Рабочая программа предпрофильного курса Методы исследования природы

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Российской Федерации

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»








Рабочая программа

по элективному курсу для 9 класса


Методы исследования природы.






Автор: Михайлова Л.В.

Учитель биологии

МБОУ «СОШ №6»

Пояснительная записка.

Данный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся девятых классов, имеет практическую направленность и знакомит с особенностями естественнонаучной исследовательской деятельности.

Целью курса является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.

Задачи курса:

  • Развивать познавательные интересы учащихся;

  • Способствовать самостоятельному самоопределению относительно профиля дальнейшего обучения;

  • Практически использовать знания, полученные в школьном курсе географии, биологии, химии;

  • Развить различные формы коммуникативной деятельности;

  • Способствовать овладению методикой проведения экспериментов, наблюдений;

  • Учить в разных формах представлять результаты своего труда.

Курс построен с опорой на знания и умения, полученные в основной школе при изучении предметов естественнонаучного цикла, но выходит за рамки её обязательного содержания, расширяя кругозор учащихся, углубляя имеющиеся основы знаний и практических действий. Содержание программы позволяет проводить наблюдения, эксперименты как индивидуального, так и в группах разной численности; использовать доступные приборы и оборудование; осуществлять экскурсии с познавательной и профориентационной целью.

Большая часть занятий данного курса практическая. Это наблюдения, съемки, анализ, практическая обработка данных наблюдений, представления отчётов.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие познавательных интересов;

  • Сознательное определение профиля дальнейшего обучения;

  • Умения сотрудничать с товарищами, работая в группах;

  • Точность, аккуратность, ответственность в практических действиях;

  • Умения предоставлять результаты труда в форме графиков, рисунков, таблиц, диаграмм, докладов.

№ п.п.

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Форма проведения

1

Введение

1

1

Беседа

2

Фенология

6

1

5

Беседа, экскурсии, практические занятия

3

Топография

7

_

7

Практические занятия

4

Химия

5

4

1

Беседа, лекции, практические занятия

5

Биология

4

3

1

Беседа, проекты, практические занятия

6

Климатология

9

3

6

Экскурсии, практические занятия

7

Экология

2

1

1

Практические занятия, круглый стол

Содержание курса

1 занятие.

Теоретическое.

Введение. Представление курса. Что изучают науки фенология, топология, климатология.

Форма работы: беседа.

2 занятие.

Теоретическое.

Фенология. Фенологическое наблюдение.

Форма работы: беседа. Составление таблиц для фенологических наблюдений. Распределение по группам наблюдения: фиксирование температуры 3 раза в день; направления ветра; отлёта и прилета птиц; изменения окраски листьев у деревьев; атмосферного давления по барометру; осадков; начало и конец листопада; первого заморозка; первого снега, льда, замерзания и вскрытия водоемов, распускания листьев.

3, 4 занятия.

Форма работы: экскурсия. Проведение наблюдений за осенними явлениями в природе и занесение их в таблицы.

5 занятие.

Топография.

Форма работы: практическое занятие. Измерение относительной высоты местности с помощью нивелира. Оборудование: нивелир, линейка, планшет, карандаш, лист.

6, 7 занятие.

Топография.

Форма работы: практическое занятие. Полярная съемка местности. Оборудование: компас, планшет, рулетка, карандаш, лист бумаги. Ход работы: определение азимутов на ориентиры от полюса отметки, расстояний до них, расчет масштаба.

8 задание.

Топография.

Форма работы: практическое занятие. Составление плана участка полярной съемки. Ход работы: написание на лист направлений и расстояний до объектов по выбранному масштабу, нанесение объектов с помощью условных знаков.

9 занятие.

Топография.

Форма работы: практическое занятие. Маршрутная съемка местности. Оборудование: компас, планшет, рулетка, карандаш, лист бумаги. Ход работы: определение азимута движения от объекта к объекту и расстояний до них.

10 занятие.

Топография.

Форма работы: практическое занятие. Оформление результатов маршрутной съемки. Ход работы: выбор масштаба, перенесение на лист направлений и расстояний до объектов по пути движения.

11 занятие.

Топография.

Форма работы: практическое занятие. Определение полуденной линии меридиана, географического полдня, высоты солнца над горизонтом. Оборудование: компас, гномон, линейка.

12 занятие.

Химия.

Форма работы: теоретическое занятие. Беседа. Химия в природе и жизни человека.

13 занятие.

Химия.

Форма работы: теоретические занятия. Беседа. Лекция. Вода - важнейшее химическое соединение на Земле.

14 занятие.

Химия.

Форма работы: теоретические занятия. Беседа. Демонстрация фильма. Вода и здоровье человека.

15 занятие.

Химия.

Форма работы: практическое занятие. Анализ свойств воды. Оборудование: вода из разных источников, мерные цилиндры, индикаторы химические. Ход работы: определение прозрачности и читабельности воды из разных источников, определение химической среды воды разных источников и других свойств.

16 занятие.

Химия.

Форма работы: теоретические занятия. Беседа. Лекция. Химический состав продуктов питания.

17 занятие.

Биология.

Форма работы: практическое занятие. Воздействие спиртосодержащих веществ на здоровье человека. Оборудование: пробирки, молоко, яйцо, мясо, спиртосодержащее вещество. Ход работы: воздействие спиртосодержащим веществом на заданные продукты, содержащие белок.

18 занятие.

Биология.

Форма работы: теоретические занятия. Беседа. Лекция. Демонстрация кинофрагментов. Воздействие наркотических веществ на здоровье человека.

19 занятие.

Биология.

Форма работы: теоретические занятия. Беседа. Проекты. Кто и почему курит. Кому от этого хорошо.

20 занятие.

Биология.

Форма работы: теоретические занятия. Беседа. Сам себе доктор.

21, 22 занятия.

Климатология.

Экскурсия на метеостанцию.

23, 24 занятие.

Климатология.

Форма работы: практическое занятие. Обработка данных индивидуальных наблюдений. Оборудование: черновики наблюдений, лист бумаги. Ход работы: определение по своим климатическим наблюдениям амплитуды температур, средней месячной температуры, выявление зависимости между температурой, осадками и давлением.

25 занятие.

Климатология.

Форма работы: практическое занятие. Форма работы: практическое занятие. Составление розы ветров. Оборудование: линейка, карандаш, цветная бумага. Ход работы: составление розы ветров за месяцы наблюдений.

26 занятие.

Климатология.

Форма работы: практическое занятие. Работа по синоптическим картам. Оборудование: ксерокопии синоптических карт. Ход работы: анализ и сравнение синоптических карт и попытка прогнозирования погоды.

27 занятие.

Климатология.

Форма работы: теоретическое занятие. Синоптическая служба на Алтае. Профессия климатолога.

28 занятие.

Фенология.

Форма работы: практическое занятие. Оформление фенологического календаря. Оборудование: черновики наблюдений, лист бумаги. Ход работы: сведение данных наблюдений разны групп в одну таблицу.

29 занятие.

Фенология.

Форма работы: экскурсия. Весенняя экскурсия с целью фенологических наблюдений.

30 занятие.

Климатология. Фенология.

Форма работы: практическое занятие. Ход работы: составление сводных таблиц климатических и фенологических наблюдений.

31 занятие.

Экология.

Форма работы: практическое занятие. Природные сообщества окрестностей. Ход работы: выявление мелких биогеоценозов и описание растительности и животных в нем.

32 занятие.

Экология.

Форма работы: практическое занятие. Экологический рейд по очистке территории. Ход работы: выявление и уборка наиболее загрязненных участков окрестности.

33 занятие.

Экология.

Форма работы: теоретическое занятие. Круглый стол. Проблемы поймы Оби.

34 занятие.

Фенология.

Форма работы: практическое занятие. Завершение заполнения фенологического календаря.

Календарно тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Примерная дата проведения


Фенология

4




1

Что изучают науки фенология, топология, климатология

1

Работают с литературой, Интернет-ресурсами, ведут записи.

Выясняют значение терминов, области исследования данных наук


2

Фенология. Фенологическое наблюдение.


1

Работают с литературой, Интернет-ресурсами, беседуют с учителем, ведут записи

Иметь представление о фенологии, знать способы наблюдений


3,4

Экскурсия. Проведение наблюдений за осенними явлениями в природе и занесение их в таблицы.


2

Практическая деятельность, проводят наблюдения, ведут записи

Понимать специфику наблюдений, уметь фиксировать их



Топография.

7




5

Измерение относительной высоты местности с помощью нивелира.

1

Работают нивелирами, ведут измерения, фиксируют данные

Знать устройство нивелира, проводить точные измерения


6,7

практическое занятие. Полярная съемка местности

2

Работают с планшетами, компасом ведут измерения, фиксируют данные

Уметь делать съёмку, точно измерять, работать в группе


8

практическое занятие. Составление плана участка полярной съемки

1

Работают с планшетами, компасом ведут измерения, фиксируют данные

Уметь делать съёмку, точно измерять, работать в группе


9

практическое занятие. Маршрутная съемка местности

1

Работают с планшетами, компасом ведут измерения, фиксируют данные

Уметь делать съёмку, точно измерять, работать в группе


10

Оформление результатов маршрутной съемки

1

Обрабатывают полученные данные, оформляют план

Уметь изображать в масштабе. Рассчитывать его.


11

практическое занятие. Определение полуденной линии меридиана, географического полдня, высоты солнца над горизонтом.

1

Работают с планшетами, компасом ведут измерения, фиксируют данные

Уметь делать съёмку, точно измерять, работать в группе



химия

5




12

Химия в природе и жизни человека

1

Смотрят фильм. Обсуждают увиденное, высказывают суждения

Знать информацию о химическом составе природных компонентов, их использовании


13

Вода - важнейшее химическое соединение на Земле.


1

Работают с литературой, Интернет-ресурсами, беседуют с учителем, ведут записи

Знать особенности состава воды и различных её состояниях


14

Вода и здоровье человека

1

Работают с литературой, Интернет-ресурсами, беседуют с учителем, ведут записи

Знать как зависит здоровье от качества потребляемой воды, уметь работать с различными источниками информации


15

практическое занятие. Анализ свойств воды

1

Проводят исследования, ведут наблюдения и записи, делают выводы

Знать методы исследования, уметь работать с лабораторной посудой


16

Химический состав продуктов питания

1

Проводят исследования, ведут наблюдения и записи, делают выводы

Знать методы исследования, уметь работать с лабораторной посудой



Биология.


4



17

практическое занятие. Воздействие спиртосодержащих веществ на здоровье человека.

1

Проводят исследования, ведут наблюдения и записи, делают выводы

Знать методы исследования, уметь работать с лабораторной посудой


18

Воздействие наркотических веществ на здоровье человека.


1

Работают с литературой, Интернет-ресурсами, беседуют с учителем, ведут записи

Знать особенности воздействия наркотиков, уметь противостоять вредным влияниям.


19

Проекты. Кто и почему курит. Кому от этого хорошо

1

Беседуют с учителем. работают с литературой, Интернет-ресурсам, рассуждают

Знать причины массового распространения никотина, уметь работать в группах


20

Сам себе доктор

1

Смотрят фильм. Обсуждают увиденное, высказывают суждения

Стремиться к здоровому образу жизни, уметь поддерживать здоровье



Климатология.

9




21

22

Экскурсия на метеостанцию.


2

Изучают приборы, слушают, задают вопросы

Познакомиться с приборами наблюдений, видами выполняемых работ


23

24

практическое занятие. Обработка данных индивидуальных наблюдений

2

Систематизируют данные своих наблюдений

Уметь систематизировать данные. Оформлять результаты наблюдений


25

практическое занятие. Составление розы ветров

1

Делают расчеты, чертят изображение. Делают вывод по результатам работы

Уметь систематизировать данные. Оформлять результаты наблюдений


26

практическое занятие. Работа по синоптическим картам

1

Учатся работать по картам

Научиться читать синоптические карты


27

Синоптическая служба на Алтае. Профессия климатолога

1

Смотрят фильм. Обсуждают увиденное, высказывают суждения

Знать особенности профессии синоптика, историю развития этой службы на Алтае



Фенология.






28

практическое занятие. Оформление фенологического календаря

1

Систематизируют данные. Оформляют работу в тетрадь

Уметь систематизировать данные. Оформлять работу в тетрадь


29

Весенняя экскурсия с целью фенологических наблюдений

1

Наблюдают за изменением природы. Делают выводы

Развитие наблюдательности. Воспитание экологических и духовных чувств


30

составление сводных таблиц климатических и фенологических наблюдений.

1

Систематизируют данные. Оформляют работу в тетрадь

Уметь систематизировать данные. Оформлять работу в тетрадь



Экология.






31

практическое занятие. Природные сообщества окрестностей

1

Изучают флору и фауну окрестностей

Уметь выделять сообществ разных рангов


32

практическое занятие. Экологический рейд по очистке территории

1

Участвуют в акциях по очистке берегов

Экологическое и трудовое воспитание


33

Круглый стол. Проблемы поймы Оби

1

Работают с литературой, Интернет-ресурсами, беседуют с учителем, ведут записи

Знать проблемы. Вызванные

природными явлениями, находить пути их решения


34

практическое занятие. Завершение заполнения фенологического календаря.

1

Систематизируют данные. Оформляют работу в тетрадь

Систематизируют данные. Оформляют работу в тетрадь


35

Итоговое занятие

1





© 2010-2022