Пищеварение в ротовой полости

Конспект урока «Пищеварение в ротовой полости» разработан к учебнику «Биология.Человек» Д.В. Колесова, 8 класс. Урок построен в соответствие с новыми требованиями к современному уроку. На уроке используются групповая, фронтальная работа учащихся. Учитель выступает в роли «дирижера». Для актуализации знаний подобран интересный материал, который позволяет не только проверить знания учащихся, но и способствует развитию речи детей. Домашнее задание дифференцированного характера: ученик сам выбирает,...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока : «Пищеварение в ротовой полости»

Цели урока:

  1. Образовательная: раскрыть процесс пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них.

  2. Развивающая: развивать умения учащихся ставить цель к уроку, определять значение и топографию органов пищеварения, работать с анатомическими схемами и таблицами, делать выводы, применять имеющиеся знания при решении конкретных задач; работать с источниками информации, публично выступать; оценивать для себя значение полученной информации.

  3. Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свой организм; умение вести правильный образ жизни; соблюдать правила личной гигиены.

1. Организационный момент. (1мин)

2. Актуализация. (12мин)

Напомните название темы, с которой мы начали знакомство на прошлом уроке.

Я вам предлагаю ряд заданий, по результатам выполнения которых мы определим качество подготовленного вами домашнего задания.

а) Определить какие вещества образуются в результате переваривания.

Зашифруйте. (1мин)

1. Белки А) глицерин

2. Жиры Б) жирные кислоты

3. Углеводы В) аминокислоты

Г) Глюкоза

1-В, 2-Б,А; 3-Г

б). Решите, какое слово отсутствует в перечне отделов пищеварительной трубки, найдите ему место в предложенной цепочки слов: (1мин)

глотка

Ротовая полость --- пищевод--- желудок--- кишечник--- анальное отверстие

в). Найдите ошибку: (1мин)

Рот --- глотка --- трахея --- пищевод --- желудок --- тонкая кишка --- толстая кишка --- анальное отверстие.

г). "Третий лишний" (3мин)

1. Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.

2. Питательные вещества: белки, жиры, сыр, углеводы и минеральные соли

3. К продуктам животного происхождения относят: масло, яйца, творог, сахар, мясо.

4. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов.

5. Функции питательных веществ: строительная, двигательная, энергетическая.

д). «Горячий стул». (4мин)

объяснить с помощью ассоциации данное слово, но не называть его вслух, а участник на стуле должен его угадать:

зубы, язык, зубная щетка, слюна

3. Постановка проблемы (2мин)

Ещё в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. Предположите на чем основывалось доказательство вины человека?

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Ивана Петровича Павлова "Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!"

- Как вы думаете, почему Павлов именно так говорил о слюне?

На этот вопрос вы мне более подробно ответите в конце нашего урока.

Но прежде чем продолжить нашу работу, давайте поработаем немного над мышцами своего лица.

Физминутка (2мин).

4. Открытие нового знания (4 мин)

А сейчас я вам предлагаю взять кусочек хлеба и положить его в рот. Подержите его несколько секунд во рту. Теперь пожуйте.

- Что происходит с хлебом в ротовой полости? Изменяется ли он? Каким становится?

- Что помогает нам в переработке пищи? (зубы и язык)

- А для чего нужна слюна?

Оказывается в нашем организме более 6 миллионов слюнных железок. Самые крупные из них это: околоушные, подъязычные, подчелюстные. За сутки у человека выделяется в среднем 1 литр слюны. Слюна состоит из 99,4% воды и имеет слабощелочную реакцию. Соли щелочных металлов нейтрализуют кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов. Избыток щелочных солей в слюне приводит к образованию зубного камня.

Итак, хлеб в ротовой полости превратился в пищевой комок, при участии зубов, языка и стал склизким благодаря белку муцину, входящему в состав слюны.

- Какой вкус вы ощутили при жевании хлеба? (сладковатый) Почему?

Вывод: в состав хлеба входят углеводы, которые расщепились в ротовой полости до глюкозы

В слюне находятся ферменты амилаза и лизоцим. Именно амилаза расщепляет крахмал до глюкозы, а лизоцим - обеззараживает пищу. Т.о., слюна участвует в процессе пищеварения.

- Сформулируйте тему нашего урока. Запишите в тетрадь.

-Что еще мы можем узнать сегодня на уроке?

5. Лабораторная работа. (15-20мин)

Разбейтесь на группы по цвету стикеров у вас за спиной.

6. Подведение итогов. (4мин)

Заслушать выводы по лабораторной работе.

- Какие условия необходимы для того, чтобы работали ферменты слюны? (тепло, наличие крахмала).

- Можно ли есть "наспех"? Почему? К чему с вашей точки зрения может привести такое употребление пищи?

- Так почему же Павлов высказался о слюне: "Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!"

7. Оценивание.

Запишите количество "зубиков", которые вы сегодня заработали на уроке.

8. Домашнее задание.

а) п. 31, с.165 практические задания.

б) За сутки у человека выделяется до 1,5-2 литров слюны, а у коровы более 40 литров. Назовите как можно больше факторов, объясняющих такую разницу в количестве образующейся слюны. Для объяснения опирайтесь на знания функций слюны, значение пищеварения, калорийность и, как следствие, количество потребляемой в сутки пищи человеком и животным.

в) рекламный ролик

  • Сохранение зубов.

  • Влияние химических веществ на зубы.

  • Гигиена ротовой полости.

Лабораторная работа

Тема: "Действие слюны на крахмал"

Цель: изучить условия расщепления крахмала ферментами слюны.

Оборудование: кусочки накрахмаленного бинта, ватные палочки, чашки с йодной водой, чашки с чистой водой, лед.

Инструктивная карточка.

1.Накрахмаленный кусочек бинта смочите в йодной воде. Кусочек бинта посинел, это значит, что здесь есть крахмал.

2. Ватную палочку смочите хорошо слюной во рту. Возьмите 2 накрахмаленных кусочка бинта и на каждом из них напишите ватной палочкой, смоченной слюной, любую букву или нарисуйте любой знак. В случае необходимости смочите слюной ватную палочку несколько раз.

3. Один кусочек бинта положите на лед, второй зажмите на 1-2 минуты между двумя ладонями.

4. Через 1-2 минуты оба кусочка смочите в йодной воде. Что наблюдаете? Сделайте выводы и запишите их в тетрадь.

5. Возьмите чистую ватную палочку, смочите ее водой и напишите букву (знак) на накрахмаленном кусочке бинта. Зажмите на 2 минуты между двумя ладонями, а потом обработайте йодной водой. Что наблюдаете?

6. Сделайте общий вывод об условиях действия ферментов слюны.

Подсказка: для подведения общего вывода ответьте на вопросы:

- Есть ли в слюне ферменты, расщепляющие крахмал?

- Какие условия необходимы для работы ферментов слюны?

Справочный материал:

В состав слюны входит вода, неорганические и органические вещества. Органические вещества: белок муцин, который обволакивает пищу и делает ее склизкой; фермент мальтаза, расщепляющий крахмал до глюкозы; лизоцим - обеззараживает пищу. Ферменты слюны расщепляют только углеводы, активны в щелочной среде при температуре 360 - 370 С (т.е. температура тела человека)

.

© 2010-2022