План-конспект урока биологии на темуБактерии: строение и жизнедеятельность (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 19 биология, 5 класс

Тема "Бактерии: строение и жизнедеятельность".

Цели урока:

Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ - бактериях; показать многообразие форм бактерий, особенности их строения, распространения и роли в природе и жизни человека.

Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.

Формировать УУД.

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сериации, объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.

Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты

Ресурсы: учебник, иллюстрации "Разнообразие форм бактерий", презентация "Бактерии: строение и жизнедеятельность"; нарисованная на листе формата А3 мишень с четырьмя секторами "Моё настроение", "Моя деятельность", "Работа в группе", "Деятельность учителя".

Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).

I. Актуализация знаний (5 мин).

Вспомните

На какие царства организмов делят живой мир?

У каких организмов тело не состоит из клеток?

Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека?

II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин).

Учитель организует работу учащихся на уроке, предлагает учащимся вспомнить известные сведения о бактериях.

III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин).

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит цели (проблему):

почему бактерии широко распространены на Земле и выживают в неблагоприятных условиях?

IV. Изучение нового материала (20 мин).

1. Общая характеристика бактерий.

Учитель организует работу в группах по изучению бактерий, обращается с вопросами:

Кто такие бактерии? Можно ли увидеть бактерии? (1 группа)

Каковы формы и размеры форм бактерий? (2 группа)

Какая наука изучает микроорганизмы? (3 группа)

Для ответов на поставленные вопросы предлагает учащимся проанализировать текст учебника стр.15, 32, 44 - 45 и дать определение бактериям и науки, изучающей бактерии.

В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя записывают определения в тетради.

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме.

Бактериология - раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.



2. Строение бактериальной клетки.

Учитель демонстрирует учащимся таблицу "Бактерии", предлагает проанализировать текст с. 44, рисунок 2.11 "Строение бактерии".

Затем учитель предлагает учащимся зарисовать рисунок бактериальной клетки в тетради и подписать

План-конспект урока биологии на темуБактерии: строение и жизнедеятельность (5 класс)

Далее учитель просит учащихся сформулировать понятия «прокариоты» и «эукариоты».

К какой группе относятся бактерии?

3. Распространение бактерий и их роль в природе и жизни человека

Учитель обращается к учащимся с вопросами:

Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды? (1 группа)

Какова роль бактерий в природе? (2 группа)

Какое значение имеют бактерии в жизни человека? (3 группа)

Учащиеся находят сведения по учебнику с.45, учитель дополняет их выступления

Затем учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку.

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту сесть опять.

V. Закрепление нового материала (5 мин).

Учащиеся работают в группах и выполняют интерактивные задания

"Составление схемы строения бактериальной клетки", (2 группа)

"Формы бактериальных клеток", (3 группа)

"Роль бактерий в природе " (1 группа)

VI. Контролирующее задание (5 мин).

Учащиеся работают индивидуально, выполняя тестовые задания

Часть А

1. Клетки бактерий отличаются от клеток других организмов тем, что не имеют:

а) оболочки б) жгутиков в) ядра г)цитоплазмы

2. Бактерии - очень древние организмы, так как они:

а) маленькие по размеру б) одноклеточные

в) появились на Земле 3,5 млрд. лет назад г) имеют форму палочки

3. В неблагоприятных условиях бактерии превращаются в:

а) кокки б) споры в) почки г) половые клетки

4. Превращают остатки мертвых организмов в перегной:

а) почвенные бактерии б) кисломолочные бактерии в) болезнетворные бактерии

5. Йогурт, кефир, творог люди получают с помощью:

а) гнилостных бактерий б) кисломолочных бактерий в) дрожжей

6. Бактерии могут вызывать заболевание:

а) грипп б) туберкулёз в)сердечную недостаточность


Часть В:

Выберите 3 правильных утверждения из 6:

1. Основной признак бактериальной клетки - нет сформированного ядро

2. Бактерии не могут передвигаться с помощью жгутика.

3. Все бактерии имеют палочковидную форму.

4. В неблагоприятных условиях бактерии активны быстро растут.

5. Деятельность древних бактерий привела к образованию нефти.

6. Спора - это толстая оболочка, которая образуется у бактерий при неблагоприятных условиях жизни.

Часть С:

Перечислите правила гигиены, которые нужно соблюдать, чтобы не заразиться бактериальными заболеваниями?

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).

Учитель предлагает учащимся оценить деятельность на уроке, используя технологию "Рефлексивная мишень". Учащиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора "Моё настроение", "Моя деятельность", "Работа в группе", "Деятельность учителя", в которых отмечены параметры оценки. Каждый участник педагогического взаимодействия "стреляет" четыре раза в мишень, делая отметку маркером или стикером в зависимости от оценки действия. Мишень вывешивается и комментируется учителем].

VIII. Домашнее задание (2 мин).

Изучить текст § 16, ответить на вопросы параграфа.

По выбору:

- подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: "Клубеньковые бактерии", "Цианобактерии", "Молочнокислые бактерии", "Болезнетворные бактерии";




© 2010-2022