Проект Индивидуальный образовательный маршрут

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Индивидуальный образовательный маршрут»


Актуальность. Тенденция личностно - ориентированного образования всё чаще находит своё отражение в регламентирующих документах, стандартах, учебниках, в практике работы школы. Очевидно, что данная тенденция не ограничивается индивидуальной работой с учеником. Речь идёт о признании роли ученика в его собственном образовании, об отборе индивидуального содержания образования, о возможности выбора учеником своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, диагностики и оценки результатов.

Учёт индивидуальных особенностей и характера обучения необходим уже в начальной школе. Каждому ученику предоставляется возможность собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.

Одновременность реализации персональных моделей образования - одна из целей образования в старшей профильной школе. Задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития ученика, позволяющей ему на каждом этапе создавать ту образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности [ 1 ]

Что же необходимо для того, чтобы современная школа реализовала право на индивидуальную траекторию образования?

Индивидуальная траектория образования - это результат личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. Организация личностно - ориентированного образования обучающихся имеет цели:

  • Право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом уроке, теме, курсе.

  • Право на личные трактовки и понимания фундаментальных понятий и категорий.

  • Право на составление индивидуальных образовательных программ по изучаемым курсам.

  • Право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных программ, способов контроля.

  • Индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий.

  • Опережение или углубление осваиваемого содержания учебных курсов, индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предмету.

Цель проекта: создание системы обучения, позволяющей создавать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты ученика

Задачи проекта:

  1. Организовать обучение предмета биологии на двух уровнях: базовом и повышенном, с учётом требований, предъявляемых к образовательной программ, отражающие его интересы, возможности и потребности.

  2. Разработка образовательных маршрутов базового и повышенного уровня, обеспечение индивидуальной зоны творческого развития обучающихся

  3. Выбор обучающимся индивидуальную программу изучения биологии и её реализация, совместно с учителем в течение трёх лет

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Проект состоит из следующих этапов:

1 этап. Организационно - подготовительный. На этом этапе учителем проводится диагностика уровня развития и степени выраженности личностных качеств обучающихся, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области. Фиксируется начальный объём и содержание предметного образования ученика, т.е. количество и качество имеющихся у них знаний, представлений, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме. Учитель устанавливает и классифицирует мотивы деятельности обучающихся по отношению к образовательной области, предпочитаемые формы и методы занятий.

Диагностическая направленность первого этапа не означает отсутствия предметной деятельности учеников и выполнения ими заданий по изучаемой теме. Диагностика проводится на конкретном материале в разных формах ( конкурс вопросов по теме, обзорное знакомство с темой, выбор учениками заданий разного типа, тестирование).

2 этап. Фиксирование каждым учеником, а затем учителем, фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или её теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания.

Каждый обучающийся составляет исходный концепт темы, которую ему предстоит освоить. Под концептом понимается выраженный в схематичной, рисуночной, знаковой, тезисной формах содержательный образ темы, который опирается на систему фундаментальных образовательных объектов и их различные функциональные проявления.

Фундаментальные образовательные объекты разделяются на общие для всех образовательные стандарты и индивидуальные для каждого ученика, которые определены ими как субъективно значимые.

3 этап. Выстраивание системы личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой.

Образовательная область предстаёт перед обучающимися в виде системы фундаментальных образовательных объектов, проблем, вопросов, «точек удивления».

4 этап. Программирование каждым обучающимся индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. Ученик с помощью учителя выступает в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает методику, предполагает свои конечные образовательные продукты и формы их представления, составляет план работы, отбирает средства и способы деятельности, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.

На этом этапе учителем и учениками создаются индивидуальные программы обучения на обозначенный период. Эти программы являются образовательным продуктом оргдеятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют реализацию личностного образовательного потенциала ученика.. При оценке оргдеятельностной продукции обучающихся применяются те же способы диагностики, контроля и оценки, что и для продукции предметного типа.

5 этап. Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся и общеколлективной образовательной программы. Реализация программ происходит в течение определённого периода времени. Обучающийся осуществляет основные элементы индивидуальной деятельности: цели, план, деятельность, рефлексия, сопоставление полученных продуктов с целями, самооценка.

Роль учителя сводится к алгоритмизации индивидуальной деятельности обучающихся, вооружению разными способами деятельности: поиском средств работы, ориентацией в проблеме, выделением критериев анализа работы, оцениванием.

6 этап. Демонстрация личных образовательных продуктов учеников и коллективное обсуждение. Особенность данного этапа состоит в том, что каждый ученик усваивает один и тот же образовательный объект с субъективной точки зрения и в соответствии со своей индивидуальной образовательной программой.

7 этап. Рефлексивно - оценочный. Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности, фиксируются и классифицируются применяемые виды и способы деятельности. Каждый ученик осознаёт и оценивает степень достижения индивидуальных и общих целей, уровень своих внутренних изменений, усвоенные способы образования и освоенные им области. На основе рефлексивного осмысления индивидуальной и коллективной деятельности, а также при помощи средств контроля происходит оценка и самооценка деятельности каждого ученика и всех вместе, включая учителя. Создаются условия для коррекции и планирования последующей индивидуальной деятельности.




Технологии и формы обучения.

  • Практикум по решению задач.

  • Лабораторные работы.

  • Информационно - коммуникативные технологии

  • Коллективный способ обучения

Результаты реализации проекта

  • Положительная динамика в достижениях большинства обучающихся по данной области.

  • Для групп повышенного уровня - владение обучающимися методологическими знаниями, общеучебными умениями и общенаучными методами познаниями, позволяющими решать задачи творческого характера, вести исследовательскую деятельность, участвовать в олимпиадах различного уровня.

  • Для групп базового уровня - достижение всеми обучающимися обязательных результатов обучения.

  • Для учителей - создание методических комплексов для работы с отдельными группами обучающихся (проекты, технологии, учебные пособия, исследовательские работы, дидактический и диагностический материал)














Приложение№1

Индивидуальный план изучения

ученика(цы)______

________________ класса_____________________

Проблемно - ориентированная характеристика обучающегося

Цель индивидуального изучения предмета


Основное содержание учебного материала


Дополнительное содержание учебного материала



Источники дополнительной информации



Планируемые результаты индивидуальной работы



График индивидуальных занятий с учителем

месяц

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

дата



День и время консультаций


Индивидуальный образовательный маршрут изучения темы

______________________________________________________

Ученика(цы)_____________________ класса________________

Тема урока

Количество часов

Работа в классе

Самостоятельная работа дома

Контроль

Развитие умений и навыков









Индивидуальная диагностика уровня изучения программного метериала по

____________________________________________________

Ученика(цы) ____________________класса_______________

Тема контроля

оценка





Промежуточная и итоговая аттестация

Полугодовая контрольная работа

Первое полугодие

Годовая контрольная работа

Второе полугодие

Годовая оценка

Диагностика учебных достижений ученика(цы) _______ класса

______________________________________________________

Умения и навыки, отрабатываемы в ходе изучения темы

До изучения темы

После изучения темы

Умение составлять план изучения темы

0

1

2

3

0

1

2

3

Умение работать с монографией



Умение выбирать материал для раскрытия темы



Умение творчески домыслиать



Умение выборочно излагать материал



Умение аргументировть



Умение формулировать гипотезы



6

© 2010-2022