- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа учебной дисциплины: БД, 07 Биология
Рабочая программа учебной дисциплины: БД, 07 Биология
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алексеева А.И. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Яшкинский техникум технологий и механизации»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
БД. 07 Биология
Уровень образования: среднее общее образование
Срок обучения: 2 года
Специальность: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Форма обучения: очная
Яшкино
2014
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и Примерной программы учебной дисциплины биология для профессий и специальностей среднего профессионального образования (Константинов В.М., 2008г.), рекомендованной экспертным советом ФГУ ФИРО, Протокол 24/1 от 27 марта 2008 года.
Программу разработала преподаватель Алексеева Алина Игоревна
Подпись_________________ Дата «____»__________20__г.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин
"_28 "_августа_ 2014 г., протокол № 1 .Председатель МК ___________
"_28 "_августа_ 2015 г., протокол № 1 .Председатель МК ___________
"___"________ 20__ г., протокол № ___.Председатель МК ____________
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………4
Тематический план учебной дисциплины (Биология)…….…...7
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (Биология)………………….….8
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины Биология для ГОУ СПО «Яшкинский техникум технологий и механизации» обеспечивает необходимый базовый уровень среднего (полного) общего образования по биологиипри подготовке квалифицированных рабочих/специалистов среднего звена по профессиям/специальностям технического профиля.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы учебной дисциплины биология для профессий/специальностей среднего профессионального образования (Константинов В.М., 2008г).
Биология как учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл. Рабочая программа предназначена для обучения на базе основного общего образования.
Цель дисциплины:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке, роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира, о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий, определять живые объекты в природе, проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений, находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью, уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Задачи способствовать развитию познавательного интереса к биологии и формированию современной естественнонаучной картины мира.
В соответствии с рабочим учебным планом Биология изучается на 1,2курсе. Общий объем обязательной аудиторной учебной нагрузки составляет 78 часов.
Содержание дисциплины включает 7 разделов.
Наряду с федеральным базисным компонентом в содержание отдельных тем программы включены региональный и (или) профессиональный компоненты.
При изложении учебного материала различных тем приведен перечень подлежащих изучению учебных элементов. После наименования учебного элемента в скобках римской цифрой указан уровень необходимого освоения данного элемента.
При распределении учебного времени между разделами и темами учитывались сложность содержания и объем представленной в них информации.
Изучение биологии основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении естественно - научных дисциплин в основной общей школе, а также приобретенных на уроках химии, географии, истории.
Структура программы линейная, предполагающая последовательное изучение тем по принципу «от общего к частному (конкретному)».
При изучении материала преимущественно используются мультимедийный комплекс, лекционные занятия, лабораторные и практические работы. Запланированные программой экскурсии будут проводится во внеурочное время.
Для реализации программы применяются графические наглядные пособия (плакаты, таблицы).
Программой предусмотрены следующие виды контроля:
текущий контроль в форме тестовых заданий, презентаций, сообщений, устных ответов на поставленные вопросы;
промежуточный контроль вформе письменного ответа на вопросы и тестовых заданий;
итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.
Итоговая отметка по окончании изучения дисциплины выставляется на основании оценок, полученных за дифференцированный зачет и текущих в течение года.
В результате освоения биологии в рамках государственного образовательного стандарта среднего образования студент должен знать/понимать:
- основные положения биологических теорий: клеточной, эволюционной теории Ч.Дарвина, учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделязакономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки, генов, хромосом, вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Тематический план
учебной дисциплины БИОЛОГИЯ
Профессии: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Шифр раздела темы
Наименование разделов и тем
Количество часов
макси-мальной нагрузки
самосто-ятельной работы
обязательной аудиторной нагрузки
всего
в том числе
лаб. работ
практ. работ
контрольных работ
Введение
3
1
2
-
-
1
Учение о клетке
19
6
13
1
2
-
2
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
12
4
8
-
2
-
3
Основы генетики и селекции
24
8
16
-
4
1
4
Эволюционное учение
2
1
1
-
-
Итого за 1 курс
60
20
40
1
8
1
4
Эволюционное учение
21
7
14
-
-
5
История развития жизни на Земле
8
2
6
-
2
-
6
Основы экологии
22
8
14
-
2
-
7
Бионика
6
2
4
-
-
-
Итого за 2 курс
57
19
38
0
4
0
Всего по дисциплине
117
39
78
1
12
1
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ
Введение. Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной организации. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
Демонстрации. Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.
Раздел 1.Учение о клетке. Уровень усвоения репродуктивный (2)
Клетка -элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн).Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические вещества и неорганические вещества клетки и живых организмов. Углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК- носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Клеткии их разнообразие в многоклеточном организме дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз.
Демонстрации. Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.
Лабораторные и практические работы.
1.Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. 2.Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. 3.Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
Проведение биологических исследований:наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Организм - единое целое. Многообразие живых организмов.Размножение - важнейшее свойствоживых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз.Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный этап онтогенеза.Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
Демонстрации.
Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.
Лабораторные и практические работы.
4.Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Раздел 3.Основы генетики и селекции. Уровень усвоения репродуктивный (2)
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г.Менделем.Моногибридное и дигибридное скрещивание.Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная и генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
Лабораторные и практические работы.
5.Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. 6.Решение генетических задач. 7.Анализ фенотипической изменчивости.8.Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.
Раздел 4. Эволюционное учение. Уровень усвоения репродуктивный (2)
История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции.15 Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Раздел 5. История развития жизни на земле. Уровень усвоения репродуктивный (2)
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.
Демонстрации. Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы.
Лабораторные и практические работы.
9.Описание особей по морфологическому признаку. 10. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
Раздел 6.Основы экологии. Уровень усвоения репродуктивный (2)
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы.Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи между организмами. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.
Демонстрации.
Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схемаэкосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосиистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.). Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.
Лабораторные и практические работы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агросистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.
Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Раздел 7.Бионика. Уровень усвоения репродуктивный (2)
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
Демонстрации. Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Основные источники:
1.Константинов, В.М.Биология (Текст): учебник для образовательных учреждений начального и среднего образования/ В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева; под редакцией В.М.Константинов. - М.; Академия, 2011. -316с.
Дополнительные источники:
1.Воронцов Н.Н. Развитие эколюционных идей в биологии. - М.: Изд.отдел УНЦ ДР МГУ «Прогресс-Традиция», 2011
2.Мамонтов С.Г. Биология / С.Г. Мамонтов. В.Б. Захаров, Т.А. Козлова; под. ред. С.Г. Мамонтова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Интернет-источники:
-
Естественно-научный образовательный портал en.edu.ru/
-
Образовательный видеопорталUniverti.ruunivertv.ru/
-
Информационная система «Единое окно доступа к информационным образовательным ресурсам» school-collection.edu.ru/
-
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru/
-
Федеральный портал «Российское образование» edu.ru.
-
Российский общеобразовательный портал experiment.edu.ru.
Дополнения и изменения в рабочую программу дисциплины
Лист регистрации дополнений и изменений в рабочей программе учебной дисциплины БД.07 Биология
Специальность: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
№
изменения
Номера изменённых/заменённых
№ протокола /подпись ПЦК
Дата ввода изменений
страниц
пунктов