- Преподавателю
- Биология
- Проект Индивидуальный образовательный маршрут
Проект Индивидуальный образовательный маршрут
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Громенко Т.В. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проект «Индивидуальный образовательный маршрут»
Актуальность. Тенденция личностно - ориентированного образования всё чаще находит своё отражение в регламентирующих документах, стандартах, учебниках, в практике работы школы. Очевидно, что данная тенденция не ограничивается индивидуальной работой с учеником. Речь идёт о признании роли ученика в его собственном образовании, об отборе индивидуального содержания образования, о возможности выбора учеником своего стиля обучения, оптимального темпа и ритма, диагностики и оценки результатов.
Учёт индивидуальных особенностей и характера обучения необходим уже в начальной школе. Каждому ученику предоставляется возможность собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.
Одновременность реализации персональных моделей образования - одна из целей образования в старшей профильной школе. Задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития ученика, позволяющей ему на каждом этапе создавать ту образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности [ 1 ]
Что же необходимо для того, чтобы современная школа реализовала право на индивидуальную траекторию образования?
Индивидуальная траектория образования - это результат личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. Организация личностно - ориентированного образования обучающихся имеет цели:
-
Право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом уроке, теме, курсе.
-
Право на личные трактовки и понимания фундаментальных понятий и категорий.
-
Право на составление индивидуальных образовательных программ по изучаемым курсам.
-
Право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных программ, способов контроля.
-
Индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий.
-
Опережение или углубление осваиваемого содержания учебных курсов, индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предмету.
Цель проекта: создание системы обучения, позволяющей создавать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты ученика
Задачи проекта:
-
Организовать обучение предмета биологии на двух уровнях: базовом и повышенном, с учётом требований, предъявляемых к образовательной программ, отражающие его интересы, возможности и потребности.
-
Разработка образовательных маршрутов базового и повышенного уровня, обеспечение индивидуальной зоны творческого развития обучающихся
-
Выбор обучающимся индивидуальную программу изучения биологии и её реализация, совместно с учителем в течение трёх лет
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Проект состоит из следующих этапов:
1 этап. Организационно - подготовительный. На этом этапе учителем проводится диагностика уровня развития и степени выраженности личностных качеств обучающихся, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области. Фиксируется начальный объём и содержание предметного образования ученика, т.е. количество и качество имеющихся у них знаний, представлений, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме. Учитель устанавливает и классифицирует мотивы деятельности обучающихся по отношению к образовательной области, предпочитаемые формы и методы занятий.
Диагностическая направленность первого этапа не означает отсутствия предметной деятельности учеников и выполнения ими заданий по изучаемой теме. Диагностика проводится на конкретном материале в разных формах ( конкурс вопросов по теме, обзорное знакомство с темой, выбор учениками заданий разного типа, тестирование).
2 этап. Фиксирование каждым учеником, а затем учителем, фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или её теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания.
Каждый обучающийся составляет исходный концепт темы, которую ему предстоит освоить. Под концептом понимается выраженный в схематичной, рисуночной, знаковой, тезисной формах содержательный образ темы, который опирается на систему фундаментальных образовательных объектов и их различные функциональные проявления.
Фундаментальные образовательные объекты разделяются на общие для всех образовательные стандарты и индивидуальные для каждого ученика, которые определены ими как субъективно значимые.
3 этап. Выстраивание системы личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой.
Образовательная область предстаёт перед обучающимися в виде системы фундаментальных образовательных объектов, проблем, вопросов, «точек удивления».
4 этап. Программирование каждым обучающимся индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. Ученик с помощью учителя выступает в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает методику, предполагает свои конечные образовательные продукты и формы их представления, составляет план работы, отбирает средства и способы деятельности, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
На этом этапе учителем и учениками создаются индивидуальные программы обучения на обозначенный период. Эти программы являются образовательным продуктом оргдеятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют реализацию личностного образовательного потенциала ученика.. При оценке оргдеятельностной продукции обучающихся применяются те же способы диагностики, контроля и оценки, что и для продукции предметного типа.
5 этап. Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся и общеколлективной образовательной программы. Реализация программ происходит в течение определённого периода времени. Обучающийся осуществляет основные элементы индивидуальной деятельности: цели, план, деятельность, рефлексия, сопоставление полученных продуктов с целями, самооценка.
Роль учителя сводится к алгоритмизации индивидуальной деятельности обучающихся, вооружению разными способами деятельности: поиском средств работы, ориентацией в проблеме, выделением критериев анализа работы, оцениванием.
6 этап. Демонстрация личных образовательных продуктов учеников и коллективное обсуждение. Особенность данного этапа состоит в том, что каждый ученик усваивает один и тот же образовательный объект с субъективной точки зрения и в соответствии со своей индивидуальной образовательной программой.
7 этап. Рефлексивно - оценочный. Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности, фиксируются и классифицируются применяемые виды и способы деятельности. Каждый ученик осознаёт и оценивает степень достижения индивидуальных и общих целей, уровень своих внутренних изменений, усвоенные способы образования и освоенные им области. На основе рефлексивного осмысления индивидуальной и коллективной деятельности, а также при помощи средств контроля происходит оценка и самооценка деятельности каждого ученика и всех вместе, включая учителя. Создаются условия для коррекции и планирования последующей индивидуальной деятельности.
Технологии и формы обучения.
-
Практикум по решению задач.
-
Лабораторные работы.
-
Информационно - коммуникативные технологии
-
Коллективный способ обучения
Результаты реализации проекта
-
Положительная динамика в достижениях большинства обучающихся по данной области.
-
Для групп повышенного уровня - владение обучающимися методологическими знаниями, общеучебными умениями и общенаучными методами познаниями, позволяющими решать задачи творческого характера, вести исследовательскую деятельность, участвовать в олимпиадах различного уровня.
-
Для групп базового уровня - достижение всеми обучающимися обязательных результатов обучения.
-
Для учителей - создание методических комплексов для работы с отдельными группами обучающихся (проекты, технологии, учебные пособия, исследовательские работы, дидактический и диагностический материал)
Приложение№1
Индивидуальный план изучения
ученика(цы)______
________________ класса_____________________
Проблемно - ориентированная характеристика обучающегося
Цель индивидуального изучения предмета
Основное содержание учебного материала
Дополнительное содержание учебного материала
Источники дополнительной информации
Планируемые результаты индивидуальной работы
График индивидуальных занятий с учителем
месяц
IX
X
XI
XII
I
II
III
IV
V
дата
День и время консультаций
Индивидуальный образовательный маршрут изучения темы
______________________________________________________
Ученика(цы)_____________________ класса________________
Тема урока
Количество часов
Работа в классе
Самостоятельная работа дома
Контроль
Развитие умений и навыков
Индивидуальная диагностика уровня изучения программного метериала по
____________________________________________________
Ученика(цы) ____________________класса_______________
Тема контроля
оценка
Промежуточная и итоговая аттестация
Полугодовая контрольная работа
Первое полугодие
Годовая контрольная работа
Второе полугодие
Годовая оценка
Диагностика учебных достижений ученика(цы) _______ класса
______________________________________________________
Умения и навыки, отрабатываемы в ходе изучения темы
До изучения темы
После изучения темы
Умение составлять план изучения темы
0
1
2
3
0
1
2
3
Умение работать с монографией
Умение выбирать материал для раскрытия темы
Умение творчески домыслиать
Умение выборочно излагать материал
Умение аргументировть
Умение формулировать гипотезы
6