- Преподавателю
- Биология
- Планирование Рабочая программа по биологии
Планирование Рабочая программа по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карпачева С.В. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования Московской области
ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»
ПЦК математических и общих естественнонаучных дисциплин
дисциплина ОУД 11 БИОЛОГИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»
(на базе основного общего образования)
Базовый уровень подготовки
Автор РП: Карпачева С.В.
Председатель ПЦК: Снядовская Н.В.
Заместитель директора по УР: Назарова С.Н.
Серпухов
2015
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 « БИОЛОГИЯ » для специальности среднего профессионального образования технического профиля : 15.02.08. « Технология машиностроения» (базовый уровень подготовки)
Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»
Карпачева С.В - преподаватель дисциплины биология ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»
Разработчик:
Рассмотрена:
ПЦК математических и общих естественнонаучных дисциплин
Председатель ПЦК Снядовская Н.В.
Протокол № 1 от 14 сентября 2015 г.
УТВЕРЖДЕНА:
Директор колледжа _________ Фёдорова Т.В.
(подпись)
«____» __________ 2015 г.
СОГЛАСОВАНА:
Заместитель директора по УР _________ Назарова С.Н.
(подпись)
«____» __________ 2015 г.
СОГЛАСОВАНА:
Заместитель директора по УПР _________ Быковский Л.Н.
(подпись)
«____» __________ 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
стр.
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения биологии в ГБПОУ МО « Серпуховский колледж», реализующим образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов по специальностям СПО
15.02.08 «Технология машиностроения»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в специальностях СПО технического профиля.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы :_общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных биологических явлений, терминами и понятиями; объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных объектов; формулировать на основе приобретенных биологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по биологической проблематике; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:- о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
6
контрольные работы
2
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
реферат, сообщение, доклады
-
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины _________БИОЛОГИЯ__________________
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Основы цитологии
12
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
4
1
Введение. Предмет, задачи и методы цитологии. Основные положения клеточной теории. Содержание химических элементов в клетке, вода и другие неорганические вещества, их роль. Органические вещества клетки. Углеводы, липиды. Белки, аминокислоты. Структура белков, функции белков в клетке.
Нуклеиновые кислоты, АТФ, самоудвоение ДНК, типы РНК.
1
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат по теме: Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении. Подготовить рефераты по темам
Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке. Подготовить реферат по теме: Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
2
3
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
2
1
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
1
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентации по темам6 1. «Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение».
2. «Практические доказательства образования органических веществ путем фотосинтеза».
1
Тема 1.4
Содержание учебного материала
1
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы и значение.
Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Генетический код ДНК Реакции матричного синтеза.
2
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат на темы: 1. «Карл Бэр - эмбриолог, зоолог, географ, путешественник.
2. «Генетический код как язык программирования»
1
Раздел 2
Организм. Размножение и индивидуальное развитие.
6
Тема 2.1
Содержание учебного материала
2
1
1
Организм - единое целое. Многообразие организмов. Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение.
Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить сообщение по темам:
1.Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.
2.Половое размножение и его биологическое значение.
Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.
3.Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных, и их биологическое значение.
1
3
Тема 2.2
Содержание учебного материала
2
1
1
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат по темам : Влияние курения употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка» Подготовить сообщение по темам: 1.Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.
2.Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.
1
3
Раздел 3.
Основы генетики
13
1
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
1
1
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание.
2
Практическая работа . Решение задач на моногибридное скрещивание
1
2
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить доклад по темам: Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Драматические страницы в истории развития генетики.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
2
3
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
2
1
1
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат по темам: Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
1
3
Тема 3.4.
Содержание учебного материала
1
1
1
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость.
2
Практическая работа Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат по теме :Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
1
3
Тема 3.5
Содержание учебного материала
1
Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить презентацию по теме:
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Центры многообразия и происхождения домашних животных.
Значение изучения предковых форм для современной селекции.
История происхождения отдельных сортов культурных растений. Подготовить сообщение по теме : Растения ГМО :проекты в перспективе.
1
3
Раздел 4.
Эволюционное учение
15
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
2
1
1
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.
2
Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).
1
1
3
Практическая работа. «Вид, его критерии и структура»
1
2
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по темам: История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.
Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.
Используя учебники и справочную литературу подготовить сообщения: 1)Чем отличаются друг от друга представители различных царств (Дробянки, Грибы, Животные ,Растения);2)Почему систематическое положение лишайников в общей классификации органического мира часто вызывает споры среди ученых?
2
3
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
2
1
1
Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
2
Практическая работа Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).
2
2
Контрольные работы
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат на тему: Значение математической теории вероятности для описания закономерностей генетики и теории эволюции.
Подготовить доклад на тему: Ведущие факторы микроэволюции»
3
3
Раздел 5
История развития жизни на земле
6
Тема 5.1
Содержание учебного материала
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.
3
1
Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека»
1
2
Самостоятельная работа.
Подготовить презентацию по теме: Современные представления о зарождении жизни.
Подготовить сообщения по теме :Ранние этапы развития жизни на Земле. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных. Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров. Современные представления о происхождении птиц и зверей.
Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.
2
3
Дифференцированный зачет
2
2
Итого
54
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:
-
стол для преподавателя - 2
-
столы для студентов - 18
-
стул для преподавателя - 1
-
стулья для студентов - 36
-
шкаф для хранения приборов - 1
-
шкаф для хранения наглядных пособий - 1
-
доска классная - 1
-
лабораторная посуда
-
химические реактивы
-
приборы:
-
Мультимедийный проектор - 1 шт.
-
Компьютер - 1 шт.
-
-
методическое оснащение
-
Готовые микропрепараты
Учебно-методическая документация:
-
учебно-методические комплексы и дидактический материал по разделам и темам дисциплины;
-
методические учебные материалы;
-
нормативная документация;
-
учебная и справочная литература.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
1. Общая биология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева ;М .:Издательский центр -2014г.
Для преподавателей
1.Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2006.
2.Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2005.
3.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 1996.
4. biolog188.narod.ru/
alleng.ru/edu/bio1.htm
nature.ru , bio.msu.ru .,nature.ok.ru/mlk_nas.htm
3.3. Сведения о преподавателе.
Фамилия Карпачева
Имя Светлана
Отчество Владимировна
Дата рождения - 22.06.1973 г.
Образование - высшее (Орехово-Зуевский педагогический институт, 1992-1997гг.)
Квалификация - «учитель биологии и химии»
Специализация биология
Общий трудовой стаж - 18 лет
Педагогический стаж - 18 лет
Педагогический стаж в ГБПОУ МО «Серпуховский колледж». - 11 лет
Квалификационная категория - первая квалификационная категория
Повышение квалификации
-
Удостоверение ПК - 1 № 042923,регистрационный номер 46667-15. « Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя химии ( в условиях реализации ФГОС) в объеме 72 часов ( в период с 23января 2015 по 17 апреля 2015 года).
-
Удостоверение ПК -1 № 043241,регистрационный номер 4987-15 «Основы модернизации профессиональной подготовки специалистов в системе СПО» в объеме 72 часов в период с 28 января по 08 апреля 2015 года.
-
Удостоверение ПК -1 № 044420, регистрационный номер 6166-15 « Образование и общество. Основы государственной политики РФ в области образования» в объеме 36 часов, в период с 27 февраля 2015 года по 17 апреля 2015 года.
-
Удостоверение № 448. Центр ГКУ МО «Специальный центр «Звенигород» по категории Преподаватели-организаторы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»-36 ч. (с 30 марта 2015 по 3 апреля 2015 г.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
Ответ у доски
Доклад
Решение задач
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов;
Лабораторные
работы
Тестирование
Ответы на вопросы
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
Доклад
реферат
биологическую терминологию и символику;
Биологический диктант
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека, влияние мутагенов на растения, животных и человека; причины и факторы эволюции,
изменяемость видов; нарушения в развитии организмов,
мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; необходимость сохранения многообразия видов;
Тестирование
Лабораторные работы
Самостоятельная работа
Доклад
Ответ у доски
Самостоятельная работа с учебником
Кроссворд
Практическая работа
презентация
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания; описывать особенности видов по морфологическому критерию;
Лабораторная работа
Самостоятельная работа по решению задач
Самостоятельная работа с учебником
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно);
Биологический диктант
Доклад
Лабораторная работа
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
Тестирование
Работа с текстом
Текстовые таблицы
Рисунки с конкретными вопросами к ним
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека;
Самостоятельная работа с учебником
эссе
Дифференцированный зачет
Разработчики:
ГБПОУ МО «Серпуховский колледж» преподаватель_ __ Карпачева С.В_______
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
РЕЦЕНЗИЯ
Программа учебной дисциплины ОДП.07 «Биология» разработана для студентов среднего профессионально-технического образования по специальности 15.0208 «Технология машиностроения».
автор - составитель: Карпачева С.В., преподаватель биологии первой квалификационной категории ГБОУ СПО «Серпуховский машиностроительный техникум Московской области»
Программа учебной дисциплины «Биология» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования, учебного плана и методических требований к изучению данной дисциплины.
Учебная дисциплина «Биология» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении этой дисциплины в старшем звене школы, и является фундаментом для успешного применения знаний в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.
Программой учебной дисциплины «Биология» предусматривается развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений, воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного обращения к природным ресурсам и окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью, использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности.
В данной программе выделены семь содержательных линий учебной дисциплины «Биология»: «Учение о клетке», «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы генетики и селекции», «Эволюционное учение», «История развития жизни на земле», «Основы экологии», «Бионика».
Программа включает в себя: паспорт, структуру, содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины и состоит из теоретических и практических занятий, а также самостоятельных работ.
Рекомендуемая литература соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования.
Программа учебной дисциплины «Биология» может быть рекомендована к применению в образовательном процессе при подготовке обучающихся по вышеперечисленным специальностям.
Рецензент: ________________ Лясковская Н.С. зав. отделением ГБОУ СПО «Серпуховский машиностроительный
техникум Московской области»
5