• Преподавателю
  • Биология
  • Программа элективного курсаЭкологическое мировоззрение (9 класс) предпрофильная подготовка

Программа элективного курсаЭкологическое мировоззрение (9 класс) предпрофильная подготовка

Ø      Программа элективного курса «Экологическое мировоззрение» рассчитана на предпрофильную подготовку обучающихся 9 класса. По окончанию основной школы у учащегося должна быть сформировано не только представление о Земле как едином целостном организме, в котором все тесно взаимосвязано, но и сформирована экологическая культура человека - система обобщенных взглядов  на   отношения   людей    к окружающей среде. Программа курса  «Экологическое мировоззрение»направлена на : Ø       формирование...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Знаменская средняя общеобразовательная школа»

Покрово- Марфинский филиал


Утверждаю:

Директор школы ________ И.В. Злобина

Приказ №_____ от «___» _________ 2012_ г.

Согласовано:

зам.директора по УВР

________М.А.Шебунова



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

ШМО учителей биологии

Протокол №_____

от «___» ___________ 2012 г





ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ»


для 9-го класса

на 2011-2012 учебный год









срок реализации: 1год


составитель: Черемисина И.В.









П-Марфино 2012

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для учащихся 9 класса.

Программа рассчитана на 17 часов, из них 12 теоретические занятия, 5 практических занятий (лабораторные работы, исследовательские работы, написание проекта). программа направлена на формирование у детей цельного интегрированного взгляда на мир, представления о Земле как едином, целостном организме, в котором все тесно взаимосвязано.

Актуальность данного курса определяется необходимостью формирования экологической культуры учащихся. Составной частью

экологической культуры является экологическое мировоззрение. Оно

представляет систему обобщенных взглядов на отношения людей к

окружающей среде.

Новизна программы сосредоточена на усовершенствовании уже существующих образовательных курсов.

Цель

  • расширить знания учащихся по опросам экологии: современное состояние окружающей среды, роль человека в формировании её.

  • расширить знания учащихся о влиянии экологических факторов на
    здоровье человека.

  • формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности
    учащихся - экологический мониторинг

  • формирование экологической культуры учащихся через участие в
    природоохранной деятельности

  • учить детей умению анализировать свои поступки и свой образ жизни со
    следствиями неизбежного воздействия на окружающую среду.

Занятия данной программы носят воспитательную и развивающую направленность. Формированию экологического мировоззрения способствует содержание тем данного курса. Значительную помощь в решении этой сложной педагогической задачи может оказать изучение глобальных экологических проблем, которые влияют на всех без исключения людей, проявляются в любой точке земного шара. То состояние окружающей среды, которое мы имеем сегодня, принципиально отличается оттого, что мы хотели бы иметь. Древняя китайская мудрость гласит: «Если не получаешь желаемого, измени свои действия». Проблемы, рассматриваемые данным курсом, учат детей анализировать привычный образ жизни, свои поступки по отношению к окружающей среде и постараться изменить или даже вообще отказаться от тех из них, которые пагубно влияют на окружающую среду и на нас самих.

Содержание данной программы представлено в виде шести блоков: «Введение в изучаемый курс», « Знаки беды», «Экология и человек», «В мире заповедной природы», экологический мониторинг « За чистоту родного края», « Я Человек, я -посредине мира».

Главное назначение излагаемой в каждом блоке информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся к предмету. Изучая, заставить задуматься о своем образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду.

Практические занятия экологического мониторинга акцентируют внимание учащихся на важности овладения умением анализировать и давать оценку своим поступкам, сложившейся экологической ситуации в том или ином регионе страны или планеты в целом. Они позволяют, с одной стороны, иллюстрировать теоретические положения примерами, показывать, как на практике используются различные способы анализа состояния окружающей среды, и, с другой стороны, приобщают ученика к самостоятельному решению экологических задач. Практикумы способствуют формированию прикладного экологического мышления, конкретизации экологических знаний.

Большинство занятий носят проблемный характер и построены по единому плану: знакомство с проблемой, поиск решения, обсуждение полученных результатов, комментарий учителя

Экологическое содержание данного курса должно способствовать формированию убежденности каждого ученика в объективной необходимости и потребности соизмерять свою повседневную деятельность со следствиями неизбежного воздействия на природную среду, то есть должно способствовать формированию экологического мировоззрения.

Задачи:

Обучающие

- расширение экологических знаний;

- знакомство с методами исследования;

_ овладение приемами разработки учебного проекта;

- овладение техникой эксперимента, методами проведения мониторинга ;

- повышение интеллектуального уровня учащихся, культуры речи, общения.

Развивающие

- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся;

- развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать изучаемый материал и научную литературу;

- поддержка интереса к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской и опытнической деятельности;

- развитие эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы;

- создание необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого обучающегося своей жизненной позиции.

Воспитательные

- практическое участие школьников в природоохранных мероприятиях и исследовательской работе по изучению растений;

- формирование навыков бережного отношения к природе;

- развитие чувства коллективизма и создание комфортного микроклимата в общении друг с другом.





Учебно - тематический план.

п/п

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

теоретические

практические

1.

1

2

3

Введение в изучаемый курс

« Я и природа» анкетирование

Знакомство с экологией как наукой

"Крупицы опыта»

3


1

1

1

2.

4

5

6

7

Знаки беды

« Китайская мудрость и экологическая проблема»

« Свалка по имени Земля»

« Вода - источник жизни»

« Экологический бумеранг»

4

1

1

1

1



3.

8

9

10

11


Экология и человек

"Культурно - исторические истоки экологического

кризиса»

Экологические болезни

Экологический маркетинг «Товарный знак»

Как спасти жизнь на планете

Земля»

4

1


1

1



4.

12

13

« В мире заповедной природы»

«Жалобная книга на род человеческий»

« Памятники природы

Тамбовской области»

2

1

1

5.


14


15

Экологический мониторинг "За чистоту родного края»


« Охрана и преобразование родного края» Экологическое состояние школы

«Парк моего детства»

Растительные сообщества в окрестностях села П - Марфино

2








1


1

6.

16- 17

« Я человек, я посредине

мира» защита экологического проекта « Я строю дом»

2

2

ИТОГО

17

12

5


Содержание программы:

«Я и природа.» анкетирование учащихся с целью выявления уровня сформированное личностного отношения к природе.

«Знакомство с экологией - как наукой». Предыстория экологии. Экология комплексная наука. Структура современной экологии. Предмет изучения биологической, глобальной, социальной экологии. Экологический словарь.

«Крупицы опыта» Этические законы и принципы экологии.

«Китайская мудрость и - экологическая проблема» Зависимость между образом жизни людей и состоянием окружающей среды Глобальные экологические преступления современности

« Свалка по имени Земля» Проблема мусора . мусороперерабатывающие . заводы. Бытовые отходы. Ядерные отходы.

«Вода источник жизни» Вода - основное вещество клетки, всех живых

организмов. Запасы пресной воды. Водные загрязнения. Понятие « водный дефицит », «водный голод». Охрана водных ресурсов.

«Экологический бумеранг , или поиск трех аргументов»

Экологические проблемы - глобальные проблемы современности, Возникновение экологических затруднений как следствие плохого знания законов. принципов и правил природопользования, игнорирование экологических ограничений в развитии общества .

«Культурно - исторические истоки экологического кризиса». Отражение природы в религии и мифологии. Отношение к природе в различные исторические эпохи. Христианское отношение к природе. Противостояние «человек- природа». Уменьшение зависимости человечества как биологического вида от окружающей среды.

« Экологические болезни» Экологические факторы , ухудшающие общее здоровье человека. Новые болезни, связанные с загрязнением окружающей среды. Экологическая обусловленность мутаций в биосфере. Зависимость самочувствия человека от качества окружающей среды.

«Товарный знак» Экологически чистая продукция. Экологические технологии. Возвращение отходов в материальный круговорот « производство - потребление» Экомаркетинг. Специальные экологические товарные знаки. « Голубой ангел».

« Как спасти жизнь на планете Земле». Перспективы и научные подходы к использованию природных ресурсов и получения энергии- Принципы защиты окружающей среды. Комитет экономического контроля.

« Жалобная книга на род человеческий» Проблема сокращения разнообразия видов. Антропогенные факторы , представляющие наибольшую угрозу существованию животных и растений. Сохранение видового разнообразия. Красные книги различных уровней. Что такое «Черная книга». « Зеленая книга». Редкие растения и животные. Лекарственные растения Тамбовского края.

« Памятники природы Тамбовской области» Боброво - выхухолевые

заказника, заказник лекарственных растений. Воронинский заповедник.

Семиствольный дуб «семь братьев». « Дерево любви». Матырская дубрава.

Урочище « осиновые кусты». Ахлябиновская роща. Знаменский и Воронцовский парки . Минеральные воды и т.д.

Научно познавательное, эстетическое и оздоровительное значение данных

объектов природы,

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ « ЗА ЧИСТОТУ РОДНОГО КРАЯ»

«Проблемы охраны к преобразования природы родного крайя».

Урок - экспертиза. Экологическая ситуация в Тамбовской области, в Знаменском районе, селе П,- Марфино. Источники загрязнения и уровень загрязненности. Исследование статей областной и местной печати.

Биомониторинг. «Экологическое состояние школы» Практическая работа.: Расположение школы в селе Экологическая комфортность школьных помещений (интервьюирование и анкетирование учителей и учащихся). Санитарно -гигиенические нормы. Цветовая гамма и ориентация кабинетов относительно сторон горизонта. Температурный режим и влажность воздуха в помещении школы. Освещенность, вентиляционный режим. Эстетичность кабинетов.

«Растительные сообщества в окрестностях села П - Марфино»

Экскурсия. Естественные и искусственные растительные сообщества в

пределах села. Качественное состояние и видовой состав растительных сообществ . Назначение и эстетичность данных Практическая работа сообществ « Парк моего детства»: Морфометрические параметры

школьного парка. Количественный и видовой анализ зеленых насаждений.

Животный состав парка. Качественный анализ (возраст, состояние).

Сохранение и улучшение школьного парка

« Я человек , я посредине мира» Разработка группового проекта « Я строю дом» Проблема экологизации жилья Идея автономного дома; знакомство с устройством действующих домов данного типа. Защита проекта, результаты которого ученики оформляют в виде рефератов, электронных презентаций, буклетов, публикаций. Разработка экологического манифеста.

Экологический прогноз. Выпуск листовок, плакатов. Анкетирование» .

.

Методы работы:

• лекция

• беседа

• проблемный урок

• семинар

• анкетирование

• практическая работа

• исследовательская работа

• экскурсия

• ' проектная деятельность

По окончанию реализации программы « Экологическое мировоззрение» учащиеся

должны знать:

• Основные этические законы и принципы экологии;

• Как реагируют живые организмы на изменённую окружающую среду;

• Принципы рационального природопользования;

• Экологические проблемы своей страны, региона , местности:

• Правила поведения в природной и социальной среде;

• Общественные движения и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от загрязнения;

должны уметь:

• объяснять исторический характер возникновения экологических проблем,

причины их обострения на современном этапе развития человечества;

• выявлять связи социальных, экологических и этических понятий;

• характеризовать взаимосвязь человека с окружающей средой

• раскрывать сущность глобальных экологических проблем, характеризовать причины, их породившие

• прогнозировать возможные отрицательные последствия для всего человечества в случае их неразрешенности, прогнозировать пути выхода из кризиса:

• анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать функционирование природных систем в условиях антропогенного влияния, выбирать пути решения;

• оценивать влияние природы на духовную сферу человека;

• пропагандировать общечеловеческие ценности.
















Список литературы, используемый при разработке курса « Экологическое мировоззрение»

1. Анастасова Л. П.. Гольнева Д. П.Лчороткова Л,С. Человек и окружающая среда -Москва. 1997

2, Алексеев Л. 300 вопросов и ответов по экологии.

3. Баландии Р.К., Бондарев Л. Г Природа и цивилизация, Ярославль 1998, 4 Браун В. Настольная книга любителя природы. Ленинград 1987.

5. Лось В. А. Человек и природа . Москва 1995.

б.Самкова В.А, Прутченко А.С. Экологический бумеранг. Москва 1996.

7. Юфит С.С. Яды вокруг нас. Москва 2001.

8. Пашкант К.В. Михеев А.В. Охрана природы. Москва 1987

9. Доклад, о состоянии окружающей среды Тамбовской области


  1. Каталог « Государственные памятники природы Тамбовской области,

  2. 9.Электронная библиотека Кирилла и Мифодия.

  3. 10.ecotour.utmn.ru

  4. 11.stranamasterov.ru

  5. 12.www/vlivkor.com

  6. 13.festival.1september.ru

  7. 14.researcher.ru/





Биомониторинг «Экологическое состояние школы»


Карточка №1 Биомониторинг школы

1. Определить качественный и количественный состав растений в

кабинетах и рекреации

2. Отметить самый экологически чистый кабинет

3. Разработать методические рекомендации по озеленению кабинетов с

учетом биологических особенностей растений - очистителей воздуха

4. Рейтинг кабинетов. Определить 1 -е, 2 -е, 3-е места за лучшее озеленение

кабинета и лучшее состояние зеленых насаждений

Карточка №2 Биомониторинг пришкольного участка

1. Определить количественный и качественный состав растений участка

2. Составить план пришкольного участка.

3. Определить экологическое состояние окружающей среды по биоиндикаторам - лишайникам

4. Разработать методические рекомендации по улучшению пришкольного участка: подсадка, подкормка, обработка от насекомых и т.д.

Карточка №3 Мониторинг естественного освещения.

1. Проверить естественное освещение кабинетов и рекреаций. По каждому кабинету указать ; в каком направлении расположены окна, их размеры и чистоту, наличие штор , их цвет и размеры.

2. Рассчитать световой коэффициент: отношение застекленной части окон к площади пола (норма 1:4, допускается 1:5).

3. Рассчитать коэффициент заглубленности: отношение высоты окна от

пола к расстоянию от окна до противоположной стороны ( норма 1: 2)

4. Сделать вывод по каждому кабинету, разработать методические

рекомендации.

Карточка № 4 Мониторинг искусственного освещения.

1. Указать вид светильников, их рабочее состояние по каждому кабинету и рекреациям.

2. Наличие и состояние арматуры.

3. Проверить состояние розеток, выключателей, распределительных

коробок в кабинетах и рекреациях.

4. Разработать рекомендации по нормализации искусственного

освещения.

Карточка № 5 Мониторинг водоснабжения и канализации

1. Проверить состояние воды: вид, запах, качество, состояние и наличие

кранов, фонтанчиков.

2. Наличие, состояние и вид канализации (местная, центральная)

3. Санитарное состояние комнат гигиены

4. Разработать рекомендации по улучшению водоснабжения школы

Карточка № 6 Монитор естественной и искусственной вентиляции

1. Проверить наличие искусственной вентиляции( форточек, их использование для проветривания)

2. Наличие вентиляционных решеток, каналов, наличие тяги в каналах, для контроля использовать пламя свечи)

3. Разработать рекомендации

Информационная карта

Автор программы - Черемисина Ираида Васильевна

Должность - учитель биологии первой категории

Место работы: Покрово - Марфинский филиал МБОУ « Знаменская средняя общеобразовательная школа» Знаменского района, Тамбовской области.

Тип программы - интеллектуально-познавательная

Продолжительность обучения - 1 год.

Возраст обучающихся - 15-16лет.

Форма обучения - интеллектуальный клуб.

Срок реализации - 1 год.








© 2010-2022