- Преподавателю
- Биология
- Урок №2 Класс Малощетинковые черви
Урок №2 Класс Малощетинковые черви
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Евсеева М.А. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок №2 Класс Малощетинковые черви
Цель / Задачи
Для ученика
Для учителя
Цель
Изучить представителей класса Малощетинковые черви
Сформировать у учащихся представление об организмах, относящихся к классу Малощетинковые черви.
Задачи:
На знание
Назвать представителей класса Малощетинковые черви.
На понимание
Характеризовать особенности внешнего строения дождевого червя
На применение
Привести примеры способов размножения дождевых червей
Образовательные
Рассказать и дать характеристику организмов относящихся к классу Малощетинковые черви.
Развивающие
Сформировать у учащихся умение давать характеристику дождевого червя
Воспитательные
Формирование биологического мышления (мировоззрения)
Тип урока: Раскрывает содержание темы
Вид урока: Урок - беседа
Компонент содержания образования: Знания о мире. Репродуктивные умения.
Этап урока
Время урока
Методы обучения
Средства обучения
Организационный
1-2 мин.
словесный
Проверка ДЗ
15 мин.
словесный
Схемы представителей Типа Кольчатые черви, мультимедийные презентации учеников
Изучение нового материала
20 мин.
Словесный, объяснительно-иллюстративный
Схемы, презентация, влажные препараты дождевых червей
Закрепление
5 мин.
Словесный
Домашнее задание
1мин.
Рефлексия
2 мин.
Деятельность
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
Приветствие! Перекличка по журналу.
Встают, приветствуют. Садятся.
Проверка Д/З
По очереди вызывает некоторых учеников к доске с сообщением об одном из представителей типа Кольчатые черви
Рассказывают подготовленное сообщение с презентацией
Актуализация знаний
-
Какие типы червей мы изучали на прошлых уроках?
-
Чем они могут быть полезны или вредны для окружающей среды и для человека?
-
Где и когда вы встречаете дождевых червей?
-
Какие приметы, связанные с дождевыми червями, вам известны?
Отвечают на вопросы
Изучение нового материала
с
ПРОБЛЕМА: Почему в процессе эволюции у кольчатых червей появляется вторичная полость тела? Почему у них как у круглых не сохраняется первичная? Какие преимущества дает вторичная полость тела кольчатым червям?
Малощетинковые черви - подкласс кольчатых червей из класса поясковых. Широко известны по подгруппе земляных (дождевых) червей. Обитают в почве, солёной или пресной воде, некоторые сразу в двух средах - в воде и на земле.
Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м.
Большинство малощетинковых червей живёт в почве (например, хорошо известные дождевые черви). Они также населяют пресные и солоноватые водоемы. Малощетинковые черви питаются главным образом мелкими органическими частицами - детритом, но известны и хищники, и паразиты. Тело малощетинковых червей сильно вытянуто, цилиндрическое и состоит из разного числа внешне сходных сегментов.
На переднем конце тела расположен рот, на заднем - анальное отверстие. Размеры тела колеблются от нескольких миллиметров до 3 м (у некоторых тропических форм). Покровы содержат большое количество кожных желез, выделяющих слизь. Каждый сегмент снабжен щетинками, собранными в пучки. У почвенных форм они играют большую роль при передвижении червей. Полость тела вторичная, хорошо развитая, заполненная целомической жидкостью с клеточными элементами (лимфоциты и др.). У большинства видов она разделена посегментно на отдельные камеры. Нервная система представлена надглоточным нервным узлом, окологлоточным кольцом, подглоточным ганглием и нервной брюшной цепочкой.
Органы чувств развиты слабо. Глаза и щупальца у большинства форм отсутствуют. Имеются чувствующие щетинки, обонятельные ямки и статоциты.
Покровы тела и мышцы. Кожа червя состоит из одного слоя покровных клеток. Среди них есть клетки, выделяющие слизь. Под кожей расположены кольцевые и продольные мышцы. При сокращении кольцевых мышц тело дождевого червя удлиняется, утончается и продвигается вперед. При сокращении продольных мышц задняя часть подтягивается к передней. Передвижение происходит волнообразно.
Полость тела. Как мы уже знаем, дождевой червь относится к трёхслойным животным. Его тело состоит по существу из двух трубок, вложенных одна в другую. Наружная трубка представляет собой стенку тела, а внутренняя - стенку пищеварительного тракта. Полость тела, выстланная изнутри слоем клеток, расположена между ними. В полостной жидкости (она придаёт телу упругость) находятся внутренние органы.
Пищеварительная система. Пищеварительный тракт начинается ртом, затем следуют глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник и анальное отверстие.
Кровеносная система. Кровеносная система предназначена для перемещения внутри тела кислорода, углекислого газа, питательных и других веществ. У дождевого червя кровь не выливается свободно в полость тела, а движется только внутри сосудов. Такая кровеносная система называется замкнутой. Кровеносная система состоит из двух главных сосудов: спинного и брюшного. По спинному кровь течёт вперед, по брюшному - назад. В области пищевода эти сосуды соединены кольцевыми сосудами, называемыми «сердцами». Они имеют мышечные стенки, с помощью которых нагнетают кровь в брюшной сосуд. Ко всем органам и к стенкам тела отходят мелкие кровеносные сосуды.
Размножение и развитие
Дождевой червь способен размножаться как бесполым, так и половым способами. При бесполом размножении тело дождевого червя распадается на две части, а затем, путём регенерации, каждая из них «достраивает» недостающие отделы тела. Половое размножение протекает с участием двух особей, которые, соприкасаясь, обмениваются семенной жидкостью с мужскими половыми клетками (сперматозоидами). В передней части тела расположен поясок (утолщение нескольких сегментов). При созревании яйцеклеток он выделяет вязкую жидкость, которая затем как муфта, сползает с переднего конца тела. По дороге из яйцеводов и семяприёмников в «муфту» попадают яйца и семенная жидкость с чужими сперматозоидами. Попавшая в почву «муфта» называется кокон. Из кокона выходят молодые черви. Половое размножение протекает с участием двух особей, которые, соприкасаясь, обмениваются семенной жидкостью с мужскими половыми клетками (сперматозоидами). В передней части тела расположен поясок (утолщение нескольких сегментов). При созревании яйцеклеток он выделяет вязкую жидкость, которая затем как муфта, сползает с переднего конца тела. По дороге из яйцеводов и семяприёмников в «муфту» попадают яйца и семенная жидкость с чужими сперматозоидами. Попавшая в почву «муфта» называется кокон. Из кокона выходят молодые черви.
Чарлз Дарвин заинтересовался дождевыми червями ещё в молодые годы. В 1837 г. он сделал в Лондонском геологическом обществе доклад на тему: «Об образовании почвенного слоя», в котором изложил теорию, согласно которой частицы почвы всё время выносятся дождевыми червями из глубины на поверхность, благодаря чему предметы, лежащие на земле, оказываются по прошествии немногих лет на глубине 6-10 см под дёрном. Таким образом, весь почвенный слой оказывается прошедшим через желудок дождевых червей.
Чарлза Дарвина поразили следующие наблюдения: черви тянут в норку листья, ухватив их за вершину (не за черешок), поэтому лист оказывает наименьшее сопротивление при затаскивании в норку(ведь вершина листа уже его основания). А вот сосновые иглы черви всегда тянут за черешок, то есть общее для сдвоенных игл основание. И в этом случае предмет оказывает наименьшее сопротивление. Дарвин в своих опытах подкладывал червям вырезанные из бумаги треугольники, и те втягивали их наиболее целесообразным способом: за один из острых углов. Дальнейшие исследования показали, что ведущую роль в этом процессе играют рефлексы.
Дождевые черви способны к обучению. Их помещали в Т-образный лабиринт: в наиболее длинный коридор, образующий основание буквы Т. Когда черви доползали до его конца, им предоставлялся выбор повернуть направо или налево. Справа их ожидало затемнение и пища, слева - удар слабым разрядом электрического тока. После серии таких «уроков» у червей вырабатывался рефлекс безошибочно направляться в нужную сторону, к пище.
Просмотр видеофрагмента о дождевых червях.
Со стр. 126 выписывают представителей класса малощетинковые черви
Конспектируют информацию со слайдов.
Отвечают на вопросы письменно в тетради:
1. В результате чего тело дождевого червя может изменяться в длину и толщину?
2. Как передвигаются дождевые черви?
3. Какие особенности внешнего строения дождевого червя связаны с их жизнью в почве?
В ходе урока заполняют таблицу.
Дома заканчивают заполнение таблицы.
В ходе урока отвечаю устно на вопросы:
1. Назовите признаки, которые делают невозможным обитание дождевого червя на поверхности земли.
2. Какие приспособления помогают дождевому червю при прокладывании ходов?
3. Объясните, как дождевой червь обогащает и разрыхляет почву и какое это имеет значение для растений.
В конце урока для закрепления разгадывают несколько ребусов вместе всем классом.
Закрепление
Какие выводы можно сделать из следующих фактов:
А) дождевые черви избегают сухой почвы, всегда держатся во влажной;
Б) на поверхности почвы дождевые черви выползают из норок ночью, либо днем, после дождя?
2. На дождевого червя направили лупой солнечного зайчика. Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусе палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?
3. Дарвин в своей работе «Образование растительного слоя Земли» писал: «Дождевые черви в истории образования земной коры играли значительно более важную роль, нежели это может показаться с первого раза…». Почему Дарвин так писал о дождевых червях?
В парах обсуждают ответ на вопрос. После нескольких минут подготовки устно отвечают на вопросы.
ДЗ
-
Закончить оформление таблицы в тетради, ответить на проблемные вопросы.
-
Подготовить сообщения о роли дождевых червей в почвообразовании.
-
Ответить на вопрос: Почему, хотя у дождевого червя сердца нет, но в пособиях встречается выражение: «…по замкнутой кровеносной системе кровь движется благодаря сокращениям «сердец»…»?
Рефлексия
Что вам больше запомнилось из изученного материала?
Как вы считаете, нужно ли изучать эту тему?
Что нового вы узнали о дождевых червях?
Отвечают на вопросы
Выводы по уроку = закрепление
Приложения
Характеристика
Тип Плоские черви
Тип Круглые черви
Тип Кольчатые черви
-
Представители
Кл.Многощетинковые;
кл.Малощетинковые
-
Численность
9 тыс. видов
-
Среда обитания
Водная, почвенная
-
Симметрия тела
Двусторонняя симметрия
-
Форма тела
Тело вытянутое, состоит из сегментов или колец
-
Полость тела
Вторичная (целом), заполнена жидкостью
-
Слои клеток
3 слоя
-
Кожно-мускульный мешок
Тонкая кутикула - эпителий+кольцевые и продольные мышцы
-
Ткани
4 типа
-
Системы органов
Опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая + КРОВЕНОСНАЯ