Планирование Рабочая программа по биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области
ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»


ПЦК математических и общих естественнонаучных дисциплин

дисциплина ОУД 11 БИОЛОГИЯ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



для специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»

(на базе основного общего образования)

Базовый уровень подготовки







Автор РП: Карпачева С.В.

Председатель ПЦК: Снядовская Н.В.

Заместитель директора по УР: Назарова С.Н.





Серпухов

2015

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 « БИОЛОГИЯ » для специальности среднего профессионального образования технического профиля : 15.02.08. « Технология машиностроения» (базовый уровень подготовки)

Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»

Карпачева С.В - преподаватель дисциплины биология ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»

Разработчик:

Рассмотрена:
ПЦК математических и общих естественнонаучных дисциплин

Председатель ПЦК Снядовская Н.В.

Протокол № 1 от 14 сентября 2015 г.

УТВЕРЖДЕНА:
Директор колледжа _________ Фёдорова Т.В.
(подпись)

«____» __________ 2015 г.

СОГЛАСОВАНА:
Заместитель директора по УР _________ Назарова С.Н.
(подпись)

«____» __________ 2015 г.

СОГЛАСОВАНА:
Заместитель директора по УПР _________ Быковский Л.Н.
(подпись)

«____» __________ 2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации учебной дисциплины

13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения биологии в ГБПОУ МО « Серпуховский колледж», реализующим образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов по специальностям СПО

15.02.08 «Технология машиностроения»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в специальностях СПО технического профиля.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы :_общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных биологических явлений, терминами и понятиями; объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных объектов; формулировать на основе приобретенных биологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по биологической проблематике; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:- о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.











2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

6

контрольные работы

2

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

реферат, сообщение, доклады

-


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _________БИОЛОГИЯ__________________

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения


1


2


3


4


Раздел 1.


Основы цитологии

12





Тема 1.2.



Содержание учебного материала


4


1

Введение. Предмет, задачи и методы цитологии. Основные положения клеточной теории. Содержание химических элементов в клетке, вода и другие неорганические вещества, их роль. Органические вещества клетки. Углеводы, липиды. Белки, аминокислоты. Структура белков, функции белков в клетке.

Нуклеиновые кислоты, АТФ, самоудвоение ДНК, типы РНК.

1

Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат по теме: Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.

Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении. Подготовить рефераты по темам

Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке. Подготовить реферат по теме: Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.






2






3


Тема 1.3.


Содержание учебного материала


2

1

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.


1

Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентации по темам6 1. «Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение».

2. «Практические доказательства образования органических веществ путем фотосинтеза».



1



Тема 1.4

Содержание учебного материала



1

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы и значение.

Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Генетический код ДНК Реакции матричного синтеза.


2

Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат на темы: 1. «Карл Бэр - эмбриолог, зоолог, географ, путешественник.

2. «Генетический код как язык программирования»




1

Раздел 2

Организм. Размножение и индивидуальное развитие.


6




Тема 2.1

Содержание учебного материала


2





1





1

Организм - единое целое. Многообразие организмов. Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение.

Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение

Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение по темам:

1.Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

2.Половое размножение и его биологическое значение.

Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

3.Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных, и их биологическое значение.




1




3


Тема 2.2

Содержание учебного материала



2



1

1

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат по темам : Влияние курения употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка» Подготовить сообщение по темам: 1.Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

2.Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.



1



3


Раздел 3.


Основы генетики


13





1


Тема 3.1.

Содержание учебного материала



1

1

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание.

2

Практическая работа . Решение задач на моногибридное скрещивание

1

2

Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад по темам: Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

Драматические страницы в истории развития генетики.

Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

2


3




Тема 3.3.

Содержание учебного материала


2


1

1

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат по темам: Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.


1


3


Тема 3.4.

Содержание учебного материала


1


1

1

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость.

2

Практическая работа Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить реферат по теме :Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.


1



3



Тема 3.5

Содержание учебного материала



1

Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.



2



1

Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентацию по теме:

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Центры многообразия и происхождения домашних животных.

Значение изучения предковых форм для современной селекции.

История происхождения отдельных сортов культурных растений. Подготовить сообщение по теме : Растения ГМО :проекты в перспективе.




1




3

Раздел 4.


Эволюционное учение


15



Тема 4.1.

Содержание учебного материала


2


1

1

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

2

Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).


1


1

3

Практическая работа. «Вид, его критерии и структура»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.

Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.

Используя учебники и справочную литературу подготовить сообщения: 1)Чем отличаются друг от друга представители различных царств (Дробянки, Грибы, Животные ,Растения);2)Почему систематическое положение лишайников в общей классификации органического мира часто вызывает споры среди ученых?


2


3


Тема 4.2.

Содержание учебного материала



2



1

1

Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

2

Практическая работа Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

2

2

Контрольные работы

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить реферат на тему: Значение математической теории вероятности для описания закономерностей генетики и теории эволюции.

Подготовить доклад на тему: Ведущие факторы микроэволюции»




3




3


Раздел 5


История развития жизни на земле


6



Тема 5.1

Содержание учебного материала


Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.




3





1

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека»

1

2

Самостоятельная работа.

Подготовить презентацию по теме: Современные представления о зарождении жизни.

Подготовить сообщения по теме :Ранние этапы развития жизни на Земле. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных. Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров. Современные представления о происхождении птиц и зверей.

Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.






2


3

Дифференцированный зачет


2

2

Итого



54






3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета:

  • стол для преподавателя - 2

  • столы для студентов - 18

  • стул для преподавателя - 1

  • стулья для студентов - 36

  • шкаф для хранения приборов - 1

  • шкаф для хранения наглядных пособий - 1

  • доска классная - 1

  • лабораторная посуда

  • химические реактивы

  • приборы:

    1. Мультимедийный проектор - 1 шт.

    2. Компьютер - 1 шт.

  • методическое оснащение

  1. Готовые микропрепараты

Учебно-методическая документация:

  • учебно-методические комплексы и дидактический материал по разделам и темам дисциплины;

  • методические учебные материалы;

  • нормативная документация;

  • учебная и справочная литература.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Для обучающихся

1. Общая биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева ;М .:Издательский центр -2014г.


Для преподавателей


1.Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2006.

2.Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2005.

3.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 1996.

4. biolog188.narod.ru/

alleng.ru/edu/bio1.htm

nature.ru , bio.msu.ru .,nature.ok.ru/mlk_nas.htm

3.3. Сведения о преподавателе.

Фамилия Карпачева

Имя Светлана

Отчество Владимировна

Дата рождения - 22.06.1973 г.

Образование - высшее (Орехово-Зуевский педагогический институт, 1992-1997гг.)

Квалификация - «учитель биологии и химии»

Специализация биология

Общий трудовой стаж - 18 лет

Педагогический стаж - 18 лет

Педагогический стаж в ГБПОУ МО «Серпуховский колледж». - 11 лет

Квалификационная категория - первая квалификационная категория

Повышение квалификации

  1. Удостоверение ПК - 1 № 042923,регистрационный номер 46667-15. « Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя химии ( в условиях реализации ФГОС) в объеме 72 часов ( в период с 23января 2015 по 17 апреля 2015 года).

  2. Удостоверение ПК -1 № 043241,регистрационный номер 4987-15 «Основы модернизации профессиональной подготовки специалистов в системе СПО» в объеме 72 часов в период с 28 января по 08 апреля 2015 года.

  3. Удостоверение ПК -1 № 044420, регистрационный номер 6166-15 « Образование и общество. Основы государственной политики РФ в области образования» в объеме 36 часов, в период с 27 февраля 2015 года по 17 апреля 2015 года.

  4. Удостоверение № 448. Центр ГКУ МО «Специальный центр «Звенигород» по категории Преподаватели-организаторы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»-36 ч. (с 30 марта 2015 по 3 апреля 2015 г.















4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

Ответ у доски

Доклад

Решение задач

сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов;

Лабораторные

работы

Тестирование

Ответы на вопросы

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

Доклад

реферат

биологическую терминологию и символику;

Биологический диктант

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека, влияние мутагенов на растения, животных и человека; причины и факторы эволюции,

изменяемость видов; нарушения в развитии организмов,

мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; необходимость сохранения многообразия видов;

Тестирование

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

Доклад

Ответ у доски

Самостоятельная работа с учебником

Кроссворд

Практическая работа

презентация

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; описывать особенности видов по морфологическому критерию;

Лабораторная работа

Самостоятельная работа по решению задач

Самостоятельная работа с учебником

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно);

Биологический диктант

Доклад

Лабораторная работа

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

Тестирование

Работа с текстом

Текстовые таблицы

Рисунки с конкретными вопросами к ним

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека;

Самостоятельная работа с учебником

эссе

Дифференцированный зачет











Разработчики:

ГБПОУ МО «Серпуховский колледж» преподаватель_ __ Карпачева С.В_______

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)













РЕЦЕНЗИЯ


Программа учебной дисциплины ОДП.07 «Биология» разработана для студентов среднего профессионально-технического образования по специальности 15.0208 «Технология машиностроения».

автор - составитель: Карпачева С.В., преподаватель биологии первой квалификационной категории ГБОУ СПО «Серпуховский машиностроительный техникум Московской области»



Программа учебной дисциплины «Биология» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования, учебного плана и методических требований к изучению данной дисциплины.

Учебная дисциплина «Биология» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении этой дисциплины в старшем звене школы, и является фундаментом для успешного применения знаний в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.

Программой учебной дисциплины «Биология» предусматривается развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений, воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного обращения к природным ресурсам и окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью, использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности.

В данной программе выделены семь содержательных линий учебной дисциплины «Биология»: «Учение о клетке», «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы генетики и селекции», «Эволюционное учение», «История развития жизни на земле», «Основы экологии», «Бионика».

Программа включает в себя: паспорт, структуру, содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины и состоит из теоретических и практических занятий, а также самостоятельных работ.

Рекомендуемая литература соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования.

Программа учебной дисциплины «Биология» может быть рекомендована к применению в образовательном процессе при подготовке обучающихся по вышеперечисленным специальностям.

Рецензент: ________________ Лясковская Н.С. зав. отделением ГБОУ СПО «Серпуховский машиностроительный

техникум Московской области»

5


© 2010-2022