• Преподавателю
  • Биология
  • Методические рекомендации для поведения элективного курса «Основы исследовательской деятельности»

Методические рекомендации для поведения элективного курса «Основы исследовательской деятельности»

"Описание материала: Формированию экологических знаний, навыков исследовательской работы, осознанию собственной практической помощи природе способствует самостоятельная научно-исследовательская деятельность учащихся по изучению региональных и локальных экологических проблем. Методические рекомендации содержат материалы для теоретического и практического изучения основ исследовательской деятельности.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективных курсов

«Основы исследовательской деятельности».

Элективные курсы являются одним из способов организации учебного процесса, успех которого возможен при условии индивидуального или дифференцированного подхода к учащимся выбравших курс.

Учитель может целенаправленно использовать приёмы и виды учебной работы на разных этапах занятий по программе элективных курсов, чтобы качественно улучшить у старших школьников аналитическое мышление, готовность к рассуждениям, способность к самовоспитанию и самосовершенствованию.

Программа курса интегрируется с предметами русский язык, химия, математика, что позволяет раскрыть возможности каждого предмета при проведении учебной исследовательской работы для получения качественного результата.

Учителем планируются результаты:

  • Использовать основные методы и современные ИКТ в исследовании динамики саморазвития личности ученика.

  • Способствовать применению учащимися теоретических знаний на практике.

  • Создать условия индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся выбравшими курс «Основы исследовательской деятельности».

  • Использовать результаты исследования учащихся в учебной деятельности.

Пояснительная записка

Программа курса по биологии для 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю.

Содержание курса предусматривает возможность решения исследовательских задач с использованием современных ИКТ, которые личностно значимы для ученика. Предпосылок к созданию данной программы несколько. Это создание авторской программы кружка «Экологический мониторинг». Работа с учащимися по авторской программе эколого-биологической секции НОУ «Исследователи природы», проведение исследовательской работы совместно с учащимися их родителями по теме «Экологическая диагностика самоочищающей способности водоемов», по результатам которого команда занимает призовые места в конкурсах различных уровней.

Программа включает углубление теоретического и практического материала по основам исследовательской деятельности.

Цель обучения:

  1. Подготовка учащихся к исследовательской деятельности с использованием ИКТ.

  2. Развитие способностей к самоанализу результатов и последствий своей деятельности.

  3. Создание условий для нового уровня взаимоотношений со сверстниками и педагогами и объективного определения своего места в мире.

Задачи обучения:

  1. Формирование экологической и валеологической культуры школьника.

  2. Сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.

  3. Развитие исследовательских умений с использований ИКТ

Планируемые результаты

Учащиеся:

  • Знать структуру, содержание, этапы работы, методы исследования.

  • Уметь планировать и проводить лабораторный опыт, практическую работу, делать математическую обработку, описывать результаты исследования.

  • Осознать свою индивидуальность и значимость, использовать здоровьесберегающие технологии при исследовательской работе.

  • Ознакомиться со специальностями, связанными с темой исследования и использованием результатов на практике.


Содержание

I. Научное познание и научная деятельность в современном мире. (3часа)

Образование и наука. Значение образования в жизни человека. Метод и его роль в научном познании.

Интернет - экскурсия. Каким должно быть учебное исследование?

Диагностика. Индивидуальный стиль обучения.

II. Учебно-исследовательская работа. (8часов)

Структура, содержание, этапы работы.

Выбор темы исследования. Его актуальность и востребованность. Постановка целей и задач учебного исследования. План работы над учебным исследованием. Отбор методов исследования, их соответствие целям и задачам исследования. Объект, предмет и гипотеза исследования. Виды информационных источников учебного исследования.

Использование информационных и коммуникационных технологий. Анализ первоисточников по проблеме исследования.

Практическая работа. Выбор темы исследования.

Практическая работа. Работа с использованием ИТ, сайтов сети Интернет.

III. Подведение итогов учебного исследования. (6 часов)

Оформление теоретической главы исследования. Способы представления экспериментальных результатов исследования: цифровая информация с использованием графиков, анимации, звуков.

Результаты исследования. Обоснование полученных результатов.

Сценарий презентации и его разработка. Результаты исследования. Обоснование полученных результатов. Заключение. Выступление. Подача информации. Составление тезисов, для защиты учебно-исследовательского проекта.

Диагностика. Результаты индивидуального стиля обучения.

Тематическое планирование

урока

Урока по теме

Тема занятия


Целеполагание

для ученика

Форма занятия

I. Научное познание и научная деятельность в современном мире. 3ч.

1.

1.

Образование и наука. Значение образования в жизни человека.

Научиться отличать науку от отрасли знаний и учебного предмета. Диагностировать стиль учебной деятельности.

Диагностика.

2.

2.

Каким должно быть учебное исследование.

Познакомиться с различными исследованиями учащихся России.

Интернет - экскурсия.

3.

3.

Метод и его роль в научном познании.

Выбирать результативные методы исследования.

Круглый стол.

II. Учебно-исследовательская работа. 8ч.

4.

1.

Учебно-исследовательская работа. Её структура, содержание, этапы работы.

Познакомиться со структурой исследовательской работы.

Деловая игра.

5.

2.

Выбор темы исследования. Его актуальность и востребованность. Постановка целей и задач учебного исследования.

Учиться находить актуальные темы для исследования.

Практикум.

6.

3.

План работы над учебным исследованием. Отбор методов исследования, их соответствие целям и задачам исследования.

Уметь ставить задачи по теме учебного исследования.

Индивидуальная и групповая работа.

7.

4.

Объект, предмет и гипотеза исследования.

Развивать коммуникативные качества.

Защита проектов

8.

5.

Виды информационных источников учебного исследования.

Учиться работать с информационными источниками.

Работа с библиотечным каталогом и ИКТ

9.

6.

Использование информационных коммуникационных технологий. Справочный аппарат книги, использование Microsoft Office/

Определять место и роль ИКТ.

Работа с использованием ИТ, сайтов сети Интернет.

10.

7.

Анализ первоисточников по проблеме исследования.

Анализировать и накапливать информацию по теме исследования.

Индивидуально-групповая работа.

11.

8.

Составление библиографического списка по теме исследования.

Составлять список используемых источников.

Отчёт микрогрупп.

III. Подведение итогов учебного исследования. 6 ч.

12.

1.

Оформление теоретической главы исследования.

Описывать учебное исследование.

Семинар.

13.

2.

Способы представления экспериментальных результатов исследования: цифровая информация с использованием графиков, анимации, звуков.

Разнообразить представляемые результаты исследования.

Работа с различными компьютерными программами

14.

3.

Сценарий презентации и его разработка.

Создавать презентацию по результатам исследования.

Защита проектов

15.

4.

Результаты исследования. Обоснование полученных результатов. Заключение.

Анализировать полученные результаты.

Промежуточная защита проектов

16.

5.

Выступление. Подача информации.

Проводить презентацию.

Презентация проекта

17.

6.

Составление тезисов, конспектов и докладов для защиты учебного исследовательского проекта.

Составлять сжатую информацию для представления результатов.

Защита учебного исследования.





Литература:

  1. Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаём. М. 1985.

  2. Детская энциклопедия. В12т. М. 1971.

  3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся. М.1990.

  4. Комарова В.Н. Путь к тайне: Беседы со старшеклассниками. М.1990.

  5. Барикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. М.,2000.

  6. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. М., 2008.

  7. Microsoft. Учебные проекты с использованием Microsoft Offise. М. 2007.

  8. Муравьёв А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум. Санкт-Петербур. 2003.

  9. Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье и окружающая среда. Элективный курс. Санкт-Петербург. 2006.

  10. Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии. М.2005.

урока

Урока по теме


Тема занятия



Дата

Примечание

I. Научное познание и научная деятельность

в современном мире.

3ч.

1.

Образование и наука. Значение образования в жизни человека.

Диагностика.

2.

2.

Каким должно быть учебное исследование.

Интернет - экскурсия.

3.

3.

Метод и его роль в научном познании.

Круглый стол.

II. Учебно-исследовательская работа. 8ч.

4.

1.

Учебно-исследовательская работа. Её структура, содержание, этапы работы.

Деловая игра.

5.

2.

Выбор темы исследования. Его актуальность и востребованность. Постановка целей и задач учебного исследования.

Практикум.

6.

3.

План работы над учебным исследованием. Отбор методов исследования, их соответствие целям и задачам исследования.

Индивидуальная и групповая работа.

7.

4.

Объект, предмет и гипотеза исследования.

Защита проектов

8.

5.

Виды информационных источников учебного исследования.

Работа с библиотечным каталогом и ИКТ

9.

6.

Использование информационных коммуникационных технологий. Справочный аппарат книги, использование Microsoft Office/

Работа с использованием ИТ, сайтов сети Интернет.

10.

7.

Анализ первоисточников по проблеме исследования.

Индивидуально-групповая работа.

11.

8.

Составление библиографического списка по теме исследования.

Отчёт микрогрупп.

III. Подведение итогов учебного исследования. 6 ч.

12.

1.

Оформление теоретической главы исследования.

Семинар.

13.

2.

Способы представления экспериментальных результатов исследования: цифровая информация с использованием графиков, анимации, звуков.

Работа с различными компьютерными программами

14.

3.

Сценарий презентации и его разработка.

Защита проектов

15.

4.

Результаты исследования. Обоснование полученных результатов. Заключение.

Промежуточная защита проектов

16.

5.

Выступление. Подача информации.

Презентация проекта

17.

6.

Составление тезисов, конспектов и докладов для защиты учебного исследовательского проекта.

Защита учебного исследования.


© 2010-2022