- Преподавателю
- Биология
- Экологическое воспитание и образование студентов
Экологическое воспитание и образование студентов
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юсупова А.Г. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Экологическое воспитание и образование студентов
А.Г.Юсупова.
Аннотация В статье рассматриваются цели и задачи экологического образования,уровни экологического просвещения. Методы работы с обучающимися.
Ключевые слова: цель экологического образования,методы работы,принципы экологического образования.
В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о генетических отклонениях; о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние. У сегодняшней молодежи преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточна развита потребность фактически участвовать в природо-охранной работе. Многие отождествляют охрану окружающей среды и рациональное природопользование с сохранением отдельных природных комплексов и редких видов растений и животных.
Цель экологического образования и воспитания - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения обучающихся к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.
Таким образом образование и воспитание в области охраны окружающей среды должны выполнять две стратегические задачи:
-
Убеждать обучающихся о необходимости охраны окружающей среды.
-
Вооружать знаниями в этой области.
Исходя из этих задач, выбираются методы работы:
1 Учебная деятельность - рефераты, устные журналы - способствуют освоению теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления.
2. Активные формы: диспуты, дискуссии по проблемам окружающей среды, встречи со специалистами, деловые игры - формируют опыт принятия экологически целесообразных решений.
3. Общественно-полезная деятельность, постановка под руководством преподавателя опытов по изучению влияния минеральных удобрений на урожайность культур, выполнение анализов почвы и грунтовых вод - служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.
4. Экскурсии на предприятия - теоретический материал становится ясным, очевидным, зримым.
Настала необходимость, преподавая различные предметы, обратить внимание на то, как вещества ведут себя в атмосфере, океане, почве, как воздействуют на биосистемы. Такой подход воспитывает привычку задумываться над этими вопросами.
Рассматривая цели экологического образования можно определить различные его уровни: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.
Первый уровень - экологическое просвещение - обеспечивает ориентацию обучающихся в проблеме и соответствующие правила поведения. Он достигается включением экологических сведений как фрагментов учебного материала в уроки или внеклассные занятия (экологическая разминка, экологические экспресс- информации, доклады и рефераты по отдельным экологическим темам и т.п.).
Второй уровень - экологическое сознание - предусматривает формирование категориального аппарата мышления обучащихся. Формирование экологического сознания предполагает овладение системой экологических знаний и понятийным аппаратом экологии как учебного предмета (факультатив, спецкурс, учебный предмет).
Третий уровень - развитие экологической культуры - приносит осознание обучащимися взаимодействия "природа-человек" как ценности. Переход экологических проблем в разряд глобальных проблем современности обуславливает необходимость ориентации на достижение этого уровня. Экологическая культура в условиях школьного образования может формироваться только на основе интегративного подхода. Механизм интеграции предусматривает изучение экологических проблем в системе "природа-наука-производство-общество-человек", охватывающей все уровни взаимодействия "природа-человек".
Принципы экологического образования реализуются в процессе решения следующих задач:
-
усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами; -
понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека; -
овладение знаниями и умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия решений по ее улучшению, способностей предвидеть возможные последствия своих действий; -
развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями; -
сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда и ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной среды; -
активизация деятельности по улучшению окружающей и преобразованной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.
Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация идеи о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы; сбережение генофонда биосферы; сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей среды; рациональное использование природных ресурсов. Содержание экологического образования имеет, таким образом, сложный состав, усвоение которого школьниками требует тесной взаимосвязи, классной и внеклассной работы.
Литература
1.Протасов В.Ф. Экология,здоровье и охрана окружающей среды в России:Учеб.и справоч.пособие.-М.Финансы и статистика,1999.672с
Рассмотрено на заседании
ЦМК естественно -научного цикла
Протокол от « » 2015г.№
Доклад
для выступления на ЦМК естественно-научного цикла
Экологическое воспитание и образование студентов
Разработал:Юсупова А Г,
преподаватель химии,биологии.
Канаш 2015г