Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год Биология, 6, 7, 8, 9 классы

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

по биологии в 6 классе

2015-2016 учебный год, 70 часов (2 часа в неделю)


Урок,

Тема урока

Прим.

1

Введение (2 ч)

Биология - наука о жизни. Основные свойства живого.

2

Разнообразие живых организмов и их классификация.

Методы изучения организмов.

Демонстрация:

 изображений растений, животных, грибов, растений.

3

Тема 1. Клеточное строение растений. (6ч)

Увеличительные приборы: лупа и микроскоп. Правила работы с увеличительными приборами.

Демонстрация:

 увеличительных приборов

4

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки.

Демонстрация: раст. клеток

5

Практическая работа 1. Изготовление временного препарата кожицы чешуи лука и рассматривание его под световым микроскопом

6

Ткани растений.

Демонстрация:

 растительных тканей (в том числе и электронных).

7

Ткани растений.

8

Органы растений, их функции и взаимосвязь. Демонстрация:

 растительных органов (в том числе и электронных).

9

Тема 2. Вегетативные органы растений. Вегетативное размножение растений.

Тема 2.1. Вегетативные органы растений. (8 ч) Корень, виды корней, типы корневых систем, видоизменения корней.

Демонстрация:

 вегетативных органов растений

10

Внутреннее строение корня в связи с его функциями. Лаб. работа

  1. Внутреннее строение корня в связи с его функциями.

11

Минеральное питание растений из грунта.

12

Побег: строение и основные функции. Почки по строению, расположению и активности.

Демонстрация:

микропрепаратов внутреннего строения стебля, почек.

13

Стебель - осевая часть побега. Видоизменения стебля.

14

Внутреннее строение стебля в связи с его функциями.

15

Внутреннее строение стебля в связи с его функциями. Лаб. работа

  1. Внутреннее строение стебля в связи с его функциями.

16

Контрольная работа №1

17

Тема 2. Вегетативные органы растений. Вегетативное размножение растений.

Тема 2.2. Вегетативное размножение растений (7 ч) Лист - боковая часть побега. Внешнее строение листа.

18

Виды листьев. Листорасположение. Демонстрация:

гербарные образцы

19

Внутреннее строение листа в связи с его функциями.

20

Внутреннее строение листа в связи с его функциями. Лаб. работа.

  1. Внутреннее строение листа в связи с его функциями.

21

Фотосинтез. Демонстрация:

 опытов, которые подтверждают фотосинтез, дыхание, испарение воды, транспорт веществ по растению, поглощение корнем воды

22

Дыхание. Транспирация. Устьица Демонстрация:

микропрепараты тканей листа

23

Видоизменения листьев.

24

Вегетативное размножение растений. Демонстрация:

 способов вегетативного размножения растений.

25

Тема 3 Генеративные органы. Тема 3.1. Половое размножение растений. (8 ч)

Строение цветка в связи с его функциями. Демонстрация:

живые объекты, гербарные образцы

26

Разнообразие цветков. Лабораторная работа

  1. Строение и разнообразие цветков.

27

Соцветия. Демонстрация:

гербарные образцы

28

Опыление. Оплодотворение.


Строение и разнообразие плодов. Лабораторная работа

  1. Строение и разнообразие плодов.

29

Семя. Условия прорастания семян. Демонстрация:

коллекция семян

30

Способы распространения плодов и семян в природе

31

Контрольная работа №2

32

Сезонные явления в жизни растений

33

Тема 4 Разнообразие растений. Низшие и высшие споровые растения. (7ч)

Общая характеристика водорослей. Демонстрация:

 одноклеточных, колониальных и многоклеточных водорослей (в том числе и электронных). Значение водорослей в природе и жизни человека.

34

Разнообразие водорослей. Лабораторная работа

  1. Строение водорослей.

35

Высшие споровые растения. Общая характеристика мохообразных.

36

Общая характеристика мохообразных. Лабораторная работа

  1. Строение мохообразных.

37

Общая характеристика плаунообразных и хвощеобразных.

38

Общая характеристика папоротникообразных. Значение высших споровых растений в природе и жизни человека.

39

Значение высших споровых растений в природе и жизни человека. Лаб. работа

  1. Сравнение хвоща, плауна и папоротника.

40

Тема 5 Семенные растения. (12 ч)

Движение растений

41

Сезонные явления в жизни растений

42

Общая характеристика голосеменных растений.

Разнообразие голосеменных растений. Демонстрация:

гербарные образцы

43

Разнообразие голосеменных растений. Лабораторная работа

  1. Строение и разнообразие голосеменных.

44

Значение голосеменных в природе и жизни человека.

45

Покрытосеменные растения - господствующая группа на Земле. Демонстрация:

гербарные образцы

46

Сравнительная характеристика однодольных и двудольных растений. Демонстрация:

гербарные образцы

47

Характеристика отдельных семейств класса двудольные.

48

Характеристика отдельных семейств класса однодольные.

49

Практические работы

2. Морфологический анализ растений класса двудольные по гербарным образцам.

3. Морфологический анализ растений класса однодольные по гербарным образцам.

50

Значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные, лекарственные, декоративные растения.

51

Контрольная работа №3

52

Тема 6. Грибы, лишайники, бактерии. (10 ч)

Общая характеристика царства грибов. Особенности строения и процессы жизнедеятельности. Демонстрация:

 съедобных, ядовитых, плесневых, паразитических грибов (в том числе и электронных)

53

Разнообразие грибов. Плесневые, шляпочные грибы.

54

Разнообразие грибов. Грибы-паразиты

55

Разнообразие грибов. Лабораторная работа

  1. Сравнительная характеристика низших и высших грибов.

56

Значение грибов в природе и жизни человека.

57

Лишайники. Виды лишайников. Значение. Демонстрация:

 накипных, листоватых, кустистых лишайников (в том числе и электронных);

58

Лишайники. Особенности внутреннего строения.

59

Общая характеристика бактерий. Демонстрация:

 бактерий разной формы на микрофотографиях

60

Строение и разнообразие бактерий.

61

Значение бактерий в природе и в жизни человека.

62

Тема 7. Живые организмы и среда обитания. (6 ч)

Среда обитания и её факторы.

63

Экологические группы растений по отношению к свету, воде, температуре.

64

Жизненные формы растений.

65

Растительные сообщества. Взаимодействие растений, грибов, бактерий, лишайников, их роль в экосистемах.

66

Значение растений для существования жизни на Земле.

Охрана природы.

67

Контрольная работа №4


«Утверждаю»

«___» сентября 2015 года

Директор школы

_____________________ Н.Н. Быстрова












Календарно-тематическое планирование

по биологии в 7,8 классе

2015-2016 учебный год, 70 часов (2 часа в неделю)


Урок

Тема

Прим.

1

Введение (2 ч) Животный мир как составляющая часть природы.

Зоология - наука о животных.

Основные отличия животных от растений и грибов.

2

Особенности строения животной клетки.

Разнообразие животных, их классификация.

3

Тема 1. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные. (4 ч)

Общая характеристика и многообразие простейших (амёба протей, эвглена зелёная, инфузория туфелька, фораминифера и радиолярия) Демонстрация:

 постоянных микропрепаратов простейших.

4

Особенности строения и жизнедеятельности простейших. Лабораторная работа

  1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших (на примере одного их представителей)

5

Разнообразие простейших.

6

Значение простейших в природе и жизни человека.

7

Тема 2. Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. (3 ч)

Возникновение многоклеточных животных, специализация их клеток.

Тип Губки. Общая характеристика. Значение в природе и жизни человека.

8

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика и многообразие кишечнополостных.

Лабораторная работа

  1. Изучение строения пресноводной гидры на постоянных микропрепаратах.

9

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

10

Тема 3. Черви. (7 ч)

Тип Плоские черви. Общая характеристика, разнообразие. Демонстрация:

 постоянных препаратов плоских червей.

11

Паразитические плоские черви. Демонстрация:

 постоянных препаратов плоских червей.

12

Тип Круглые черви. Общая характеристика, разнообразие. Демонстрация:

 постоянных препаратов круглых червей.

13

Паразитические круглые черви. Демонстрация:

 постоянных препаратов круглых червей.

14

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика, разнообразие.

Лабораторная работа

  1. Изучение внешнего строения и характера движения кольчатых червей

15

Значение червей в природе и жизни человека.

16

Контрольная работа №1

17

Тема 4. Тип Членистоногие. (8 ч) Общая характеристика типа.

Класс Ракообразные: общая характеристика.

18

Класс Ракообразные: разнообразие ракообразных. Лабораторная работа

  1. Изучение приспособлений внешнего строения ракообразных к среде обитания.

19

Класс Паукообразные: общая характеристика.

20

Разнообразие паукообразных.

21

Класс Насекомые: общая характеристика.

22

Разнообразие насекомых. Лаб. работа

  1. Изучение приспособлений внешнего строения насекомых к среде обитания

23

Особенности развития насекомых. Демонстрация:

 влажных препаратов ракообразных, паукообразных и насекомых, коллекции насекомых.

24

Значение членистоногих в природе и жизни человека.

25

Тема 5. Тип Моллюски. (4 ч) Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков.

Демонстрация:

 влажных препаратов моллюсков, раковины моллюсков.

26

Особенности организации различных классов моллюсков. Лабораторная работа

  1. Изучение внешнего строения и способа движения брюхоногих моллюсков

27

Особенности организации различных классов моллюсков.

28

Особенности организации различных классов моллюсков.

29

Значение моллюсков в природе и жизни человека.

30

Контрольная работа №2

31

Тема 6. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. (1 ч)

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные.

Демонстрация:

 внешнего строения ланцетника на постоянных препаратах, изображениях (в том числе и электронных).

32

Тема 7. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. (6 ч)

Класс Хрящевые рыбы: общая характеристика, особенности процессов жизнедеятельности.

33

Разнообразие хрящевых рыб.

34

Класс Костные рыбы: общая характеристика, особенности процессов жизнедеятельности.

35

Поведение и сезонные явления в жизни рыб.

36

Разнообразие костных рыб. Лабораторная работа

  1. Изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб

37

Значение в природе и жизни человека. Рыбное хозяйство. Охрана рыб.

38

Тема 8. Класс Земноводные, или Амфибии. (4 ч)

Общая характеристика класса Земноводные. Демонстрация:

 скелета земноводных

39

Особенности процессов жизнедеятельности и поведения.

40

Разнообразие земноводных. Лабораторная работа

  1. Сравнение скелета земноводных и рыб

41

Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.

42

Тема 9. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (5 ч)

Общая характеристика класса пресмыкающиеся.

43

Особенности процессов жизнедеятельности и поведения.

44

Сезонные явления в жизни пресмыкающихся.

45

Разнообразие пресмыкающихся.

46

Значение в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

47

Тема 10. Класс Птицы. Тема 10.1.Общая характеристика класса Птицы (5 ч)

Общая характеристика класса

48

Особенности процессов жизнедеятельности птиц. Лаб. работа

  1. Изучение особенностей строения скелета птиц.

49

Признаки приспособления к полёту и разнообразным средам обитания. Лаб. работа

  1. Изучение внешнего строения птиц и строения перьев.

50

Разнообразие птиц.

51

Контрольная работа №3

52

Тема 10. Класс Птицы. Тема 10.2. Размножение птиц (5 ч)

Размножение и развитие птиц Демонстрация:

макет яйца птицы

53

Поведение птиц, обустройство гнёзд, брачный период, забота о потомстве.

54

Сезонные явления в жизни птиц.

55

Перелётные птицы.

56

Значение птиц в природе и жизни человека.

Охрана птиц.

57

Тема 11. Класс Млекопитающие, или Звери. (8 ч)

Общая характеристика класса Млекопитающие.

58

Особенности строения и процессов жизнедеятельности млекопитающих. Демонстрация:

постоянных микропрепаратов

59

Разнообразие млекопитающих.

60

Сезонные явления в жизни млекопитающих, особенности поведения.

61

Значение млекопитающих в природе и в жизни человека.

Охрана млекопитающих.

62

Тема 12. Организмы и среда обитания. (5 ч)

Факторы влияния окружающей среды на организм. Особенности влияния антропогенного фактора.

63

Формы взаимоотношений организмов в экосистеме. Цепи питания и трофические сети, место животных, растений, грибов, микроорганизмов в экосистеме.

64

Биоэтика и ее задачи.

Взаимоотношения человека с живым миром.

Охрана животных. Красная книга и цель ее создания.

65

Взаимоотношения человека с живым миром.

Природоохранные территории.

Охрана животных. Красная книга и цель ее создания.

66

Историческое развитие органического мира. Основные этапы эволюции микроорганизмов, растений, животных, грибов.

67

Контрольная работа №4

68

Обобщение. (2 ч)

Живые организмы: признаки, классификация, роль в экосистемах и жизни человека.

69

Сохранение видового разнообразия живых организмов - актуальная проблема современности



«Утверждаю»

«___» сентября 2015 года

Директор школы

_____________________ Н.Н. Быстрова















Календарно-тематическое планирование

по биологии в 9 классе

2015-2016 учебный год, 70 часов (2 часа в неделю)


Урок


Тема

Прим.

1

Введение. Биологическая и социальная природа человека. (2 ч)

Биологическая и социальная природа человека. Место человека в живой природе.

2

Науки об организме человека.

Здоровье человека. Демонстрация:

 изображений, таблиц, иллюстраций о происхождении человека.

3

Тема 1. Организм человека. Общий обзор. (5 ч)

Общий обзор организма человека.

4

Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность

5

Ткани животных и человека. Демонстрация:

 микропрепаратов клеток и тканей человека.

6

Ткани животных и человека. Лабораторная работа

  1. Клетки и ткани под микроскопом

7

Органы, системы органов, организм.

8

Нервная и гуморальная регуляция.

Практическая работа

1. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение

9

Тема 2. Опорно-двигательная система. (8 ч)

Значение опорно-двигательной системы. Состав, строение и рост костей. Соединение костей.

10

Скелет головы, туловища, конечностей.

11

Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

12

Строение и функции скелетных мышц.

13

Работа скелетных мышц. Утомление.

14

Нарушение осанки и плоскостопие.

Практическая работа

2. Выявление нарушений осанки и плоскостопия

15

Развитие опорно-двигательной системы.

16

Контрольная работа №2

17

Тема 3. Кровь и кровообращение. (9 ч)

Внутренняя среда человеческого организма. Значение крови и ее состав.

Лабораторная работа

  1. Изучение микроскопического строения крови.

18

Эритроциты. Лейкоциты. Иммунитет.

19

Тромбоциты. Тканевая совместимость и переливание крови.

20

Строение и работа сердца.

21

Круги кровообращения.

22

Движение лимфы.

23

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов

Практическая работа

3. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке

24

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.

25

Первая помощь при кровотечениях.

26

Тема 4. Дыхательная система (5 ч)

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких

27

Газообмен в легких и тканях.

28

Дыхательные движения.

29

Регуляция дыхания.

30

Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания

31

Первая помощь при поражении органов дыхания.

32

Контрольная работа №2

33

Тема 5. Пищеварительная система. (6 ч)

Значение и состав пищи. Органы пищеварения.

34

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Лабораторная работа

  1. Действие ферментов слюны на крахмал.

35

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.

36

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

37

Печень и поджелудочная железа. Регуляция питания.

38

Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.

Практическая работа

4. Анализ индивидуального питания в сутки и соответствие его нормам.

39

Тема 6. Обмен веществ и энергии. Витамины. (3 ч)

Обменные процессы в организме.

40

Нормы питания. Обмен белков, жиров и углеводов.

41

Витамины.

42

Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч)

Строение и работа почек.

43

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

44

Тема 8. Кожа (2 ч)

Кожа. Значение и строение кожи. Роль кожи в теплорегуляции.

45

Нарушение кожных покровов и повреждения

кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

46

Тема 9. Нервная система (6 ч)

Значение и строение нервной системы.

47

Отделы головного мозга, их значение.

48

Строение и функции спинного мозга.

49

Вегетативная нервная система. Нейрогормональная регуляция.

50

Регуляция работы внутренних органов.

51

Контрольная работа №3

52

Тема 10. Эндокринная система. (3 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

53

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

54

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

55

Тема 11. Органы чувств. Анализаторы. (5 ч)

Связь организма человека с внешней средой. Общая характеристика сенсорных систем. Строение анализаторов. Демонстрация:

 опытов на определение работы рецепторов кожи (восприятие температуры, текстуры, формы, размера предметов).

56

Орган зрения и зрительный анализатор. Лабораторная работа

  1. Определение аккомодации глаза, реакции зрачков на свет.

57

Заболевания и повреждения глаз.

58

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

59

Органы осязания, обоняния и вкуса и их анализаторы.

60

Тема 12. Поведение и психика. (5 ч)

Общие представления о поведении и психики человека.

Врожденные и приобретённые формы поведения.

61

Биологические ритмы. Сон и его значение.

62

Особенности высшей нервной деятельности человека. Внимание, память и обучение.

63

Особенности высшей нервной деятельности, речь, мышление и сознание.

Характер человека. Сознание.

64

Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Работоспособность. Режим дня.

Практическая работа.

5. Определение собственного типа высшей нервной деятельности.

65

Тема 13. Индивидуальное развитие человека. (5 ч)

Половая система человека.

66

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

67

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

68

Влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Личность и её особенности.

69

Контрольная работа №4


«Утверждаю»

«___» сентября 2015 года

Директор школы

_____________________ Н.Н. Быстрова

© 2010-2022