Рабочая программа по биологии для 5 класса (ФГОС)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ершовская средняя общеобразовательная школа»


Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №__от «___»______ ___года

Секретарь __________________________

(подпись)

Утверждаю

Директор МКОУ «Ершовская СОШ»

А.А. Владимирова________________

(подпись)

Приказ № ___от «__»_____ ____года

МП





Рабочая программа по биологии

5 класс




Данилюк Ирина Сергеевна

Учитель биологии








с. Ершово

2015 год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.

  5. Учебно - методическим комплектом Л.Н. Сухоруковой, рекомендованным к использованию в учебном процессе в текущем учебном году.

  6. Учебным планом МКОУ «Ершовская СОШ» на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по биологии соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям и результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по биологии

Цели основного общего образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной из старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменения в социальной ситуации развития- ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развитие подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность - носители ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как к системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом к сфере биологической науки.

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровье своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследование природы, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями; учебно-познавательными, информационными , ценностно - смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.

Уровень рабочей программы- базовый.

Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования.

Цели образования для учащихся 5 классов:

  • Подготовка к предмету биология в старших классах

  • Формирование вхождения в мир культуры на основании знакомства с миром природы.

  • Формировать систему познавательных ценностей. Приобщение с помощью содержания материала5 класса к культуре как системе ценностей, накопленных обществом в области биологии.

  • Формирование ориентации в системе моральных норм в результате воспитания экологического сознания и любви к природе.

  • Овладение некоторыми ключевыми компетенциями: коммуникативные, информационные, ценностно-смысловые.

  • Формирование познавательной культуры учащихся

Требования к образовательным результатам для учащихся 5 классов.

Личностные:

1.воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

2.формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.

3.знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.

4.Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений ( доказывать , стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

5.формирование личностных представлений о целостности природы.

6.формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия

Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности

7.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций .

8.Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

9.Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно- полезной деятельности.

10.Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.

11.формироование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

12. осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные:

1.умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.

2. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.

3Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию.

4. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей.

5 умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

6.владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе , здоровью своему и окружающих

8 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

9умение использовать речевые средства для дискуссии , сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения.

10 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; работать индивидуально и в группе, находить общее решение .

11формировать и развивать компитентность в в области использования ИКТ.

Предметные:

1.усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития

2.формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии.

3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов

4. понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире.

5.формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы.

6.научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе

7.овладение методами: наблюдение, описание.

8.формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем

9. освоение приемов оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

•овладение научным подходом к решению различных задач;

•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Разделы «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (изучается в 5-м и 6-м классах) включают сведения об особенностях строения и жизнедеятельности организмов этих групп, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Ведущей идеей содержания этих разделов является ценность биологического разнообразия для поддержания жизни на планете.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию - в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека.

Курс биологии основной школы содержит знания о строении, жизнедеятельности и многообразии живых организмов, их роли в природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса пре­дусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (35 часов федерального компонента).

Требования к результатам обучения

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,

ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Основные личностные результаты обучения биологии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долги перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающux технологий;

4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

12) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. А также способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Регулятивные УУД:

5-6-й классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

5-6-й классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

5-6-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития - осознание роли жизни:

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития - рассмотрение биологических процессов в развитии:

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития - использование биологических знаний в быту:

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития - объяснять мир с точки зрения биологии:

- перечислять отличительные свойства живого;

- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- определять основные органы растений (части клетки);

- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития - оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Предметные результаты обучения в основной школе включат освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения. Включают специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Основные предметные результаты обучения биологии:

1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

4) понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

7) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

8) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

9) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание учебного предмета

Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии - возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы - неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:

Биология. Живой организм. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко. Проект «Сферы» - один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.

Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.

Календарно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Факт

Живой организм

34

Раздел 1. Введение

4

1

Биология -наука о живых организмах.

2

Условия жизни организмов

3

Осенние явления в жизни родного края.

4

Экскурсия. Осенние явления в жизни родного края.

Раздел 2. Разнообразие живых организмов. Среды жизни

12

5

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

6

Деление царств на группы

7

Среда обитания .Экологические факторы

8

Вода как среда жизни. Лабораторная работа №1

9

Наземно-воздушная среда жизни

10

Свет в жизни растений и животных

11

Почва как среда жизни

12

Организменная среда.

13

Сообщество живых организмов.

14

Роль грибов и бактерий

15

Типы взаимоотношений организмов в сообществе

16

Обобщающий

Раздел№3.Клеточное строение живых организмов

9

17

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов

18

Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа №2

19

Состав и строение клеток. Лабораторная работа №3

20

Строение бактериальной клетки

21

Строение растительной, животной и грибной клеток.

22

Строение клеток

23

Строение клеток Лабораторная работа №4.

24

Образование новых клеток

25

Одноклеточные растения животные грибы Лабораторная работа №5

Раздел 4 Ткани живых организмов

9

26

Покровные ткани растений и животных

27

Строение покровной ткани листа Лабораторная работа №6

28

Механические и проводящие ткани растений

29

Основные образовательные ткани растений Лабораторная работа №7

30

Соединительные ткани животных. Лабораторная работа №8

31

Мышечная нервная ткани Лабораторная работа №8

32

Обобщающий.

33

Итоговый контроль.

34

Экскурсия №2 Весенние явления в жизни родного края.

Резерв.

0



Календарно - тематическое планирование

Биология - 5 класс. ФГОС.

1 час в неделю, всего 34 часа.

Автор: Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова

Учитель: Данилюк Ирина Сергеевна

Дата

проведения

Тема и тип урока

Планируемые результаты

( предметные, метапредметные, личностные)

Домашнее задание

Образовательные ресурсы


По плану

факт

Раздел 1 Введение (4 часа)

Личностные умения: самоопределение - демонстрировать адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения, понимать необходимость учения, осознавать свои возможности в учении; проявлять ответственное отношение к природе; владеть коммуникативными компетентностями в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителями в процессе учебной деятельности; проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; применять знания и умения в повседневной жизни, для чтения схематических рисунков и таблиц; демонстрировать интеллектуальные и творческие способности.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные:

общеучебные -использовать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему; формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их;

взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные:осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно принимать информацию учителя.

Предметные умения: Предметные умения: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по каким живые организмы отличаются от неживых; научатся давать определение биологии как науки. Выявлять предмет изучения биологии. Знать разнообразие биологических наук: морфологии, анатомии, физиологии, экологии. Знать значение живых организмов, условия их проживания. Основные явления в жизни растений родного края Царства живой природы: Растения, Животные,Грибы, Бактерии

Объяснять деление царств на группы.

изучить среды обитания живых организмов, факторы живой и неживой природы, типы взаимоотношений организмов в сообществе. Развить знания о клеточном строении живых организмов, роли грибов и бактерий

Описывать типы взаимоотношений организмов в сообществе, знать устройство увеличительных приборов

распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти плода, основные части и органоиды клеток растений и животных; называть клеточные структуры растительной клетки и их значение, отличительные признаки от животной клетки; клетки гриба Научаться Рассматривать строение бактериальной, растительной, животной и грибной клеток, сравнивать их между собой.Объяснять строение и жизнедеятельность одноклеточных растений и животных, сравнивать строение покровной, механической, проводящей, мышечной и нервной ткани растений и животных

Личностные умения: самоопределение - демонстрировать адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения, понимать необходимость учения, осознавать свои возможности в учении; проявлять ответственное отношение к природе; владеть коммуникативными компетентностями в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителями в процессе учебной деятельности; проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; применять знания и умения в повседневной жизни, для чтения схематических рисунков и таблиц; демонстрировать интеллектуальные и творческие способности.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные:

общеучебные -использовать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему; формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их;

взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные:осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно принимать информацию учителя.

Предметные умения: Предметные умения: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по каким живые организмы отличаются от неживых; научатся давать определение биологии как науки. Выявлять предмет изучения биологии. Знать разнообразие биологических наук: морфологии, анатомии, физиологии, экологии. Знать значение живых организмов, условия их проживания. Основные явления в жизни растений родного края Царства живой природы: Растения, Животные,Грибы, Бактерии

Объяснять деление царств на группы.

изучить среды обитания живых организмов, факторы живой и неживой природы, типы взаимоотношений организмов в сообществе. Развить знания о клеточном строении живых организмов, роли грибов и бактерий

Описывать типы взаимоотношений организмов в сообществе, знать устройство увеличительных приборов

распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти плода, основные части и органоиды клеток растений и животных; называть клеточные структуры растительной клетки и их значение, отличительные признаки от животной клетки; клетки гриба Научаться Рассматривать строение бактериальной, растительной, животной и грибной клеток, сравнивать их между собой.Объяснять строение и жизнедеятельность одноклеточных растений и животных, сравнивать строение покровной, механической, проводящей, мышечной и нервной ткани растений и животных

Таблицы, презентация

1

Биология-наука о живых организмах

Урок изучения нового материала

. «Ответь-ка!»

2. Составление схем

3. Заполнение таблицы

4. «Выполни-ка!»

5. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

Таблицы, презентация. Натуральные объекты Мультимедиа, рисунки учебника, Интернет1

2

Условия жизни организмов

Урок изучения нового материала

1. «Ответь-ка»

2. Анализ рисунков и таблиц

3. Словарная работа

4. «Сравним!»

5. Тест «Проверь себя»

Таблицы, презентация, Интернет

3

Основные явления в жизни растений родного края

Урок изучения нового материала

1. «Ответь-ка!»

2. Тест «Верно ли?»

3. Составление схемы

4. Анализ диаграмм и рисунков учебника

5. Постановка опытов

6. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

7. Заполнение таблицы

8. «Побеседуем?!»

9. «Знаешь - ответь!?»

Таблицы, презентация, Интернет

4

Экскурсия №1 Основные явления в жизни растений родного края

Урок-практикум

1. «Найди адресата»

2. Анализ рисунков и таблиц

3. Словарная работа

4. «Ответь-ка!»

5. «Составь-ка»

6. Индивидуальный опрос по карточкам

Таблицы, презентация, Интернет

5

Раздел 2 Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 часов)

Царства живой природы: Растения, Животные,Грибы, Бактерии

Урок изучения нового материала

1. Тест «Проверь себя»

2. Словарная работа

3. Заполнение таблицы

Таблицы, презентация Таблицы, микропрепараты, микроскоп, Интернет

6

Деление царств на группы

Урок изучения нового материала

1. «Ответь-ка»

2. Заполнение таблицы

3. Составление схемы

Таблицы, презентация, Интернет

7

Среда обитания Экологические факторы

Урок изучения нового материала

1. Тест «Выбери-ка!»

2. «Подумай и ответь»

3. Словарная работа

4. Составление схем, таблиц

5. «Выполни-ка!»

6. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради.

7. «Знаешь - Ответь»

Таблицы, презентация, Интернет

8

Вода как среда жизни. Лабораторная работа №1

Урок-практикум

1. Письменная работа

2. Словарная работа

3. Составление схемы

4. Анализ рисунков

5. «Знаешь - ответь»

6. «Ответь-ка»

7. Составление таблицы

8. «Подумай и ответь»!

9. Загадки

10.Решение биологических задач

Таблицы, презентация, Вода как среда жизни, Интернет

9

Наземно-воздушная среда жизни

Урок изучения нового материала

1. «Ответь-ка»

2. Составление схем

3. Анализ рисунков и таблиц

4. «Выполни-ка!»»

5. Решение кроссворда

6. Биологический диктант

7. «Знаешь - ответь»

8. Словарная работа

9. «Подумай и ответь»

10. «Торопись, да не ошибись»

11. Биологический диктант

12. Заполнение таблицы

Таблицы, презентация, Интернет

10

Свет в жизни растений и животных

Урок изучения нового материала

1. Индивидуальная работа по карточкам

2. Словарная работа

3. Анализ рисунков и таблиц

4. Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради

5. Составление схем

6. «Выполни-ка!»

Таблицы, презентация, Интернет


11

Почва как среда жизни

Урок изучения нового материала

1. Индивидуальный опрос по карточкам

2. «Ответь-ка»

3. Тест «Верно - ли?»

Таблицы, презентация, Интернет


12


Организменная среда.

Урок изучения нового материала

1. Письменная работа

2. Словарная работа

3. Составление схемы

4. Анализ рисунков

5. «Знаешь - ответь»

6. «Ответь-ка»

7. Составление таблицы

8. «Подумай и ответь»!

9. Загадки

10.Решение биологических задач

Таблицы, презентация, Интернет


13

Сообщество живых организмов.

Урок изучения нового материала

1. «Подумай и ответь!»

2. Словарная работа

3. Составление схем

4. Анализ рисунков и таблиц

5. «Знаешь - ответь»

6. Решение биологических задач

7. Тест «Верно - ли?»

Таблицы, презентация, Интернет


14

Роль грибов и бактерий

Урок изучения нового материала

1. «Поработаем» (индивидуальный опрос)

2. «Знаешь - ответь»

3. Анализ рисунков и таблиц

4. Словарная работа

5. Составление схемы

6. «Ответь-ка»

Таблицы, презентация Микроскоп,

Микропрепараты, Интернет

15


Типы взаимоотношений организмов в сообществе

Урок изучения нового материала

1. «Поработаем» (индивидуальный опрос)

2. «Знаешь - ответь»

3. Анализ рисунков и таблиц

4. Словарная работа

5. Составление схемы

6. «Ответь-ка»

Таблицы, презентация, Интернет


16

Урок -обобщение по теме

1. Письменная работа

2. Словарная работа

3. Составление схемы

4. Анализ рисунков

5. «Знаешь - ответь»

6. «Ответь-ка»

7. Составление таблицы

8. «Подумай и ответь»!

9. Загадки

10.Решение биологических задач

Таблицы, презентация, Интернет


17

Раздел№3.Клеточное строение живых организмов (9 часов)

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов

Урок изучения нового материала

1. «Подумай и ответь!»

2. Словарная работа

3. Составление схем

4. Анализ рисунков и таблиц

5. «Знаешь - ответь»

6. Решение биологических задач

7. Тест «Верно - ли?»

Таблицы, презентация, Интернет

18


Устройство увеличительных приборов

Урок-практикум

1. «Ответь-ка!»

2. Тест «Выбери-ка!»

3. «Вспомни-ка»

4. Словарная работа

5. Составление таблиц

6. «Подумай и ответь»

Таблицы, презентация Устройство увеличительных приборов, Интернет

19


Состав и строение клеток

Урок изучения нового материала

1. «Подумай и ответь!»

2. Словарная работа

3. Составление схем

4. Анализ рисунков и таблиц

5. «Знаешь - ответь»

6. Решение биологических задач

7. Тест «Верно - ли?»

Таблицы, презентация Состав и строение клеток Увеличительные приборы микроскоп, Интернет


20

Строение бактериальной клетки

Урок изучения нового материала

1. «Поработаем» (индивидуальный опрос)

2. «Знаешь - ответь»

3. Анализ рисунков и таблиц

4. Словарная работа

5. Составление схемы

6. «Ответь-ка»

Таблицы, презентация микроскоп, Интернет

21


Строение растительной, животной и грибной клеток

Урок изучения нового материала

1. Тест «Проверь себя»

2. «Подумай и ответь»

3. Заполнение таблицы

4. Словарная работа

5. Тест «Верно - ли?»

6. «Знаешь - ответь»

7. Анализ рисунков и таблиц

8. «Выполни-ка!»

Таблицы, презентация микроскоп, Интернет


22

Строение клеток

Урок изучения нового материала

1. «Подумай и ответь!»

2. Словарная работа

3. Составление схем

4. Анализ рисунков и таблиц

5. «Знаешь - ответь»

6. Решение биологических задач

7. Тест «Верно - ли?»

Таблицы, презентация микроскоп, Интернет


23

Строение клеток

Урок изучения нового материала

1. «Поработаем» (индивидуальный опрос)

2. «Знаешь - ответь»

3. Анализ рисунков и таблиц

4. Словарная работа

5. Составление схемы

6. «Ответь-ка»

Таблицы, презентация Строение клеток микроскоп

24

Образование новых клеток.

Урок изучения нового материала


1. «Поработаем» (индивидуальный опрос)

2. «Знаешь - ответь»

3. Анализ рисунков и таблиц

4. Словарная работа

5. Составление схемы

6. «Ответь-ка»

Таблицы, презентация микроскоп


25

Одноклеточные растения животные и грибы

Урок изучения нового материала

1. Письменная работа

2. Словарная работа

3. Составление схемы

4. Анализ рисунков

5. «Знаешь - ответь»

6. «Ответь-ка»

7. Составление таблицы

8. «Подумай и ответь»!

9. Загадки

10.Решение биологических задач

Таблицы, презентация Одноклеточные растения животные и грибы, натур. объекты. Микроскоп


26

Раздел 4 Ткани живых организмов

(9 часов)

Покровные ткани растений

Урок изучения нового материала

1. «Ответь-ка!»

2. Тест «Выбери-ка!»

3. «Вспомни-ка»

4. Словарная работа

5. Составление таблиц

6. «Подумай и ответь»

Таблицы, презентация микроскоп

27


Строение покровной ткани

Урок изучения нового материала

1. «Подумай и ответь!»

2. Словарная работа

3. Составление схем

4. Анализ рисунков и таблиц

5. «Знаешь - ответь»

6. Решение биологических задач

7. Тест «Верно - ли?»

Таблицы, презентация Строение покровной ткани, микроскоп

28


Механические и проводящие ткани растений

Урок изучения нового материала

1. «Ответь-ка!»

2. Тест «Выбери-ка!»

3. «Вспомни-ка»

4. Словарная работа

5. Составление таблиц

6. «Подумай и ответь»

Таблицы, презентация микроскоп

29


Основные и образовательные ткани растений

Урок изучения нового материала

1. «Поработаем» (индивидуальный опрос)

2. «Знаешь - ответь»

3. Анализ рисунков и таблиц

4. Словарная работа

5. Составление схемы

6. «Ответь-ка»

Таблицы, презентация Основные и образовательные ткани растений, микроскоп


30

Соединительные ткани Мышечная и нервная ткани животных животных

Урок изучения нового материала

1. Тест «Проверь себя»

2. «Подумай и ответь»

3. Заполнение таблицы

4. Словарная работа

5. Тест «Верно - ли?»

6. «Знаешь - ответь»

7. Анализ рисунков и таблиц

8. «Выполни-ка!»

Таблицы, презентация Соединительные ткани животных, микроскоп

31


Мышечная и нервная ткани животных

Урок изучения нового материала

1. «Подумай и ответь!»

2. Словарная работа

3. Составление схем

4. Анализ рисунков и таблиц

5. «Знаешь - ответь»

6. Решение биологических задач

7. Тест «Верно - ли?»

Таблицы, презентация Мышечная и нервная ткани животных, микроскоп


32

Урок-обобщение по теме

1. «Поработаем» (индивидуальный опрос)

2. «Знаешь - ответь»

3. Анализ рисунков и таблиц

4. Словарная работа

5. Составление схемы

6. «Ответь-ка»

Таблицы, презентация

33


Итоговый урок

1. «Ответь-ка!»

2. Тест «Выбери-ка!»

3. «Вспомни-ка»

4. Словарная работа

5. Составление таблиц

6. «Подумай и ответь»

Таблицы, презентация

34

Весенние явления в жизни растений родного края

Урок-практикум

Экскурсия Весенние явления в жизни растений родного края







Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение должно соответствовать Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения.

Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом - для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений.

Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиапроектор, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.

Перечень оснащения кабинета биологии

Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Растительные сообщества

Коллекции

Семена и плоды

Комплекты микропрепаратов

Ботаника

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения

Приборы

Демонстрационные

Для демонстрации всасывания воды корнями растений

Раздаточные

Лупа ручная

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ

Штатив лабораторный

Доска для сушки посуды

Лабораторные

Набор препаровальных инструментов

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии

Спиртовка лабораторная литая

Дидактические материалы

Раздел «Растения» 6 класс

Экранно-звуковые средства обучения

Транспаранты

«Культурные растения»

«Размножение и развитие»

«Адаптация организма к средам обитания»

В состав учебно-методического комплекта по биологии в 6 классе входят:

Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, И.Я Колесникова Биология Живой организм 5-6,Москва « Просвящение» 2012

Тетрадь -тренажер Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

Тетрадь-практикум Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

Тетрадь-экзаменатор Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»

Поурочные методические рекомендации УМК Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко

Программное обеспечение:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, М.Просвещение, 2011г.

2.Рабочие программы Предметная линия учебников «Сферы» Москва « Просвещение» 2011 Л.Н Сухоруков В.С. Кучменко

3.Медиаресурсы: Образовательные диски серии «1С» 5 класс

Электронные ресурсы:

nsportal.ru/shkola/biologiya/library/

shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/

school-collection.edu.ru/.

nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.

uroki.net/docxim/docxim32.htm


© 2010-2022