- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по краеведению 6 класс
Рабочая программа по краеведению 6 класс
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Катренко О.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по изучению учебного предмета
«Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие Волгоградской области», 6 класс.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, образовательного модуля «Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. 6 класс» - ВГИПКРО/И.В. Зверева,
И.П. Чередниченко - Волгоград, 2012г.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа в год.
Практических работ-1, лабораторных работ-7, экскурсий-3
Учебно-методический комплект состоит из
учебно-методической литературы:
Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. Методическое пособие для учителей. /Под ред. Проф. В.А.Сагалаева. - М.: Глобус, 2012
дополнительной литературы:
Брылев В.А., Сагалаев В.А. Особо охраняемые природные территории. - Волгоград: Перемена, 2012
Красная книга: Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области /Сост. В.А. Брылев. - Волгоград, 2012
Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: кн. Для учащихся.-2-е изд. - М.: Просвещение, 2012
Сагалаев В.А. Очерки истории исследования флоры Юго-Востока Европы. Учебно-справочное пособие. Волгоград: Перемена, 2013
Сагалаев В.А. Растения «Красной книги» Волгоградской области. Научно-популярные очерки - М.: Глобус, 2012
В учебную программу не внесено никаких изменений.
Календарно - тематическое планирование
по краеведению: биологическому и ландшафтному разнообразию Волгоградской области
6 класс
№
урока
Наименование
раздела программы
(количество часов)
Тема
Кол-во часов
Элементы содержания
Домашнее задание и подробности урока
Дата проведения
План
Факт
1
Введение
(2 часа)
Биоразнообразие природы Волгоградской области.
Проблема сохранения биоразнообразия.
1 час
Проблема сохранения биоразнообразия. Международная Конвенция о сохранении биоразнообразия (Рио-де-Жанейро, 1992г.). Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России. Стратегия и программа действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области.
подготовить сообщение
2
История изучения природы Волгоградской области
1 час
История изучения природы родного края. Экспедиции П. С. Палласа, Регеля, Гмелина.
стихи о природе Волгоград-ской области
3
Краткая физико-географическая характеристика территории Волгоградской области (3часа)
Географическое положение, рельеф Волгоградской области.
1 час
Расположение Волгоградской области на карте нашей страны. Особенности рельефа Волгоградской области.
задание в тетради
4
Климат. Поверхностные и подземные воды.
1 час
Особенности климата Волгоградской области. Особенности и разнообразие внутренних вод Волгоградской области.
задание в тетради
5
Ландшафты и природные зоны Волгоградской области.
1 час
Ландшафты и природные зоны Волгоградской области Отражение природноклиматических факторов в зональной растительности. Ландшафтно-экологические проблемы Волгоградской области.
задание в тетради
6
Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников Волгоградской области
(8 часов)
Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников Волгоградской области
(8 часов)
Жизненные формы и экологические группы растений Волгоградской области.
1 час
Особенности различных жизненных форм (деревья, кустарники, кустарнички, травы) и экологических групп (светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые, засухоустойчивые) растений грибов, лишайников.
заполнить таблицу в тетради
7
П/Р «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке»
1 час
Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждаются их санитарное состояние.
оформить отчет П/Р в тетради
8
Жизненные формы и экологические группы растений степей и полупустынь.
1 час
Особенности различных жизненных форм растений степей и полупустынь, преимущества распространения определенных жизненных форм.
задание в тетради
9
Л/Р «Определение по гербарию жизненных форм растений степей и полупустынь»
1 час
Изучаются особенности различных жизненных форм растений степей, полупустынь. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм.
оформить Л/Р в тетради
10
Л/Р «Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений леса»
1 час
Изучаются особенности различных жизненных форм растений леса. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм.
оформить Л/Р в тетради
11
Искусственные растительные сообщества городов и поселков Волгоградской области
1 час
Значение зеленых насаждений в городах и поселках. Виды искусственных растительных сообществ городов и поселков Волгоградской области, их видовое разнообразие.
оформить Л/Р в тетради
12
Голосеменные растения Волгоградской области
1 час
Основные виды голосеменных растений, произрастающих на территории Волгоградской области.
задание в тетради
13
Жизненные формы растений водоемов и солончаков.
1 час
Особенности различных жизненных форм растений водоемов и солончаков, преимущества распространения определенных жизненных форм.
задание в тетради
14
Основные систематические группы травянистых растений Волгоградской области. Биоразнообразие грибов и лишайников(8 часов)
Основные систематические группы травянистых растений Волгоградской области. Биоразнообразие грибов и лишайников
(8 часов)
Основные систематические группы травянистых растений Волгоградской области. Биоразнообразие грибов и лишайников
(8 часов)
Систематика покрытосеменных. Структура определителей и определительных карточек.
1 час
Систематика растений. Признаки классификации растений. Структура определителей и определительных карточек.
задание в тетради
15
Л/Р «Характеристика растений семейства Розоцветные»
1 час
Особенности растений семейства Розоцветные. Определение по определителям растений семейства Розоцветные.
оформить Л/Р в тетради
16
Л/Р «Характеристика растений семейства Бобовые»
1 час
Особенности растений семейства Бобовые. Определение по определителям растений семейства Бобовые.
оформить Л/Р в тетради
17
Л/Р «Характеристика растений семейства Сложноцветные»
1 час
Особенности растений семейства Сложноцветные. Определение по определителям растений семейства Сложноцветные.
оформить Л/Р в тетради
18
Л/Р «Характеристика растений семейства Луковые и Лилейные»
1 час
Особенности растений семейства Луковые и Лилейные. Определение по определителям растений семейства Луковые и Лилейные.
оформить Л/Р в тетради
19
Л/Р «Характеристика растений семейства Мятликовые»
1 час
Особенности растений семейства Мятликовые . Определение по определителям растений семейства Мятликовые.
оформить Л/Р в тетради
20
Съедобные и ядовитые грибы Волгоградской области.
1 час
Особенности царства Грибов, экологические группы грибов по типу питания. Многообразие шляпочных грибов Волгоградской области. Отличительные особенности съедобных и ядовитых грибов.
Роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей.
задание в тетради
21
Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников Волгоградской области.
1 час
Особенности лишайников как симбиотических организмов; строении, питании, размножении лишайников; их роли в природе и практическом значении. Систематическое положение лишайников, классификация лишайников по внешнему виду. Особенности лишайников как индикаторов чистоты
задание в тетради
22
Животный мир Волгоградской области (4часа)
Животный мир Вол-гоградской области (4часа)
Животные степей и полупустынь.
1 час
Многообразие животных биотопов Волгоградской области. Роль животных степных биотопов в природном сообществе.
Роль животных полупустынных биотопов в природном сообществе.
задание в тетради
23
Животные древесно-кустарниковых насаждений.
1 час
Многообразие животных природных лесов и искусственных насаждений Волгоградской области, их место и роль в природном сообществе.
задание в тетради
24
Животные водоемов и околоводных пространств.
1 час
Многообразие животных водоемов и околоводных биотопов Волгоградской области, их место и роль в природном сообществе.
задание в тетради
25
Защита презентаций «Зоологический музей»
1 час
Создание и защита презентации «Зоологический музей».
Подготовить презентации
26
Редкие и охраняемые растения, грибы, лишайники Волгоградской области (5 часов)
Редкие и охраняе-мые растения, гри-бы, лишайники Вол-гоградской области (5 часов)
Изменения в сообществах под воздействием человека.
1 час
Классификация экологических факторов и их влияние на живые организмы. Действие антропогенного фактора на сообщества. Изменения в сообществах, вызванных деятельностью человека (на региональных и локальных примерах)
задание в тетради
27
Основные категории редких и охраняемых растений, грибов, лишайников
1 час
По страницам Красной книги. Основные категории растений, грибов, лишайников и животных, по-видимому, исчезнувшие виды, уязвимые виды; редкие виды; виды с неопределенным статусом
задание в тетради
28
Охраняемые территории Волгоградской области: природные парки, памятники природы, заказники
1 час
Основания создания на территории родного края сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), значение таких территорий. Основные типы ООПТ. Роль антропогенной нагрузки на органический мир области.
подготовить сообщение
29
Определение и описание редких и охраняемых растений, грибов, лишайников и животных Волгоградской области.
1 час
Редкие и охраняемые виды живых организмов. Охрана редких и исчезающих видов для сохранения биоразнообразия.
задание в тетради
30
О чем говорят названия на карте Волгоградской области.
1 час
Топонимика - наука о названиях географических пунктов; связь регионального биоразнообразия с этнографией области. Топонимы на карте Волгоградской области, связанные с названиями живых организмов и их сообществ.
задание в тетради
31
Экскурсии
(3 часа)
Экскурсия в степь.
1 час
Изучение биологического разнообразия растений степи
подготовить отчет в тетради
32
Экскурсия в парк.
1 час
Изучение биологического разнообразия растений парка.
подготовить отчет в тетради
33
Экскурсия на водоем
1 час
Изучение биологического разнообразия растений водоема.
подготовить отчет в тетради
34
Резервный час
1 час