Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)

Урок-путешествие в 7 классе по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для5-11 классов  общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся.   Использование видеофрагментов, экспериментов и исследова...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб».

Методические рекомендации для учителя.

Вступительное слово учителя на фоне шума моря..

3' Ребята, вы слышите звуки моря. Сегодня на уроке мы познакомимся с жителями морских глубин - рыбами. Тема урока «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб».

- Вот она тема. А что же мы можем и должны сегодня узнать?

Организуется работа по заполнению схемы. Ученики называют особенности строения рыб в связи с жизнью в воде. Получается схема:

Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс) Чешуя форма

Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)окунь

окраска

слизь плавники

Вывод учителя: мы познакомимся с внешним строением рыбы и ее приспособленностью к жизни в воде. Второй момент, который предстоит нам изучить - это как передвигаются рыбы.

Сегодня мы будем передвигаться по морю по станциям. Вы будете выполнять задания, и набирать баллы, от них будет зависеть и ваша оценка. Работая индивидуально, в парах и группах, как вы думаете, какие качества вам пригодятся? Поэтому следующая наша задача: продолжить учиться самостоятельности, коммуникабельности и ответственности. И я думаю, что узнавая новое о рыбах наших морей и рек, вы еще больше полюбите свою малую Родину!

У каждого из вас на столе есть программа - это ваш путеводитель (Приложение 1) и лист учета - ваша рабочая тетрадь на уроке. Цель всей нашей работы отражена в программе.

Примечание. Далее учитель говорит на фоне шума волн.

Рыбы - это типичные водные животные и мы должны погрузиться на дно, чтобы поближе познакомиться с ними. Для этого нам нужен груз и мы возьмем с собой наши знания, которые послужат снаряжением и не позволят нам утонуть.

СТАНЦИЯ «ЗАГРУЗОЧНАЯ».

1+1' Цель: проверка и закрепление знаний по вопросу «Общая характеристика типа Хордовые».

Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова (записываем на листе контроля).

1. Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу ….

2. Над хордой расположен трубчатый тяж - это ….

3. Под хордой расположена …… система в виде трубки.

4. Для хордовых характерна ……. симметрия тела.

5. В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и ………

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

Примечание. Музыка и видеофрагмент плавающих рыб с признаками хрящевых (акулы) и костных (окуня) рыб.

Погружение прошло успешно, мы видим проплывающих мимо нас рыб. Давайте познакомимся с ними поближе и сделаем остановку на следующей станции.

СТАНЦИЯ «ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ».

3' Цель: изучение классификации рыб.

Задание: Просмотреть видеофрагмент, слушая мою мини-лекцию и заполнить таблицу.

Признаки

Класс

Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

1. Скелет

2. Наличие жаберной крышки

3. Наличие плавательного пузыря

нет

есть

4. Расположение рта

Примечание: можно воспользоваться информацией в учебнике В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» § 21 стр. 97 раздел «Хрящевые рыбы».

1'Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

Итак, мы познакомились с классами рыб, теперь давайте попробуем выяснить как же рыбы приспособились к жизни в водной среде. Отправляемся в путь,

СТАНЦИЯ «ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!»

Ребята, а какова цель посещения этой станции? Найдите ее в своей программе.

5' Цель: изучение зависимости скорости передвижения рыб от формы тела.

Задания обязательного уровня: (ответы записывать в лист контроля)

1. Рассмотрите рисунок 83 на стр. 99. Какие отделы тела есть у рыб?

2. Прочитайте на стр. 97 в разделе «Костные рыбы» 1й абзац. Какой может быть форма тела у рыб? Заполните схему.

Форма тела рыб

Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)



Задания повышенного уровня сложности:

3. Рассмотрите рисунок 82 на стр. 98 и определите:

1 вариант - самую быструю рыбу;

2 вариант - самую медленную рыбу.

4. Прочитайте текст и объясните, почему у большинства рыб обтекаемая форма тела?

Обтекаемая форма тела - это форма, при которой голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются.

5. Какое приспособительное значение в жизни рыб имеет обтекаемая форма тела? (При ответе на вопрос используйте знания из курса физики и свой жизненный опыт).

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ +1 балл, максимально 5 б.

Подвели итог и в таблицу.

Примечание: Музыка + видеофрагмент, демонстрирующий различную окраску рыб.

Ребята! Посмотрите, какие разные по окраске рыбы проплывают мимо нас, они словно демонстрируют нам свои наряды. Вот мы и прибыли на следующую станцию.

СТАНЦИЯ «ДЕФИЛЕ». Какова цель посещения?

3' Цель: изучение особенностей окраски тела рыб.

Задание. Прочитайте вопросы, обсудите в парах и подготовьте устные ответы.

1 колонка - рассмотрите окраску тела у окуня (рисунок на доске). Чем отличается окраска спинной стороны тела от брюшной? Попробуйте объяснить причины этого.

2 колонка - почему окраска окуней в северных озерах более темная, чем у речных окуней?

3 колонка - почему коралловые рыбки не имеют различий в окраске спинной и брюшной сторон тела и очень яркие?

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за индивидуальные устные ответы + 1 балл.

Подвели итог и в таблицу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Но, как, рыбы приспособились не только жить в воде, но и передвигаться в ней порой с огромной скоростью. Давайте посетим следующую станцию.

СТАНЦИЯ «ЭТО ИНТЕРЕСНО».

5' Цель: выявление приспособлений у рыб для передвижения в водной среде.

Задание: прослушайте объяснение учителя (лекция + фронтальная беседа)

1.Вспомните из курса физики: какими свойствами отличается водная среда от воздушной среды? Большое сопротивление (в воде передвигаться тяжелее, чем на воздухе) и плотность (воды равна 1).

2. Этим сопротивлением является сила трения. Какие приспособления помогают

рыбам увеличить скорость движения и уменьшить при этом сопротивление или силу трения?

Чешуя и слизь. Каково их назначение?

Один из самых примитивных и древних типов чешуи - плакоидная чешуя хрящевых рыб (акул и скатов): разбросанные по коже зубчатые пластинки. Оттого акулья кожа напоминает наждачную бумагу и при прикосновении к ней можно поцарапаться.

У древних костных рыб (осетровых) другой тип чешуи - ганоидная (в виде ромбиков и нигде не накладывается друг на друга). У большинства костных рыб чешуя уложена как черепица и может быть двух видов: ктеноидная (гладкая) и циклоидная (с шипиками). Этот тип чешуи лучше приспособлен для плавания.

Рост чешуи и годичные кольца.

Т.о., чешуя выполняет защитную функцию и поддерживает форму тела.

В коже рыб располагаются железы: слизеотделительные и ядоотделительные.

Слизь уменьшает трение и защищает рыбу от инфекционных микроорганизмов.

А теперь проведем маленький эксперимент: в стакан или плоскую чашу опустим деревянный брусок, железный предмет, определим что утонет, а что нет и почему. Погрузим рыбу (мертвую) - утонула. Почему? А живая не тонет. Почему?

Ответ: у рыб плавательный пузырь с газом, а у акул - жир.

3. Почему рыбы не тонут в воде, ведь их вес больше плотности воды?

Стремятся сделать плотность = 1 или близкой к ней. Т.к. у мышц и скелета плотность больше 1, то нужны специальные меры - «поплавки». Чаще всего эту роль играют запасы жира в печени, особенно акулы. У костных рыб жир + плавательный пузырь - это, наполненный газом (О2 или у сига чистым N2)мешок, который заполняется газом из газовой железы. Увеличение объема пузыря уменьшает плотность тела и способствует свободному передвижению к поверхности воды. Уменьшение объема увеличивает плотность тела и облегчает погружение.

4. Почему рыбы живут на большой глубине, где вода может раздавить подводную

лодку?

Внутри подлодки есть большое пространство, заполненное воздухом. При погружении давление снаружи растет, а внутри - остается равным атмосферному. Если корпус не выдерживает, давление сплющивает лодку. Внутри глубоководной рыбы нет пустот с низким давлением, значит и нечему раздавливаться. У большинства глубоководных рыб нет плавательного пузыря.

5, Что необходимо рыбам для того, чтобы рыба начала двигаться?

Плавники и мышцы.

Плавники:

а) парные: грудные и брюшные (как «весла») - горизонтальное положение, повороты, движение вверх, вниз.

б) непарные: спинной, анальный, хвостовой - движение вперед.

Мышцы прикреплены к позвоночнику и сокращаются поочередно: при сокращении мышц правой стороны тело изгибается вправо, левой - влево, и рыба движется волнообразно.

6. Боковая линия.

7. Жабры.

8. Вкус и обоняние.

9. Какие функции плавников использует человек? (по рисунку лодки)

Киль у лодок и кораблей - спинной плавник. Руль - хвостовой у рыбы. Рули глубины и весла - парные плавники. Ласты - лучи плавников.

3' Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.

Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву). Таблица есть и в листе контроля! Ответ записать по форме после таблицы.

Особенности строения

Приспособления к жизни в воде

1. Чешуя

А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.

2. Слизь

Б. Обеспечивает плавучесть.

3. Обтекаемая форма тела

В. Уменьшает силу трения

4. Плавники

Г.Осуществляют движение.

5. Плавательный пузырь

Д. Придает форму и защищает.

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5б).

Итак, мы побывали на разных станциях и изучили рыб, давайте подведем некоторые итоги. Сосчитайте количество набранных баллов.

Если вы набрали 19 баллов и больше, просто здорово! Вы - молодец!

Если -15-18 баллов, очень хорошо!

Если - 11-14 баллов, надо поработать еще! Если 10 и меньше, очень жаль!

А сейчас вы сможете улучшить свой результат, выполнив лабораторную работу.

СТАНЦИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ» (Контроль учителя).

7' Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.

Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции.

Лабораторная работа.

«Внешнее строение и передвижение рыб».

Оборудование: ванночки с рыбой.

Ход работы: 1. Прочитайте всю работу.

2. Рассмотрите (в течении 1 минуты) выданных рыб и ответьте на вопросы:

Задания 1 го - базового уровня (обязательные для всех).

1. Отметьте, какую форму тела имеет рыба.

2. Из каких отделов состоит тело рыбы.

3. Определите расположение рта у рыб (спереди или на нижней стороне головы).

4. Имеется ли чешуя на теле рыбы?

5. Какие органы обеспечивают движение рыб?

Задания 2 го уровня.

6. Каково значение формы тела?

7. Рассмотрев выданную рыбу, определите, к какому классу рыб она относится.

8. Назовите виды плавников у рыб.

Задания 3 го уровня.

9. Какие особенности строения рыб человек применил при изготовлении этого сооружения? (рисунок лодки на доске)

Примечание. Во время выполнения лабораторной работы группа из 4 человек проводит опыты и готовит мини-выступление.

Задание. 1. Рассмотрите плавающих в аквариуме рыб. Выясните, как реагирует рыба:

1 - на резкий взмах руки у стекла;

2 - на стук по стеклу;

3 - на опущенный в воду карандаш;

4 - на кормление.

2. Обсудите вопросы в группах и подготовьте ответ.

Как ведут себя рыбы в этот момент? В чем причина такого поведения?

Какой можно сделать вывод?

1' Резюме.

Цель: подведение итогов.

Ребята! Сегодня мы выявили приспособления рыб для жизни в воде. Им трудно, но они живут там, им надо совсем немного - это чистая вода, а от человека зависит лишь одно - не мешать. И тогда в печальном списке Красной книги Архангельской области останутся лишь нельма и бычок-подкаменщик, и список не пополнится новыми именами!

Любит дно песчаное бычок,

Чистую, прозрачную водицу.

Малыша такого ты не жарь,

Пусть себе в песочке порезвится!

А сейчас я прошу вас оценить свое отношение к пройденной теме.

1' Рефлексия.

Цель: оцените свое отношение к пройденной теме.

Задание: выберите букву и запишите ее.

а) понял хорошо; б) не все было понятно; в) ничего не понял.


Приложение 1.

Модуль для учащихся по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб»

3' Цель урока:

  1. систематизация и закрепление знаний учащихся по теме «Тип Хордовые»;

  2. знакомство с особенностями строения и приспособлениями рыб для жизни в воде;

  3. формирование умения работать в режиме доверия.

1-2'Станция «Загрузочная»

Цель: проверка и закрепление знаний по вопросу «Общая характеристика типа Хордовые».

Задание: прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

  1. Животные с внутренним скелетом, представленным хордой, относятся к типу ….

  2. Над хордой расположен трубчатый тяж - это ….

  3. Под хордой расположена …… система в виде трубки.

  4. Для хордовых характерна ……. симметрия тела.

  5. В типе хордовых выделяют два подтипа: Бесчерепные и ……… .

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

3'Станция «Знакомые незнакомцы»

Цель: изучение классификации рыб.

Задание: Просмотреть видеофрагмент, слушая мою мини-лекцию и заполнить таблицу.

Признаки

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

1. Скелет

2. Наличие жаберной крышки

3. Наличие плавательного пузыря

нет

есть

4. Расположение рта

Примечание: можно воспользоваться дополнительной информацией в учебнике стр. 97 раздел «Хрящевые рыбы».

1'Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

5' Станция «Полный вперед!»

Цель: изучение зависимости скорости передвижения рыб от формы тела.

Задания обязательного уровня: ! ответы в лист контроля.

1. Рассмотрите рисунок 83 на стр. 99. Какие отделы тела есть у рыб?

2. Прочитайте на стр. 97 в разделе «Костные рыбы» 1й абзац.

Какой может быть форма тела у рыб? Заполните схему.


Форма тела рыб

Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)


Задания повышенного уровня сложности:

3. Рассмотрите рисунок 82 на стр. 98 и определите:

1 вариант - самую быструю рыбу;

2 вариант - самую медленную.

4. Прочитайте определение.

Обтекаемая форма тела - это форма при которой, голова и тело плавно расширяются, а затем плавно сужаются.

Объясните, почему у большинства рыб обтекаемая форма тела?

5. Какое приспособительное значение в жизни рыб имеет обтекаемая форма тела? (При ответе на вопрос используйте знания из курса физики и свой жизненный опыт).

Самоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл, максимально 5 б.

3' Станция «Дефиле»

Цель: изучение особенностей окраски тела рыб.

Задание. Прочитайте вопросы, обсудите в парах и подготовьте устные ответы.

1 колонка - рассмотрите окраску тела у окуня (рисунок на доске). Чем отличается окраска спинной стороны тела от брюшной? Попробуйте объяснить причины этого.

2 колонка - почему окраска окуней в северных озерах более темная, чем у речных окуней?

3 колонка - почему коралловые рыбки не имеют различий в окраске спинной и брюшной сторон тела и очень яркие?

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за индивидуальные устные ответы + 1 балл.

3' Станция «Это интересно»

Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания после беседы.

Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву). Таблица есть и в листе контроля! Ответ записать по форме после таблицы.

Особенности строения

Приспособления к жизни в воде

1. Чешуя

А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.

2. Слизь

Б. Обеспечивает плавучесть.

3. Обтекаемая форма тела

В. Уменьшает силу трения

4. Плавники

Г.Осуществляют движение.

5. Плавательный пузырь

Д. Придает форму и защищает.

Взаимоконтроль. Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 б).

Сосчитайте количество набранных баллов в таблице.

Если вы набрали 19 баллов и больше - просто здорово! Вы - молодец!

Если -15-18 баллов - очень хорошо!

Если - 11-14 баллов - надо поработать еще!

Если 10 и меньше - очень жаль!

7' Станция «Исследовательская».

Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.

Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции.

Лабораторная работа.

«Внешнее строение и передвижение рыб».

Ход работы:

Прочитайте всю работу.

Рассмотрите (в течении 1 минуты) выданных рыб и ответьте на вопросы:

Задания 1 го - базового уровня (обязательные для всех).

1. Отметьте, какую форму тела имеет рыба.

2. Из каких отделов состоит тело рыбы.

3. Определите расположение рта у рыб (спереди или на нижней стороне головы).

4. Имеется ли чешуя на теле рыбы?

5. Какие органы обеспечивают движение рыб?

Задания 2 го уровня.

6. Каково значение формы тела?

7. Рассмотрев выданную рыбу, определите, к какому классу рыб она относится.

8. Назовите виды плавников у рыб.

Задания 3 го уровня.

9. Какие особенности строения рыб человек применил при изготовлении этого сооружения? (рисунок лодки на доске)

1' Резюме.

Цель: подведение итогов. Сосчитайте количество баллов, набранных вами.

1' Рефлексия.

Цель: оцените свое отношение к пройденной теме, выбрав букву.

а) понял хорошо; б) не все было понятно; в) ничего не понял

Приложение 2

Лист контроля учени… 7 класса … Фамилия, имя………………….

Дата:

Тема урока: «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб».

Название станции

Загру-

зочная

Знакомые незнакомцы

Полный вперед!

Дефи-

ле

Это интересно

итог

Исследова

тельская

Полученные баллы


Станция «Загрузочная»

1.

2.

3.

4.

5.

Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Станция «Знакомые незнакомцы»

Признаки

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

1. Скелет

2. Наличие жаберной крышки

3. Наличие плавательного пузыря

нет

есть

4. Расположение рта (спереди, снизу)

Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл.

Станция «Полный вперед!»

Задания обязательного уровня:

1. Отделы тела рыбы:

2.

Форма тела рыб

Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)Урок по теме «Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб» (7 класс)




Задания повышенного уровня сложности:

3. 1 вариант - самая быстрая рыба -

2 вариант - самая медленная -

4. Обтекаемая форма тела у рыб для

5. Обтекаемая форма тела имеет следующее приспособительное значение -

СК Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл, максимально 5 баллов.

Станция «Дефиле»

ВК Критерии оценки: за индивидуальные устные ответы + 1 балл.

Станция «Это интересно»

Задание: установите соответствие между строением и приспособлениями рыб к жизни в воде (к цифре подберите соответствующую букву).

Ответ записать по форме после таблицы.

Особенности строения

Приспособления к жизни в воде

1. Чешуя

А. Помогает разрезать воду и уменьшить силу трения.

2. Слизь

Б. Обеспечивает плавучесть.

3. Обтекаемая форма тела

В. Уменьшает силу трения

4. Плавники

Г.Осуществляют движение.

5. Плавательный пузырь

Д. Придает форму и защищает.

Ответ: 1 , 2 , 3 , 4 , 5

ВК Критерии оценки: за каждый правильный ответ + 1 балл (максимально 5 баллов).

Сосчитайте количество набранных баллов в таблице.

Станция «Исследовательская»

7' Цель: закрепление знаний о приспособлениях рыб к среде обитания.

Задание: выполнить лабораторную работу по инструкции (смотри программу).


Лабораторная работа.

«Внешнее строение и передвижение рыб».

Выполнение работы:

Задания 1 го - базового уровня (обязательные для всех).

  1. Форма тела рыбы -


  1. Отделы тела рыбы:


  1. Расположение рта у рыб


  1. Чешуя на теле рыбы -


  1. Органы, обеспечивающие движение рыб

Задания 2 го уровня.

6. Значение формы тела

7. Рыба относится к классу

8. Виды плавников у рыбы:

Задания 3 го уровня.

9. Человек применил при изготовлении этого сооружения следующие особенности строения рыб:

Итоговая оценка за работу -

Рефлексия. Ответ:

Домашнее задание: прочитать § 21, повторить приспособления рыб к жизни в воде.

По желанию:

А) вспомнить пословицы и поговорки о рыбах;

Б) вспомнить художественные произведения, посвященные рыбам;

В) подготовить сообщение по теме «Интересные сведения из жизни Хрящевых рыб».



© 2010-2022