Активные формы и методы по внеклассной работе по биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы Цветковой Натальи Валентиновны

МОУ Итомлинская сш, Ржевского района, Тверской области

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь позиции, которая созвучна словам Василия Александровича Сухомлинского:

«Страшная это опасность - безделие за партой. Это развращает человека, морально калечит и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли…»

Развитие активной познавательной деятельности учащихся приобретает на современном этапе развития школьного обучения очень важное значение. Это понятно, так как возросла потребность общества в грамотных, образованных людях. Умеющих самостоятельно мыслить, творчески подходить к решению профессиональных задач.

Но, как отмечают многие специалисты, и,в первую очередь, учителя у школьников наблюдается снижение интереса к обучению.

В процессе обучение возикает проблема: ученика нужно научить, а желание получить знания у него нет. Поэтому главная задача - создание условий для развития познавательной деятельности школьника, реализации их индивидуальных способностей и возможностей через уроки и внеклассную деятельность.

С этой проблемой помогут справиться различные методики активного обучения, которые стимулируют мыслительную деятельность учащихся, способствуют формированию познавательного интереса к приобретению знаний. Процесс школьного обучения должен быть взаимосвязан на каждом этапе и поддерживаться всеми педагогами. Если педагоги работают слаженно, совместно решая учебные задачи, вовлекая в учебно- воспитательный процесс общественность и родителей, то это дает дополнительный импульс для развития, обогащения личности ребенка. Я расскажу о своей работе по теме: « Развитие активной познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и внеклассных занятиях» именно как о работе, сложившейся совместно с коллегами в МО, родителями и библиотекой, участковой больницей, находящихся на территории нашего сельского поселения.

Уроки биологии я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Вовлечь детей в активную умственную деятельность помогает проблемно-диалогический метод обучения. При его использовании на уроках, усвоение знаний происходит не в форме изложения материала учителем, а в форме обсуждения проблемы - диалог ученика и учителя. Для учащихся среднего и старшего школьного возраста мышление играет ведущую роль в развитии. Если дети младшего школьного возраста почти одинаково хорошо запоминают то, что им понятно, и то, что непонятно, то учащиеся среднего и старшего звена запоминают осмысленный материал гораздо лучше. Так же, как мышление с возрастом подчиняет себе память, оно подчиняет себе и другие психические процессы - восприятие и внимание.

Поэтому лучше удается объяснение материала, если его можно изложить как постановку и последующее разрешение нескольких связанных между собой проблем. На уроках стараюсь сформулировать проблему и предоставляю ребятам возможность самим поискать решение, помогая им по мере надобности наводящими вопросами и развивая верные идеи, высказанные детьми. Например, при изучении темы многообразие голосеменных в шестом классе я использую проблемно- диалогический подход. С помощью подводящих вопросов учащиеся сомостоятельно определяют тему урока, его цели. Вопросы такого плана: что мы узнали о голосеменных, почему их так называют, что дало возможность им распространиться по земному шару?? После рассуждений учащихся, задаю ? А что еще мы можем узнать про этот отдел растений? Как правило, у учащихся не возникает проблем с определением темы и целей уроков. Использовать данную технологию целесообразно при проведении уроков различной тематики.

Проблемно- диалогический метод обучения позволяет обсуждение проблемы - диалога учащихся с учителем, причем степень сложности решаемой задачи определяет уровень активности мышления

Пример:

  • Почему рыхление называют «сухим поливом»?

  • Почему у растений тундры корни не растут вглубь?

  • Почему в степной зоне большое разнообразие луковичных растений?

Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, строки из журналов или просто пословицы и поговорки. И если дети могут объяснить полученную информацию, то значит, материал усвоен. Например:

К.А. Тимирязев «Растениям принадлежит космическая роль» Как вы можете объяснить это выражение?

- Ученый энтомолог ежедневно в одни и те же часы подсчитал число муравьев, проходимых по муравьиной тропе, а так же записывал, что каждое насекомое несет в своих челюстях. Какие конкретные цели могли стоять перед исследователем?

- объясните тот факт, что жабы могут обитать вдали от водоема, а лягушки - нет?

Также активную мыслительную деятельность учащихся вызывают вопросы и задания, требующие установления сходства и различия (фотосинтез-кислород; дыхание -…;митохондрия - дыхание, ядро---?) Задания на сравнение понятий или объектов, выделение в них общего и различного, описание объектов и определение понятий, учат выделять существенные признаки, классифицировать, обобщать и анализировать, развивают точность мышления. При выполнении этих заданий чередую устную и письменную форму ответов.

Чтобы уроки не были скучными, монотонными интересные задания чередую с повседневной работой, так как при частом использовании даже интересные задания теряют новизну.

Важное значение в овладении мыслительными умениями имеет возможность для учащихся наблюдать за тем, как подходит к решению задачи сам учитель. Если учитель ищет ответ на вопрос, проговаривая свои рассуждения, учащиеся получают возможность принять участие в этом процессе и увидеть, какие мыслительные действия связаны с поиском ответа. Обстановка доброжелательности, в которой ученик не боится высказать свои мысли, задавать вопрос, дать ответ. Я при этом не тороплюсь оценивать, помогаю учащемуся самому определить, что правильно, а что нет. Когда снимается состояние нервозности, возникающее у учащихся из-за боязни ошибиться, из-за того, что их могут высмеять, повышается творческая активность, улучшающая понимание материала. Ведь атмосфера доброжелательности, поощрения старания, любознательности школьника - непременное условие развития его мышления, творческой активности.

Программа образовательной школы нацеливает учителя на необходимость развития у школьников умений и навыков, в том числе связанных с использованием учебника, научной литературы, интернета. Однако, в учебном процессе недостаточно уделяется внимания систематической работе с учебником, и поиском нужной информации с использованием интернета. Поэтому стараюсь в своей работе использовать учебник и для самостоятельного получения школьниками новой информации, а так же для закрепления приобретенных знаний или обобщения изученного материала. Цель при этом для себя ставлю - сформировать у детей направленность на смысл, научить их связывать единицы текста в смысловую целостность.

Несомменно на современном этапе обучение немыслимо без использование эор, цор, икт-технологий, интернета. Их грамотное применение на различных этапах урока позволяет его рознообразить , сделать интересным, увлечь ученика. Используя современные методики, учителю нельзя забывать о здоровье ученика. В этом помогут физкультминутки, особенно для детей 5 классов, сбалансированная нагрузка, воспитание здорового образа жизни.

Планируя свою работу как классный руководитль, стараюсь так ее организовать, чтобы учащиеся максимально использовали знания, полученные на уроках, проявляли самостоятельность и творчество во внеурочной деятельности. Примерами такой формы работы можно назвать класные часы: « Я выбираю жизнь», « День Земли». Для проведения этих мероприятий учащиеся разбиваются на группы, которые получают определенные задания. Для выполнения которых они работают сосместно в группе, используя интернет-ресурсы, консультируются с учителями ОБЖ, физической культуры, руководителем информационного центра. Таким образом, учащиеся осознают, что их труд - это самостоятельная и совместная работа. Это вносит соревновательный момент в их деятельность, что стимулирует на более качественный результат. При проведении классного часа: « Пернатые» учащимся предстояло изучить многообразие птиц местной фауны, их значение , ознакомиться с редкими птицами Тверской области, которые встречаются в окрестностях нашего поселка. Это достаточно трудоемкая работа по сбору теоретической информации, в которую вовлечены классные руководители, библиотекарь, руководитель информационного центра. В результате получился интересный и познавательный классный час. Практическая паправленность его - изготовление скворечников на уроках технологии.

Несомненно, значимую роль при изучении биологии играет исследовательская деятельность учащихся и как представление ее результата - научно-практическая конференция. В процессе подготовки к конференции, учащиеся видят, что это творческий процесс как самого ученика, так и нескольких педагогов. Создается, таким образом, своеобразная образовательная среда. Это, конечно, дисциплинирует ребенка и, несомненно, учит работать в группе, причем, не только сверстников, но и педагогов, и что особенно важно для детей, когда они видят реальную пользу от проделанной работы. Например, исследовательская работа Цветковой Яны достаточно высоко оценена на районной конференции, а ее конкретный результат - акция по уборке самых замусоренных мест нашего поселка.

Пробуют свои силы учащиеся в интернет-викторине « Земля - наш общий дом». В эколого-литературном конкурсе « Волга-крвсавица» ученица нашей школы заняла второе место. И как практическая помощь - борьба за чистоту волжких берегов.

Неоценимую роль в работе учителя, особенно при проведении мероприятий, требующих каких- либо специальных знаний, оказывают специалисты, не работающие в школе. Активно вовлекаются в профилактическую деятельность работники медицинских учреждений. На детей это действует положительно, расширяет их кругозор, учит ориентироваться в мире профессий. Мне, как классному руководителю, оказывают помощь медики нашей больницы: С.А. Вишняков и Л.А. Крылова. При проведении классного часа: « СПИД- что я об этом знаю?» С.А. профессионально и доступно расскзал учащимся старшего звена об этом заболевании и мерах профилактики. Старшекласники с интересом слушали и задавали вопросы.

В своей работе я использую игровой метод. Предлагаю побыть детям в роли корреспондентов, подготовить газету о значении профилактических прививок.

В процессе работы я лишь являюсь консультантом. И большую помощь в этой работе оказала Л.А Крылов - детская медсестра . В своем интервью она не только подробно рассказала о прививках, но и коснулась вопроса о закаливании и важном значении уроков физической культуры. А чтобы красиво и грамотно все написать, ребятам понадобилась помощь учителя литературы.

Для практического ознакомления с растениями разных природных зон значимую помощь оказывает экскурсия в ботанический сад. Сотрудники интересно и увлекательно расказывают о растениях, работе ботанического сада.

Очень важное значение для качественного обучения играет связь школы и родителей. И, конечно, учителю важно привлекать родителей к творческой учебной и внеклассной работе. Это могут быть самые разнообразные виды деятельности, в которых дети вместе с родителями охотно участвуют.

Я приведу некоторые из тех, которые использую сама. Это прежде всего проект

доброе дело, в котором ученица совместно с мамой сделали большую работу и рассказали о легендарном дереве. Это конкурс фотографий о природе родного края.

Несомненно значими в воспитательном плане являются совмесные акции, в которых участвуют родители, дети, учителя. Это мощный воспитательный фактор. Примером может служить акция по посадке деревьев.

Школа сегодня как никогда нуждается в добрых помощниках и союзниках.

У современного педагога есть самые разные методики работы, разные формы учебной и воспитательной деятельности. Но настоящего успеха в обучении возможно добиться только тогда, когда учитель умеет организовать совместную работу с коллегами, родителями. Когда весь учебный и воспитательный процесс представляет собой своеобразное образовательное пространство, в которое должны быть вовлечены как можно больше участников и тогда возможно расчитывать на успех, воспитать хорошего человека, грамотного специалиста. «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостояельно».
(Л.Выготский)


© 2010-2022