Конспект урока по биологии в 10 классе на тему Основные компоненты клетки

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата:

Класс: 10

Тема: Основные компоненты клетки. Структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур.

Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки.Лабораторная работа № 2. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука

Цель: изучить основные компоненты клетки.

Задачи: 1.познакомиться со структурными и функциональными особенностями мембран различных клеточных структур.

2. Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь - словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.

3. Воспитывать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость, любовь к природе.

Оборудование: проектор, ПК, мультимедийная доска, презентация «Основные компоненты клетки», «каркас» клетки для воссоздания клетки в 3D формате, пробирки, луковица, микроскопы, дистиллированная вода, раствор поваренной соли, хлорид натрия, пипетки.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент:

- Здравствуйте дорогие учащиеся и уважаемые гости нашего урока. Я очень рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. (слайд 1)

II. Актуализация знаний (слайд 2):

1. Государство клетка.
В царстве, что ни дать, ни взять,
В микроскопе лишь видать,
Приключилась небольшая
Раз история такая.
Слух прошел, что государь,
Той сторонки малой царь
У себя собрал совет
И потребовал ответ:
Кто в его сторонке малой
(Не сказать, что захудалой)
Самый главный из вельмож?
И на что тот франт похож?

(Слайд 3) - Итак, о чем мы сегодня будем говорить? О клетке, о важности компонентов в клетке. (Слайд 4)

3. Новая тема (слайд 5):

Тема сегодняшнего урока «Основные компоненты клетки. Структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур». Урок проектной технологии, целью которого является изучить основные компоненты клетки.

(Слайд 6) 1 этап нашего урока - это актуальность темы. Скажите, актуальна ли тема изучения клетки в наше время? Почему? (Утверждение о том, что биология сегодня уже достигла вершины своего развития, разгадав все тайны природы, не выдерживает никакой критики. Особенность настоящей науки в том и состоит, что, как только находится ответ на один вопрос, возникают сотни новых. «Вершины» науки, покоренные десять и даже пять лет назад, уже перешли в область истории, но, ни в коем случае не устарели, ведь они служат фундаментом для новых достижений. В биологии, как и в любой другой науке, можно проследить историческую преемственность: каждое поколение ученых передает потомкам накопленные знания. Даже если время доказало ошибочность той или иной теории, не стоит полностью отрицать ее вклад в развитие науки. Только изучение пути, по которому человечество пришло к современному этапу развития позволит сделать шаг дальше. Именно поэтому столь актуально изучение истории исследования клеток, возможно, это поможет разгадать их тайны, пока скрытые от нашего разума.)

- Как вы помните, обычная клетка эукариот состоит из трех основных частей. Каких? Оболочки, цитоплазмы и ядра. (Слайд 7)

2 этап урока - работа с учебником и дополнительным материалом (Слайд 8).

Мембрана играет важнейшую роль в жизнедеятельности любой клетки, а именно защищает от повреждений и вредных влияний окружающей среды. Мембрана участвует в регуляции клетки, все питательные вещества, поступающие в клетку, проходят через оболочку; все отходы клетки, выводятся через клеточную мембрану в противоположном направлении.

Работа с учебником (строение мембраны) стр. 69-70. (Слайд 9-10)

К цитоплазме прилегает плазматическая мембрана, а на ее поверхности образуется наружный слой. У животных он называется гликокаликсом (образован гликопротеинами, гликолипидами). У растений и грибов это клеточная стенка, образованная волокнами клетчатки (растения), и хитином (грибы). Клеточная мембрана представляет собой двойной слой (бислой) липидов, большинство из которых представляет собой сложные липиды - фосфолипиды. Молекулы липидов имеют гидрофильную («головка») и гидрофобную («хвост») часть. При образовании мембран гидрофобные участки молекул оказываются, обращены внутрь клетки, а гидрофильные - наружу. Белки пронизывают всю толщину мембраны, образуя поры, через которые проходят водорастворимые вещества. Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью. Они хорошо проницаемы для одних веществ и плохо (или совсем не проницаемы) для других. Диффузия (вещества всегда перемещаются из области с более высокой концентрацией в область с более низкой)- это пассивный транспорт веществ. Активный транспорт осуществляют белки-переносчики, для этого необходима энергия АТФ. Так же через мембрану осуществляется транспорт крупных частиц и макромолекул. Процесс поглощения макромолекул называется эндоцитоз. Фагоцитоз- захват и поглощение крупных частиц (например, фагоцитоз лимфоцитов) и пиноцитоз - процесс захвата и поглощения капелек жидкости с растворенными в ней веществами.

Работа с учебником стр. 70-72 (Функции мембраны). (Слайд 11)

- запись новых терминов в тетради. (Слайд 12)

Немецкий физиолог Т. Шванн (1810-1882) сформулировал в 1839 году клеточную теорию. Теория гласит: «все клетки развиваются из зернышек, находящихся внутри исходной клетки. И, хотя эти данные были ошибочными, тем не менее, на основании их был сделан правильный вывод о генетическом единстве (единстве происхождения), о сходстве, о сопоставляемости и сравнимости клеток растений и животных. Другими словами, именно клеточное строение признается общим принципом организации всего живого.

(Слайд 13-14) Клеточное ядро расположено в центре клетки. Впервые оно было обнаружено английским ботаником Робертом Брауном в 1831 году. Клеточное ядро бывают преимущественно округлым или овальным, но может быть и другой формы. Обычная клетка содержит одно ядро, но встречаются клетки, имеющие несколько ядер. Ядро - необходимая часть клетки, регулятор ее жизненных отправлений. Без ядра, как правило, клетка вскоре погибает. Ядро обусловливает нормальную жизнедеятельность клетки. С ядром связано также наследование признаков при размножении.

(Слайд 15).Цитоплазма (греч. цитос-клетка) - живое содержимое клетки, представляет собой коллоидную (греч. колла-клей) систему, то есть является жидкостью, в которой растворены крупные, иногда большие, молекулы биологических полимеров, частично организованные в боле плотные частицы. Характерной чертой живой цитоплазмы является ее подвижность.

Полость любой клетки заполнена цитоплазмой, в которой находятся различные органоиды - постоянные компоненты цитоплазмы и включения - временные компоненты клетки. Отделена цитоплазма от окружающей среды плазматической мембраной (плазмалеммой). Все пространство между органеллами заполнено коллоидной системой гиалоплазмой (цитозоль) - основным веществом цитоплазмы. В ней протекают все процессы обмена веществ, она обеспечивает взаимосвязь ядра и всех органоидов. Различают две формы гиалоплазмы: золь - жидкая часть и гель - густая. Химический состав цитоплазмы разнообразен. Ее основу составляет вода (60-90% всей массы цитоплазмы). В состав цитоплазмы входят белки, могут входить жиры и жироподобные вещества, другие органические и неорганические вещества. Цитоплазма имеет щелочную реакцию. Характерная особенность цитоплазмы - постоянное движение (циклоз). Если это движение прекращается, то клетка гибнет.

(Слайд 16-20) Лабораторная работа №2. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

Цель: убедиться в явлении плазмолиза и деплазмолиза. Выявить зависимость этих процессов от осмотического давления и концентрации веществ в окружающей среде.

Оборудование: микропрепараты с живыми клетками эпидермиса лука, дистиллированная вода, физиологический раствор и концентрированный раствор поваренной соли.

Ход работы

  1. В разные пробирки поместите дистилированную воду (№1), физиологический раствор (№2) и концентрированный раствор поваренной соли (№3).

  2. На предметное стекло поместите препарат живой кожицы лука. Прилейте дистилированной воды, закройте покровным стеклом.

Рассмотрите препарат, сделайте рисунок №1.

  1. Продолжая наблюдения и не снимая покровного стекла, уголком салфетки постарайтесь удалить дистилированную воду и пипеткой ввести концентрированный раствор (NaCl).

Рассмотрите препарат, сделайте рисунок №2.

  1. Удалите концентрированный раствор, введите физиологический раствор.

Рассмотрите препарат, сделайте рисунок №3.

  1. Сделайте выводы об изменениях в клетках.

В заключении проекта необходимо показать достигли ли мы первоначальной цели: изучить основные компоненты клетки.

(Слайд 21). Создание модели клетки 3D формата (объемная из картона). К готовому «каркасу» клетки добавить недостающие основные компоненты, которые изучили сегодня на уроке.

4. Итог урока: Давайте подведем итог нашего урока.

- Как вы думаете, смогли ли мы сегодня на уроке создать краткосрочный проект?

- Достигли ли мы цель, которую ставили?

(Слайд 22). Я не зря начала свой урок с отрывка из современной сказки в стихотворной форме, и сравнила клетку с государством. Я думаю, что после нашего разговора многие из вас пересмотрят свое отношение к природе, которая началась с клетки и которая не может существовать вне нашей планеты, страдающей от рук человеческих.

(Слайд 23) Рефлексия. Стратегия "Пять пальцев". (Дети в тетради обводят свою руку и над каждым пальцем пишут:…)

М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, я сегодня получил?

Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С (средний) - состояние духа: каким было сегодня мое настроение?

У (указательный) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал?

Б (большой) - бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие?

Оценки за урок.

5.Домашнее задание: § 13.





Мембрана играет важнейшую роль в жизнедеятельности любой клетки, а именно защищает от повреждений и вредных влияний окружающей среды. Мембрана участвует в регуляции клетки, все питательные вещества, поступающие в клетку, проходят через оболочку; все отходы клетки, выводятся через клеточную мембрану в противоположном направлении.

К цитоплазме прилегает плазматическая мембрана, а на ее поверхности образуется наружный слой.

У животных он называется гликокаликсом (образован гликопротеинами, гликолипидами). У растений и грибов это клеточная стенка, образованная волокнами клетчатки (растения), и хитином (грибы). Клеточная мембрана представляет собой двойной слой (бислой) липидов, большинство из которых представляет собой сложные липиды - фосфолипиды. Молекулы липидов имеют гидрофильную («головка») и гидрофобную («хвост») часть. При образовании мембран гидрофобные участки молекул оказываются, обращены внутрь клетки, а гидрофильные - наружу. Белки пронизывают всю толщину мембраны, образуя поры, через которые проходят водорастворимые вещества. Клеточные мембраны обладают избирательной проницаемостью. Они хорошо проницаемы для одних веществ и плохо (или совсем не проницаемы) для других. Диффузия (вещества всегда перемещаются из области с более высокой концентрацией в область с более низкой)- это пассивный транспорт веществ. Активный транспорт осуществляют белки-переносчики, для этого необходима энергия АТФ. Так же через мембрану осуществляется транспорт крупных частиц и макромолекул. Процесс поглощения макромолекул называется эндоцитоз. Фагоцитоз- захват и поглощение крупных частиц (например, фагоцитоз лимфоцитов) и пиноцитоз - процесс захвата и поглощения капелек жидкости с растворенными в ней веществами.

Немецкий физиолог Теодор Шванн (1810-1882) сформулировал в 1839 году клеточную теорию. Теория гласит: «все клетки развиваются из зернышек, находящихся внутри исходной клетки. И, хотя эти данные были ошибочными, тем не менее, на основании их был сделан правильный вывод о генетическом единстве (единстве происхождения), о сходстве, о сопоставляемости и сравнимости клеток растений и животных. Другими словами, именно клеточное строение признается общим принципом организации всего живого.

Клеточное ядро расположено в центре клетки. Впервые оно было обнаружено английским ботаником Робертом Брауном в 1831 году. Клеточное ядро бывает преимущественно округлым или овальным, но может быть и другой формы. Обычная клетка содержит одно ядро, но встречаются клетки, имеющие несколько ядер. Ядро - необходимая часть клетки, регулятор ее жизненных отправлений. Без ядра, как правило, клетка вскоре погибает. Ядро обусловливает нормальную жизнедеятельность клетки. С ядром связано также наследование признаков при размножении.

Цитоплазма (греч. цитос-клетка) - живое содержимое клетки, представляет собой коллоидную (греч. колла-клей) систему, то есть является жидкостью, в которой растворены крупные, иногда большие, молекулы биологических полимеров, частично организованные в боле плотные частицы. Характерной чертой живой цитоплазмы является ее подвижность.

Полость любой клетки заполнена цитоплазмой, в которой находятся различные органоиды - постоянные компоненты цитоплазмы и включения - временные компоненты клетки. Отделена цитоплазма от окружающей среды плазматической мембраной (плазмалеммой). Все пространство между органеллами заполнено коллоидной системой гиалоплазмой (цитозоль) - основным веществом цитоплазмы. В ней протекают все процессы обмена веществ, она обеспечивает взаимосвязь ядра и всех органоидов. Различают две формы гиалоплазмы: золь - жидкая часть и гель - густая. Химический состав цитоплазмы разнообразен. Ее основу составляет вода (60-90% всей массы цитоплазмы). В состав цитоплазмы входят белки, могут входить жиры и жироподобные вещества, другие органические и неорганические вещества. Цитоплазма имеет щелочную реакцию. Характерная особенность цитоплазмы - постоянное движение (циклоз). Если это движение прекращается, то клетка гибнет.





Открытый урок

по биологии

10 «Б» класс

Тема: «Основные компоненты клетки. Структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки.Лабораторная работа № 2. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука»



Подготовила и провела: Стасюк И.И.

учитель биологии



2015-2016 учебный год

© 2010-2022