- Преподавателю
- Биология
- Доклад по теме Использование ИКТ при подготовке обучающихся к ГИА по биологии
Доклад по теме Использование ИКТ при подготовке обучающихся к ГИА по биологии
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Селиванова Л.А. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке обучающихся к ЕГЭ по биологии
Селиванова Людмила Александровна,
учитель биологии МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»
Современное образование развивается очень стремительно: широкий спектр учебных программ, модернизация содержания, внедрение новых педагогических технологий, информатизация и компьютеризация, создание профильных классов и т.д. Все это заставляет задуматься над проблемой оптимального сочетания всех инноваций. Возникает проблема выбора необходимых технологий, методов работы, позволяющих по-новому организовать учебную деятельность.
Сейчас стало обычным явлением проведение уроков, внеклассных мероприятий, конференций, семинаров с использованием интерактивных досок, мультимедийных проекторов, цифровых лабораторий и др. техники. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь.
Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.
В своей работе я применяю ИКТ в различных направлениях: при проведении уроков, при организации проектной деятельности учащихся, при подготовке к внеклассным мероприятиям, при подготовке учащихся к олимпиадам и к ЕГЭ. На системе применения ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ по биологии хотелось бы остановиться более подробно.
С 2009 года ЕГЭ по биологии стал обязательным инструментом, с помощью которого можно объективно оценить знания учащихся. ЕГЭ дает выпускникам возможность поступить в ВУЗ без дополнительных вступительных экзаменов. Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ЕГЭ?
Подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ является важной составляющей работы учителя. Она может осуществляться как в рамках школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации), а также через дистанционное обучение.
Основной этап подготовки к итоговой аттестации - это формирование предметной компетенции. Биологические знания - компонент общечеловеческой культуры. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой. В этом аспекте все большее значение приобретают ИКТ технологии, обладающие развивающим потенциалом. Задача учителя - подобрать нужные ресурсы и сориентировать в них обучающихся. Использую УМК Пономаревой И.Н.
В нашей школе созданы все условия для использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Имеется два компьютерных класса с интерактивными досками, мультимедийный проектор, компьютер в кабинете биологии. Все компьютеры подключены к сети ИНТЕРНЕТ.
Уроки провожу в двух формах: либо в компьютерном классе, либо в своем кабинете. В своей работе использую медиатеку (25 дисков). Среди которых, можно выделить учебные электронные пособия «Кирилл и Мефодий».
Содержание используемых дисков полностью соответствует Государственному Стандарту образования.
Эти программы можно использовать в комплекте с любым печатным учебником. В серии электронных пособий реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике, это тысячи ярких иллюстраций, фотографии, модели биологических объектов в системе-3D, видеосюжеты. Подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии проводится мною системно, начиная со среднего звена. Уже с шестого класса применяю тестовый контроль ЗУН. Для создания тестов использую «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6-9 класс» Москва. «ВАКО» 2014 г. Структура КИМов аналогична структуре тестов в формате ЕГЭ (части А, В, С), что позволяет постепенно подготовить учащихся к работе с подобными материалами. Все задания соответствуют требованиям школьной программы и возрастным особенностям обучающихся. Тесты сгруппированы по темам в соответствии с программой И.Н. Пономаревой.
Предложенный материал можно использовать на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, закреплении материала, контроле и оценке знаний. Тематические тесты содержат 7 вопросов: уровень А (базовый) - 4 вопроса один верный ответ из четырех; уровень В - более сложный (2 вопроса - в виде краткого ответа), уровень С - повышенной сложности - 1 вопрос с развернутым ответом. Время выполнения 7-15 минут. Использую пособия «ЕГЭ шаг за шагом».
Обобщающие контрольные работы, итоговые контрольные работы провожу в форме ЕГЭ. («Тематические и итоговые контрольные работы 6-9 классы. Биология. Дидактические материалы. М. Вентана-Граф. Калинова Г.С., А.Н. Мягкова и др. 2013 г. «Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Биология 10 класс. Сост .Пименов А.В. Ярославль. Академия развития, с 2013 г.).
Электронные таблицы пришли на смену бумажным. С их помощью легче изучать материала. Более наглядным становится объяснение.
Ещё одним из вариантов использования ИКТ в учебном процессе и при подготовке к ЕГЭ является применение мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, с исчерпывающей информацией в строгой последовательности. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Применение новых информационных технологий в частности ЦОРов является одним из важных аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, они позволяют разнообразить урок, сэкономить время, сделать урок запоминающимся.
Подключение школ к сети Интернет существенно расширило возможности образовательного процесса. Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
-
целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам;
-
видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями;
-
четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;
-
отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу
Подготовка учащихся к ЕГЭ требует изменения подходов к планированию уроков в старших классах: больше времени отводится на проведение уроков практикумов, где непосредственно разбираются задания ЕГЭ. Практически каждый урок начинается с тестовой разминки, где включаются задания части «А» или с устного терминологического диктанта.
Задания части «С» задаю на дом. Каждый ученик получает свой вариант, а на уроке озвучиваются ответы всех учащихся и производится разбор. Эффект этого вида работы заключается в том, что за относительно короткое время удается разобрать достаточно большое количество заданий, происходит обмен информацией между учащимися, в работу вовлечены практически все учащиеся класса.
Современные уроки биологии - он-лайн уроки. Сайт «Уроки биологии - онлайн» biology-online.ru/
Я работаю в общеобразовательных и профильных классах. Изучение биологии в нашей школе идет как на базовом, так и на профильном уровне. Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ я использую возможности внеурочной деятельности (неаудиторная занятость - кружковая работа, индивидуально-групповые консультации).
Мной была разработана программа курса "Биология: подготовка к ЕГЭ»". Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю в 11 классе) и позволяет повторить все разделы биологии.
Тематическое планирование курса приведено ниже.
-
Тема 1. Учение о клетке (общая цитология) (4 часа)
-
Тема 2. Размножение и онтогенез (2 часа)
-
Тема 3. Генетика и селекция (4 часа)
-
Тема 4. Возникновение и развитие жизни на Земле. Теория эволюции (4 часа)
-
Тема 5. Организм и среда (2 часа)
-
Тема 6. Протисты. Грибы. Растения (4 часа)
-
Тема 7. Животные (6 часов)
-
Тема 8. Анатомия и физиология человека (6 часов)
Учебно-тематическое планирование занятий составлено в соответствии с содержанием программы и кодификатором элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. В плане для каждого занятия указаны цифровые образовательные ресурсы, необходимые для его проведения.
Подготовку к итоговой аттестации начинаю с постановки целей, формулирования задач, планирования работы. Рассматриваю возможности образовательной среды, которая обладает всеми необходимыми элементами для организации учебной деятельности. В моей копилке имеется каталог сайтов для подготовки к экзамену. ЕГЭ каталог (печатные издания для подготовки к ЕГЭ, учебники, диски и др.), Всем кто учится - alleng.ru .
Разбираем основные виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах.
-
1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.
-
2. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
-
3. Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями
-
4. Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов
-
5. Задания со свободным ответом. Найдите ошибки в приведенном тексте.
Знакомимся с кодификатором (распечатываем каждому).
Знакомимся с особенностями ЕГЭ (консультация).
Особое внимание при подготовке к ЕГЭ уделяю изучению процедуры экзамена, структуры экзаменационной работы и порядка заполнения бланков ответов. Для этого использую официальный портал Единого государственного экзамена ege.edu.ru/.
На сайте ФИПИ fipi.ru обучающиеся знакомятся с демонстрационной версией ЕГЭ текущего года.
Демоверсии прошлых лет использую как тренировочные варианты.
Открытый сегмент федеральной базы тестовых заданий позволяет проверить знания по отдельным темам и по всему курсу, выявить пробелы в знаниях.
Для подготовки к ЕГЭ использую мультимедиа учебники:
ebio.ru/index-4.html -Биология. Электронный учебник.
biology.ru/course/design/index.html - Открытая биология.Физикон 2.6.
Мультимедиа учебник - это комплексная программа, сочетающая в себе: учебные, демонстрационные, анимационные, справочные, контролирующие программы. Занятия по данным программам способствуют систематизации материала.
Для подготовки к занятиям, для изучения отдельных тем, обобщения материала, углубления знаний по отдельным вопросам биологии, использую сайты: sbio/info -первое биосообщество
bio.1september.ru/ -электронная версия газеты «Биология»
www/sbio.info/index.php - Электронное приложение газеты 1 сентября
school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
На сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов можно найти различные модули ОМС: информационные, практические, контрольные.
Занятия начинаем с просмотра презентаций, составляем конспект, закрепляем знания - тематические тесты.
На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую репетиторы ЕГЭ на компакт-дисках (100 баллов), тестовые системы Local или MyTest. Также использую сайты Интернет, например, examen.ru/ege- - сайт Экзамен.
Abiturcenter - где можно пройти тесты on-line,
Все для поступающих - edunews (показывают правильные ответы).
Легко в учении - easyschool (можно выбирать уровень сложности)
Сдать экзамен просто 4егэ на яндексе.
Для проведения тренировочных и диагностических работ использую эадания Московского института открытого образования.
В связи с процессом вовлечения новых информационных технологий ресурсов в процесс обучения все большую популярность приобретают различные формы и элементы дистанционного образования. Так одной из наиболее распространенных в настоящий момент систем, позволяющих разрабатывать собственные электронно-образовательные ресурсы, контрольные и тестовые работы и даже образовательные курсы, является система Moodle.
Эта система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, она подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также для очного обучения.
Преимущества системы:
-
Учитель имеет возможность прямо в системе создавать тесты в различных форматах (либо с выбором единственного ответа, либо с выбором нескольких ответов, либо на соответствие и т.д.).
-
Помимо тестов имеется возможность размещать лекции, ссылки на полезные web-страницы, различные виды ЭОР.
-
Учитель имеет возможность контролировать действия учеников, писать комментарии.
-
Облегчается работа учителя по проверке самостоятельных, контрольных работ, так как все тесты оцениваются автоматически сразу после их выполнения.
-
Каждый обучающийся имеет возможность выполнить задание в удобное для него время и при возникновении вопросов задать их преподавателю.
-
Ученики имеют возможность общаться между собой внутри системы.
-
В системе есть возможность вести электронный журнал, что позволяет отслеживать успеваемость, качество подготовки к ЕГЭ.
Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса на уроке и во внеурочной деятельности дает возможность решать проблему снижения мотивации к изучению биологии, освоения стандарта на хорошем и высоком уровне при уменьшении количества часов в старшей школе, позволяет подготовить обучающихся к сдаче экзамена по биологии в форме ЕГЭ.