значение терминов, области исследования данных наук
2
Фенология. Фенологическое наблюдение.
1
Работают с литературой, Интернет-ресурсами, беседуют с учителем, ведут записи
Иметь представление о фенологии, знать способы наблюдений
3,4
Экскурсия. Проведение наблюдений за осенними явлениями в природе и занесение их в таблицы.
2
Практическая деятельность, проводят наблюдения, ведут записи
Понимать специфику наблюдений, уметь фиксировать их
Топография.
7
5
Измерение относительной высоты местности с помощью нивелира.
1
Работают нивелирами, ведут измерения, фиксируют данные
Знать устройство нивелира, проводить точные измерения
6,7
практическое занятие. Полярная съемка местности
2
Работают с планшетами, компасом ведут измерения, фиксируют данные
Уметь делать съёмку, точно измерять, работать в группе
8
практическое занятие. Составление плана участка полярной съемки
1
Работают с планшетами, компасом ведут измерения, фиксируют данные
Уметь делать съёмку, точно измерять, работать в группе
9
практическое занятие. Маршрутная съемка местности
1
Работают с планшетами, компасом ведут измерения, фиксируют данные
Уметь делать съёмку, точно измерять, работать в группе
10
Оформление результатов маршрутной съемки
1
Обрабатывают полученные данные, оформляют план
Уметь изображать в масштабе. Рассчитывать его.
11
практическое занятие. Определение полуденной линии меридиана, географического полдня, высоты солнца над горизонтом.
1
Работают с планшетами, компасом ведут измерения, фиксируют данные
Уметь делать съёмку, точно измерять, работать в группе
химия
5
12
Химия в природе и жизни человека
1
Смотрят фильм. Обсуждают увиденное, высказывают суждения
Знать информацию о химическом составе природных компонентов, их использовании
13
Вода - важнейшее химическое соединение на Земле.
1
Работают с литературой, Интернет-ресурсами, беседуют с учителем, ведут записи
Знать особенности состава воды и различных её состояниях
14
Вода и здоровье человека
1
Работают с литературой, Интернет-ресурсами, беседуют с учителем, ведут записи
Знать как зависит здоровье от качества потребляемой воды, уметь работать с различными источниками информации
15
практическое занятие. Анализ свойств воды
1
Проводят исследования, ведут наблюдения и записи, делают выводы
Знать методы исследования, уметь работать с лабораторной посудой
16
Химический состав продуктов питания
1
Проводят исследования, ведут наблюдения и записи, делают выводы
Знать методы исследования, уметь работать с лабораторной посудой
Биология.
4
17
практическое занятие. Воздействие спиртосодержащих веществ на здоровье человека.
1
Проводят исследования, ведут наблюдения и записи, делают выводы
Знать методы исследования, уметь работать с лабораторной посудой
18
Воздействие наркотических веществ на здоровье человека.
1
Работают с литературой, Интернет-ресурсами, беседуют с учителем, ведут записи
Знать особенности воздействия наркотиков, уметь противостоять вредным влияниям.
19
Проекты. Кто и почему курит. Кому от этого хорошо
1
Беседуют с учителем. работают с литературой, Интернет-ресурсам, рассуждают
Знать причины массового распространения никотина, уметь работать в группах
20
Сам себе доктор
1
Смотрят фильм. Обсуждают увиденное, высказывают суждения
Стремиться к здоровому образу жизни, уметь поддерживать здоровье
Климатология.
9
21
22
Экскурсия на метеостанцию.
2
Изучают приборы, слушают, задают вопросы
Познакомиться с приборами наблюдений, видами выполняемых работ
23
24
практическое занятие. Обработка данных индивидуальных наблюдений
2
Систематизируют данные своих наблюдений
Уметь систематизировать данные. Оформлять результаты наблюдений
25
практическое занятие. Составление розы ветров
1
Делают расчеты, чертят изображение. Делают вывод по результатам работы
Уметь систематизировать данные. Оформлять результаты наблюдений
26
практическое занятие. Работа по синоптическим картам
1
Учатся работать по картам
Научиться читать синоптические карты
27
Синоптическая служба на Алтае. Профессия климатолога
1
Смотрят фильм. Обсуждают увиденное, высказывают суждения
Знать особенности профессии синоптика, историю развития этой службы на Алтае
Фенология.
28
практическое занятие. Оформление фенологического календаря
1
Систематизируют данные. Оформляют работу в тетрадь
Уметь систематизировать данные. Оформлять работу в тетрадь
29
Весенняя экскурсия с целью фенологических наблюдений
1
Наблюдают за изменением природы. Делают выводы
Развитие наблюдательности. Воспитание экологических и духовных чувств
30
составление сводных таблиц климатических и фенологических наблюдений.
1
Систематизируют данные. Оформляют работу в тетрадь
Уметь систематизировать данные. Оформлять работу в тетрадь
Экология.
31
практическое занятие. Природные сообщества окрестностей
1
Изучают флору и фауну окрестностей
Уметь выделять сообществ разных рангов
32
практическое занятие. Экологический рейд по очистке территории
1
Участвуют в акциях по очистке берегов
Экологическое и трудовое воспитание
33
Круглый стол. Проблемы поймы Оби
1
Работают с литературой, Интернет-ресурсами, беседуют с учителем, ведут записи
Знать проблемы. Вызванные
природными явлениями, находить пути их решения
34
практическое занятие. Завершение заполнения фенологического календаря.
1
Систематизируют данные. Оформляют работу в тетрадь
Систематизируют данные. Оформляют работу в тетрадь
35
Итоговое занятие
1