Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»

Проект «Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской» разработан для  обеспечения комплексного подхода к проведению мероприятий по благоустройству  школьной территории с целью создания условий для проведения образовательного процесса, укрепления материально-технической базы  в части оснащения дополнительными спортивными сооружениями, улучшения внешнего и эстетического вида пришкольного участка.Проект позволяет за счет вовлечения обучающихся, родителей  и педагогических работников, ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Динской район

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича» Краснодарского края



Проект «Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»





Автор проекта:

Блаженко Светлана Александровна,

учитель биологии высшей категории



Краткая аннотация проекта

Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, ведь школьные годы - начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, радости побед и горести поражений познаются нами здесь, в стенах родной школы, на уроках и переменах, в школьном дворе.

«Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор - это лицо школы». Проект «Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской» разработан для обеспечения комплексного подхода к проведению мероприятий по благоустройству школьной территории с целью создания условий для проведения образовательного процесса, укрепления материально-технической базы в части оснащения дополнительными спортивными сооружениями, улучшения внешнего и эстетического вида пришкольного участка.

Проект позволяет за счет вовлечения обучающихся, педагогических работников, родителей в совместную общественно значимую деятельность по благоустройству территории школьного двора, решать в единстве задачи по формированию гражданской, творчески активной, физически здоровой личности, по трудовому и экологическому воспитанию обучающихся.

Одной из основных задач проекта является совершенствование и развитие форм межведомственного взаимодействия, сотрудничество с родительской общественностью и всеми заинтересованными организациями, учреждениями, лицами с целью привлечения дополнительных финансовых средств, для осуществления мероприятий по реализации отдельных направлений данного проекта.

Постановка проблемы

Благоустройство школьной территории необходимо, как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения. Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича» Краснодарского края расположена в станице Динской, микрорайон Консервного завода. Общая площадь школьной территории огромна. Проблема благоустройства территории школы актуальна на сегодняшний день. На школьной территории расположены спортивная площадка, цветочные клумбы, кустарники, деревья. Наша школа - это не только образовательное учреждение, но и дом для большинства учащихся. Именно здесь они проводят большую часть своего времени, поэтому необходимость создания уютной, комфортной обстановки побудила коллектив превратить территорию двора в цветущий оазис, где ребёнок мог бы отдохнуть, отвлечься, позаниматься спортом. Кроме того - это широкое поле деятельности для формирования трудовых навыков учащихся. Для реализации своих планов и идей по благоустройству школьного двора, мы решили разработать и воплотить в жизнь проект «Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской». Обязательное условие - создание нескольких функциональных зон: отдыха, занятия спортом, релаксации. Кроме этого одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности. Таким образом, наш школьный двор - это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно - нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Цели и задачи проекта

Цель: активизация деятельности школы по формированию у учащихся ответственности за экологическое состояние окружающей среды, обеспечение комплексного подхода в реализации мероприятий по благоустройству школьной территории для создания безопасных условий по формированию гражданской, творчески активной, физически здоровой личности.

Задачи:

1. обеспечение безопасности обучающихся на территории образовательного учреждения, создание благоприятных условий для отдыха, оздоровления школьников;

2. вовлечение обучающихся, педагогических работников, родителей в совместную общественно-значимую деятельность по благоустройству школьной территории, повышение и развитие инициативы ученических коллективов по улучшению внешнего вида и эстетического состояния школьного двора;

3. активное использование спортивных сооружений школьной территории, для привлечения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом с целью эффективного оздоровления и физического развития личности, формирования положительных мотивационных установок на ведение здорового образа жизни, профилактики вредных привычек средствами физической культуры и спорта;

4. совершенствование и развитие форм межведомственного взаимодействия, сотрудничество с родительской общественностью и всеми заинтересованными организациями, учреждениями, лицами с целью привлечения дополнительных финансовых средств, для реализации мероприятий по отдельным направлениям проекта.

Исполнителями проекта являются учащиеся, педагогический коллектив школы, родители, жители микрорайона Консервного завода.

Стратегия достижения поставленных целей и задач.

Проект «Наш школьный двор» разработан с целью обеспечения комплексного подхода к осуществлению мероприятий по благоустройству школьной территории и привлечению дополнительных денежных средств. При составлении проекта озеленения весь школьный участок должен выглядеть как единое целое, будут использовать различные виды художественного оформления - скульптуры, садовые скамейки, вазы-цветочницы, подпорные стенки. Разработан план агротехнических мероприятий по благоустройству школьного двора, оранжереи, опытно-учебного участка (Приложение I)

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

п/п

Направление деятельности

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.

Определение целей и задач проекта.

Разработка проекта.

- создание рабочей группы по разработке и осуществлению проекта;

- утверждение проекта на заседании Совета школы;

- подготовка проектно-сметной документации по отдельным направлениям проекта;

Декабрь - январь 2012, 2013

Январь 2013.

Февраль 2013.

ОСНОВНОЙ

2.

Реализация проекта

- участие в конкурсе проектов по благоустройству школьной территории;

- освоение привлеченных средств, для отдельных направлений проекта;

- совместная трудовая деятельность обучающихся, родителей, педагогических работников по благоустройству.

Март 2013 - ноябрь 2014

По мере финансирования

Март 2013 - ноябрь 2014

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

3.

Сопоставление действительных результатов с ожидаемыми.

- подведение итогов по выполнению мероприятий по каждому направлению;

- принятие решения о действии проекта, его отдельных направлений.

Ноябрь

2014 г.

Бизнес - проект «Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»

Система проектных мероприятий

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Провести заседание педсовета с повесткой дня «О задачах коллектива школы по благоустройству территории школы»

Февраль 2013

Булатова Л.П. - директор школы

2

Провести инструктивно - методическое совещание «Декоративно - художественное оформление территории школы: проблемы и решения».

Март

2013

Булатова Л.П. - директор школы, Блаженко С.А. - учитель биологии

3

Оформить паспорт благоустройства территории школы.

Февраль 2013

Блаженко С.А. - учитель биологии, Селезнёва С.В. - заместитель директора школы по АХЧ

4

Разработать план благоустройства территории школы (с указанием объёма работы, сроков исполнения и ответственных).

Февраль 2013

Булатова Л.П. - директор школы,

Блаженко С.А. - учитель биологии,

5

Подготовить инструкции по технике безопасности при выполнении различных видов работ.

Февраль

2013

Ган Ю.Л. - инструктор по ТБ, учителя трудового обучения

6

Из числа учащихся создать звено по благоустройству территории школы.

Май - июнь

2013, 2014

Ботяновская Н.Б.- заместитель директора по воспитательной работе, руководитель УПБ

7

Организовать проведение конкурса на лучшее озеленение классной комнаты.

Октябрь 2013, 2014.

Онищенко Ю.Ю. - руководитель МО естественнонаучного цикла

8

Провести конференцию «Комнатные растения»

Ноябрь

2013

Блаженко С.А., Кискина В.В. - учителя биологии

9

Организовать проведение конкурсов сочинений на темы: «Порядок в школе: кому он нужен?», «Моя школа», «Мой любимый уголок».

Март

2013

ШМО учителей русского языка и литературы

10

Провести конкурс рисунков «Школа глазами детей»

Сентябрь 2013

Иванова Е.В. - учитель ИЗО

11

Регулярно проводить «чистые пятницы» (уборка территории школы в соответствии с планом - схемой, по которой за каждым классом закрепляется определённый участок).

Один раз в неделю

Классные руководители 1 - 11 классов.

12

Освещать работу по благоустройству территории и итоги конкурсов в школьной стенной печати.

В течение учебного года

Фирсова Н.С.- учитель литературы, ответственная за школьную стенную печать

13

Организовать работу учащихся на экологических тропах.

В течение учебного года

Блаженко С.А., Кискина В.В. - учителя биологии

14

Поддерживать в чистоте и порядке территорию школы.

В течение всего года

Классные руководители 1 - 11 классов, Селезнёва С.В. - заместитель директора школы по АХЧ

15

Поддерживать в нормальном санитарном состоянии канализационные люки, площадку для сбора мусора.

В течение всего года

Селезнёва С.В. - заместитель директора школы по АХЧ

16

Организовать регулярный вывоз мусора с территории школы.

В течение всего года

Селезнёва С.В. - заместитель директора школы по АХЧ

17

Поддерживать в нормальном санитарном состоянии территорию гаража, теплицы, мастерской, сарая, зону вокруг территории школы.

В течение всего года

Селезнёва С.В. - заместитель директора школы по АХЧ

18

Проводить выставки - продажи семян цветочно - декоративных культур.

Сентябрь, октябрь, март, апрель

2013, 2014

Классные руководители 1 - 11 классов, учителя биологии.

19

Приобрести недостающее количество сельскохозяйственного инвентаря для работы на территории школы и на учебно - опытном участке.

Март

2013, 2014

Селезнёва С.В. - заместитель директора школы по АХЧ

20

Организовать подвоз плодородной земли на клумбы и учебно - опытный участок.

Апрель - август

2013

Селезнёва С.В. - заместитель директора школы по АХЧ, Блаженко С.А. - учитель биологии

21

Вносить ежегодно на на учебно - опытный участок, клумбы необходимое количество органических удобрений.

Октябрь

2013

Селезнёва С.В. - заместитель директора школы по АХЧ , Блаженко С.А. - учитель биологии

22

Принять участие в районном смотре - конкурсе на лучшее благоустройство территорий образовательных учреждений.

Сентябрь

2013

Блаженко С.А. - учитель биологии

23

Проводить ежегодный праздник «День труда» (подведение итогов работы по благоустройству территории)

Октябрь 2013, 2014

Булатова Л.П. - директор школы, Блаженко С.А. - учитель биологии

24

Поддерживать в рабочем состоянии игровые и спортивные площадки на территории школы

В течение учебного года

Учителя физкультуры и Селезнёва С.В. - заместитель директора школы по АХЧ

25

Улучшать организацию и содержание пришкольного участка: создать газоны перед школой, внести в цветочно - декоративное озеленение школы оформительский элемент (оригинальное, необычное оформление клумб; создание рабаток, альпинариев, розария; расширение видового многообразия цветочно - декоративных культур)

В течение учебного года

Селезнёва С.В. - заместитель директора школы по АХЧ, Блаженко С.А. - учитель биологии, классные руководители.

26

Поддерживать в образцовом состоянии учебно - опытный участок (постоянно заботиться об обновлении и разнообразии выращиваемых культур, внедрять новые, редкие культуры; обращать первостепенное внимание на экологическую направленность работы, выращивать необходимый семенной и посадочный материал; проводить праздники цветов, смотр - учебно - опытного участка.

В течение учебного года

Селезнёва С.В. - заместитель директора школы по АХЧ, Блаженко С.А. - учитель биологии, классные руководители

27

Произвести ремонт оборудования на спортивной площадке (футбольных ворот, баскетбольных и волейбольных стоек)

В течение учебного года

Учителя физкультуры и Селезнёва С.В. - заместитель директора школы по АХЧ

Структура проекта:

1. Направление «Школа Безопасности»

Обеспечение безопасной инфраструктуры образовательного учреждения обязательно включает в себя содержание ограждения пришкольного участка, ворот, калиток в исправном состоянии. Школьная территория имеет ограждение - забор, имеются ворота - дополнительные для въезда на пришкольную территорию.

ПЛАН

мероприятий по реализации направления «Школа Безопасности»

п/п

Наименование

мероприятий

Исполнители, срок выполнения работ

Источник финансирования

1.

Изготовление и установка светильников на малых опорах

Подрядная организация

Август - сентябрь 2013

Спонсорская помощь

2.

Ремонт крыльца школы

Техрабочие школы

Август - сентябрь 2012, 2013

Привлечение внебюджетных средст

3.

Ремонт и покраска забора

Учащиеся и работники школы.

Май 2013

Спонсорская помощь

4.

Установка видеокамер на территории школы

Подрядная организация

Февраль 2013

Денежные средства Муниципального бюджета

5.

Оформление территории для проведения занятий по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.

Руководители кружка ЮИД

Спонсорская помощь

2. Направление «Спортивный комплекс»

Ведущую роль в работе педагогического коллектива занимает проводимая на базе образовательного учреждения физкультурно - оздоровительная и спортивно - массовая работа.

Реализация направления «Спортивный комплекс» должны решить проблемы по созданию условий для привлечения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом с целью эффективного оздоровления, физического развития личности.

ПЛАН

мероприятий по реализации направления «Спортивный комплекс»

п/п

Наименование

мероприятий

Исполнители, срок выполнения работ

Источник финансирования

1.

Установка дополнительных спортивных сооружений.

Подрядная организация

Трудовая деятельность обучающихся

Июнь - август

2013

Депутатские средства

2.

Ремонт и покраска гимнастического городка.

Трудовая деятельность обучающихся

Май 2013, 2014

Средства, заработанные на сборе макулатуры и металлолома

3.

Ремонт и покраска баскетбольной площадки.

Летняя трудовая бригада

Июнь 2013, 2014

Средства, заработанные на сборе макулатуры и металлолома

4.

Ремонт и покраска волейбольной площадки.

Летняя трудовая бригада

Июль 2013, 2014

Средства, заработанные на сборе макулатуры и металлолома

5.

Обновление разметок на футбольном поле.

Летняя трудовая бригада

Август 2013, 2014

Средства, заработанные на сборе макулатуры и металлолома

6.

1. Установка спортивной площадки (на бывшей территории УОУ)

2013 - 2014

Средства, муниципального бюджета

3. Направление «Природа и фантазия»

Для нашего образовательного учреждения проблема по озеленению школьной территории была приоритетной. В настоящее время тенденция по озеленению пришкольного участка не потеряла своей актуальности, при этом основным направлением является высадка цветочных культур с использованием элементов ландшафтного дизайна. Задачи по озеленению пришкольного участка, по выращиванию рассады, высадке и уходу за цветочными культурами будут решаться в рамках реализации направления «Природа и фантазия», целью которого является повышение и развитие инициативы ученических коллективов по улучшению внешнего вида и эстетического состояния школьного двора. (Приложение II)

В ходе разработки проектов клумб, цветников и т.п. подобран ассортимент растений для нашей зоны (Приложение III)

ПЛАН

мероприятий по реализации направления «Природа и фантазия»

п/п

Наименование

мероприятий

Исполнители

Срок выполнения

1.

Озеленение пришкольного участка : посадка цветочных культур, разбивка и оформление клумб, альпийских горок, рабатки и т.д

1-11 классы, учащиеся стройотряда.

Ежегодно

Апрель-май

2013, 2014

2.

Подготовка участка на месте устройства клумб, рабатки

1 - 11 классы

Май 2013

3.

Выращивание рассады цветочных культур

Родители, учащиеся

Февраль - Март 2013, 2014

4.

Обработка почвы и высаживание цветочных культур

Классные руководители. учащиеся

Апрель - май

2013, 2014

5.

Уход за посаженными цветочными культурами, полив.

Учащиеся 1- 11 классов

Июнь - сентябрь

2013, 2014

6.

Проведение конкурса на лучшую работу с элементами ландшафтного дизайна «Цветочный островок»

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Март

2013, 2014

7.

Реализация конкурсных работ «Цветочный островок»

1-11 классы

Апрель - июнь

2013, 2014

8.

Ремонт и приобретение садово - огородного инвентаря

Директор школы, зам. директора по АХЧ

Январь - февраль 2013

9.

Приобретение семян цветочных культур

Классные руководители

Ежегодно, февраль

10.

Аллея елей

Ответственные: 5 - 6 классы

В течение года

11.

Дендрарий №1, 2

Ответственные: 9 - 11 классы

В течение года

12.

Берёзовая аллея

Ответственные: 7а

В течение года

13.

Газоны

Ответственные: 1а,б, 2 классы, 8 классы и зам. директора по АХЧ

В течение года

14.

Цветники

Ответственные: 3 - 4 классы, 1в, 7б,в.

В течение года

15.

Создание клумбы - памяти имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича с установлением памятника

Инициативная и проектная группа ландшафтного дизайна

Апрель - июнь 2013

Распределение ответственных классов за закреплённый участок.

№ п./п.

Ф. И. О. классного руководителя

Класс

Закреплённый участок

1

Цыбулина. Е. А.

Цветник № 1

2

Кузьменко. Е. А.

Цветник № 6

3

Колесникова Г. В.

Цветник № 2

4

Скиба. А. Н.

Цветник № 3

5

Абдуллаева Г. И.

Цветник № 4

6

Рогожина И. В.

Цветник № 5

7

Филимонова И. С.

Газон по улице Комарова

8

Осипова Л. С.

Газон по улице Комарова

9

Наделяева О.Н.

Цветник № 7

10

Чумовских А. Н.

Газон по улице Тельмана

11

Луганцева Г. В.

Газон по улице Тельмана

12

Мержинская В.В.

Газон по улице Тельмана

13

Янина С. А.

Берёзовая аллея

14

Колокольцева А. В.

Цветник № 8

15

Аванесян Н. В.

Цветник № 9

16

Попова О. А.

Газон по улице Макаренко

17

Фирсова Н. В.

Газон по улице Макаренко

18

Хижняк Л. И,

Газон по улице Макаренко

19

Блаженко С. А.

Дендрарий №2

20

Туркова И. С.

Дендрарий №1

21

Осипова Н. В.

Дендрарий №1

22

Баталина Г. А.

10б

Дендрарий №1

23

Онищенко Ю. Ю.

10а

Дендрарий №1

24

Кискина В.В.

11

Дендрарий №2

25

Новикова О. Н.

Аллея елей

26

Ильюшнева О.В.

Аллея елей

27

Сурнина Т.И.

Аллея елей

28

Ефремова Е.В.

Аллея елей

29

Качура С.П.

Аллея елей

30

Дмитриева И. Б.

Аллея елей

4. Направление «Зона отдыха»

В течение учебного года и в летний оздоровительный период детям необходима зона отдыха. В летний период на базе школы работает летний лагерь с дневным пребыванием детей. Основной целью реализации направления «Зона отдыха» является создание условий для благоприятного отдыха учащихся, оздоровления младших школьников, для воспитанников летних школьных лагерей.

ПЛАН

мероприятий по реализации направления «Зона отдыха»

п/п

Наименование

мероприятий

Исполнители, срок выполнения работ

Источник

финансирования

1.

Установка качелей (2 шт.)

Подрядная организация

Спонсорская помощь

2.

Установка урн для мусора

стройбригада, Июнь - июль 2013

Спонсорская помощь

3.

Установка и покраска скамеек без спинки

стройбригада, Июнь 2014

Спонсорская помощь

4.

Установка горок (2 шт.)

Июнь 2014

Ярмарка «Результат моих увлечений»

5.

Установка беседки

Подрядная организация

Июль 2014

Ярмарка «Результат моих увлечений»

5. Направление «Учебно - опытный участок»

Учебно - опытный участок - базаопытнической работы учащихся. Выполняя несложные опыты с растениями и животными, учащиеся закрепляют, расширяют, и углубляют знания по биологии, экологии, познают растительные и животные организмы, овладевают методами управления их ростом и развитием, приобретают умения в выращивании растений и животных, приобщаются к коллективному труду. Учебно - опытный участок должен занимать важное место в познании учащимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и бережного отношения к ней. (Приложение IV)

6. Направление «Оранжерея»

Оранжерея «Зимний сад» будет функционировать в ходе ремонта и реконструкции теплицы. В холодных зимних садах не всегда царит холод. Для их остекления используют обычное стекло высокой светопроницаемости, летом здесь бывает по настоящему жарко, а зимой температура держится близко к нулевой отметке. В таком саду будут хорошо себя чувствовать классики средиземноморского ареала - оливковое дерево, лавр, гранат, фикус, земляничное дерево, акация, камелия, каллистемон.

Холод у растений приостанавливает жизненные процессы, энергию они почти не расходуют и начинают закладывать цветочные почки для будущего сезона.

Проблем с вредителями в холодном зимнем саду практически не бывает, так как самые большие потери они несут как раз от холода.

Чтобы в солнечный зимний день температура не поднималась выше +18+24 С помещение необходимо проветривать. Иначе резкие колебания дневных и ночных температур могут сказаться на растениях негативно. Постоянный приток свежего воздуха препятствует распространению грибных и прочих заболеваний. Потребность воды у растений зимой очень невелика. Зимой в стеснённых условиях растения страдают от недостатка солнечного света. При дефиците света их можно расставить по росту. Лианам же наверху устраивающая их порция света гарантирована.

Финансирование проекта:

№ п/п

Финансирование

Дата

Сумма

1.

Саурин А.И.

04.02. 2013

100 000 рублей

2.

Аукцион

04.02.2013

8 000 рублей

3.

Блинная ярмарка

24.04.2013

62000 рублей

4.

Сбор макулатуры

25.04.2014

2 200 рублей

5.

Ярмарка «Результат моих увлечений»

Май 2013

8100 рублей

6.

Сбор металлолома

Май 2013

10 014 рублей

7.

Благотворительный марафон «Наш школьный двор»

Октябрь 2013

17 520 рублей

8

Вечер встречи с выпускниками. Аукцион.

1 февраля 2014

23 250 рублей

Фоторепортаж по реализации проекта (Приложение V)

Ожидаемые результаты проекта:

Реализация проекта «Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской», прежде всего, создаст благоприятные и безопасные условия для проведения образовательного процесса, укрепления материально - технической базы нашего образовательного учреждения в части оснащения дополнительными спортивными сооружениями, зонами отдыха, а также улучшения внешнего и эстетичного вида пришкольного участка.

Эффективность реализации проекта мы ожидаем по следующим направлениям:

ОБУЧАЮЩИЙ ЭФФЕКТ:

- получение и отработка практических навыков и умений обучающихся в области формирования физической культуры, культуры безопасности жизнедеятельности в рамках реализации государственного стандарта образования в области изучения предметов «Физическая культура», «ОБЖ»:

- получение, расширение и углубления знаний, практических навыков выращивания цветочных культур, зеленых насаждений в рамках реализации государственного стандарта образования в области изучения предметов «Биология», «Природоведение», «География»;

- получение и совершенствование практических трудовых навыков в рамках реализации государственного стандарта образования в области изучения предмета «Технология».

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ:

- решение в единстве задач по формированию психологической и волевой готовности к гражданскому поведению, физическому, трудовому и экологическому воспитанию;

- формирование навыков культуры коллективизма, эффективного общения со сверстниками, взрослыми.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ:

- участие в социально-значимой общественной деятельности, предоставление дополнительных возможностей для самовыражения, саморазвития, самоутверждения;

- мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, наркомании, табакокурения, алкоголизма, использования ПАВ;

- профилактика правонарушений, безнадзорности, отвлечение подростков от антисоциальной деятельности.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ:

- привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- эффективное оздоровление, развитие физических качеств, приобретение необходимых навыков по выполнению физических упражнений;

- систематическое соблюдение в режиме дня оздоровительных прогулок на свежем воздухе.

РАЗВИВАЮЩИЙ ЭФФЕКТ:

- развитие творческих способностей обучающихся в области ландшафтного дизайна;

- активизация познавательной активности в получении, расширении и углублении знаний в различных областях, сферах жизнедеятельности человека;

- формирование чувства осмысления и понимания эффективности проводимых мероприятий.

Практическая значимость результатов.

Возможность применения материала на уроках биологии, географии, экологической тропы; привлечение общественности к значимости проекта; улучшение окружающего ландшафта школьного двора; эстетическое соответствие школы и созданного культурного ландшафта.

Проект позволяет за счет вовлечения обучающихся, родителей и педагогических работников, в совместную общественно значимую деятельность по благоустройству территории школьного двора, решать в единстве задачи по формированию гражданской, творчески активной, физически здоровой личности, по трудовому и экологическому воспитанию обучающихся.

Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей, педагогов и родителей.

Благоустраивая нашу школу, тем самым мы улучшим облик микрорайона Консервного завода, поскольку школа является одним из его культурных центров.

Ландшафтный дизайн школьного дворика - это не просто комплекс работ по благоустройству и озеленению территории школы, это взгляд в будущее.

Литература

1. Пугал Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка // Школьные технологии. - 1998. - № 3.

2. Родина В.А. Цветоводство в школе (пособие для учителей). - М.: Просвещение, 1999.

3. Сорокина Н.В., Проект «Школьный дворик»

4. Теодоронский В.С., Белый А.И. Садово-парковое строительство (учебное пособие для техникумов). - М.: Агропромиздат, 1998.

5. Фирсова Г.В., Кувшинов Н.В. Справочник озеленителя. - М., 1999.

6. Департамент образования и науки Краснодарского края

Государственное учреждение дополнительного образования детей

«Эколого-биологический Центр» Краснодарского края. Методические рекомендации образовательным учреждениям.

Приложение I

План агротехнических мероприятий по благоустройству школьного двора, оранжереи, опытно-учебного участка.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1

Подготовка рабочей документации (эскизное предложение, его утверждение, составление дендроплана, сметы)

Январь 2013

2

Составление плана расположения растений в оранжерее.

Октябрь 2013

3

Составление плана - чертежа опытно-учебного участка с нанесением всех отделов

Февраль 2013

4

Подготовка территории к посадкам и посеву газонов:

- сборка строительных отходов, ненужных предметов, мусора;

- выравнивание территории;

- перекопка почвы;

- удаление корневых остатков;

- завоз и разбрасывание органических удобрений;

- подготовка почвы под газоны.

Февраль - Март 2013, 2014

5

Подготовка почвы под опытно-учебный участок.

Сентябрь - Ноябрь 2013, 2014

6

Подготовка инструмента, инвентаря для весенне-летних работ на опытно-учебном участке и в оранжерее.

Февраль 2013

7

Устройство дорожек, тропинок в цветниках и газонах

Март 2013

8

Приобретение садовой мебели и малых архитектурных форм

Март 2013

9

Приобретение семенного и луковичного материала

Сентябрь - Ноябрь 2013, 2014

10

Приобретение удобрений, химпрепаратов

Ноябрь 2013

11

Приобретение посадочного материала для озеленения участка

Март, Октябрь 2013, 2014

12

Выполнение посадочных работ согласно рабочего проекта:

- посев семян газонных трав;

- посадка деревьев и кустарников;

- посадка растений для вертикального озеленения;

- посадка живой изгороди внутри школьного двора (ограждение спортплощадки, опытно-учебного участка, игровых площадок);

- устройство цветников;

- внесение удобрений;

- посадка многолетних цветочно-декоративных культур;

- высадка рассады летников.

Март - Октябрь 2013 -2014

13

Проведение уходных работ:

- полив саженцев и подкормка;

- полив цветников и газонов;

- стрижка газонов;

- прополка цветников;

- рыхление;

- стрижка живой изгороди;

- подсадка растений;

- притенение растений в теплице в летнее время.

Май - август 2013, 2014

14

Санитарная обработка оранжереи.

один раз в год

15

Обработка растений в оранжерее от болезней и вредителей

по мере необходимости

Приложение II

Оформление и озеленение пришкольной территории (рекомендации)

В современных условиях, занимаясь экологическим образованием школьников в образовательных учреждениях, неотъемлемой частью обучения должна быть организация реальной практической деятельности.

На пришкольном участке желательно использовать красиво цветущие растения и виды с декоративными плодами и листьями.

При размещении растений необходимо учитывать их высоту, форму, окраску цветков и листьев, плодов так, чтобы одни декоративные растения в течение сезона сменялись другими.

Не следует перегружать участки деревьями и кустарниками. Гораздо лучше, когда они просматриваются на зеленом фоне газона.

Деревья размещают группами и единично.

Хвойные деревья декоративны круглый год. Они очень красивы у стен школы и в солитерной посадке на газоне.

Живой изгородью огораживают школу со стороны проезжей части улицы, а также хозяйственный двор, спортивные площадки. Красивые живые изгороди получают из цветущих кустарников: сирени, чубушника, спиреи, жимолости, боярышника.

Для вертикального оформления зданий школы, заборов, беседок, пергол, арок используют различные декоративно - лиственные и красиво цветущие вьющиеся растения.

Цветники устраивают перед зданием школы, вдоль дорожек, в виде групп разного размера и формы на газоне.

В цветники из многолетников рекомендуется вводить небольшие группы красиво цветущих кустарников или стриженые садовые формы хвойных растений.

Работы по созданию объектов озеленения начинают с посадки деревьев и кустарников, создания газона и высадки цветочных растений.

Ассортимент деревьев и кустарников

Береза, дуб, ель, ива, катальпа, каштан конский, клен, липа, орех, рябина, сосна, тополь, черемуха, ясень, айва японская, барбарис, буддлея, бересклет, боярышник, гортензия, дейция, жимолость, калина, кизильник, лещина, магонияпадуболистная, можжевельник казацкий, роза, сирень, снежноягодник, спирея.

Вьющиеся растения для вертикального озеленения.

Виноград девичий, жимолость каприфоль обыкновенная, кампсис,текома, розы плетистые, плющ.

Цветники

Цветники в озеленении школьного участка играют важную роль. Их размещают перед зданием школы, вдоль дорожек, вокруг водоемов, на газонах. Для цветников может быть использован разнообразный по художественным качествам ассортимент летников, двулетников, луковичных растений, многолетников, роз и вьющихся растений. Цветники нуждаются в постоянной заботе в течение всего вегетационного сезона.

Все виды цветочного оформления разделяются на следующие типы: рабатки, бордюры, клумбы, партеры, смешанные бордюры, рокарии, розарии.

Рабатки - узкие (шириной 1-3м) полосы цветов. Их рекомендуют размещать вдоль зданий, - дорог, вокруг бассейнов, памятников. На них высаживают однолетние, многолетние, ковровые растения, в также розы. Рабатки бывают односторонними, двусторонними, однородными, орнаментальными.

Бордюры - узкие (шириной от 50 до 70см.) полосы, засаженные летниками, розами или многолетниками, сохраняющими декоративность до конца сезона.

Клумбы - цветники правильной геометрической формы в виде круга, овала, квадрата, треугольника, многогранника… Площадь клумбы колеблется от 4 до 30метров. Клумбы устраивают на газоне или на площади перед зданием школы.

Партеры - сложные архитектурные композиции, включающие газоны, клумбы, рабатки, орнаментальные полосы, архитектурные формы, а также садовые формы деревьев и кустарников.

Смешанный бордюр - или миксбордер, представляет собой широкую, от 2 до 5 метров, засаженную разными цветочными растениями полосу. Устраивают миксбордеры вдоль дорожек, на газонах, в виде опушек к кустарникам. При устройстве миксбордера важным условием является подбор растений по высоте, форме, времени цветения, окраске цветков и листьев, по биологическим особенностям (отношение к свету, влаге, почве). По цветовой гамме растения должны подбираться в гармоническом сочетании. В миксбордеры чаще всего высаживают зимующие и последовательно цветущие декоративно-лиственные многолетники.

Рокарий или каменистый сад - интересный вид цветочного оформления. У каменистых садов есть ряд преимуществ: их можно размещать на участках, не пригодных для других типов цветников (склоны, откосы, лестницы); под них можно использовать как маленькие участки в несколько метров, так и большие. Существует два вида планировки рокариев: естественный геометрический и на террасах и вдоль лестниц. В рокариях между камнями высаживают главным образом низкие и средней высоты многолетники.

Розарий - один из видов цветочного оформления, создаваемый из различных групп и сортов роз. Преимущество розария в том, что цветение продолжается с мая до глубокой осени. Разнообразие окрасок и форм цветков роз трудно переоценить.

ГАЗОНЫ

В озеленении газоны являются одним из основных компонентов, имеющих важное санитарное и гигиеническое, архитектурно - художественное и экономическое значение. Газон служит основным фоном, на котором создаются композиции из древесно-кустарниковых и цветочных растений, размещаются скульптуры и хозяйственные сооружения. Кроме санитарно-гигиенического и эстетического назначения газоны выполняют и ряд технических функций - спортивные газоны, газоны для закрепления откосов при создании различных сооружений, железных и автомобильных дорог. Подготовка территории для газонов начинается с вертикальной планировки её с учётом размещения зданий, дорог, деревьев, кустарников. Определяют места выемок и подсыпки грунта, крутизну склонов. Уклон не должен превышать 20-30 градусов. На подготовленном участке ровным слоем толщиной не менее 15см размещают растительную землю с добавлением органических и минеральных удобрений. Выбор трав для газонов определяется его назначением. При создании декоративных газонов используют травосмеси из райграса пастбищного с мятликом и овсяницы красной или полевицы белой. Сложные травосмеси менее устойчивы и подвержены вытеснению более слабых компонентов. Лучшими сроками для посева газонных семян являются ранняя весна и ранняя осень. В эти сроки обеспечиваются оптимальные условия для прорастания семян и развития злаковых растений. После посева семян поверхность почвы мульчируют тонким слоем торфа или растительной земли или песка. Полив засеянных газонов необходимо проводить ежедневно или через день распылителем, дающим мелкокапельное орошение. Первое скашивание травостоя газона проводят, когда он достиг 10-15см. Полив следует проводить до полного увлажнения почвы на глубину 15-20см. Постоянное скашивание газона и поливы приводят к активному выносу элементов питания из почвы. Поэтому необходимы регулярные подкормки. Малорастворимые фосфорные удобрения вносят 1-2 раза и течение вегетационного сезона, а азотные и калийные удобрения - чаще.

Приложение III

Рекомендуемый ассортимент растений для нашей зоны.

На солнечной клумбе:

- петуния

- дельфиниум

- агератум

- космея

- бархатцы

- иберис

- фиалка душистая

- нивяник крупноцветный

- котовник

- кореопсис

- астра новобельгийская

- очиток

- мордовник

- коровяк

- тысячелистник

- лилейник

- шалфей

- роза

- лаванда

- рудбекия

- чистец

- седум почвопокровный

- ворсянка

- гайлардия

- гвоздика

- кореопсис

- сантолина

- овсяница

- декоративный лук

- иссоп

- канна

- молодило

- душица

- юкка

- портулак

На клумбе в тени:

- гортензия

- хоста

- живучка

- молочай многоцветковый

- декоративный лук

- лилия

- астильба

- бадан

- колокольчик

- барвинок

- плющ

- камнеломка

- фиалка душистая

- морозник

- тюльпан, нарцисс

- монарда

- водосбор

- ирисы

- незабудка

- георгин

- бересклет

- барвинок

Кустарники:

- кипарисовик

- туя

- можжевельник

- кизильник

- гибискус

- жимолость татарская

- будмя Давида

- спирея

- вейгела

- самшит

- магония

Приложение VI

Оформление учебно - опытного участка

Учебно-опытный участок должен, прежде всего, иметь познавательное и воспитывающее значение. Внешний вид участка - это первое, что бросается в глаза учащимся, возбуждает интерес к работе. Центральная дорога на учебно-опытном участке делается шириной 2 метра, дорожки между отделами 1метр.

Отделы на учебно-опытном участке:

1. Отдел зерновых культур;

2. Отдел овощных растений;

3. Защищенный грунт;

4. Отдел плодово-ягодных культур;

5. Дендрологический отдел;

6. Отдел цветочно-декоративных растений;

7. Зоологический отдел;

8. Отдел зеленных культур;

9. Отдел лекарственных растений.

В отделе зерновых культур следует разместить:

Пшеницу, овес, ячмень, просо, гречиху.

Рекомендуемые опыты:

1. Влияние площади питания на рост и развитие, и урожай зерновых культур.

2. Влияние подкормок на рост, развитие и урожай зерновых культур.

3. Влияние на рост развитие и урожай зерновых культур глубины заделки семян и сроков посева.

В отделе овощных культур выращивают:

Картофель, томаты, огурцы, свеклу, морковь капусту, фасоль.

Рекомендуемые опыты:

1. Влияние прогревания семян огурцов на урожай.

2. Влияние на урожай картофеля удобрения.

3. Влияние различных подкормок рассады на урожай томатов.

4. Влияние подкормки на урожай фасоли.

5. Влияние суперфосфата на урожай моркови

6. Влияние прищипки плетей на развитие и урожайность огурцов.

В отделе защищенный грунт:

Необходимо иметь теплицу, где учащиеся будут знакомиться со спецификой сооружений и работы защищенного грунта, приобретут трудовые умения, навыки, научатся выращивать рассаду овощных и цветочных растений, ранние овощи и зеленные культуры.

В отделе плодово - ягодных культур выращивают:

Землянику, смородину, малину, ежевику.

Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива.

Рекомендуемые опыты:

1. Проведение фенологических наблюдений /различные плодово-ягодные культуры/.

2. Выяснение влияния удобрений на ежегодный прирост, величину и качество урожая.

3. Испытание различных типов формирования кроны плодовых деревьев.

В дендрологическом отделе:

Выращивают из семян липу, клён, ясень, хвойные растения черенками. Чтобы сеянцы и черенки росли их необходимо по мере надобности поливать, рыхлить, подкармливать, вести борьбу с насекомыми и вредителями.

Рекомендуемые опыты:

1. Влияние внекорневой подкормки марганцовокислым калием на рост сеянцев декоративных деревьев.

2. Применение черенкования хвойников.

Отдел цветочно-декоративных растений:

Выращивают многолетние и однолетние цветочно-декоративные растения.

Рекомендуемые опыты;

1.Влияние подкормок на сроки зацветания тюльпанов.

2. Сортоизучение гладиолусов.

3. Вегетативные способы размножение пионов.

4. Размножение роз черенками.

5. Черенкование георгинов.

6. Сортоизучение астр.

7. Грунтовый посев семян календулы под зиму и весной.

Зоологический отдел представлен:

Живым уголком.

В отделе зеленных культур:

Выращивают различные сорта лука, петрушки, салата, сельдерея, укропа, шпината, листовой свеклы и капусты.

Опыты:

1. Размножение стрелкующегося чеснока воздушными луковичками.

2. Выращивание высоких урожаев лука-севка.

3. Изучение сортов белокочанной капусты.

В отделе лекарственных растений:

Высаживают и изучают календулу, лаванду, шалфей, валериану, подорожник, душицу, мяту, чистотел, тысячелистник, мелиссу, пустырник, зверобой, девясил, лафант анисовый, эхинацея.

Рекомендуемые опыты:

1. Вегетативное размножение мяты.

2. Семенное размножение календулы.

3. Семенное размножение лаванды, шалфея.

Приложение V

Фоторепортаж «Реализация проекта»

Фото 1: «Наш школьный двор» (Первые шаги дизайнерского опыта)

Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»

Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»

Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»

Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»

Фото 2: План озеленения участков №1, №2.

Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»

Фото 3: Озеленение участка №1.

Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»

Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»

Фото 4: Озеленение участка №2.

Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»

Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»

Проект ««Благоустройство школьного двора БОУ СОШ №1 станицы Динской»





© 2010-2022