Рабочая программа Биология 11 класс

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОСТЕПНОВСКАЯ ШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО:

на заседании методического объединения естественно-научного цикла МОУ «Новостепновская школа»

Протокол № 1

от 27.08.2015г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

МОУ «Новостепновская школа»

_____________Т.В.Яковлева

« 27» августа 2015 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ «Новостепновская школа»

_____________И.А.Леваньков

Приказ № 189/01-03/а от 28.08.2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

базовый уровень изучения предмета

11 КЛАСС

2015-2016 учебный год

Составитель:

учитель биологии

Яненко Ольга Аркадьевна

с. Новостепное, 2015г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус программы

Данная рабочая программа составлена для учащихся 11 класса МОУ «Новостепновская школа» для изучения предмета «Биология». Программа составлена на основе программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» (Сухорукова Л.Н. Биология. Методические рекомендации. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.- С.7-19). Данная авторская программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования и требованиям к уровню подготовки выпускников. Она является логическим продолжением серии авторских программ Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 классы» (М.: Просвещение, 2010), по которой изучали курс биологии учащиеся данного класса на ступени основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34-35 учебных часов для обязательного изучения курса биологии в 11-м классе средней школы из расчета 1 учебный час в неделю. В МОУ «Новостепновская школа» на изучение биологии в 11-ом классе выделяется 1 час в неделю из инвариантной части (всего 34 часа).

Нормативными документами для составления рабочей программы по биологии в 10 классе являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного ученого плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования

  4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

  5. Федеральный компонент государственого стандарта общегообразования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089;

  6. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;

  7. Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

  8. Методические рекомендации КРИППО: Об особенностях преподавания предмета в 2015- 2016 уч. году.


  1. Учебный план основной общеобразовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения МОУ «Новостепновская школа» на 2015/2016 учебный год.

  2. Письмо Минобрнауки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ vestnik. edu. ru).

Цели изучения предмета биология:

  1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  2. овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи предмета:

Обучающие задачи:

- создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей: обеспечить усвоение обучающихся знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования; добиться понимания обучающихся практической значимости биологических знаний;

- продолжить формирование у обучающихся общеучебных умений: точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.

Развивающие задачи:

- создать условия для развития у обучающихся интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

- продолжить развивать у обучающихся уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитательные задачи:

- способствовать воспитанию совершенствующихся социально- успешных личностей;

- продолжить нравственное воспитание обучающихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).



II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА - БИОЛОГИЯ

Биология - как наука о живой природе , выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Гуманитарное значение биологии как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Цель: Усвоение учащимися не только определенной суммы знаний, но и развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Воспитание у них экологической культуры.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию межпредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Формы, методы, технологии обучения

Специфика курса биологии требует особой организации учебной деятельности школьников с применением таких форм образовательного процесса:

1.Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

2.Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

3.Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.

4.Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной).

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра.

а) Урок изучения нового материала. Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков.

Виды: урок-лекция, урок - беседа, урок с использованием учебного видеофильма, урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

б) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.

Виды: урок самостоятельных работ, урок-лабораторная работа, урок практическая работа, урок-экскурсия, семинар.

в) Урок обобщения и систематизации. Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков:

- урок-семинар, урок-конференция, интегрированный урок, творческое занятие, урок-диспут, урок-деловая/ролевая игра.

г) Уроки контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков:

Виды: - устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос), письменная проверка, зачет, лабораторные работы, контрольная (самостоятельная) работа, смешанный урок (сочетание трех первых видов), урок-соревнование.

д) Комбинированные уроки: на них решаются несколько дидактических задач.


III. МЕСТО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии - эволюции и системной организации живой природы - на стадии их формирования.

Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.

Таким образом, в рабочей программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

Рабочая программа по биологии для 11 класса в МОУ «Новостепновская школа составлена на основе программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» (Сухорукова Л.Н. Биология. Методические рекомендации. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.- С.7-19). Данная авторская программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования и требованиям к уровню подготовки выпускников. Она является логическим продолжением серии авторских программ Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 классы» (М.: Просвещение, 2010), по которой изучали курс биологии учащиеся данного класса на ступени основного общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34-35 учебных часов для обязательного изучения курса биологии в 11-м классе средней школы из расчета 1 учебный час в неделю из инвариантной части.

Особенности организации учебного процесса

Программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.

В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств живых организмов в системе биологических знаний научной картины мира; сформировать основополагающие понятия о строении и жизнедеятельности живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

*Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

Соответствие требованиям ФК ГОС:

1. Задачи: -освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с приборами, инструментами, справочниками.; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму; для наблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

2. Приемы и способы деятельности:

- наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания;

- опыты и эксперименты, лабораторные работы, виртуальные путешествия;

- работа с учебником, рабочими тетрадями, дополнительной литературой.


  1. IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 11-ОМ КЛАССЕ

  2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;

  • знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

  • знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;

  • знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;

  • знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Крыма методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;

  • знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;

  • знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;

  • представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;

  • умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;

  • умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;

  • умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • понимание ответственности за качество приобретенных знаний;

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

  • умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;

  • понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте;

ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП по биологии

Стартовая диагностика.

Стартовая диагностика проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня остаточных знаний, уровня мотивации к изучению нового материала. Данный вид работы оценивается учителем на качественном уровне. Для проведения стартовой диагностики можно использовать тесты, анкеты, приёмы технологии развития критического мышления, построение схемы : «Знаю. Узнал. Хочу узнать».

Тематические контрольные работы по классам

Текущий контроль

В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение лабораторной работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.

Итоговая оценка.

В 10-11х классах итоговая оценка по биологии выставляется по результатам текущего контроля, который ведется учителем и фиксируется в классном журнале и дневниках учащихся, тематических контрольных работ, оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта, итоговой контрольной работы.

В результате изучения биологии на базовом уровне по окончании 11 класса ученик должен:

знать/понимать

  1. основные положения клеточной теории; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  2. сущность биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

  3. сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, энергетический обмен, фотосинтез, биосинтез белков;

  4. вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;

  5. биологическую терминологию и символику;

  6. основные закономерности изменчивости;

  7. основы селекции растений, животных и микроорганизмов;

  8. закономерности микро- и макроэволюции;

  9. основные этапы исторического развития жизни на Земле;

  10. место человека в биосфере.

;

Уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании на­учного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнона­учной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицатель­ное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;

  2. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  3. выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);



  1. сравнивать: биологические объекты (химиче­ский состав тел живой и неживой природы, заро­дыши человека и других млекопитающих, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  2. анализировать и оценивать последствия собственной деятельнос­ти в окружающей среде;

  3. находить информацию о биологических объек­тах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компью­терных базах данных, интернет-ресурсах) и крити­чески ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания; правил поведения в природной среде;

  2. оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  3. оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учащийся научится:

  1. характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  2. применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  3. владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять закономерности);

  4. ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.









V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА


  1. Тема: Основные закономерности изменчивости. Селекция (9 ч)

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов: «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма», «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Искусственный отбор».

Лабораторные и практические работы: Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

  1. Тема: Закономерности микро- и макроэволюции (11часов)

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

  1. Тема: Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере (14 ч)

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации: Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов: «Критерии вида», «Популяция - структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас».

Лабораторные и практические работы: Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:

Биология10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко., Т.В Иванова. Проект «Сферы» - один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.

Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.
















VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА БИОЛОГИИ

11 КЛАСС


Название раздела, темы

Кол-во

часов

Кол-во лаборатор-ных работ

Кол-во практических

работ

Кол-во контрольных

работ

1

Основные закономерности изменчивости. Селекция

9 ч

2

1

-

2

Закономерности микро- и макроэволюции

11 ч

4

-

1

3

Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере

14

-

-

1

Итого:

34

6

1

2



Всего уроков практической направленности - 7











VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ БИОЛОГИИ, 11 класс

Учебник: Биология. 10-11 класс.

Автор: Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В. Иванова - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.: ил. - (Сферы).


(1 час в неделю, всего 34 часа, в том числе 1 час резервного времени)

№ урока

Наименование разделов и тем

Лабораторные, практические работы

Дом. задание

Дата проведения

По плану

фактически



Основные закономерности изменчивости. Селекция (9 ч)


1

Наследственная изменчивость. Типы мутаций.

П.28

2

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

(Диагн. работа №1)

П.29


3

Методы изучения наследственной изменчивости человека.

П.30


4

Модификационная изменчивость.

Л. р. №7(1). Модификационная изменчивость. Вариационный ряд.

П.31


5

Генетика и селекция. Искусственный отбор. Центры происхождения культурных растений.

Л. р. №8(2). Искусственный отбор и его результаты.

П.32


6

Селекция растений.

П. р.№1. Изучение фенотипов местных сортов культурных растений.

П.33


7

Селекция животных и микроорганизмов.

П.34


8

Разнообразие пород сельскохозяйственных животных.

Экскурсия (виртуальная)

-


9

Обобщающий.

-




Закономерности микро- и макроэволюции (11 ч)

10

Из истории развития эволюционной теории.

П.35


11

Микроэволюция. Популяция как эволюционная структура.

Л. р.№9(3). Изучение критериев вида.

П.36.


12

Факторы - поставщики материала для эволюции. Изоляция.

П.37


13

Естественный отбор и его результаты.

Л. р. №10(4). Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособлений.

П.38


14

Макроэволюция: законы и закономерности Палеонтология и эволюция.

П.39


15

Контрольная работа №1 по теме: «Основные закономерности изменчивости. Селекция Закономерности микро- и макроэволюции».

Контр. работа №1.

-


16

Биогеографические доказательства эволюции.

Л. р. №11(5). Доказательства эволюции.

П.40-41


17

Основные направления и пути эволюционного процесса.

П.42


18

Ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных.

Л. р.№12(6). Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.

П.42


19

Направленность и предсказуемость эволюции.

П.43


20

Антидарвиновские концепции эволюции.

(Диагн. работа №2)

П.44




Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере (14 ч)

Блок 3.код 3.7, Блок 4.код 4.1

21

Сущность жизни.

П.45


22

Абиогенез: возникновение жизни - результат развития неживой природы.

П.46


23

Живое только от живого - теория биогенеза.

П.47


24

Развитие жизни на Земле.

Экскурсия (виртуальная)

-


25

Развитие жизни на Земле. Криптозой. Ранний палеозой.

П.38


26

Развитие жизни в позднем палеозое.

П.49


27

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Семинар

П.50


28

Взаимодействие общества и природы.

П.51


29

Деятельность современного человека как экологический фактор.

П.52


30

Коэволюция природы и общества.

П.53


31

Обобщение и систематизация знаний. Развитие жизни на Земле

-


32

Контрольная работа №2 по теме: «Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере».

Контрольная работа№2.

-


33

Повторение.

-


34

Итоговый урок.

-


ИТОГО: контрольных работ-2 , практических работ - 2, лабораторных работ - 6.




VIII. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


Критерии и нормы устного ответа по биологии

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

  • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  • Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

  • Полностью не усвоил материал.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по биологии:

Оценка «5» ставится, если ученик:



  • Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

  • Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

  • Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

  • Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

  • Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  • Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

  2. Было допущено два - три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

  3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

  2. Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

  3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

  4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

  2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

  3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.



IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УМК:

- Примерная программа основного общего образования.

- .Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. - 2004. № 24-25.

- Закон РФ «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. - М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

- Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. - М.: Дрофа, 2004. - 46с

- Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях. Приложение 2 к письму Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.04.2015 №01-14/1256.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Лупы ручные

  2. Микроскопы школьные

  3. Набор хим. посуды и принадлежностей по биологии для дем. работ.

  4. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.

  5. Комплект оборудования для комнатных растений.

Учебно-методическое обеспечение реализации рабочей программы.

Для учителя:

  1. УМК «Сферы» Биология. 10-11 классы включает основные ресурсы:

  2. Примерные программы по учебным предметам. Биология. - 10-11 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В., Биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2013. - 143 с.

  4. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В., Биология. 10-11 классы: Электронное приложение к учебнику. М.: Просвещение, 2012. (1 DVD)

  5. Интернет - ресурсы:spheres.ru, shishlena.ru, http: //bio.1september/ru, lppbio.ucoz.ru/index/botanika/0-17, mirbiologii/ruopenclass.ru.

Для учащихся:

  • Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В, Биология.10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2013. - 143 с.

  • Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В,. Биология. 10-11 классы: Электронное приложение к учебнику. М.: Просвещение, 2012. (1 DVD)

  • Дополнительные ресурсы: книги, энциклопедии, журналы из библиотечного фонда, согласно картотеки.

  • Интернет ресурсы:spheres.ru, shishlena.ru, http: //bio.1september/ru, lppbio.ucoz.ru/index/botanika/0-17, mirbiologii/ru , openclass.ru.

Оснащение кабинета биологии: рабочие места для учащихся и учителя, технические, таблицы и стенды
Печатные пособия : таблицы, портреты ученых, цветные наборы карточек
Учебно-практическое и лабораторное оборудование : лупы, микроскопы, комплект лабораторного оборудования( стаканы, чашки Петри, пробирки, колбы, стеклянные палочки и тд)
Натуральные средства: гербарии, муляжи, коллекции, микропрепараты, комнатные растения, скелеты животных.
Информационно- коммуникативные средства: CD- диски, DVD- диски: приложения к учебникам; Интернет-ресурсы: minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования
gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.




























25


© 2010-2022