• Преподавателю
  • Биология
  • Статья Воспитание рационального и бережного отношения школьников к окружающей среде в школе

Статья Воспитание рационального и бережного отношения школьников к окружающей среде в школе

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание рационального и бережного отношения школьников к окружающей среде в школе.

Никулина А.А.

МКОУ Гниловская ООШ.



Общее образование должно формировать у обучающихся экологически целесообразное поведение в повседневной трудовой деятельности и в бытовой жизни, необходимо также изменить стереотип потребительского отношения к природе (1). Современное образование ставит одной из своих задач формирование бережного и рационального подхода к использованию природных ресурсов. Реализация этого направления протекает как на уроках биологии, так и на внеурочных занятиях. При изучении тем подчёркивается важное значение различных организмов и их групп. На уроках посвящённых простейшим животным упор делается на развития представления о том, что эти одноклеточные существа являются полноценными самостоятельными организмами и выполняют важную роль в природных сообществах. При рассмотрении роли саркодовых и инфузорий показывается их значение не только как звена в цепях питания, но и как часть биофильтрующей системы в природных водоёмах, в комплексе с двустворчатыми моллюсками и другими гидробионтами. В теме "Кишечнополостные" показывается индикаторная роль гидры. Этот полип предпочитает заселять водоемы с незагрязнённой водой. Указание как на биоиндикатора чистой воды даётся и при рассмотрении жизнедеятельности представителя типа плоских червей их класса ресничные черви - белой планарии. Не маловажную эволюционную роль играют паразитические плоские и круглые черви. Как эволюционная компонента паразиты формируют эффективный иммунный барьер у организмов. А это в свою очередь позволяет поддерживать численность особей в популяциях на уровне, который позволяет поддерживать гомеостатические параметры в экосистеме и в целом в биосфере нашей планеты. Давая представление о значении кольчатых червей, особый упор делается на олигохет. Кроме классических представлений о дождевых червях как факторе плодородия почвы отмечается их роль в создании благоприятной среды для почвенных бактерий с учётом тесной взаимосвязи со всеми эдафобионтами конкретной местности. С учётом значения для сбалансированного существования экосистем различного типа рассматриваются моллюсков, членистоногих и позвоночных животных. Для закрепления материала и расширения кругозора школьников применяется написание реферативных докладов и обсуждение их на классном и школьном уровне. При этом формируется представление о всех изученных животных как о едином тесно взаимосвязанном комплексе обеспечивающем существование природных объектов различного уровня во взаимодействии с неживой природой. Более детальному пониманию роли животных в природе способствуют такие приёмы как создание презентаций о роли изученных животных, составление кроссвордов, сканвордов, листовок со слоганами. Направленность слоганов говорит сама за себя: "Без бобра на реке мало добра", "Мал муравей, да спасает лес для людей", "С природой дружить- здоровым жить", "Из чистой речке рыба жарится на печке, из грязной не употребляется, на земле валяется". Детям даётся задание по составлению загадок. Эта работа способствует не толь развитию познавательной компоненты, но логической. Одна из загадок точно отражает роль двустворчатых моллюсков в водоёмах: "Без головы с одной ногой живёт всё время под водой, фильтрует воду, чтоб она была для жизни всем годна" (Перловица). Разноплановый подход к пониманию роли животных различных систематических групп способствует формированию экологически грамотно отношения к рациональному использованию ресурсов окружающей среды.

Этим же целям подчинены и внеурочные занятия с учащимися различных возрастных категорий. Здесь наряду с традиционными формами проведения урока используются эксперименты. Наглядными и хорошо воспринимаемыми являются следующие работы: "Влияние дождевых червей на перемешивание различных слоёв грунта", "Фильтрующая способность мелкого двустворчатого моллюска горошины", "Влияние лиственных растений на размывание грунта", "Птичий помёт и развитие рассады". В окрестностях населённого пункта регулярно проводятся тематические экскурсии, во время которых учащиеся знакомятся с фауной и флорой родного края. Также выявляются сообщества с редкими и оригинальными представителями мира растений и животных. После их изучение планируется создание коллекции этих растений. Для выявления и развития научных наклонностей детей планируются и проводятся школьные научные исследования. Этому предшествует ознакомление с методами сбора необходимой научной информации, обработкой её, подготовкой и установкой необходимого оборудования. Учащиеся знакомятся с правилами полевого журнала. Тематика работ охватывает разнообразные объекты: различные группы насекомых, птиц, сурков байбаков и речного бобра. Учащимся предлагаются темы: «Жуки -жужелицы луговых экосистем", "Влияние жуков божьих коровок на население тли бузины", "Биология и экология речного бобра в бассейне р. Тихая Сосна", "Особенности общественного поведения сурков байбаков " др. Особенный интерес представляют две последние работы. В них кроме особенностей жизни зверей изучается влияние антропогенного фактора на этих животных. Когда-то охраняемые животные в настоящее время являются частично промысловыми. Поэтому интересен вопрос - как лицензионная охота влияет на численность и поведение сурков и бобров. По результатам исследований готовятся доклады к внутри школьным конференциям. Проведение самостоятельных исследовательских работ формирует у школьников способность самостоятельно ставить соответствующие цели и реализовать их в соответствии со своими возможностями.

Таким образом, только разноплановый подход к экологическому воспитанию позволит сформировать человека с неравнодушным отношением к окружающей среде и рациональному использованию природных ресурсов в родном крае. Одновременно у учащихся развивается адекватная способность трезво оценивать состояние природы и возможности по её охране.

Литература

1.Венгеров П.Д., Масалыкин А.И. Экологическая культура (отношение к живой природе): Учебное пособие / Под общей редакцией В.В. Батищева. - Воронеж:Издательство «ГНУ НИИ ЭО АПК ЦЧР РФ»,2002. - 144 с.


© 2010-2022