Урок №2 Класс Малощетинковые черви

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №2 Класс Малощетинковые черви

Цель / Задачи

Для ученика

Для учителя

Цель

Изучить представителей класса Малощетинковые черви

Сформировать у учащихся представление об организмах, относящихся к классу Малощетинковые черви.

Задачи:

На знание

Назвать представителей класса Малощетинковые черви.

На понимание

Характеризовать особенности внешнего строения дождевого червя

На применение

Привести примеры способов размножения дождевых червей

Образовательные

Рассказать и дать характеристику организмов относящихся к классу Малощетинковые черви.

Развивающие

Сформировать у учащихся умение давать характеристику дождевого червя

Воспитательные

Формирование биологического мышления (мировоззрения)

Тип урока: Раскрывает содержание темы

Вид урока: Урок - беседа

Компонент содержания образования: Знания о мире. Репродуктивные умения.

Этап урока

Время урока

Методы обучения

Средства обучения

Организационный

1-2 мин.

словесный

Проверка ДЗ

15 мин.

словесный

Схемы представителей Типа Кольчатые черви, мультимедийные презентации учеников

Изучение нового материала

20 мин.

Словесный, объяснительно-иллюстративный

Схемы, презентация, влажные препараты дождевых червей

Закрепление

5 мин.

Словесный

Домашнее задание

1мин.

Рефлексия

2 мин.

Деятельность

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие! Перекличка по журналу.

Встают, приветствуют. Садятся.

Проверка Д/З

По очереди вызывает некоторых учеников к доске с сообщением об одном из представителей типа Кольчатые черви

Рассказывают подготовленное сообщение с презентацией

Актуализация знаний

  1. Какие типы червей мы изучали на прошлых уроках?

  2. Чем они могут быть полезны или вредны для окружающей среды и для человека?

  3. Где и когда вы встречаете дождевых червей?

  4. Какие приметы, связанные с дождевыми червями, вам известны?

Отвечают на вопросы

Изучение нового материала

с

ПРОБЛЕМА: Почему в процессе эволюции у кольчатых червей появляется вторичная полость тела? Почему у них как у круглых не сохраняется первичная? Какие преимущества дает вторичная полость тела кольчатым червям?

Малощетинковые черви - подкласс кольчатых червей из класса поясковых. Широко известны по подгруппе земляных (дождевых) червей. Обитают в почве, солёной или пресной воде, некоторые сразу в двух средах - в воде и на земле.

Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м.

Большинство малощетинковых червей живёт в почве (например, хорошо известные дождевые черви). Они также населяют пресные и солоноватые водоемы. Малощетинковые черви питаются главным образом мелкими органическими частицами - детритом, но известны и хищники, и паразиты. Тело малощетинковых червей сильно вытянуто, цилиндрическое и состоит из разного числа внешне сходных сегментов.

На переднем конце тела расположен рот, на заднем - анальное отверстие. Размеры тела колеблются от нескольких миллиметров до 3 м (у некоторых тропических форм). Покровы содержат большое количество кожных желез, выделяющих слизь. Каждый сегмент снабжен щетинками, собранными в пучки. У почвенных форм они играют большую роль при передвижении червей. Полость тела вторичная, хорошо развитая, заполненная целомической жидкостью с клеточными элементами (лимфоциты и др.). У большинства видов она разделена посегментно на отдельные камеры. Нервная система представлена надглоточным нервным узлом, окологлоточным кольцом, подглоточным ганглием и нервной брюшной цепочкой.

Органы чувств развиты слабо. Глаза и щупальца у большинства форм отсутствуют. Имеются чувствующие щетинки, обонятельные ямки и статоциты.

Покровы тела и мышцы. Кожа червя состоит из одного слоя покровных клеток. Среди них есть клетки, выделяющие слизь. Под кожей расположены кольцевые и продольные мышцы. При сокращении кольцевых мышц тело дождевого червя удлиняется, утончается и продвигается вперед. При сокращении продольных мышц задняя часть подтягивается к передней. Передвижение происходит волнообразно.

Полость тела. Как мы уже знаем, дождевой червь относится к трёхслойным животным. Его тело состоит по существу из двух трубок, вложенных одна в другую. Наружная трубка представляет собой стенку тела, а внутренняя - стенку пищеварительного тракта. Полость тела, выстланная изнутри слоем клеток, расположена между ними. В полостной жидкости (она придаёт телу упругость) находятся внутренние органы.

Пищеварительная система. Пищеварительный тракт начинается ртом, затем следуют глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник и анальное отверстие.

Кровеносная система. Кровеносная система предназначена для перемещения внутри тела кислорода, углекислого газа, питательных и других веществ. У дождевого червя кровь не выливается свободно в полость тела, а движется только внутри сосудов. Такая кровеносная система называется замкнутой. Кровеносная система состоит из двух главных сосудов: спинного и брюшного. По спинному кровь течёт вперед, по брюшному - назад. В области пищевода эти сосуды соединены кольцевыми сосудами, называемыми «сердцами». Они имеют мышечные стенки, с помощью которых нагнетают кровь в брюшной сосуд. Ко всем органам и к стенкам тела отходят мелкие кровеносные сосуды.

Размножение и развитие

Дождевой червь способен размножаться как бесполым, так и половым способами. При бесполом размножении тело дождевого червя распадается на две части, а затем, путём регенерации, каждая из них «достраивает» недостающие отделы тела. Половое размножение протекает с участием двух особей, которые, соприкасаясь, обмениваются семенной жидкостью с мужскими половыми клетками (сперматозоидами). В передней части тела расположен поясок (утолщение нескольких сегментов). При созревании яйцеклеток он выделяет вязкую жидкость, которая затем как муфта, сползает с переднего конца тела. По дороге из яйцеводов и семяприёмников в «муфту» попадают яйца и семенная жидкость с чужими сперматозоидами. Попавшая в почву «муфта» называется кокон. Из кокона выходят молодые черви. Половое размножение протекает с участием двух особей, которые, соприкасаясь, обмениваются семенной жидкостью с мужскими половыми клетками (сперматозоидами). В передней части тела расположен поясок (утолщение нескольких сегментов). При созревании яйцеклеток он выделяет вязкую жидкость, которая затем как муфта, сползает с переднего конца тела. По дороге из яйцеводов и семяприёмников в «муфту» попадают яйца и семенная жидкость с чужими сперматозоидами. Попавшая в почву «муфта» называется кокон. Из кокона выходят молодые черви.

Чарлз Дарвин заинтересовался дождевыми червями ещё в молодые годы. В 1837 г. он сделал в Лондонском геологическом обществе доклад на тему: «Об образовании почвенного слоя», в котором изложил теорию, согласно которой частицы почвы всё время выносятся дождевыми червями из глубины на поверхность, благодаря чему предметы, лежащие на земле, оказываются по прошествии немногих лет на глубине 6-10 см под дёрном. Таким образом, весь почвенный слой оказывается прошедшим через желудок дождевых червей.

Чарлза Дарвина поразили следующие наблюдения: черви тянут в норку листья, ухватив их за вершину (не за черешок), поэтому лист оказывает наименьшее сопротивление при затаскивании в норку(ведь вершина листа уже его основания). А вот сосновые иглы черви всегда тянут за черешок, то есть общее для сдвоенных игл основание. И в этом случае предмет оказывает наименьшее сопротивление. Дарвин в своих опытах подкладывал червям вырезанные из бумаги треугольники, и те втягивали их наиболее целесообразным способом: за один из острых углов. Дальнейшие исследования показали, что ведущую роль в этом процессе играют рефлексы.

Дождевые черви способны к обучению. Их помещали в Т-образный лабиринт: в наиболее длинный коридор, образующий основание буквы Т. Когда черви доползали до его конца, им предоставлялся выбор повернуть направо или налево. Справа их ожидало затемнение и пища, слева - удар слабым разрядом электрического тока. После серии таких «уроков» у червей вырабатывался рефлекс безошибочно направляться в нужную сторону, к пище.

Просмотр видеофрагмента о дождевых червях.

Со стр. 126 выписывают представителей класса малощетинковые черви

Конспектируют информацию со слайдов.

Отвечают на вопросы письменно в тетради:

1. В результате чего тело дождевого червя может изменяться в длину и толщину?

2. Как передвигаются дождевые черви?

3. Какие особенности внешнего строения дождевого червя связаны с их жизнью в почве?

В ходе урока заполняют таблицу.

Дома заканчивают заполнение таблицы.

В ходе урока отвечаю устно на вопросы:

1. Назовите признаки, которые делают невозможным обитание дождевого червя на поверхности земли.

2. Какие приспособления помогают дождевому червю при прокладывании ходов?

3. Объясните, как дождевой червь обогащает и разрыхляет почву и какое это имеет значение для растений.

В конце урока для закрепления разгадывают несколько ребусов вместе всем классом.

Закрепление

Какие выводы можно сделать из следующих фактов:

А) дождевые черви избегают сухой почвы, всегда держатся во влажной;

Б) на поверхности почвы дождевые черви выползают из норок ночью, либо днем, после дождя?

2. На дождевого червя направили лупой солнечного зайчика. Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусе палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?

3. Дарвин в своей работе «Образование растительного слоя Земли» писал: «Дождевые черви в истории образования земной коры играли значительно более важную роль, нежели это может показаться с первого раза…». Почему Дарвин так писал о дождевых червях?

В парах обсуждают ответ на вопрос. После нескольких минут подготовки устно отвечают на вопросы.

ДЗ

  1. Закончить оформление таблицы в тетради, ответить на проблемные вопросы.

  2. Подготовить сообщения о роли дождевых червей в почвообразовании.

  3. Ответить на вопрос: Почему, хотя у дождевого червя сердца нет, но в пособиях встречается выражение: «…по замкнутой кровеносной системе кровь движется благодаря сокращениям «сердец»…»?

Рефлексия

Что вам больше запомнилось из изученного материала?

Как вы считаете, нужно ли изучать эту тему?

Что нового вы узнали о дождевых червях?

Отвечают на вопросы

Выводы по уроку = закрепление

Приложения

Характеристика

Тип Плоские черви

Тип Круглые черви

Тип Кольчатые черви

  1. Представители

Кл.Многощетинковые;

кл.Малощетинковые

  1. Численность

9 тыс. видов

  1. Среда обитания

Водная, почвенная

  1. Симметрия тела

Двусторонняя симметрия

  1. Форма тела

Тело вытянутое, состоит из сегментов или колец

  1. Полость тела

Вторичная (целом), заполнена жидкостью

  1. Слои клеток

3 слоя

  1. Кожно-мускульный мешок

Тонкая кутикула - эпителий+кольцевые и продольные мышцы

  1. Ткани

4 типа

  1. Системы органов

Опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая + КРОВЕНОСНАЯ



© 2010-2022