Доклад по теме Использование ИКТ при подготовке обучающихся к ГИА по биологии

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке обучающихся к ЕГЭ по биологии

Селиванова Людмила Александровна,

учитель биологии МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»

Современное образование развивается очень стремительно: широкий спектр учебных программ, модернизация содержания, внедрение новых педагогических технологий, информатизация и компьютеризация, создание профильных классов и т.д. Все это заставляет задуматься над проблемой оптимального сочетания всех инноваций. Возникает проблема выбора необходимых технологий, методов работы, позволяющих по-новому организовать учебную деятельность.

Сейчас стало обычным явлением проведение уроков, внеклассных мероприятий, конференций, семинаров с использованием интерактивных досок, мультимедийных проекторов, цифровых лабораторий и др. техники. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь.

Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.

В своей работе я применяю ИКТ в различных направлениях: при проведении уроков, при организации проектной деятельности учащихся, при подготовке к внеклассным мероприятиям, при подготовке учащихся к олимпиадам и к ЕГЭ. На системе применения ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ по биологии хотелось бы остановиться более подробно.

С 2009 года ЕГЭ по биологии стал обязательным инструментом, с помощью которого можно объективно оценить знания учащихся. ЕГЭ дает выпускникам возможность поступить в ВУЗ без дополнительных вступительных экзаменов. Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ЕГЭ?

Подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ является важной составляющей работы учителя. Она может осуществляться как в рамках школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации), а также через дистанционное обучение.

Основной этап подготовки к итоговой аттестации - это формирование предметной компетенции. Биологические знания - компонент общечеловеческой культуры. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой. В этом аспекте все большее значение приобретают ИКТ технологии, обладающие развивающим потенциалом. Задача учителя - подобрать нужные ресурсы и сориентировать в них обучающихся. Использую УМК Пономаревой И.Н.

В нашей школе созданы все условия для использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Имеется два компьютерных класса с интерактивными досками, мультимедийный проектор, компьютер в кабинете биологии. Все компьютеры подключены к сети ИНТЕРНЕТ.

Уроки провожу в двух формах: либо в компьютерном классе, либо в своем кабинете. В своей работе использую медиатеку (25 дисков). Среди которых, можно выделить учебные электронные пособия «Кирилл и Мефодий».

Содержание используемых дисков полностью соответствует Государственному Стандарту образования.

Эти программы можно использовать в комплекте с любым печатным учебником. В серии электронных пособий реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике, это тысячи ярких иллюстраций, фотографии, модели биологических объектов в системе-3D, видеосюжеты. Подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии проводится мною системно, начиная со среднего звена. Уже с шестого класса применяю тестовый контроль ЗУН. Для создания тестов использую «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6-9 класс» Москва. «ВАКО» 2014 г. Структура КИМов аналогична структуре тестов в формате ЕГЭ (части А, В, С), что позволяет постепенно подготовить учащихся к работе с подобными материалами. Все задания соответствуют требованиям школьной программы и возрастным особенностям обучающихся. Тесты сгруппированы по темам в соответствии с программой И.Н. Пономаревой.

Предложенный материал можно использовать на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, закреплении материала, контроле и оценке знаний. Тематические тесты содержат 7 вопросов: уровень А (базовый) - 4 вопроса один верный ответ из четырех; уровень В - более сложный (2 вопроса - в виде краткого ответа), уровень С - повышенной сложности - 1 вопрос с развернутым ответом. Время выполнения 7-15 минут. Использую пособия «ЕГЭ шаг за шагом».

Обобщающие контрольные работы, итоговые контрольные работы провожу в форме ЕГЭ. («Тематические и итоговые контрольные работы 6-9 классы. Биология. Дидактические материалы. М. Вентана-Граф. Калинова Г.С., А.Н. Мягкова и др. 2013 г. «Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Биология 10 класс. Сост .Пименов А.В. Ярославль. Академия развития, с 2013 г.).

Электронные таблицы пришли на смену бумажным. С их помощью легче изучать материала. Более наглядным становится объяснение.

Ещё одним из вариантов использования ИКТ в учебном процессе и при подготовке к ЕГЭ является применение мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, с исчерпывающей информацией в строгой последовательности. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Применение новых информационных технологий в частности ЦОРов является одним из важных аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, они позволяют разнообразить урок, сэкономить время, сделать урок запоминающимся.

Подключение школ к сети Интернет существенно расширило возможности образовательного процесса. Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам;

  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями;

  • четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;

  • отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу

Подготовка учащихся к ЕГЭ требует изменения подходов к планированию уроков в старших классах: больше времени отводится на проведение уроков практикумов, где непосредственно разбираются задания ЕГЭ. Практически каждый урок начинается с тестовой разминки, где включаются задания части «А» или с устного терминологического диктанта.

Задания части «С» задаю на дом. Каждый ученик получает свой вариант, а на уроке озвучиваются ответы всех учащихся и производится разбор. Эффект этого вида работы заключается в том, что за относительно короткое время удается разобрать достаточно большое количество заданий, происходит обмен информацией между учащимися, в работу вовлечены практически все учащиеся класса.

Современные уроки биологии - он-лайн уроки. Сайт «Уроки биологии - онлайн» biology-online.ru/

Я работаю в общеобразовательных и профильных классах. Изучение биологии в нашей школе идет как на базовом, так и на профильном уровне. Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ я использую возможности внеурочной деятельности (неаудиторная занятость - кружковая работа, индивидуально-групповые консультации).

Мной была разработана программа курса "Биология: подготовка к ЕГЭ»". Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю в 11 классе) и позволяет повторить все разделы биологии.

Тематическое планирование курса приведено ниже.

  • Тема 1. Учение о клетке (общая цитология) (4 часа)

  • Тема 2. Размножение и онтогенез (2 часа)

  • Тема 3. Генетика и селекция (4 часа)

  • Тема 4. Возникновение и развитие жизни на Земле. Теория эволюции (4 часа)

  • Тема 5. Организм и среда (2 часа)

  • Тема 6. Протисты. Грибы. Растения (4 часа)

  • Тема 7. Животные (6 часов)

  • Тема 8. Анатомия и физиология человека (6 часов)

Учебно-тематическое планирование занятий составлено в соответствии с содержанием программы и кодификатором элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. В плане для каждого занятия указаны цифровые образовательные ресурсы, необходимые для его проведения.

Подготовку к итоговой аттестации начинаю с постановки целей, формулирования задач, планирования работы. Рассматриваю возможности образовательной среды, которая обладает всеми необходимыми элементами для организации учебной деятельности. В моей копилке имеется каталог сайтов для подготовки к экзамену. ЕГЭ каталог (печатные издания для подготовки к ЕГЭ, учебники, диски и др.), Всем кто учится - alleng.ru .

Разбираем основные виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах.

  • 1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.

  • 2. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

  • 3. Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями

  • 4. Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов

  • 5. Задания со свободным ответом. Найдите ошибки в приведенном тексте.

Знакомимся с кодификатором (распечатываем каждому).

Знакомимся с особенностями ЕГЭ (консультация).

Особое внимание при подготовке к ЕГЭ уделяю изучению процедуры экзамена, структуры экзаменационной работы и порядка заполнения бланков ответов. Для этого использую официальный портал Единого государственного экзамена ege.edu.ru/.

На сайте ФИПИ fipi.ru обучающиеся знакомятся с демонстрационной версией ЕГЭ текущего года.

Демоверсии прошлых лет использую как тренировочные варианты.

Открытый сегмент федеральной базы тестовых заданий позволяет проверить знания по отдельным темам и по всему курсу, выявить пробелы в знаниях.

Для подготовки к ЕГЭ использую мультимедиа учебники:

ebio.ru/index-4.html -Биология. Электронный учебник.

biology.ru/course/design/index.html - Открытая биология.Физикон 2.6.

Мультимедиа учебник - это комплексная программа, сочетающая в себе: учебные, демонстрационные, анимационные, справочные, контролирующие программы. Занятия по данным программам способствуют систематизации материала.

Для подготовки к занятиям, для изучения отдельных тем, обобщения материала, углубления знаний по отдельным вопросам биологии, использую сайты: sbio/info -первое биосообщество

bio.1september.ru/ -электронная версия газеты «Биология»

www/sbio.info/index.php - Электронное приложение газеты 1 сентября

school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

На сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов можно найти различные модули ОМС: информационные, практические, контрольные.

Занятия начинаем с просмотра презентаций, составляем конспект, закрепляем знания - тематические тесты.

На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую репетиторы ЕГЭ на компакт-дисках (100 баллов), тестовые системы Local или MyTest. Также использую сайты Интернет, например, examen.ru/ege- - сайт Экзамен.

Abiturcenter - где можно пройти тесты on-line,

Все для поступающих - edunews (показывают правильные ответы).

Легко в учении - easyschool (можно выбирать уровень сложности)

Сдать экзамен просто 4егэ на яндексе.

Для проведения тренировочных и диагностических работ использую эадания Московского института открытого образования.

В связи с процессом вовлечения новых информационных технологий ресурсов в процесс обучения все большую популярность приобретают различные формы и элементы дистанционного образования. Так одной из наиболее распространенных в настоящий момент систем, позволяющих разрабатывать собственные электронно-образовательные ресурсы, контрольные и тестовые работы и даже образовательные курсы, является система Moodle.

Эта система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, она подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также для очного обучения.

Преимущества системы:

  • Учитель имеет возможность прямо в системе создавать тесты в различных форматах (либо с выбором единственного ответа, либо с выбором нескольких ответов, либо на соответствие и т.д.).

  • Помимо тестов имеется возможность размещать лекции, ссылки на полезные web-страницы, различные виды ЭОР.

  • Учитель имеет возможность контролировать действия учеников, писать комментарии.

  • Облегчается работа учителя по проверке самостоятельных, контрольных работ, так как все тесты оцениваются автоматически сразу после их выполнения.

  • Каждый обучающийся имеет возможность выполнить задание в удобное для него время и при возникновении вопросов задать их преподавателю.

  • Ученики имеют возможность общаться между собой внутри системы.

  • В системе есть возможность вести электронный журнал, что позволяет отслеживать успеваемость, качество подготовки к ЕГЭ.

Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса на уроке и во внеурочной деятельности дает возможность решать проблему снижения мотивации к изучению биологии, освоения стандарта на хорошем и высоком уровне при уменьшении количества часов в старшей школе, позволяет подготовить обучающихся к сдаче экзамена по биологии в форме ЕГЭ.


© 2010-2022