Проектная деятельность, как средство формирования здорового образа жизни

  Понятие «здоровья» в педагогике связывается с успешностью человека в современном мире, с его участием  в улучшении жизни, с активной гражданской позицией и по отношению к общественным проблемам, и в сфере личного здоровья. За годы моей работы в школе, практика показала, что формировать знания о здоровье и умения  управлять им в рамках классно-урочной системы, на основе логики изучения понятий, при ведущем объяснительно-иллюстративном методе- невозможно. Осмысление здоровья как педагогической к...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность, как средство формирования ЗОЖ.


Понятие «здоровья» в педагогике связывается с успешностью человека в современном мире, с его участием в улучшении жизни, с активной гражданской позицией и по отношению к общественным проблемам, и в сфере личного здоровья.

Здоровьесбережение школьников - одно из основных направлений содержания общего образования.

За годы моей работы в школе, практика показала, что формировать знания о здоровье и умения управлять им в рамках классно-урочной системы, на основе логики изучения понятий, при ведущем объяснительно-иллюстративном методе- невозможно.

Осмысление здоровья как педагогической категории ориентирует на реализацию субьект-субьектных отношений, на признание первостепенной роли учащегося в укреплении собственного здоровья, а значит- на выявление и создание в образовательной среде способствующих этому условий

Своеобразным инструментом для развития осмысления здоровья у учащихся является проектная деятельность. Проектная деятельность как один из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановку проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает школьников к необходимости решения такого жизненно важного вопроса, как «Культура здоровья»

Культура здоровья определяется умением жить, принося пользу своему организму : это культура труда, отдыха. Сна, питания, физической, психической и духовной жизни.

Человека нельзя заставить соблюдать культуру здоровья. Он может и должен прийти к ней сам: через знания, через понимание ценности здоровья, через удовольствие от радостного, светлого, полноценного ощущения жизни.

Выполнение ребятами таких проектов как «Культура физического здоровья», «Культура психического здоровья», «Культура питания», ориентированы на получения знаний и умений по управлению собственным психо - физическим состоянием. Проект «Среда жизни человека» связан с исследованием среды обитания и соблюдением правил экологической безопасности. От группы учеников, призванных решить жизненно - важную проблему, требуется многое: изучить теорию вопроса, исследовать особенности собственного организма, сформулировать имеющиеся проблемы на основании полученных результатов, составить программы и деятельность по устранению или снижению остроты проблемы. Активного самопознания, самооценки и самоанализа собственного здоровья учащихся требуют задания такого характера:

- оценить сводчатый характер стопы;

- оценить вес тела;

- оценить физическую работоспособность путем определения дыхательных возможностей организма;

- оценить логическое мышление;

- оценить продуктивность логических операций;

- оценить и составить рацион питания.

Работа над такими проектами, как : «Шум и его влияние на протекание психических процессов.»,«Влияние качественного состава воды на заболевание зубов», «Влияние хронотипа на стрессоустойчивость организма», «Биохимический критерий оценки качества кардиореспираторной системы», заслушивались не только на уроках и школьных практических конференциях, но и получили признание в районе и крае. Ребята выполнявшие проекты стали призерами краевых научно - практических конференций, а для меня как педагога, самой большой наградой были слова : «Инна Михайловна, когда мы выполняли эти работы, то стали внимательнее относиться к своему здоровью, потому что исследования были очень убедительны»

Можно тысячи раз говорить ребенку о том , что нужно заботиться о своем здоровье, но пока он в ходе самостоятельного решения поставленных задач не поймет зачем, вся работа учителя безрезультатна.

Проект на тему:

Потребление кислорода как биохимический критерий гиподинамии.



План.


  1. Введение.

Актуальность проблемы………………………………………………..3

  1. Основная часть.

Обзор литературы………………………………………………………4

Изучаемая проблема……………………………………… …………..10

Цели

Сущность проблемы

Месторасположение села

  1. Результаты исследования………………………………………………11

  2. Выводы и предложения…………………………………….…………..13

  3. Приложение……………………………………………………………..14

  4. Список литературы……………………………………………………...21


















Введение.


Актуальность проблемы.

Движение было необходимым условием для выживания организмов на протяжении длительной эволюции, приведшей к становлению человека. Добывание пищи, поиски условий комфорта, уход от опасности требовал большой мышечной активности. Она достигалась не только усиленной работой нервных центров, но и гуморальной регуляцией. Любое напряжение сопровождалось выделением большого количества адреналина, норадреналина и других гормонов, которые обеспечивали напряженную работу сердца, легких, печени и других органов, позволявших снабжать мышцы глюкозой, кислородом и другими необходимыми веществами, а также освобождать организм от шлаков.

Жизненный комфорт современного человека вызвал резкое ограничение ежедневной двигательной активности, что приводит к отрицательным изменениям в деятельности различных систем организма. Особенно большие изменения в условиях дефицита движений (гиподинамии), происходят в сердечно-сосудистой и дыхательной системах.

Определив уровень потребления кислорода, можно оценить функциональные возможности кардиореспираторнои системы современных школьников. Гиподинамия отрицательно влияет как на взрослых, так и на детей и подростков. Обследование детей школьного возраста позволит обнаружить у них патологию сердечно-сосудистой системы и разработать мероприятия, направленные на усиление двигательной активности растущего организма.

Основная часть.

РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ.


Еще в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведет к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности (цвет. табл. I). Все это происходит вследствие нарушения обмена веществ. Уменьшение энергетического обмена, связанное с изменением интенсивности распада и окисления органических веществ, приводит к нарушению биосинтеза, а также к изменению кальциевого обмена в организме. Вследствие этого в костях происходят глубокие изменения. Прежде всего они начинают терять кальций. Это приводит к тому, что кость делается рыхлой, менее прочной. Кальций попадает в кровь, оседает на стенках кровеносных сосудов, они склеротизируются, т. е. пропитываются кальцием, теряют эластичность и делаются ломкими. Способность крови к свертыванию резко возрастает. Возникает угроза образования кровяных сгустков (тромбов) в сосудах. Содержание большого количества кальция в крови способствует образованию камней в почках.

Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетического обмена, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечной мышцах. Кроме того, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц, снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретенные ранее навыки, не образуются новые. Все это самым отрицательным образом отражается на здоровье. Следует учесть также следующее. Сидячий образ жизни приводит к тому, что хрящ постепенно становится менее эластичным, теряет гибкость. Это может повлечь снижение амплитуды дыхательных движений и потерю гибкости тела. Но особенно сильно от неподвижности или малой подвижности страдают суставы.

Характер движения в суставе определен его строением. В коленном суставе ногу можно только сгибать и разгибать, а в тазобедренном суставе движения могут совершаться во всех направлениях. Однако амплитуда движений зависит от тренировки. При недостаточной подвижности связки теряют эластичность. В полость сустава при движении выделяется недостаточное количество суставной жидкости, играющей роль смазки. Все это затрудняет работу сустава. Недостаточная нагрузка влияет и на кровообращение в суставе. В результате питание костной ткани нарушается, формирование суставного хряща, покрывающего головку и суставную впадину протекает неправильно, что приводит к различным заболеваниям. Но дело не ограничивается только этим. Нарушение кровообращения может привести к неравномерному росту костной ткани, вследствие чего возникает разрыхление одних участков и уплотнение других. Форма костей в результате этого может стать неправильной, а сустав потерять подвижность.

Сейчас, когда у людей сидячих профессий и учащихся мышечная работа уменьшилась, нервные напряжения остались и даже усилились. При нервных нагрузках по-прежнему выделяются в кровь гормоны, но они не разрушаются так быстро, как при усиленной мышечной работе. Избыток гормонов действует на нервную систему человека, лишает его сна, поддерживает его беспокойное состояние. Человек в своих мыслях все время возвращается к тревожным ситуациям, как бы проигрывает их в своем сознании, а это уже подходящая почва для неврозов и даже для телесных заболеваний: гипертонии, язвы желудка и пр. Спокойная мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить напряжение, так как при этом разрушаются гормоны, они перестают влиять на нервные центры, а усталость способствует быстрому наступлению сна. Вот почему физическая активность во многих случаях позволяет нам улучшить свое настроение, вернуть утраченное спокойствие.

Но дело не только в этом. В нашем организме непрерывно идут процессы обмена веществ. Часть всосавшихся в кишечнике веществ идет на построение элементов клеток и тканей, на синтез ферментов. Другая часть распадается и окисляется с освобождением энергии. Эти процессы тесно связаны между собой. Чем сильнее идут процессы распада и окисления, тем интенсивнее идут процессы создания новых веществ. Если же обнаруживается несоответствие между поступлением питательных веществ и энерготратами, то избыток всосавшихся веществ идет на образование жира. Он откладывается не только под кожей, но и в соединительной ткани, которая нередко замещает специализированные ткани: мышечную, печеночную и др.

Совершенно иначе обмен веществ идет при достаточной мышечной активности. Длительный и интенсивный труд обычно ведет к некоторым изменениям в клетках и тканях, даже к частичному их разрушению. Однако освободившейся в ходе распада и окисления органических веществ энергии достаточно не только для восстановления разрушенных частей, но и для синтеза новых элементов. В результате приобретается много больше, чем было потеряно.

Физическая работоспособность организма школьника

Сегодня, изучив предельные возможности систем дыхания и кровообращения у человека, можно определить максимальное потребление кислорода (МПК). По

мнению Всемирной организации здравоохранения, МПК - один из наиболее информативных показателей функционального состояния кардиореспираторнои системы. А так как системы кровообращения и дыхания - ведущие в процессах аэробного энергообеспечения, то по их показателям судят также о физической работоспособности организма в целом.

Обычно МПК определяют в лабораторных условиях. Каждый испытуемый в течение 6-8 мин на велоэргометре выполняет предельную трехступенчатую работу нарастающей мощности. На последней минуте, когда частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает 180-200 уд/мин, выдыхаемый воздух забирают в так называемые мешки Дугласа, анализируют его и после определения минутного объема дыхания рассчитывают максимальное потребление кислорода. Полученную величину делят на массу тела (кг) - это и есть показатель максимального потребления кислорода (МПК/кг), который объективно отражает работоспособность человека. На основании экспериментального материала, опубликованного в специальной литературе, можно оценить работоспособность школьников обоего пола, исходя из относительных величин МПК. Поскольку этот метод можно применить только в специализированных лабораториях, мы постарались подобрать в специальной литературе более простые методики.

Изучив функциональные возможности кардиореспираторнои системы ученые получили доказательства, что у современных школьников постепенно снижаются относительные величины МПК, а следовательно, ухудшается физическая работоспособность. Оказалось, что функциональные возможности кардиореспираторнои системы современных школьников ниже, чем их сверстников в 1950-1970-х годах.

Особенно заметны сдвиги у девочек, у которых отмечено снижение с возрастом исследуемого показателя. В возрасте 9-10 лет физическая работоспособность школьниц оценивалась как удовлетворительная, а в 15-16 лет - неудовлетворительная. Ухудшение функциональных возможностей систем кровообращения и дыхания сопровождается постепенным увеличением с возрастом жировой ткани (в организме девочек в возрасте 9-10 лет содержание жира составляет свыше 24% от всей массы тела, в 13-14 - свыше 25%, а в 15-16 лет - около 29%). Снижение функциональных возможностей кардиореспираторной системы современных школьников в основном связано с гиподинамией. Обнаружено, что с возрастом двигательная активность (ДА) имеет тенденцию к снижению, особенно четко выраженную у девушек. Отмечено, что среди детей всех возрастов есть подвижные дети, с высоким уровнем ДА, выполняющие в день 18 тыс. шагов, и малоподвижные, с низким уровнем двигательной активности, совершающие менее 11 тыс. шагов. В результате определения МПК/кг у детей с разным уровнем ДА выявлено четкое изменение этого показателя в зависимости от физической активности детей. Школьники, выполняющие от 12 до 18 тыс. шагов в день, имеют достоверно большие величины МПК/кг, чем их малоподвижные ровесники. Эта разница в активности свидетельствует о том, что выполнение в день менее 12 тыс. шагов приводит к развитию гиподинамии Методом непрямой калориметрии можно оценить энергетическую стоимость 1 тыс. шагов. Оказалось, что мальчики 7-9 лет на 1 тыс шагов тратят 21 ккал, а 14-16 лет - 42 ккал; девочки 7-9 лет - 19 ккал, а 14-16 лет - 35 ккал. Повышение с возрастом энергозатрат связано не только с тем, что у школьников старших классов шаг становится шире и размашистее, но и с тем, что большая энергостоимость связана с неодинаковым процентным содержанием скелетных мышц в организме детей и подростков. У ребенка в возрасте 10 лет из всей массы тела на скелетные мышцы приходится 20%, а у 14-летних - 26%. Исходя из приведенных данных, рассчитывают, сколько энергии тратят школьники различного возраста и пола на 11 тыс. шагов. Если учесть, что мальчики в возрасте 10-16 лет расходуют в сутки 2200-2900 ккал, а девочки 2000-2700 ккал и что 25-30% этих энергозатрат должно приходиться на двигательную активность, то становится очевидным дефицит движений, который создается при выполнении 10-11 тыс. шагов, приводящий к значительному снижению аэробных возможностей организма. Следовательно, максимальное потребление кислорода находятся в прямой зависимости: чем выше число лакомоций (ходьба), тем лучше функциональное состояние кардиореспираторной системы.

Одна из главных задач возрастной физиологии и педагогики состоит в том, чтобы найти профилактические меры для устранения гиподинамии и тем самым обеспечить гармоничное развитие подрастающего поколения. Такие меры необходимы и в связи с тем, что хорошее функциональное состояние систем дыхания и кровообращения влияет не только на физическую, но и на умственную работоспособность детей школьного возраста.

Изучаемая проблема.

Здоровье- один из источников счастья и радости жизни. Важно беречь его, оно необходимо не ради эгоистических наслаждений, а для труда на общее благо .Здоровье каждого - определяет здоровье нации в целом, а значит процветание и благополучие страны.

При выполнении этой работы были поставлены следующие цели:

  • оценить двигательный режим учащихся возрастной категории 15-16 лет.

  • определить у всех испытуемых их аэробные возможности по показателям МПК.


  • Провести разъяснительную и просветительскую работу

  • Привлечь к изучаемой проблеме внимание учащихся, школьной медицинской службы, руководителей школы.

Наше село расположено в склоново -холмистой местности изрезанной балками, оврагами и притоками речки Сухая Буйвола. Общая протяженность села составляет приблизительно 7 километров, школа расположена в центре села. Экономическое состояние таково, что единственный курсировавший автобус прекратил свои рейсы более десяти лет тому назад, поэтому на работу и в учебное учреждение жители села добираются пешком. С одной стороны это является неудобством, а с другой стороны, увеличивает двигательную активность тех, кто живет далеко. Однако необходимо отметить и повышение количества автомобилей в личном пользовании, поэтому часто учеников в школу довозят родители.

В школе работают различные спортивные секции: футбольная, волейбольная, баскетбольная, туризма. Кроме того часть ребят занимается физической культурой самостоятельно.

Проведенные исследования

Опираясь на данные медицинской службы школы, исследуя показатель массы тела старших школьников за последние три года можно реально видеть картину изменений показателя массы тела старших школьников за последние три года







годы

Средняя масса тела( кг)



мальчики

девочки

2012


55,8

53

2013


57

55,8

2014


59

57,6

Средний показатель

увеличения

1,9 кг

2,2кг


Для изучения двигательной активности провели анкетирование.


изучение двигательной активности(анкета)


  1. Делаете ли вы утреннюю зарядку?

Да-13 %, Нет-87%


  1. Посещаете ли вы спортивную секцию или танцевальный кружок?

Да-58 %, Нет-42 %

  1. Сколько времени вы проводите у телевизора?

17%-более 4 часов, 37%- более 2 часов, 46%- менее 2 часов.



4. Сколько времени вы затрачиваете на работу по дому, ,связанную с мышечной активностью?

  1. -более 2 часов, 64%- от 1 до 2 часов, 14%-менее 1 часа




3.Использовали без инструментальный метод определения МПК. Это так называемый «метод предсказания» (или прогнозирования) максимального потребления кислорода по данным частоты сердечных сокращений, мощности выполняемой работы, зарегистрированные при ее выполнении. Эти два показателя (частота сердечных сокращений и мощность выполняемой работы) можно определить по числу восхождений по ступенькам гимнастической скамейки и спусков с нее.

Оценка физической работоспособности школьников по показателю МПК


Показатель МПК/кг

Оценка работоспособности

мальчики

девочки

55-60

45-50

отлично

50-54

40-44

хорошо

45-49

35-39

удовлетворительно

44 и ниже

34 и ниже

неудовлетворительно


Оценка физической работоспособности мальчиков Сухобуйволинской школы по показателю МПК


Оценка работоспособности мальчиков

отлично

7 %

хорошо

24%

удовлетворительно

59%

неудовлетворительно

10%



Оценка физической работоспособности девочек Сухобуйволинской школы по показателю МПК


Оценка работоспособности девочек

отлично

6 %

хорошо

27%

удовлетворительно

50%

неудовлетворительно

17%




Результаты исследований.


В исследовании принимали учащиеся возрастной категории 1999-2001 года рождения в количестве 34 человек.

  • масса тела учащихся за последние три года изменилась в сторону увеличения (у мальчиков на 1,8 кг, у девочек на 2,2 кг.)

  • при обследовании учащихся мы в среднем получили удовлетворительные показатели МПК/кг. В группах мальчиков они колебались в зависимости от 46 до 50 мл/кг и у девочек от 34 до 39 мл/кг. К сожалению, у немалого числа учащихся ( 27 %), особенно девочек, обнаруживаются низкие показатели МПК/кг, что свидетельствует о неудовлетворительной физической работоспособности организма.

В связи со сделанными выводами предложения:

1.В последнее время много говорится о человеческом факторе, поскольку успех любого дела, будь то учеба или труд, зависит от людей, от их желания работать и от их работоспособности, т.к. человек больной вряд ли сможет справиться с нагрузками, которые предлагает ему жизнь.Результаты данной работы необходимо довести до каждого учащегося, научить их методу безинструментальной оценки собственной кардиореспираторной системы и осознанному выбору:

Гиподинамия и ее последствия или увеличение двигательной активности и полноценная здоровая жизнь на благо себя и общества.

2.Провести родительское собрание на тему «Режим дня школьника»

3.Провести классные часы по темам:

« В здоровом теле- здоровый дух»

« Заботиться о себе, что это значит?»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

показатель массы тела старших школьников за последние три года

годы

Средняя масса тела( кг)



мальчики

девочки

2012


55,8

53

2013


57

55,8

2014


59

57,6

Средний показатель

увеличения

1,9 кг

2,2кг



приложение №2


изучение двигательной активности(анкета)


  1. Делаете ли вы утреннюю зарядку?

Да-13 %, Нет-87%


  1. Посещаете ли вы спортивную секцию или танцевальный кружок?

Да-58 %, Нет-42 %

  1. Сколько времени вы проводите у телевизора?

17%-более 4 часов, 37%- более 2 часов, 46%- менее 2 часов.



4. Сколько времени вы затрачиваете на работу по дому, ,связанную с мышечной активностью?

22 %-более 2 часов, 64%- от 1 до 2 часов, 14%-менее 1 часа.

Приложение №3

Оценка физической работоспособности школьников по показателю МПК


Показатель МПК/кг

Оценка работоспособности

мальчики

девочки

55-60

45-50

отлично

50-54

40-44

хорошо

45-49

35-39

удовлетворительно

44 и ниже

34 и ниже

неудовлетворительно


Оценка физической работоспособности мальчиков Сухобуйволинской школы по показателю МПК


Оценка работоспособности мальчиков

отлично

7 %

хорошо

24%

удовлетворительно

59%

неудовлетворительно

10%



Оценка физической работоспособности девочек Сухобуйволинской школы по показателю МПК


Оценка работоспособности девочек

отлично

6 %

хорошо

27%

удовлетворительно

50%

неудовлетворительно

17%










© 2010-2022