Рабочая программа по биологии

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


« НОВОДОЛОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



РАССМОТРЕНО

Заседание ШМО учителей

Естественнго цикла

МКОУ«Новодолоновская

СОШ»

Протокол № _____

от «____» августа 2015 г.

Руководитель МО Ф.И.О.Тимонина О.В.

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

МКОУ«Новодолоновская СОШ»

Протокол № _____

от «____» августа 2015 г.

Зам. директора по УВР

Ф.И.О.Чумакова С.С.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___________

от «___»______________2015г.

Директор МКОУ «Новодолоновская СОШ»

Ф.И.О ___________(Макуха Н.П.)


Рабочая программа

учебного предмета

«Биология»

для обучающихся 9 класса

на 2015-2016 учебный год




Образовательная область: «Естествознание»



Разработала:

Тимонина Ольга Валентиновна

учитель биологии-химии,

второй квалификационной категории.



п.Новодолоново

2015г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного предмета «Биология » для обучающихся 9 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе примерной (авторской) программы для общеобразовательных учреждений .Биология 6-9 классы, Н.И.Сонин - М: Дрофа, 2009г допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г. и основной обще образовательной программой образовательного учреждения.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

увеличено число часов на изучение тем из резерва:

- Тема № 4 «Наследственность и изменчивость организмов» до 21 часа вместо 20 часов;.

- Тема № 5 «Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии» до 10 часов вместо 5 часов , так как тема № 4 является одной из самой трудной, а тема № 5 самой последней при изучении курса 9 класса и в ней отводится много времени на уроках для повторения.

Данная рабочая программа образовательной области « Естествознания» и учебного предмета « Биология » выполняет функции:

- информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета « общая биология»;

- организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала по общей биологии.

-познавательная функция позволяет использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент; формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез

Цель учебного предмета: направлена на освоение общебиологических теорий, строение биологических систем разного ранга и формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения человека к окружающей среде.

В рабочей программе нашли отражение следующие задачи курса:

  • - приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической, генетической и генетической грамотности;

  • - освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе;

  • - овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей;

  • - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии;

  • - воспитание: убеждённости возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • - использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Общая характеристика учебного предмета

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение обучающимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Курс общей биологии направлен на формирование у обучающихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции; на формирование биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

Процессы регулирования пронизывают биологические явления на всех уровнях организации живого. Изучение регуляторных процессов и положено в основу курса «Основы общей биологии». Эти процессы лежат в основе согласования функций живых систем, воспроизводства биологических структур и их восстановления в случаях нарушения. В процессе биологической эволюции возникают новые регуляторные механизмы.

В основе явлений регуляции лежит универсальный принцип обратной связи, сформулированный Н. Винером. Отрицательная обратная связь обеспечивает сохранение устойчивых состояний системы, включая устойчивое функционирование. Положительная обратная связь сопровождает процессы состояний, включая процессы направленного развития.

Такой подход позволит ученику с единой точки зрения окинуть взглядом широкий круг биологических явлений и найти в них общие черты. Проникновение в суть явлений дает возможность использовать эти знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества

При изучении общей биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя - это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук - физики, химии, математики, информатики.

Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.

В 9 классе обучающиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей с естественными науками ( география, обществознание, химия, физика), поскольку в основе биологических процессов и явлений лежат физико-химические явления и законы.

Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся 9 класса.

Место предмета в учебном плане

Биология как учебный предмет относится к предметам учебной деятельности федерального компонента учебного плана, образовательной области «Естествознания».

Рабочая программа по биологии для обучающихся 9 класса рассчитана на 68 часов

(2 часа в неделю) в соответствии с РУП Иркутской области на 2015-2016 учебный год.






Учебно-тематический план



Содержание

Кол-во часов

Всего

Контрольные работы

Практическая часть

1.

Эволюция живого мира.

21

1

2

2.

Структурная организация живых организмов.

10

1

1

3.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

5

-

-

4.

Наследственность и изменчивость организмов.

22

1

4

5.

Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии.

10

1

3

Итого

68

4

10




















Содержание программы

Раздел 1.Эволюция живого мира на Земле (21часа)

Ведение (1ч)

Тема 1.1

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 ч).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

■ Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2

Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.

■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

■ Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 1.4

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 ч)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5 Микроэволюция (2 ч)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

  • Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания*;

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений».

Тема 1.6

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (2 ч)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

■ Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 1.7

Возникновение жизни на Земле (2 ч)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

■ Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 1.8

Развитие жизни на Земле (4 ч)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

■ Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. ОбъРабочая программа по биологии,Рабочая программа по биологии,Рабочая программа по биологии,екты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.

Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».

Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.

Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.

Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.

Органическая химия. Основные группы органических соединений.

Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите.

Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.

История. Культура Западной Европы конца XV - первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения мира.

Физическая география. История континентов.

РАЗДЕЛ 2.Структурная организация живых организмов (10 ч)

Тема 2.1

Химическая организация клетки (2 ч)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Рабочая программа по биологии,Рабочая программа по биологии,Органические молекулы. Биологические полимеры - белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК - молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

■ Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 ч)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3

Строение и функции клеток (6 ч)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

  • Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

  • Лабораторная работа

Изучение строение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах».

Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма - главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. МитоРабочая программа по биологии,тический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

  • Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.

Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

РАЗДЕЛ 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч)

Тема 3.1

Размножение организмов (2 ч)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

■ Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

  • Лабораторная работа

Способы бесполого размножения.

Тема 3.2

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша - гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

  • Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.

  • Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 4. Наследственность и изменчивость организмов (22 ч)

Тема 4.1

Закономерности наследования признаков (10 ч)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

  • Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

  • Лабораторная работа.

Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 4.2

Закономерности изменчивости (6 ч)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

  • Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

  • Лабораторная работа.

Построение вариационной кривой.

Тема 4.3

Селекция растений, животных и микроорганизмов (6 ч)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

  • Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у Рабочая программа по биологии,животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

  • Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (10 ч)

Тема 5.1

Биосфера, ее структура и функции (5 ч)

Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения - симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения - нейтрализм.

■ Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;

г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

■ Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.

Изучение и описание экосистмы своей местности.

Тема 5.2

Биосфера и человек (5 ч)

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и па­мятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

  • Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

  • Практическая работа

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.

Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.












Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся

должны знать/понимать:

  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

  • строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

  • биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; признаки экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего регион;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

находить:

  • в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.




Учебно-методическое обеспечение программы

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, за счёт использования технологий:

- проблемное обучение состоит в создании проблемных си­туаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими зако­номерности. Логика учебного процесса такова: если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на её разрешение, то учителю и обучающимся периодически придётся возвращаться к началу урока, к то­му, как она была поставлена;

-технология проектного обучения позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся в процессе обучения через совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов направленных на сохранения здоровья ибо на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем;

-технология уровневой дифференциации открывает перед обучающимися возможности выбора уровня обучения, поэтому использую индивидуальные самостоятельные работы, которые предназначаются для всех обучающихся класса, но в них учитываю разный уровень;

-информационно-коммуникационные технологии позволяют визуализировать учебный материал, проводить лабораторные работы с помощью компьютерных программ (из за нехватки оборудования), повышать мотивацию обучения на уроке, повышать уровень индивидуализации и дифференциации обучения, организовывать опе­ративный контроль за усвоением знаний, осуществлять тренировку в процессе обучения и самоподготовку обучающихся, проводить исследовательскую работу;

-игровые технологии способствуют стимулировать познавательную деятельность обучающихся, активизируется их мышление; выявляются личностные черты характера обучающихся, усиливается мотивация к изучению данного предмета ("Найдите соответствие","Ассорти","Чужой среди своих" и т.д), а также использую и здоровьесберегающии технологии (физкультминутки, проблемная задача и т.д)

Используя данные технологии позволяет обучающимся реально оценивать свои возможности, повышается интерес к предмету, между учителем и обучающимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение обучающихся на уроках.

Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной деятельности для этого пользуемся рабочей тетрадью к учебнику где включены различны вопросы и задания требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения в соответствии с этим осуществляется подготовка к ГИА

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый). По источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности обучающихся.

Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приемы, поэтому основными формами организации обучения являются: индивидуальная, парная, групповая

При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно - урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • лабораторно-практические занятия;

  • домашняя самостоятельная работа

  • консультация

  • дополнительные предметные (внеурочные) занятия

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной деятельности для этого проводятся различные вопросы и задания требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения (составление синквейнов, кластеров, применение тестов, познавательных задач, выполнение творческих и проектных работ).









Формы контроля уровня достижения обучающихся и критерии оценки


Система контроля за уровнем учебных достиженийобучающихся в процессе реализации

данной рабочей учебной программы включает виды контроля:

  • Стартовый;

  • Текущий;

  • Итоговый;

  • Промежуточный.

И его формы:

  • Срезовые работы;

  • Итоговы работы;

  • Тестовые работы;

  • Самостоятельные работы;

  • Фронтальный опрос;

  • Индивидуальный опрос;

  • Отчет по практической работе;

  • Отчет по лабораторной работе;

  • Творческие задания.

Оценка устных ответов
Оценка "5"ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4"ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.
Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам и являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктационные ошибки.









Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1.Работа по данному предмету обеспечивается УМК
Сонин Н.И., Захаров В.Б, Захарова Е.Т. Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы -М.: Дрофа, 2009
В.Б.Захаров, Сонин Н.И, И.Б.Агафонова. Биология. 9 класс ( учебник) «Общие закономерности»-М.: Дрофа, 2011
В.Б.Захаров, Сонин Н.И. . Биология.9 класс «Общие закономерности»- (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2013
Сонин Н.И. Тесты к учебнику- М.: экзамен, 2009

Захаров В.Б ,Сонин Н.И.Мультимедийное приложение к учебнику- М.: Дрофа, 2011

2.ЦОР

Биология 1С: репититор, 1998-2002

Журнал.Биология-Первое сентября, 2014

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Мультимедийное приложение к учебнику- М.: Дрофа, 2011г

3.Демонстрационные пособия

I.Таблицы:

Железы внутренней секреции, нервные клетки, спинной мозг, головной мозг, строение кости, череп, скелет человека, череп, вывихи и переломы, кровь и кровеносная система, сердце, кровеносная система, фазы работы сердца, схема кровообращения, кровь, ткани, скелетные мышцы, дыхательная система, жизненная емкость легких, пути распространения заболеваний, зубы, пищеварительная система, кожа, мочевыделительная система, органы зрения, органы слуха, анализаторы, образование условных рефлексов, витамины, дыхание и сокращение сердца, вред курения.

II.Муляжи:

Икопаемые остатки человека, внутреннее строение человека: сердца, череп, сердце, желудок, почки, гортань, легкие, отделы головного мозга.

III.Макеты:

Зародыши позвоночных, ухо, газ.

IV.Раздаточный материал:

Микроскопы.

Микропрепараты:

Кровь человека, поперечнополосатые мышцы, однослойный эпителий, гиалиновый хрящ, гладкие мышцы, нервные клетки,рыхлая соединительная ткань.

4.Дополнительная литература

Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 класс- М: «Просвещение»,2011

Рабочие программы по биологии 8-9 класс М: «Планета»,2011

Пособие для учителя « Наша жизнь в наших руках», 2004

Ф.Блум « Мозг, разум, и поведение», М: « Мир» 1998г

Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. - М.: Эксмо, 2007

Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. - М.: Дрофа, 2008

Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.- Екатеринбург, 2005

Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004

Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 - 11 классы: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2006

П.Кемп « Введение в биологию», М: «Мир»,1998г

Н.Н Моисеев « Экология и образование», М: «Просвещение», 1996г

Н.Ф. Реймерс « Начало экологических знаний», М: «Просвещение», 1993г

Тесты по биологии ЕГЭ

Тесты по биологии ГИА

Газета «Биология» «Первое сентября» 2014

Журнал «Юный натуралист»

Биология. Справочник школьника.

Детская энциклопедия «Я познаю мир»: «Животные», «Удивительные растения» и др.

Справочники и энциклопедии школьного библиотечного фонда.

5.ТСО ПК

6.Интернет-ресурсы

bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.

bio.nature.ru

edu.ru - библиотека ЦСОР

sbio.info.ru - новости биологии

edios.ru - энциклопедия

km.ru/educftion - энциклопедия

informatika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы.

ege.edu.ru - новости о ЕГЭ, материалы ЕГЭ, ГИА

fipi.ru - тематические тесты ЕГЭ, пробные варианты ЕГЭ,ГИА

it-n-ru - сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)

viki.rdf.ru - детские презентации

prosv.ru - презентации и методические разработки учителей

openklass.ru - презентации к уроку

pedsovet.org - презентации к уроку

internet-school.ru - виртуальная школа (материалы к урокам)

school.bakai.ru - виртуальная школа Бакайл (материалы к урокам)

uroki.ru - материалы к урокам

college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

nsu.ru Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников.






Календарно- тематическое планирование


Дата

урока

Тема урока


план

факт

1.Эволюция живого мира на Земле(21ч).

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов ( 2ч)

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методы изучения живых объектов; признаки биологических объектов: живых организмов; особенности развития живых организмов; основные систематические категории, их соподчиненность;

уметь соблюдать правила поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).

1.

1.Многообразие живого мира.

2.

2.Основные свойства живых организмов.

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвинский период (2ч)

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

движущие силы и результаты эволюции; особенности развития биологии в античность и средневековье, становление теории Ж. Ламарка;

уметь объяснить предпосылки становления теории : сравнивать, анализировать предпосылки становления.

3.

1.Развитие биологии в додарвинский период.

4.

2.Эволюциионная теории Ж.Б.Ламарка.

Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5ч).

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

движущие силы и результаты эволюции; особенности формирования теории Дарвина; . формы естественного отбора; усложнение растений и животных в процессе эволюции

уметь объяснить особенности предпосылок теории : сопоставлять, анализировать и обобщать; применять свои знания на практике.

5.

1.Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

6.

2.Учение Дарвина об искусственном отборе.

7.

3.Учение Дарвина об естественном отборе.

8.

4.Вид.

9.

5.Забота о потомстве .

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2ч).

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

усложнение растений и животных в процессе эволюции; об особенностях приспособлений организмов к условиям окружающей среды; об особенностях заботы организмов, о своём потомстве; о физиологических адаптациях.

уметь выявлять изменчивость организмов; приводить примеры приспособлений; самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.

10.

1.Практическая работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

11.

2.Физиологическая адаптация.

Тема 1.5. Микроэволюция (2ч)

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

Структуру , критерии вида и попуяций; взаимодействия разных видов; значимость мутационных процессов.;

уметь приводить примеры видов организмов; объяснить значимость мутационных процессов;

приводить примеры мутаций ;самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.

12.

1.Популяция-элементарная единица эволюции. Практическая работа « Изучение изменчивости, критериев вида».

13.

2. Основные способы видообразования.

Тема 1.6.Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. (2ч).

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

виды биологических адаптаций; общие закономерности биологической эволюции

уметь объяснить зависимость организма от биологического регресса и прогресса; выделять виды главных направлений эволюции : сравнивать, анализировать главные направления.

14.

1.Главные направления эволюционного процесса.

15.

2.Основные закономерности эволюции.

Тема 1.7. Возникновение жизни на земле (2ч).

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

современные представления возникновения жизни на земле;

уметь объяснять гипотезы происхождения жизни на земле, выделять этапы зарождения жизни на земле.

16.

1.Возникновение и развитие жизни на земле.

17.

2.Естественная классификация живых организмов.

Тема 1.8.Развитие жизни на земле ( 4ч)

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

особенности и этапы возникновении жизни в разные эры;

уметь выявлять изменчивость организмов; приводить примеры приспособлений; самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.

18.

1.Развитие жизни на земле.

19.

2.Происхождение человека.

20.

3.Человеческие расы.

21.

4.Контрольная работа № 1 по теме «. Эволюция живого мира на Земле».

2.Структурная организация живых организмов (10ч).

Тема 2.1. Химическая организация клетки (2ч)

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы ; о химических элементах клетки;

уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять : определять одни ли те же элементы образуют живую материю.

22.

1.Макроэлементы и микроэлементы и их значение.

23.

2.Органические и неорганические вещества клетки.

Тема 2.2.Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2ч).

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, регуляция жизнедеятельности организма;

уметь объяснить механизм протекания биологических процессов; анализировать, обобщать и систематизировать.

24.

1.Обмен веществ и превращение энергии.

25.

2.Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3. Строение и функции клеток (6ч)

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы о строении прокариотической клетки и эукариотической клетки; об основных способах деления клеток;

уметь делать микропрепараты растительных клеток и рассматривать их под микроскопом; сравнивать строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; определять все части и органоиды клетки объяснять функции; определять все фазы деления клетки; выделять главные особенности клеточной теории.

26.

1.Прокариотические клетки.

27.

2.Эукариотическая клетка.

28.

3.Растительная клетка. Лабораторная работа «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах».

29.

4.Деление клеток.

30.

5.Митоз

31.

6.Контрольная работа № 2 по теме «Структурная организация живых организмов».

3.Размножение и индивидуальное развитие организмов(5ч).

Тема 3.1. Размножение организмов (2ч)

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

основные способах размножения и индивидуального развития;

уметь объяснить этапы размножения; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; определять тип размножения у растений.

32.

1.Бесполое размножение организмов.

33.

2.Половое размножение и его значение.

Тема 3.2. индивидуальное развитие организмов (3ч).

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

стадии эмбрионального развития организма и постэмбрионального;

уметь объяснять родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; охарактеризовать стадии развития организмов; работать с таблицами, рисунками.

34.

1.Эмбриональный период развития.

35.

2.Постэмбриональный период развития.

36.

3.Биогенетический закон.

4.Наследственность и изменчивость организмов (22ч).

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10ч).

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

сущность биологических процессов: размножение, наследственность и изменчивость и их видах; о сущности гибридологического метода; о генетике пола; законы Менделя;

уметь объяснить значение гибридологического метода , анализировать, сравнивать, обобщать; применять законы при решении генетических задач.

37.

1.Гибродологический метод изучения наследственности.

38.

2.Первый закон Менделя.

39.

3.Второй закон Менделя.

40.

4.Лабораторная работа «Решение генетических задач».

41.

5. Третий закон Менделя.

42.

6.Генетика пола.

43.

7. Лабораторная работа «Решение генетических задач и составление родословной».

44.

8.Взаимодействие генов.

45.

9.Генотип как целостная система.

46.

10. Лабораторная работа «Решение генетических задач».

Тема 4.2 Закономерности изменчивости ( 6ч).

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

виды изменчивости и их особенности изменчивости; взаимодействии генов;

уметь объяснить роль мутаций; построить вариационную кривую; проводить простые биологических исследования: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; анализировать данные вариационной кривой.

47.

1.Наследственная изменчивость.

48.

2.Мутации их значение.

49.

3.Комбинативная изменчивость.

50.

4. Фенотипическая изменчивость.

51.

5.Роль внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

52.

6. Лабораторная работа «Построение вариационной кривой».

Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (6ч).

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

о центрах происхождения культурных растений; о методах селекции; о селекции микроорганизмов, биотехнологии, генной инженерии;

уметь выделять этапы распространения культурных растений; выделять виды селекции для растений и животных; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.

53.

1.Центры происхождения и многообразия культурных растений.

54.

2.Методы селекции.

55.

3.Селекция микроорганизмов.

56.

4.Наследственность организмов.

57.

5.Изменчивость организмов.

58.

6.Контрольная работа №2 по теме «Наследственность и изменчивость организмов».

5.Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии(10ч).

Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (5ч)

ЗУН: должны знать основные понятия данной темы;

структуру биосферы и компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский); биологический круговорот веществ в природе; экологические факторы;

уметь выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах; анализировать видовой состав биоценозов; выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания. представление о биогеоценозе и его структуре как об уровне организации; анализировать и сопоставлять знания.

59.

1.Структура биосферы.

60.

2.Круговорот вещества в природе. Лабораторная работа «Составление схем передачи веществ и энергии».

61.

3. Абиотические факторы среды и биотические факторы среды.

62.

4.Формы взаимоотношений между организмами.

63.

5. Практическая работа «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме».

Тема 5.2. Биосфера и человек (5ч).

ЗУН:должны знать основные понятия данной темы;

воздействие человека на биосферу; экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей; последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

уметь применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования; проводить анализ и оценку воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; видеть последствия хозяйственной деятельности и меры борьбы с ними.

64.

1.Природные ресурсы и их использование.

65.

2.Экологические последствия.

66.

3. Практическая работа № 4 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

67.

4.Итоговая контрольная работа.

68.

5.Анализ контрольной работы











© 2010-2022