Методика вовлечения подростков в творческое объединение

В условиях перехода на стандарты нового поколения наиболее важной задачей системы образования становится формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.   Важным направлением организации деятельности является школьное движение «Юный лесник», в результате которого они приобретают ключевые компетенции: готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию. Школьное лесничество воспитывает профессиональное отношение детей и молодежи к лесу, природным богатствам, являются эффективной формой экологического образования, в них реализуется принцип соединения образования с плодотворным, творческим трудом.    
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 поселка Афипского

Муниципального образования Северский район

Комсомольская ул., д. 119 пгт. Афипский

Северский район, Краснодарский край, 353235

Тел.: 8(266) 33-3-23






Методика вовлечения обучающихся учреждений общего образования в творческие объединения детей и подростков учреждений дополнительного образования различного профиля деятельности.



«Методика вовлечения подростков в творческое объединение

«Юный лесник» в условиях перехода на стандарты нового поколения»


Выполнила:

Ныренкова Ирина Витальевна,

учитель биологии

МБОУ СОШ № 4

пгт Афипского


В условиях перехода на стандарты нового поколения наиболее важной задачей системы образования становится формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы.

Важным направлением организации деятельности является школьное движение «Юный лесник», в результате которого они приобретают ключевые компетенции: готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию.

Школьное лесничество воспитывает профессиональное отношение детей и молодежи к лесу, природным богатствам, являются эффективной формой экологического образования, в них реализуется принцип соединения образования с плодотворным, творческим трудом.

«Экологический кризис есть внешнее проявление кризиса ума и духа. Не может быть большего заблуждения, чем трактовать его только как угрозу дикой природе и загрязнение. Это частности; наиболее же важным является то, что кризис нас самих ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить» - писал Линтон К. Колдуэлл.

В самом деле, чем больше мы соприкасаемся с родной природой, чем больше труда вкладываем в познание и изучение взаимосвязи природных явлений, тем больше тайн окружающей среды становятся раскрытыми. Этому во многом способствует работа школьного лесничества, которое было создано в 2002 году на базе Афипского лесхоза Краснодарского края. В состав лесничества входят 20 учащихся 6 - 11 классов МБОУСОШ №4 Северского района. Школьное лесничество - это активная форма трудового, патриотического, эколого-биологического воспитания учащихся (см. слайд 2).

В течение нескольких лет, разрабатывается система экологического образования и воспитания. В своей работе мы преследуем следующие цели:

  • поддержка, выявление и поощрение учащихся, проявляющих интерес к исследовательской работе по сохранению природных экосистем;

  • изучение и восстановление леса - одного из многих типов природных сообществ, существующих на нашей планете, а в частности дуба красного - ценнейшей древесной породы, еще сохранившейся на Кубани;

  • показать проблемы, привлечь к ним внимание общества и наметить пути решения.

Вы можете спросить: «А почему именно лес?».

На наш выбор повлияло несколько причин:

во-первых, лес - один из основных типов растительного покрова Земли;

во-вторых, лес оказывает огромное влияние на окружающую среду;

в-третьих, значение леса в жизни любого живого существа разносторонне и неоценимо велико.

В творческом процессе исследований эколого-биологической и лесоводческой направленности школьники учатся бережному отношению к лесу как к сложно устроенной экосистеме. Кроме того, у обучающихся развиваются такие качества как наблюдательность и логическое мышление. Учебно-исследовательская и эколого-просветительская работа вызывает у школьников значительно больший интерес и поэтому, гораздо эффективнее влияет на выбор профессии.

Актуальность этого направления связана с приоритетом проблем, возникающих в системе «человек - общество - природа» и относящихся к глобальным проблемам человечества. Известно, что одной из причин возникновения экологических проблем является потребительское отношение к природе, низкий уровень экологической культуры населения. Улучшение экологической ситуации будет зависеть от формирования экологически зрелой личности, обладающей экологическим сознанием и экологической культурой.


Основные направления деятельности школьного лесничества
1. Практическая деятельность по охране лесов.


Работу по охране леса школьники проводят в основном во время своей летней практики (см. слайд 3).
Основные виды работ:
1. Восстановление леса на бросовых землях. Очистка леса от сучьев после рубки.
2. Уборка мусора на территории участков леса, по берегам водоемов.
3. Посадка деревьев.
4. Устройство мест отдыха и стоянок на берегах озер.

Особое внимание в работе школьного лесничества уделяется практической части, т.е. применению экологических знаний и умений в конкретных делах. Это объединение заинтересованных, любящих природу школьников. При выполнении работ учитываются возрастные особенности детей.

Старшеклассники заняты восстановлением леса на бросовых землях (непригодных более для ведения сельского хозяйства). Эта идея возникла в Гринпис России в начале 2002 года. А кто, если не сами местные жители более всего заинтересованы в восстановлении былого богатства родного края? Кто бы смог посадить деревья и ухаживать за ними в течение всей жизни? Конечно же, представители юного поколения. На каникулах члены школьного лесничества работали в Афипском лесохозяйстве Краснодарского края.

Редкому человеку лес не дарит радости. Все знают, что это великое чудо природы; сохраняя это, ребята своими руками: вскапывали землю, размечали грядки, сажали семена и сеянцы (1-2 летние деревца), поливали, пропалывали саженцы дуба красного, а затем высаживали их в отведенных участках, создавая дубово-буковую ассоциацию (см. слайд 4).В начале учебного года участники школьного лесничества пригласили всех учащихся школы на заседание, на котором рассказали им о работе в лесохозяйстве.

Проблемы экологии леса стали близки и интересны многим ребятам, которые совершили экскурсию в лес, помня не только об отдыхе, но и об ответственности, которая лежит на каждом из них.

Младшее поколение организуют выставки рисунков, фотовыставки, репортаж-сочинение, используют поэтические образы, которые благотворно влияют на душу ребенка, помогают увидеть красоту и ранимость родной земли, учат бережно относиться к ней. Уготавливают и развешивают кормушки для зимующих и гнездящихся птиц. Участвуют в озеленение школьной территории.


2. Участие в экологических слетах.

Члены школьного лесничества успешно участвуют на экологических слетах. Результатами этих поездок стали дипломы Департамента образования и науки Краснодарского края III степени, который получила ученица Савенок Евгения. А Заиченко Дарья дважды принимала активное участие в краевом слете юных экологов и членов школьных лесничеств и была награждена дипломами III степени (см. слайд 5).

Методика вовлечения подростков в творческое объединениеМетодика вовлечения подростков в творческое объединениеМетодика вовлечения подростков в творческое объединениеМетодика вовлечения подростков в творческое объединениеМетодика вовлечения подростков в творческое объединение







3. Экологические исследования и участие в краевых конференциях.


Экологические исследования проводились по следующим основным направлениям: (см. слайд 6).

  1. При исследовании лесных сообществ были описаны основные типы леса, встречающиеся на нашем участке, собран гербарий лесных растений, изучено распространение грибных болезней (трутовиков).

  2. Изучаем влияние леса на температуру воздуха, на состав и плотности напочвенного покрова, различные тесты на чистоту окружающей среды.


В настоящее время очень многих ребят заинтересовала исследовательская работа. Эти работы, участвовали в краевой научно-творческой конференции в Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани, а так же в краевой научно- практической конференции школьников «Эврика»

4 Улучшение качества окружающей среды.


Кроме научных исследований проводилась и практическая работа по улучшению качества окружающей среды (см. слайд 7).

В течение этого учебного года было проведено множество экологических мероприятий:

Осенью - акция «Кормушка» и «Больше кислорода», конкурс экологической листовки, день здоровья, участие краевого слета членов школьных лесничеств, викторины «Цветы улыбаются нам»(приложение).

Зимой - Районная научно-практическая конференция «Эврика» МАН учащихся Кубани, пресс конференция «Сохраним лес».

Весной - уроки самоуправления, научно-практическая конференция НОУ МБОУ СОШ №4 «Эврика», Всероссийский конкурс ЧИП, помощь ветеранам, очистка родников, берегов Афипса. В рамках недели окружающей среды в мае вся школа вышла на работу по созданию аллеи памяти героев Великой Отечественной войны, а так же на уборку мусора в поселке Афипском.

Летом - «Зеленый патруль» территория школы, интересные походы лесников, старшеклассники заняты восстановлением леса.



Достижения школьного лесничества


За прошедшие одиннадцать лет на отведенных участках заложено 3 лесных питомника, в природу высажено около 1500 саженцев дуба, вяза, бука. Создана аллея памяти героев Великой Отечественной войны (см. слайд 8). Можно долго рассказывать о работе нашего школьного лесничества, об исследованиях, перспективах и планах, но мне хочется обратить Ваше внимание на то, что ребята сами собирают журнальные и газетные материалы, посвященные проблемам охраны природы, используют их, готовясь к беседам. Вооружаясь новыми доводами и фактами, юные агитаторы все более убедительно и интересно рассказывают сверстникам о необходимости беречь реку, почву, лес.

Наша работа дает возможность пробудить у людей интерес к проблемам окружающей среды, развивает понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека в отдельности, ведь мир, в котором мы живем, интересен и многообразен. Именно здесь мы раскрываем тайны творения природы.

Знаменитый классик русской литературы Валентин Григорьевич Распутин писал: «Вырастить лес- это значит воспитать и себя, и мир вокруг себя для чистоты и доброты».

© 2010-2022