РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 05. 03.  2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы.   Программы  авторского курса биологии для 6-9 классов В.В. Пасечника. (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М. Дрофа.2011г.).           Рабочая программа предназначена для изуч...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Островянская средняя общеобразовательная школа

рассмотрена

методическим советом

протокол от 26.08. 2013 года

№ 1

рекомендована

педагогическим советом

протокол от 29.08. 2013 года

№ 1


утверждена

приказ от 30.08.2013 года

№ 105

директор МБОУ Островянской СОШ

__________

Рабочая программа

по биологии

для 9 класса

на 2014-2015 учебный год





Учитель: Татьянченко Н.В.







х.Островянский



Рабочая программа по биологии

9 класс

(2 часа в неделю, 68 часов в год)


Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 05. 03. 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы.

Программы авторского курса биологии для 6-9 классов В.В. Пасечника. (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.

М. Дрофа.2011г.).

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс». Дрофа, 2009. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии и реализует авторскую программу В.В.Пасечника. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.12 г. № 1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ Островянской СОШ на 2013-2014 учебный год программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю, 68 часов. По календарному графику МБОУ Островянской СОШ, расписанию занятий в 9 классе, согласованному с ТО Управления Роспотребнадзора в Орловском районе, календарно-тематическое планирование составлено на 66 часов. В связи с тем, что уроки биологии выпали на праздничные дни (10 марта,1 мая), то программа будет выполнена за счет уплотнения материала тем уроков:№33 «Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание» и №32 «Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон» 1 час, №66 «Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое» и № 67 «Развитие жизни в мезозое и кайнозое». 1 час. Фактически 66 часов

Количество контрольных работ - 5

Количество лабораторных работ -6

Количество практических работ - 2

Рабочая программа включает разделы:

пояснительную записку;

нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы;

цели изучения курса;

структуру курса; годовой календарный график текущего контроля по биологии

перечень лабораторных работ; перечень проверочных работ по модулям;

подготовка к ГИА;

календарно-тематическое планирование;

требования к уровню подготовки учащихся 9 класса;

информационно - методическое обеспечение;

критерии оценивания.


Формы контроля

за качеством обучения и усвоения материала:


собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

опросы, экспресс-опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);

зачет (выдается перечень вопросов, оглашаются требования к уровню подготовки);

самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);

письменная контрольная работа (перечень заданий или задач, которые выполняются в письменном виде, технология оценивания - отметочная, по организации - контроль учителя);

тестирование (используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных и автоматизированной обработки результатов, технология оценивания - рейтинговая или отметочная);

дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);

наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).

Методы контроля



По месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной), текущий (оперативный), итоговый (выходной).

По способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная), «рейтинговая» технология (балльно-накопительная), «качественная» технология (сочетание метода наблюдения с экспертной оценкой, т.е. усвоил - не усвоил, овладел - не овладел).

По способу организации контроля: автоматический (машинный), взаимоконтроль, контроль учителя, самоконтроль.

По ведущим функциям:диагностический, стимулирующий, констатирующий.

По способу получения информации в ходе контроля: устный метод (включает опросы, собеседования, зачеты), письменный метод (использует контрольные, различные проверочные работы), практический метод (состоит в наблюдение за ходом выполнения практических и лабораторных работ, а также проектов).











Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

№ п/п

Нормативные документы

1

Закон РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в РФ».

2

Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.

3

Приказ Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

4

Приказ Минобрнауки России от 20.08.2008г. №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерством образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

5

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год» зарегистрирован в Минюсте России 30.01.2013г. №26755

6

Программа курса биологии 6-11 кл. Автор В,ВПасечник М.Дрофа 2011г.

7

Учебник. «Биология 9 класс. Введение в общую биологию и экологию».

Авторы: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.

М. Дрофа.2009г.





Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; об открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии;

  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, в ходе работы с различными источниками информации;

  • усиление междисциплинарных связей в школьном образовании;

  • формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

  • установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • использование приобретенных знаний и умений учащимися в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний;

  • развитие личности учащихся, стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.




















Структура курса


РАЗДЕЛ. Тема.


Кол-во часов

по плану

фактически

1.

Введение

3

3

2.

Уровни организация живой природы. Молекулярный уровень.

10

10

3.

Клеточный уровень

16

16

4.

Организменный уровень.

14

13

5.

Популяционно- видовой

2

2

6.

Экосистемный уровень.

8

8

7.

Биосферный уровень

3

3

8.

Эволюция. Основы учения об эволюции.

7

7

9.

Возникновение и развития жизни на земле.

5

4


Итого

68

66









Биология 9 класс

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1.

Молекулярный уровень. №13

2.

Клеточный уровень. №29

3.

Организменный уровень. №42

4.

Вид. Экосистемный уровень. №51

5.

Возникновение и развитие жизни на Земле. №65

МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ВЗЯТ ИЗ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА: «БИОЛОГИЯ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 6 - 9 КЛАСС. Москва. Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 год.

Авторы: Калинова Г.С., Мягкова В.Н.







ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

№15

1.Лабораторная работа №1. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

№45

2. Лабораторная работа №2. Изучение и описание экосистемы своей местности.

№47

3.Лабораторная работа №3.Составление схем передачи веществ и энергии.

№49

4.Лабораторная работа №4. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

№52

5.Лабораторная работа №5.

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы.

№58

6.Лабораторная работа №6. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания













ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

№14

1. Практическая работа №1. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом.

№53

2. Практическая работа №2. Изучение состава почвы.



Подготовка к ГИА



При организации подготовки школьников к ГИА по биологии необходимо ориентироваться на нормативные документы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004г.).


  1. Спецификация экзаменационной работы по биологии государственного итогового экзамена (2014г.).


  1. Кодификатор элементов содержания по биологии для составления контрольно-измерительных материалов государственного итогового экзамена (2014г.)



























Календарно-тематическое планирование

БИОЛОГИЯ 9 класс

«ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ И ЭКОЛОГИЮ».

(68 часов)

№ урока

Дата



НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ.

Кол-во час.

по плану

факти

чески



Введение.

3

1



Биология - наука о жизни.

2



Методы исследования в биологии.

3



Сущность жизни и свойства живого.




Раздел 1. Уровни организации живой природы.

53




Тема 1. Молекулярный уровень.

10

4



Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень.

5



Углеводы.

6



Липиды.

7


Состав и строение белков.

8



Функции белков.

9



Нуклеиновые кислоты.

10



АТФ и другие органические соединения клетки.

11



Биологические катализаторы.

12



Вирусы.

13



Контрольная работа №1по теме «Молекулярный уровень»




Тема 2. Клеточный уровень.

16

14



Основные положения клеточной теории. Практическая работа №1. «Приготовление микропрепоратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом».

15



Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Лабораторная работа №1. « Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».

16



Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

17



Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

18



Лизосомы. Митохондрия. Пластиды.

19



Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

20



Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

21



Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

22



Энергетический обмен в клетке.

23


.

Типы питания клетки.

24



Фотосинтез и хемосинтез.

25



Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Транскрипция.

26



Синтез белков в клетке. Трансляция.

27



Деление клетки. Митоз.

28



Обобщение знаний по теме: «Клеточный уровень».

29



Контрольная работа №2 по теме «Клеточный уровень».




Тема 3. Организменный уровень.

14

30



Размножение организмов. Оплодотворение.

31


Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

32







Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

33

Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание.

34



Закон чистоты гамет. Цитологические основы наследования.

35



Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

36



Дигибридное скрещивание.

37



Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов.

38



Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

39



Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость.

40



Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

41



Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

42



Обобщающий урок по теме: «Организменный уровень»

43



Контрольная работа №3 по теме «Организменный уровень»




Тема 4. Популяционно-видовой уровень.

2

44



Вид. Критерии вида.

45



Популяции. Биологическая классификация.




Тема 5. Экосистемный уровень.

8

46



Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. Лабораторная работа №2. «Изучение и описание экосистемы своей местности».

47



Состав и структура сообщества.

48



Потоки вещества и энергии в экосистеме. Лабораторная работа №3. «Составление схем, передача веществ и энергии».

49



Саморазвитие экосистемы.

50



Лабораторная работа №4. «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме».

51



Обобщение по теме «Вид. Экосистемный уровень».

52



Контрольная работа№4 . «Вид. Экосистемный уровень».

53



Лабораторная работа №5. «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистеме».




Тема 6. Биосферный уровень.

3

54


Биосфера. Среды жизни.

Практическая работа №2. «Изучение состава почвы».

55



Средообразующая деятельность организмов.

56



Круговорот веществ в природе.




Раздел 2. ЭВОЛЮЦИЯ

Тема 7. Основы учения об эволюции.

7

57



Развитие эволюционного учения.

58



Изменчивость организмов. Генетическое равновесие.

59



Борьба за существование. Естественный отбор.

Лабораторная работа №6. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».

60



Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы.

61


.

Видообразование. Макроэволюция.

62


Основные закономерности эволюции

63



Контрольно-обобщающий урок по теме « Основы учения об эволюции».




Раздел 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ.

4

64



Гипотезы возникновения жизни.

65



Развитие представлений о возникновении жизни.

66



Контрольная работа №5. «Возникновение и развитие жизни на Земле».

67,68



Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое.











В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

уметь находить:

  • в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний.

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Информационно-методическое обеспечение

1. Федеральный Государственный стандарт.

2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2011).

3. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.

4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. - М.: Дрофа, 2009 - 304 с. (Гриф:Рекомендовано МО РФ)

5. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 96 с.

Дополнительная литература:

1. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. - М.: Дрофа, 2004.

2. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. - М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 1996.

3. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Книжный дом «Университет», 1999.

4. Тесты. Биология 9 класс. Варианты и ответы централизованного тестирования - М.: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007. -78с.

5. Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 293с.

Информацию об организации, проведении и демоверсии ЕГЭ и ГИА можно найти на сайтах:

mon.gov.ru Министерство образования и науки

fipi.ru Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений

ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.

Критерии оценивания

Оценка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.


Урок. №13 Контрольная работа№1 по теме: »Молекулярный уровень»
1 вариант

1.Описать структуру белков.

2.Каковы функции РНК и ДНК?

3.Задача.
Фрагмент 1 цепи ДНК
А-Г-А-Т-Т-Ц-Г-А-Т.
Задание:
а)Достроить 2 цепь ДНК.
б)Каким принципом руководились?

4.В чем состоит особенность природы вирусов и организация генома?

5.Что означает в биологии эта дата: 1868г?


Тест.
Перечень ответов:
1.нуклеотид
2.аминокислота
3.АТФ
4.одно из азотистых оснований
5.аденин (А)

6.белки

7.фосфорная кислота
8.рибоза
9.дезоксирибоза

10.глюкоза
11.ДНК
12.РНК
13.нуклеотид адениловый
14.нуклеотид тимидиловый
15.нуклеотид гуаниловый
16.нуклеотид цитидиловый

17.жир
18. 3 молекулы Н3РО4

Перечень вопросов:
1.Какое из перечисленных соединений относится к мономерам белка?
2.Как называется отдельный мономер ДНК?
3.Какие нуклеотиды образуют макромолекулу РНК?
4.Какие соединения входят в состав 1 нуклеотида ДНК?
5.Какие нуклеотиды образуют макромолекулу ДНК?

6.Какие соединения входят в состав 1 нуклеотида РНК?
7.Какие соединения входят в состав АТФ?
8.Отсутствие какого мономера отличаются РНК и ДНК?
9.Что относится к нуклеиновым кислотам?
10.Что относится к моносахаридам?
11.Какое соединение входят в состав нейтральных липидов?
12.О каком биополимере содержится информация в и-РНК?
13.Что является универсальным биоаккумулятором энергии?






















































Урок. №13 Контрольная работа№1 по теме: «Молекулярный уровень»

2 вариант



  1. Каков состав неклеокислот? В чем отличие РНК от ДНК?

  2. Описать функции белков.

  3. Задача:

Фрагмент IIцепи ДНК

Т - Г - Т - А - А - Г - Т - Ц - Ц.

Задание:

А) Достроить IIцепь ДНК.

Б) Каким принципом руководствовались?

4. Каковы строение вирусной частицы и способы проникновения вирусов в клетку?

5. Что означает в биологии эта дата: 1892?

Тест:

Перечень ответов:

1.нуклеотид
2.аминокислота
3.АТФ
4.одно из азотистых оснований
5.аденин (А)

6.белки

7.фосфорная кислота
8.рибоза
9.дезоксирибоза

10.глюкоза
11.ДНК
12.РНК
13.нуклеотид адениловый
14.нуклеотид тимидиловый
15.нуклеотид гуаниловый
16.нуклеотид цитидиловый

17.жир

18. 3 молекулы H3PO4

Перечень вопросов:
1.Какое из перечисленных соединений относится к мономерам белка?
2.Как называется отдельный мономер ДНК?
3.Какие нуклеотиды образуют макромолекулу РНК?
4.Какие соединения входят в состав 1 нуклеотида ДНК?
5.Какие нуклеотиды образуют макромолекулу ДНК?

6.Какие соединения входят в состав 1 нуклеотида РНК?
7.Какие соединения входят в состав АТФ?
8.Отсутствие какого мономера отличаются РНК и ДНК?
9.Что относится к нуклеиновым кислотам?
10.Что относится к моносахаридам?
11.Какое соединение входят в состав нейтральных липидов?
12.О каком биополимере содержится информация в и-РНК?
13.Что является универсальным биоаккумулятором энергии?




































Урок. №29 Контрольная работа №2 по теме:
«Клеточный уровень»
Вариант 1

  1. Дайте определение следующим терминам: триплет, трансляция, полисома, генетический код.



  1. Где, в результате каких преобразований молекул и в каком количестве образуется АТФ у живых организмов?


  1. Почему биосинтез белка происходит в цитоплазме, а не в ядре? Где находится необходимая для этого ДНК?



  1. Почему в результате фотосинтеза в атмосферу выделяется свободный кислород?



  1. Решите задачу:
    Какая последовательность аминокислот зашифрована следующей последовательностью нуклеотидов и -РНК:
    -У-А-Ц-Г-А-У-У-Ц-Г-Г-А-А- ?



  1. В метафазе митоза хромосомы:
    А) располагаются по экватору;
    Б) расходятся 22222



  1. к полюсам;
    В) спирализуются;


  1. Последовательность событий с момента образования клетки до её деления на дочерние - это…


  1. Дать определение понятию: «размножение»-…





Урок. №29 Контрольная работа №2 по теме:

«Клеточный уровень»

Вариант 2

  1. Дайте определение следующим терминам: метаболизм, транскрипция, ген, кодон.


  1. Напишите реакции световой и темновой фаз фотосинтеза.


  1. Что означает матричная функция ДНК?


  1. За счёт каких процессов происходит синтез молекул АТФ при неполном и полном окислении?


  1. Решите задачу:
    Какая последовательность аминокислот зашифрована следующей последовательностью нуклеотидов в и - РНК:

- А-У-Г-Ц-А-А-Г-Г-Ц-Ц-У-А- ?

  1. Почкование - это пример, какого размножения?
    А) бесполого
    Б) полового
    В) спорового


  1. Вещества хромосом материнской клетки строго поровну распределяются между двумя дочерними клетками в процессе:
    А) митоза
    Б) амитоза
    В) мейоза


  1. Дать определение понятию: «жизненный цикл клетки» -…





Урок. №42 Контрольная работа №3 по теме: «Организменный уровень организации жизни».

Тест

  1. Изучением закономерностей наследственности и изменчивости организмов занимается наука…

  2. Явление полиплоидии представляет собой…

  3. Фенотип - это…

  4. Дигибридное скрещивание - это скрещивание родительских форм, которые различаются по…

  5. Назовите признаки, которые характеризуют мутации (1) и модификации (2):

а) имеют приспособительный характер;

б) передаются по наследству;

в) носят случайный характер;

г) не передаются по наследству;

д) не затрагивают генотипа;

е) изменяется генотип;

ж) изменения происходят в хромосомах.

6. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление, называются…

7. К анализирующему относят скрещивание типа…

а) Аа*Аа; б) Аа*аа; в) АА*Аа.

8.Женскаягетерогаметность имеет место у:

а) дрозофилы; б) человека; в) птиц.

9. Количество фенотипов при скрещивании Аа*Аа в случае полного доминирования:

а) 1; б) 2; в) 3.

10. Возможные варианты гамет у особи с генотипом AABb:

а) AB, Ab; б) AA, Bb.

11. Дигетерозигота имеет генотип:

а) АаВВ; б) ААВb; в) АаВb.

12. Мутации - это изменения в генах, происходящие под влиянием…

13. Метод, который нельзя использовать для изучения генетики человека:

а) гибридологический;

б) биохимический;

в) генеалогический.

14. Однородную группу растений с хозяйственно ценными признаками называют…

15. Массовый отбор практически не используется в селекции…

16. Центры многообразия и происхождения культурных растений установил…

17. Разработать способы преодоления бесплодия межвидовых гибридов впервые удалось…

18. Метод, широко используемый в селекции растений и микроорганизмов и позволяющий искусственно получать мутации…

19. По каким признакам Г.Мендель избрал горох объектом своих исследований:

а) самоопыляющийся однолетник;

б) имеет контрастные признаки.

20. Где расположены аллельные гены (одна хромосома, разные хромосомы).

21. Форма изменчивости организмов, возникающая при изменении условий существование и не затрагивающая генотип организма…

22. Проделы модификационной изменчивости признака…

23. Мутации, связанные с изменением структуры ДНК…

24. Мутации, связанные с изменением структуры и набора хромосом…

25. Кратное увеличение числа хромосом…

Биологическая задача №1.

Существует выражение: «Человека кормят и одевают полиплоиды». Как это объяснить?

Биологическая задача №2.

Из леса принесли куст дикой малины и посадили на приусадебном участке. Через год выяснилось, что плоды с этого куста намного крупнее и вкуснее, чем у кустов, растущих в лесу. Как вы считаете, с чем это связано? О какой изменчивости здесь идет речь?





Урок. №15 Лабораторная работа №1

« Рассмотрение и сравнение клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом».

Цель. На основе изучения клеток бактерий (прокариот), растений и животных (эукариот), обнаружить основные черты сходства в строении бактерий, животных и растений как показатель единства организации живых форм.

Оборудование. Микроскоп, предметные стекла и покровные, пипетки, стаканы с водой, пинцеты, скальпели, настой йода, водный раствор туши, фуксин, метиленового синего, настой мяса, рыбы или овощей, пленка лука, таблица строения бактериальных, растительных и животных клеток.

Ход работы. 1.Заранее приготовить настой из различных продуктов: мяса, рыбы, белка яйца. 2.Небольшое количество материала измельчить и поместить в колбу, добавить на кончик скальпеля мела. Залить водой на 2/3 объема.

3.Колбу с настоем выдержать в тепле (темнота) 3 - 5 дней. За это время в среде накапливается много разнообразных бактерий.

4.На предметное стекло поместить каплю настоя. Препарат рассмотреть, пользуясь объективом х 40, но можно попробовать и х 90. (Временный препарат готовят по правилам, представленным в предыдущей работе).

5.Добавить каплю туши. На общем фоне клетки бактерий неокрашенные.

6.Зарисовать клетки бактерий. 7.Приготовить временные препараты растительной и животной клеток. От кусочка луковицы отделить мясистую чешуйку. На внутренней стороне находится тонкая пленка. Снять пленку, отрезать. Положить на предметное стекло, набрать пипеткой раствор йода, капнуть на пленку, накрыть покровным стеклом. Рассмотреть при малом увеличении. Крупные округлые ядра в клетках окрашены йодом в желтый цвет. Перевести на большое увеличение и найти оболочку клетки. В ядре можно заметить 1 -2 ядрышка, иногда видна зернистая структура цитоплазмы. Неокрашенные пустоты в цитоплазме клеток представляют собой вакуоли.

8.Зарисовать несколько клеток. Обозначить: 1)оболочку; 2)цитоплазму; 3)ядро; 4) вакуоли (если они видны). Можно приготовить препарат листа элодеи. Можно увидеть хлоропласты - пластиды зеленого цвета. Ядра в неокрашенных клетках не видны.

9.Клетки животного можно рассмотреть на готовом препарате. Зарисовать. На рисунке должны быть обозначены: 1)оболочка; 2)цитоплазма; 3)ядро.

10.Провести совместное обсуждение.









Урок. №51 Контрольная работа №4

по теме "Вид. Экосистемный уровень".

1 вариант

1. Охарактеризуйте морфологический, экологическийи исторический критерии вида.

  1. Почему пищевая цепь имеет не более 3-5 звеньев?

  2. Какой показатель определяет количество особей данного вида на единице площади?

3. Почему агроценоз нельзя считать саморегулирующейся системой?

4. Рассчитать массу вещества в каждом из перечисленных звеньев цепи питания,

если масса лисы - 8 кг:

  1. Злаковые травы;

  2. Мыши;

  3. Лиса.

Изобразить пирамиду биомассы.

2 вариант

1.Охарактиризуйте физиологический, генетический и географический критерии вида.

2.Как и почему изменится жизнь дубравы в том случае, если там вырубили кустарник?

3.Какие организмы, кроме зеленых растений, относятся к продуцентам?
4.Как называется последовательная смена экосистем? Охарактеризуйте первичную сукцессию.
5.Объясните различие в пирамидах чисел А и Б. Дайте конкретные названия каждой ступени пирамиды.

1
2
3

А



Урок. №49 Лабораторная работа № 4

Выявление типов взаимодействия разных видов

в конкретной экосистеме (на примере дубравы).

Цель работы:

1) изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть показатели, характеризующие биоценоз;

2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений определить их значение в природе и жизни человека.

Оборудование: таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.

Ход работы.

I. 1)Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав

растений.

2)Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.

П. 1)Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.

2)Приведите примеры влияния растений на животных и животных на растения. Данные внесите в таблицу.

Виды взаимоотношений

Организмы, вступающие во взаимоотношения

Значение

симбиоз

микориза

паразитизм

хищничество

конкуренция

3)Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.

III. 1)Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей,

отметьте цепи питания).

IV. Объясните значение леса в природе и жизни человека.

V. Вывод. Что такое дубрава?



Урок. №65 Контрольная работа №5
по теме: « Возникновение и развитие жизни на земле»

.В чём заключается сущность гипотезы абиогенного синтеза органических веществ?

. Дайте определение понятия «жизнь».

.Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение, потеснив представителей голосеменных?

. Какие особенности строения позволили потомкам кистеперых рыб выйти на сушу?

. Какие основные ароморфозы можно выделить в эволюции одноклеточных организмов?

. Какие условия способствовали выходу позвоночных на сушу?

. Какие изменения среды, происходящие в последнее время, влияют на эволюцию ныне живущих организмов?

.Как изменилась флора и фауна в антропогенезе?







Урок. №47 Лабораторная работа №3

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Цели: 1) продолжить формирование знаний о цепях и сетях питания,

правиле экологической пирамиды;

2) учить составлению схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Оборудование: статистические данные, рисунки различных биоценозов, таблицы, схемы пищевых цепей в разных экосистемах.

Ход работы:

1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10 %), постройте пирамиду биомассы следующей пищевой цепи: растения кузнечики лягушки ужи ястреб-змееяд, предлагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 т (рис.1)

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40





Змееяд

Ужи

Лягушки

Кузнечи-ки

Растения

Тонны



Змееяд

Ужи

Лягуш-ки

Кузнечи-ки

0 1 2 3 4 5 6 7 8

Особи, млн

Рис.2. Пирамида чисел

2. постройте пирамиду чисел пищевой цепи (рис.2), зная, что биомасса одного побега травянистого растения составляет 5 г (0,005 кг), одного кузнечика - 1 г (0,01 кг), ужа - 100 г (0,1 кг), змееяда - 2 кг.

3. Рассчитанные значения впишите в таблицу.

4. Ответьте на вопросы:

  • Что такое цепь питания и что лежит в ее основе?

  • В чем сущность правила экологической пирамиды?

  • Чем определяется устойчивость биоценозов?



Урок. №45 Лабораторная работа №2

Изучение и описание экосистемы своей местности.



Цель работы: 1) изучить структуру биоценоза степи, рассмотретьпоказатели, характеризующие биоценоз.

2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений,определить их значение в природе и жизни человека.

Оборудование: таблица «Биоценоз степи», гербарные растения иколлекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.

Ход работы.

1. 1)Выделите ярусы степи и опишите каждого яруса видовой состав

растений.

2)Отметьте, от каких факторов зависит ярусность степи.

2.1)Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.

2) Запишите примеры пищевых цепей в степи.







Урок. №52 Лабораторная работа № 5.

Анализ и оценка последствий деятельности человека

в экосистемах, собственных поступков


Цели:

1) сформировать представление о взаимодействие факторов среды, умение оценивать влияние деятельности человека и собственных поступков на виды, экосистемы и принимать решения по их охране.

2) сформировать представления о природно-ресурсных возможностях окружающей сферы, умение оценивать их состояние и принимать решения по их охране.

Оборудование:

карта экологические проблемы России, учебник география России, природа 8 класс, рефераты, выполненные учащимися по данной

теме, информация из периодической печати о влиянии деятельности человека на биосферу и окружающую среду.

Ход работы:

Задание 1: Влияние антропогенного фактора на окружающую среду, растительный и животный мир (самостоятельная работа в группах с текстом учебника, рисунками, таблицами, текстами печати, рефератами).

1. Определите формы влияния человека на живую природу.

2. Приведите примеры этих влияний.

3. Данные занесите в таблицу.

Влияние человека на живую природу.

Формы влияния

Примеры

Последствие влияния


Задание 2. По своим последствиям воздействия человеческого общества на среду обитания могут быть положительными и отрицательными.

Выписать в одну колонку положительные в другую отрицательные последствия воздействия человеческого общества на среду обитания - Сделать вывод, что отрицательных воздействий больше, что еще не все возможности использует человек для исправления вызванных нарушений.

Предложите пути решения этих проблем





















































Урок. №58 Лабораторная работа № 6

« Выявление приспособленности организмов среде обитания»



Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.

Оборудование: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображение животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.

Ход работы

  1. Рассмотрите различные типы конечностей насекомых (бегательная, прыгательная, плавательная, копательная). Приведите примеры насекомых, имеющих такие типы конечностей. Что общего в их строении? Что различно? Объясните причины этих отличий.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ

Различные типы конечностей насекомых. А - бегательная; Б - прыгательная; В - копательная; Г - плавательная (из Бей-Биенко)

  1. Рассмотрите изображения предложенных вам животных. Заполните таблицу.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИРАБОЧАЯ ПРОГРАММА 9 КЛАСС ПО БИОЛОГИИ



Вид

Ареал

Место обитания

Форма и окраска тела

Развитие когтей

Агама кавказская


Агама степная


Агама кавказская

Агама степная5. Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.











Урок.№14 Практическая работа № 1.


Тема: Приготовление микропрепаратов клеток и рассмотрение их под микроскопом

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.

Ход работы

1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.

2.Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые, в световой микроскоп, организмы.

3.Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток?

Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений?





Урок.№53 Практическая работы № 2.

Изучение состава почвы.

Цель работы: Исследование состава и свойств почвы, познакомиться с методикой определения рН почвы.

Материалы и оборудование: пробы почвы, пробирки, химические стаканы, спиртовки., микроскоп предметные и покровные стекла.штатив с пробирками, сульфат бария, универсальный индикаторы школа кислотности, дистиллированная вода.

Ход работы:

1. По таблице рассмотрите разрез монолита почвы. Определите, из каких слоев он состоит. Сделайте схематический рисунок разреза почвы и подпишите ее слои.

2. Определите наличие влаги в почве. Небольшую пробу почвы поместите в сухую пробирку и нагрейте на спиртовке. Что наблюдаете?

3. Определите наличие воздуха в почве. Небольшую пробу почвы опустите в стакан с водой. Что наблюдаете?

4. Определите, какие частицы (органического и неорганического происхождения) входят в состав почвы. Пробу почвы опустите в стакан с водой и перемешайте. Подождите, пока вода отстоится. Что наблюдаете? Все ли частицы почвы оселина дно?

5. Определите наличие в почве микроорганизмов. Пробу почвы поместите в пробирку, добавьте воды и взболтайте. Поместите каплю, воды из пробирки на предметное стекло и рассмотрите при малом увеличении микроскопа. Используя рисунки на таблице, постарайтесь определить микроорганизмы, обитающие в почве.

6. На основании лабораторной работы, изучения таблиц и текста учебника заполните таблицу

Состав почвы.



Компоненты почвы

Неорганические вещества

Органические остатки

Живые организмы

7. Определите почву как составляющую часть биосферы.

8. Сделайте вывод №1 по работе.

Определение рН почвы имеет важное значение для сельскохозяйственного производства. Лишь немногие растения могут расти на сильно кислых почвах (рН 3-4) Для возделывания большинства культурных растений необходимы слабощелочные и нейтральные почвы (рН 5 - 7). Для исследования, берутся образцы почвы из разных мест (поле, сад, лес, возвышенность, низина, болото и т. д.). Определяется видовой состав растений, характерный для каждого участка.

Ход работы.

1. Поместите в пробирку 1 см3 почвы и 1 см3 сульфата бария (коллоидная глина выпадает в осадок в виде хлопьев).

2. Добавьте 10 см3 дистиллированной воды.

3. Закройте пробирку пробкой, энергично встряхните. Дайте отстояться осадку. Опустите индикаторную бумагу.

4. По цветной таблице определите рН.

5. Сравните рН каждого образца и соотнесите его с видовым составом растений, характерным для данного места.

6. Сделайте вывод № 2 по работе.











График текущегоконтроля на 2013 - 2014 учебный год.

Класс:____9___ Предмет: биология Учитель:Татьянченко Н.В.

Учебный

год

Недели

№ урока

Виды контроля и даты (виды контроля

записать ниже, а даты параллельно неделям)

л/р

к/р

тест

п/р

1четверть

СЕНТЯБРЬ

2.09. - .09.


9.09 - 13.09.


16.09. - 20.09.


23.09. - 27.09.


ОКТЯБРЬ

30.09. - 4.10.


7.10. - 11.10.

13

14.10

14.10. - 18.10.

14

16.10

21.10. - 25.10.

15

21.10


2четверть

НОЯБРЬ

5.11. - 8.11.


11.11. - 15.11.


18.11. - 22.11.


25.11. - 29.11.


ДЕКАБРЬ

2.12. - 6.12.


9.12. - 13.12.


16.12. - 20.12.

29

18.12

23.12. - 29.12.


3четверть

ЯНВАРЬ

9.01. - 17.01.


20.01. - 24.01.


27.01 - 31.01.


ФЕВРАЛЬ

3.01. - 7.02.



10.02. - 14.02.

42

17.02

17.02.- 21.02.


24.02.- 28.02.

45

26.02


МАРТ

3.03. - 7.03.

47

4.03


11.03. - 14.03.

49

12.03


17.03. - 21.03.

51

19.03

4 четверть

АПРЕЛЬ

31.03. - 4.04.

52

31.03


7.04. - 11.04.

53

02.04

14.04. - 18.04.


21.04. - 25.04.

58

21.04


28.04. - 30.04


МАЙ

5.05. - 8.05.


12.05. - 16.05.


19.05. - 23.05.

66

21.05

26.05. - 30.05.


















































© 2010-2022