Методические приемы работы с учебником

     Главная точка опоры в работе с учебником  -  запас ранее усвоенных знаний и сведений, а рычаг – познавательный аппарат, умение  и опыт использования этого аппарата, заинтересованное отношение ученика, его устойчивость, воля, целеустремлённость. (Коротяев Б.И.).   Методические приёмы по усвоению знаний при работе с учебником: -  самостоятельное изучение материала путём организации лабораторной работы с натуральными объектами  на основе использования инструкции, представленной в учебнике; - ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические приёмы работы с учебником «Биология»

под редакцией Н.И. Пономаревой

Ученик нашей школы поставлен перед необходимостью постоянно учиться, пополнять систему знаний, развивать и использовать её в практической деятельности.

Учебник в деятельности школьника - главный источник научной информации. Необходимо заложить такой опыт работы с ним, который мог бы быть использован в освоении любой системы научных знаний.

Задача школы - научить учащихся работать с системой научных знаний, работать легко и рационально, творчески и вдохновенно.

Главная точка опоры в работе с учебником - запас ранее усвоенных знаний и сведений, а рычаг - познавательный аппарат, умение и опыт использования этого аппарата, заинтересованное отношение ученика, его устойчивость, воля, целеустремлённость. Каждого ученика надо убедить в том, что он обладает большими потенциальными возможностями. И эти возможности надо использовать сполна[1,118].

Одна из основных задач учителя биологии является оказание помощи ученику в формировании у него основных биологических понятий, которые необходимы для овладения учебным материалом. В целях обучения материал знания должен подвергнуться специальной обработке. «Обрабатывая определённым образом учебный материал для наилучшего усвоения дидактика должна всё же обеспечить освоение определённого материала. Этот предмет имеет свою объективную логику, которая не может быть безнаказанно нарушена» [2,497].

Процесс преподавания предмета предусматривает применение разнообразных типов уроков, на которых организуется разнообразная учебно-познавательная деятельность школьников. На каждом этапе урока: при проверке изученного материала, усвоении, обобщении и систематизации новых знаний, применении знаний, умений и навыков в новых учебных ситуациях… учитель находит приемы использования учебника учащимися.

В учебном процессе необходимо учитывать то, что «тот или иной уровень восприятия, памяти, мышления детей является не столько предпосылкой , сколько результатом той конкретной познавательной учебной деятельности, в процессе которой они не только проявляются, но и формируются»[2, 498].

Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное включение учащихся в решение различных познавательных задач, формирование у них учебных приемов работы.

На каждом уроке применяются практические методы и методические приёмы по усвоению знаний. Например, самостоятельное изучение материала путём организации лабораторной работы с натуральными объектами на основе использования инструкции, представленной в учебнике. Методический аппарат учебников «Биология» под редакцией профессора Н.И. Пономарёвой позволяет организовать разнообразную учебно-познавательную деятельность школьников.

Рассматривание учащимися среднего звена набора иллюстраций к определённым параграфам позволяет задать детям множество целенаправленных вопросов, проблемных заданий, создание проблемных ситуаций. Эти приёмы способствуют поддержанию интереса к изучаемому материалу. С другой стороны поиск ответов заставляет развивать мышление, напрягать память, сопоставлять увиденное в учебнике с фактами из собственного опыта. В конечном итоге приводит детей к определённым умозаключениям, выводам.

В учебных текстах основные понятия выделены полужирным шрифтом. Такой приём даёт возможность быстро их найти, что экономит время на уроке. Раскрытие содержания таких понятий осуществляется на основе беседы, поиска собственного представления о содержании понятия. После прослушивания высказываний всех желающих учащихся предлагается обратиться к тексту учебника и сравнить. Дети часто бывают очень довольны тем, что их отдельные мысли были очень близки к научной. Понятия, на которые надо обратить внимание, выделены светлым курсивом. Тексты, представленные очень мелким шрифтом, предлагаются для ознакомления самым любознательным, для расширения кругозора или для поиска и сообщения интересных фактов.

Внимание детей к схематически рисункам и схемам удобно привлекать на этапе рефлексии. Опыт показал, что в данном случае учащиеся более осознанно воспринимают их содержание.

Тексты, выделенные в рамочки в конце параграфов, помогают учащимся уточнить и сделать вывод по изученному материалу.

Изучение крупной темы или главы завершается работой с рубрикой «Проверь себя». Предлагаемые авторами учебников вопросы и задания способствуют организации фронтального опроса или беседы. Работа с заданиями под названием «Какие ответы верны?» осуществляется в виде письменной кратковременной работы или устной форме путём обоснования выбранного ответа или поиска ошибки и её исправления. Таким образом происходит систематизация и обобщение знаний учащихся.

В старшем звене работа с учебником на уроке усложняется. К уже выработанной схеме работы с понятийным аппаратом присоединяется более глубокая работа с содержанием учебного материала. Часто организуется самостоятельная работа с текстом учебника по поиску ответов на специально подготовленные вопросы, заполнение сводных таблиц. Имеет место создание схем, схематических рисунков или составления конспекта по предлагаемому учебному материалу.

Использование разнообразных методических приемов работы с учебником позволяет его максимально использовать, что помогает учащимся данной средней общеобразовательной школы усваивать учебный материал более сознательно и эффективно.

Литература:

1.Коротяев Б.И., Учение - процесс творческий, М., Просвещение ,1989. -160с.

2.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- Спб.: Питер, 2004.-713с.



© 2010-2022