План урока по биологии 6 класс «Моховидные. Разнообразие мхов»

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 6

Тема:«Моховидные. Разнообразие мхов».

Цель:

  1. Сформировать понятие об усложнении организации мхов по сравнению с водорослями.

  2. Сформировать понятие о среде обитания и распространения мхов.

  3. Сформировать понятие о роли в природе и хозяйственном значении.

Ход урока:

  1. Организационный момент, психологический настрой

  2. Этап актуализации

Фронтальный опрос:

  1. Какие растения мы называем низшими, а какие высшими? (Если имеют ткани и органы, то высшие, не имеют их - низшие).

  2. Что такое ткань и орган (Ткань - группа клеток и межклеточное вещество, имеющие общее строение, происхождение и функцию. Орган - часть организма, которая имеет особое строение и выполняет определенную функцию).

  3. Какие водоросли вам известны?

  4. Чем отличаются высшие растения от низших растений?

(Высшие растения отличаются от низших растений тем, что у высших растений есть сформированные органы (корень, стебель, лист, цветок)).

Этап мотивации:

Какие из высших растений является самым примитивным в своем строении?

(Самым примитивным растением из высших растений являются мхи, потому что у них есть сформированные органы стебель и лист, но нет корня).

Почему мхи живут только во влажных местах? Почему мхи растут только рядом друг с другом, ведь они должны конкурировать за воду и минеральные соли? Почему среди мхов мы не видим деревья?

Этап проектирования эксперимента:

Прочитайте описание мха Сфагнума: Мох сфагнум растет на болотах. Он имеет только основную и покровную ткань. В основной ткани много межклетников. Мох способен впитывать много воды.

Строении сфагнума, обязательно подчеркнуть, что у мха нет корней («без ножки», как образно сказал об этом поэт), что нижние листья мертвые, и зеленый пигмент - хлорофилл - в них разру­шен («снизу - беловатый»), чего нель­зя сказать о верхних молодых ли­стьях («повыше - зеленей»).

Далее необходимо изучить общую характеристику мхов и размножение мхов Подцарство: Высшие (споровые) растения.

Отдел: Моховидные (20 000-25 000 видов).

Представители: Мхи. (Сфагнум, кукушкин лен, плеузорий, птилиум)

Многолетние растения, обитают повсеместно.

Схема жизненного цикла

Взрослая особь (гаметофит, раздельнополые)

Сперматозоиды (на мужской особи), яйцеклетки (на женской особи)

Сперматозоид перемещается по воде к яйцеклетке

Оплодотворение (в результате- зигота)

Из зиготы образуется новый организм- коробочка (живет на материнском организме и питается за ее счет)- результат полового размножения

Коробочка (спорофит)

Споры образуются внутри коробочки (в благоприятный период высыпаются на почву)- результат бесполого размножения

Из споры образуется протонема, а из нее мужские и женские особи

Выводы: у мхов наблюдается чередование поколений: полового и бесполого. Преобладает половое поколение (гаметофит), а бесполое -коробочка (спорофит) паразитирует на половом.

Мхи не имеют проводящей и механической ткани, поэтому не могут быть высокими. Они не могут поднимать высоко воду и удерживать свое тело в вертикальном положении. Произрастая группами, удерживают друг друга. Не могут жить в засушливых местах, так как их размножение зависит от воды.

Учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу о положительном и отрицательном значении мхов для природы и жизни человека.

Положительное значение

Отрицательное значение

  • Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.

  • Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.

  • Торф - топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).

  • Мхи (сфагнум) используются в строительстве

  • Ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание.

  • Вытесняют на лугах ценные кормовые травы.

Этап закрепления знаний

Учитель предлагает дидактическую карточку с вопросами:

1. Сколько видов мхов занесено в Красную книгу? (56 видов)

2. Самые распространенные мхи в Краснодарском крае? (сфагнум, кукушкин лён).

3. Какое положительное значение имеют мхи?

(Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.

Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.

Торф - топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).

Мхи (сфагнум) используются в строительстве).

4. Как называются леса, в которых произрастает кукушкин лен? (Леса - зеленомошники).

5. Почему мхи относятся к высшим растениям? (У них есть сформированные органы стебель и лист, но нет корня).

Этап домашнего задания

Записи в тетради.§ 30


© 2010-2022