- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологи. 9 класс
Рабочая программа по биологи. 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Малистратова Л.И. |
Дата | 21.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Рассмотрена на
методическом объединении
Протокол №_____от «___»_____201_г.
Согласована на НКМЦ
Протокол №_____от
«___»_____201_г.
«Утверждаю»
Директор школы
_______________
Приказ № от
«____»______201_г.
Рабочая программапо биологии по курсу
«Общая биология»
9 класс
Срок реализации - 1 год
Разработчик:
Малистратова Любовь Ивановна -
учитель биологии
Квалификационная категория:
первая
Игрим 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
-
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
-
Приказ Министерства образования РФ №127 от 11.05.1999 г. «О проблемах и перспективах развития естественно-математического образования в общеобразовательных учреждениях РФ».
-
Приказ Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» пункт 4
-
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312)
-
Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень). - Сборник нормативных документов. Биология-М., Дрофа, 2004
-
Приказ Министерства образования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования. Раздел «Биология».
-
Приказ Министерства образования РФ № 56 от 30.06.1999 г. Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Раздел «Биология».
-
Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
-
Приказ МОиН РФ от 14.12. 2006г. № 321 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год»ем самым ии. эффективности этоциалистами Роспотребнадзора ных факторов ний в этой области, но и формируетем самым ии. эффективности этоциалистами Роспотребнадзора ных факторов ний в этой области, но и формирует
-
Школьный учебный план на 2013 - 2014 учебный год.
-
Программа курса «Основы общей биологии» И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Биология в основной школе: Программы. - М.,Вентана-Граф, 2006.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных учреждений рассчитана на 2 часа классных занятий.
Программа курса включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 9 класса. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Курс «Основы общей биологии» для 9-го класса завершает изучение дисциплины «Биология» в основной школе. Он отражает концепцию программы по биологии 6-11 классов.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе по общеобразовательным программам. Изучение предмета базируется и на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Основы генетики и селекции», «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле», «Взаимоотношения организма и среды обитания». С этой же целью предусмотрены демонстрации.
В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). В программе сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации.
Рабочая программа разработана на основе программы «Основы общей биологии». Авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова опубликованной в сборнике «Биология в основной школе: Программы». - М: Вентана-Граф, 2006, допущенной Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; Биология. 9 класс. Основы общей биологии для общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2008 г.
По учебному плану - 70 часов в течение учебного года, 2 часа в неделю, 7 лабораторных работ. При изучении программы предусмотрено проведение внеурочных мероприятий: проведение внутришкольных олимпиад, предметной декады.
Изучение общей биологии в 9 классенаправлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
-
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
-
воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
-
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для:соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи раздела «Общая биология»
Обучения:создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
-
обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
-
добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
-
продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
-
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий;
-
выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения;
-
анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития:создать условия для развития у школьников интеллектуальной,эмоциональной, мотивационной и волевой сферы; особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название темы
Кол-во часов
Кол-во лабора
торных работ
Кол-во контроль ных работ
Примечание
Глава 1
Введение в основы общей биологии
3
-
1
Глава 2
Основы учения о клетке
10
1
Глава 3
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
5
1
Глава 4
Основы учения о наследственности и изменчивости
11
3
1
Глава 5
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов
5
-
1
Глава 6
Происхождение жизни и развитие органического мира
5
-
Глава 7
Учение об эволюции
9
1
1
Глава 8
Происхождение человека
7
-
Глава 9
Основы экологии
11
1
2
Резервное время
4
Итого
70
7
6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА. (70 часов)
Раздел 1. Введение в основы общей биологии (3 часа)
Биология - наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Особенность региональной флоры и фауны.
Раздел 2. Основы учения о клетке (10 часов)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология - наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы - неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки.Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа №1: Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 часа)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.
Лабораторная работа №2: Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 часов)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
Лабораторные работы №3: Решение генетических задач
№4:Изучение изменчивости у организмов.
№5:Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 часов)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Тюменской области. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 часов)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемаягетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. Памятники природы Среднего Урала (ботанические, геологические).
7. Учение об эволюции (9 часов)
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов - результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира ХМАО-Югры, Тюменской области. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Лабораторная работа № 6: Приспособленность организмов к среде обитания.
8. Происхождение человека (антропогенез) (7 часов)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Основные способы взаимодействия человека с природной средой Тюменской области, ХМАО-Югры. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
9. Основы экологии (10часов)
Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем.
Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Тюменской области, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Хмао-Югре, Тюменской области. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Организации и учреждения Тюменской области экологической направленности. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей ХМАО-Югры. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.
Лабораторная работа № 7: Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
10. Заключение (6 часов)
Повторение курса. Итоговый контроль и тестирование.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п
ТЕМА
кол час
ов
дата
ОУУН
ЗУН
Глава1. Введение в основы общей биологии (3 часа)
1/1
Биология - наука о жизни
1
Уметь: работать с учебн иком, сравнивать, обобща ть, находить характерные особенности организмов их многообразие, давать определения, характериз овать, делать выводы, вы полнять тесты.
Знать: Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, движение.
Уметь: применять знания: о видах, популяциях, природных сообществах, экосистемах для обоснования примеров.
2/2
Общие свойства всего живого
1
3/3
Многообразие форм жизни
1
Глава2. Основы учения о клетке (10 часов)
4/1
Цитология − наука, изучающая клетку. Многообразие клеток
1
Уметь: работать с учебником, систематизировать, характеризовать, заполнять таблицу работать с тестами, выполнять лабораторную работу, соблюдать ТБ, применять знания и умения на практике, давать письменные развернутые ответы.
Знать: историю изучения клетки. Основ ные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Жизненный цикл клетки. Химиче ский состав клетки, его постоянство. Нео рганические и органические вещества. Во да, ее роль в клетке. Углеводы, жиры, бел ки, аминокислоты, ферменты их роль. Нук леиновые кислоты. Структура ДНК, РНК и АТФ.Строение клетки. Гетеротрофы. Обм ен веществ. Энергетический, и пластичес кий обмен. Фотосинтез.
Уметь: сравнить: строение клеток бакте рий, грибов, растений животных; природ ные и искусственные сообщества, экосис темы; царства живой природы. Делать вы воды о клеточном строении организмов всех царств живой природы. Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривать их под микроскопом.
5/2
Химический состав клетки
1
6/3
Белки и нуклеиновые кислоты
1
7/4
Строение клетки
1
8/5
Органоиды клетки и их функции.
1
9/6
Обмен веществ - основа существования клетки
1
10/7
Биосинтез белков в живой клетке
1
11/8
Биосинтез углеводов - фотосинтез
1
12/9
Обеспечение клеток энергией
1
13/10
Контрольная работа: «Введен ие» «Основы учения о клетке»
1
Глава3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 час.)
14/1
Типы размножения
1
Уметь: работать с учебником, систематизировать, характеризовать, заполнять таблицу работать с тестами, выполнять лабораторную работу, соблюдать ТБ, применять знания и умения на практике, давать письменные развернутые ответы.
Знать: формы размножения организмов, бесполое, половое и вегетативное. Делен ие клеток эукариот. Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Мейоз, его су щность, оплодотворение. Биологическая роль размножения. Онтогенез и его этап ы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Факторы среды и онтогенез.
Уметь: Характеризовать деление клетки размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений, животных; роль клеточ ной теории в обосновании единства орга нического мира.
15/2
Деление клетки. Митоз.
1
16/3
Мейоз. Образования половых клеток.
1
17/4
Индивидуальное развитие организмов − онтогенез.
1
Глава 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 часов)
18/2
Наука генетика. Из истории развития генетики
1
Уметь: работать с учебником, выделять главное, писать конспект, находить ответ на вопрос, систематизировать, характеризовать, заполнять таблицу работать с тестами, выполнять лабораторную работу, соблюдать ТБ, применять знания и умения на практике, давать письменные развернутые ответы, решать задачи, составлять задачи.
Знать: живой организм и его свойства. Понятие о наследственности и изменчивости. Законы наследственности, закономерности изменчивости. Эксперименты Г.Менделя. Законы Менделя. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Гомозиготы и гетерозиготы. Генотип, фенотип. Определение пола. Норма реакции. Модификац ионная изменчивость. Мутационная изменчивость. Причины мутаций. Значение мутаций. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде. Биоразнообразие. Определение понятий, их характеристика.
Уметь: обосновывать вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство. Соблюдать правила здорового образа жизни. Решать и составлять задачи по генетике.
19/2
Основные понятия генетики
1
20/3
Генетические опыты Менделя
1
21/4
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
1
22/5
Сцепленное наследование генов и кроссинговер
1
23/6
Взаимодействие генов и их множественное действие
1
24/7
Определение пола, наследова ние признаков, сцепленных с полом.
1
25/8
Наследственная изменчивость
1
26/9
Другие типы изменчивости.
1
27/10
Наследственные болезни, сце пленные с полом. Обобщение темы «Основы учения о насле дственности и изменчивости»
1
28/11
Полугодовая контрольная работа.
1
Глава 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов(5 часов)
29/1
Генетические основы селекции организмов.
1
Уметь: работать с учебником, систематизировать, характеризовать, заполнять таблицу работать с тестами, применять знания и умения на практике, давать письменные развернутые ответы.
Знать: задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы селекции растений. Клеточная инженерия. Селекция животных. Основные направления биотехнологии в микробиологии.
Уметь:приводить примеры наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.
30/2
Особенности селекции расте ний.
1
31/3
Центры многообразия и проис хождения культурных растен.
1
32/4
Особенности селекции животных
1
33/5
Основные направления селекции микроорганизмов.
1
Глава 6. Происхождение жизни и развитие Органического мира (5 часов)
34/1
Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания
1
Уметь: работать с учебником, систематизировать, характеризовать, заполнять таблицу работать с тестами, применять знания и умения на практике, давать письменные развернутые ответы, выполнять лабораторную работу, соблюдать ТБ.
Знать: происхождение и развитие жизни на Земле. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Возникновение макромолекул и надмолекулярных структур, зарождение обмена веществ. Воз никновение фотосинтеза. Эволюция способов дыханиия. Эры и периоды. Появление человека.
Уметь: приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции. Делать выводы об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции.
35/2
Современная теория возникновения жизни на Земле.
1
36/3
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
1
37/4
Этапы развития жизни на Земле.
1
38/5
Контрольная работа «Основыселекции растений, животных и микроорганизмов », «Происхождение жизни и развитие органического мира».
1
Глава 7. Учение об эволюции (9 часов)
39/1
Идея развития органическ ого мира в биологи
1
Уметь: работать с учебником, систематизировать, характеризовать, заполнять таблицу работать с тестами, применять знания и умения на практике, давать письменные развернутые ответы.
Знать: Ч. Дарвин - создатель теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Факторы эволюции. Приспособленность - результат эволюции. Образование новых видов в природе. Изоляция Видообразование. Макроэволюция. Прогресс и регресс. Ароморфоз, идиодаптация, дегенерация.
Уметь: называть причины и результаты эволюции. Приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и живот ных к среде обитания. Применять знания о движущих силах эволюции для объяснения ее результаов: приспособленность организмов и многообразие видов.
40/2
Основные положения теории Дарвина
1
41/3
Современные представлен ия об эволюции органичес кого мира.
1
42/4
Вид, его критерии и структура.
1
43/5
Процессы видообразования
1
44/6
Макроэволюция - резу льтат макроэволюций.
1
45/7
Основные направления эволюции.
1
46/8
Основные закономерности биологической эволюции.
1
47/9
Обобщение темы «Учение об эволюции».
1
Глава 8. Происхождение человека (антропогенез) (7 часов)
48/1
Эволюция приматов
1
Уметь: работать с учебником, систематизировать, характеризовать, заполнять таблицу работать с тестами, применять знания и умения на практике, давать письменные развернутые ответы.
Знать: место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Социальные и природные факторы. Человеческие расы, их родство и происхождение Движущие силы и этапы эволюции человека древнейшего, древнего, разумного.
Уметь:обосновывать родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас.Делать вывод о происхождении человека от животного.
49/2
Доказательства эволюцион ногопр оисхождения челове ка.
1
50/3
Этапы эволюции человека
1
51/4
Первые и современные люди.
1
52/5
Человеческие расы, их родство и происхождение.
1
53/6
Человек как житель биосфе ры и его влияние на природ у Земли. Обобщение темы «Антропогенез»
1
54/7
Контрольная работа «Учение об эволюции», «Происхождение человека».
1
Глава 9. Основы экологии (10 часов)
55/1
Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.
1
Уметь: работать с учебником, систематизировать, характеризовать, заполнять таблицу работать с тестами, применять знания и умения на практике, давать письменные развернутые ответы.
Знать: экология-наука о взаимосвязях ор ганизмов с окружающей средой. Условия жизни на Земле. Экологические факторы Основные среды жизни. Законы: оптиму ма, лимитирующего фактора, комплексн ое воздействие факторов. Радиация. Экол огические группы организмов. Связи: же ртва, паразит, хозяин. Сообщества, экоси стемы. Компоненты экосистемы, биогенн ые элементы, продуценты, консументы, р едуценты. Цепи питания, круговорот ве ществ. Биосфера. Роль экологической ку льтуры.
Уметь: приводить примеры природных и искусственных сообществ. Характеризо вать среды обитания организмов, эколо гические факторы; природные сообщест ва, пищевые связи в них, приспособлено сть организмов к жизни в сообществе; ис кусственные сообщества, роль человека в их продуктивности. Обосновывать влиян ие деятельности человека на многообраз ие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельно сти; регулирование численности видов, охраны при родных сообществ в сохране нии равновесия в биосфере. Применять знания о видах, популяциях, природных сообществах дл я обоснования мер их охраны.
56/2
Общие законы действия факторов среды на организмы.
1
57/3
Приспособленность организмов к действиям факторов среды.
1
58/4
Биотические связи в природе. Популяции.
1
59/5
Функционирование популяции и дин амика ее численности
60/6
Сообщества
1
61/7
Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.
1
62/8
Развитие и смена биогеоценозов.
1
63/9
Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и ее охрана
1
64/10
Контрольная работа по теме: «Основы экологии».
1
Глава 10. Заключение (6 часов)
65/1
Повторение курса.
1
Умения, приобретенные при изучении курса
Знания, приобретенные при изучении курса.
66/2
Повторение курса.
1
67/3
Повторение курса.
1
68/4
Повторение курса.
1
69/5
Итоговое тестирование
1
70/6
Итоговый урок
1
Требования к уровню подготовки выпускников основной
общеобразовательной школы
Основные умения:
Применять знания:
-
о видах, популяциях, природных сообществах, экосистемах для обоснования примеров их
выращивания;
-
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, вопросов для обоснования профилактики заболеваний и отравлений;
-
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования зависимости процессов жизнедеятельности человека от условий окружающей среды;
-
о движущих типах эволюции для объяснения ее результатов - приспособленности организмов и многообразии видов;
Сравнить:
-
строение клеток бактерий, грибов, растений, животных;
-
природные и искусственные сообщества, экосистемы;
-
царство живых природы.
Наблюдать:
-
приспособленность организмов к среде обитания.
Узнать:
-
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона.
Делать выводы:
-
о единстве органического мира;
-
о клеточном строении организмов;
-
об историческом развитии живой природы.
Соблюдать правила:
-
приготовления микропрепаратов и работы с микроскопом;
-
проведения простейших опытов;
-
поведения в природе;
-
здорового образа жизни
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
а) литература для учащихся:
-
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М "Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2008г.).
-
Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. - 1117с.
б) литература для учителя:
-
Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М "Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2008г.).
-
Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология - в 3 томах» (Москва, «Мир», 1993 год)
-
Быков В. Л. «Цитология и общая гистология» (Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)