Социальные проекты. Опыт работы

  Социальный  проект  -  это  программа  реальных  действий, в основе  которых  лежит  актуальная  социальная  проблема, требующая  разрешения. Ее  реализация   будет  способствовать улучшению  социальной  ситуации  к  конкретном регионе, социуме. Это  один  из  способов  участия  в  общественной  жизни  путем  практического  решения  насущных  социальных  проблем.     Социальные  проекты  развивают  способность  принимать  участие в  поиске  решения  социально  значимых  проблем,  относящихся к...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зонова Н.Б. - учитель биологии МОУ СОШ № 22

г.Сургута, высшая квалификационная категория


СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ.

Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в начале нынешнего столетия в США. Его называли так же методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюри, а так же его учеником В.Х. Клипатриком. Дж. Дьюри предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Конечно, со временем первоначальная идея претерпела некоторую эволюцию, но суть её остаётся прежней - стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Метод проектов, на мой взгляд, нашёл широкое применение во всех предметах школьного курса, так как это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, парной), направленный на решение определённой проблемы/задачи. Он направлен на умение применять полученные знания для решения практических и познавательных задач, и как результат - новое знание.

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для появления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Поэтому, при использовании метода проектов, необходимо придерживаться следующей последовательности действий:

  1. выбор учебной темы (раздела) возможной для изучения исследовательским методом;

  2. выбор типа проекта, количества участников (если проект выбран по программе

предмета, то участвовать должны все), время проведения и длительность;

3) внесение учебного проекта в учебный план;

4) продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в

рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются

учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации,

способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.).

Возможна «мозговая атака» с последующим коллективным

обсуждением «круглый стол»;

5) определение целей и задач учебного проекта, вытекающих из

выдвинутых учащимися проблем;

  1. распределение задач по группам (в соответствии с интересами и

индивидуальными возможностями), обсуждение возможных методов

исследования, источников поиска информации, творческих решений;

  1. самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным

или групповым исследовательским, творческим задачам;

  1. промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках

или на дополнительных занятиях), корректировка промежуточных

результатов. На этом этапе учитель - независимый консультант (не

подсказать, а направить);

9) защита проектов (презентации, творческие отчёты, и др);

10) коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.

Пятибалльной системы для оценки не всегда достаточно, часто бывает

необходимо отдельно оценить полученный результат, защиту проекта

(доказательность выводов, умение аргументировать, умение отвечать

на вопросы) и оформление, а иногда индивидуальную работу в группе,

в зависимости от возможности ученика.

Как показывает опыт работы, метод проектов даёт ученику не только новое знание, полученное самостоятельно исследовательским, опытным путём, но и:

  • позволяет удовлетворять собственные интересы;

  • позволяет решать значимые личностные проблемы;

  • формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми;

  • способствует повышению мотивации к учению;

  • способствует решению учебных затруднений;

  • стимулирует личностный рост, способствует развитию индивидуальности;

  • даёт опыт исследовательской работы;

  • умение отвечать за результат;

  • умение делать выводы;

  • умение работать с информацией;

  • и многое другое.

Даже не удачно выполненный проект также имеет большое положительное значение. Понимание ошибок создаёт мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию.

Внедрение в процесс метода экологических проектов создает инновационно-развивающую среду, что предполагает экологическую мотивацию учебной деятельности и проблемно-креативную направленность, приобретение школьниками экологических знаний и навыков самостоятельной работы, нового опыта экологического поиска, ориентацию на обеспечение благополучия экологической среды.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, технологии проектирования и механизмов реализации проекта (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности и организация деятельности проекта) и рефлексия

Существуют различные виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческие (игровые), информационные и практико-ориентированные. Большинство проектов являются социально значимыми, так как направлены на решение (поиск решения) общественных проблем. Основная цель любого проекта: создание условий для формирования у школьников экологических компетенций и экологической культуры, как составляющих гражданского становления личности.

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которых лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации к конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Социальные проекты развивают способность принимать участие в поиске решения социально значимых проблем, относящихся к защите окружающей среды, брать на себя экологическую ответственность, умение регулировать конфликты между насущными социальными нуждами и экологической целесообразностью.

Каждый год в нашей школе объявляется тема экологического проекта, с учетом проблемы, близкой пониманию и волнующей подростков в личном плане, социальном, коллективном и плане взаимоотношений. Принять участие в разработке проекта могут ребята разных возрастов. Главное - получаемый результат должен быть социально и практически значимым. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся реализовать свой замысел и презентовать свою работу перед сверстниками, родителями, педагогами, перед общественной аудиторией.

Дополнительное экологическое образование в нашем учебном заведении осуществляется на основе авторской образовательной программы кружка «Юный эколог». Программа имеет внешнюю рецензию, но в настоящее время не сертифицирована, так как в проходит апробацию.

Программа «Юный эколог» решает следующие задачи :

  • сформировать активную жизненную позицию учащихся по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих;

  • повысить общую экологическую культуру школьников путем реализации социально-значимых экологических проектов;

  • на основе использования краеведческих знаний воспитывать любовь к окружающей природе, своей малой Родине, к своей Стране;

  • путем вовлечения учащихся в научно-исследовательскую, природоохранную, туристско-экологическую деятельность сформировать социально-зрелую, экологически грамотную, ведущую здоровый образ жизни личность каждого выпускника школы.

Таким образом, дополнительное образование может предоставить возможности для обучения «об» окружающей среде, «в» окружающей среде, «через» окружающую среду и в «целях» защиты окружающей среды.

При организации экологической работы в школе, мы используем различные формы:
1. исследовательские (составление экологического паспорта школы, выпуск экологического бюллетеня, изучение состава воздуха, состояния воды, почвы и др.);
2. конкурсные (выставки плакатов, рисунков, «Лесной газеты», проведение экологических олимпиад и др.);
3. игровые ( «эко - случай», «эко - казино», «эко - бумеранг» и др.);
4. познавательные (уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», анализ научной литературы, дебаты, экскурсии, походы и др.);
5. продуктивные ( акции: посадка цветов, деревьев, озеленение школьных рекреаций ).

Помимо общетеоретической подготовки, основное место в данной программе отводится реализации индивидуальных и коллективно-групповых проектов научно-исследовательского, природоохранного и социально-экологического характера.

В практике работы наших кружковцев были выполнены групповые краеведческие проекты: «Мусор в городе», «Жизнь бумаги», «Редкие растения и животные ХМАО», «Продли жизнь елочке" и др.. Среди них есть конкурентно- и жизнеспособные :

  1. «Природно-ландшафтный досуговый центр п.Дорожный» (3 место на городском конкурсе социальных проектов, 2008г.)

Проект нацелен на создание природно-ландшафтного досугового центра для молодежи и населения п.Дорожный. Для реализации этого проекта ребята нашли социальных партнеров и обратили внимание местных властей и общественность на создавшуюся проблему поселка Дорожный - отсутствие мест отдыха для молодежи и детей. Результатом этого проекта было выделение Депутатом Тюменской областной думы Дубровиным С.В. материальных средств на благоустройство школьной территории.

  1. «Чистая вода» ( городской конкурс социальных проектов, поощрительный диплом, 2010г.). Проект направлен на формирование культуры потребления питьевой воды для сохранения здоровья и охраны природных богатств.

Концепцию этой работы дети сформулировали так : «Любой человек, будь то депутат Государственной Думы или ученик средней школы, может изменить экологическую обстановку - если каждый будет крепко закручивать кран, это позволит сэкономить запасы пресной воды».

В 2009 учебном году было проведен опрос среди учащихся 7-11 классов нашей школы. 89% ребят ответили, что работа с проектами им интересна, а 74 % - высказали желание создать свой социальный проект. Эти результаты подтвердили правильно выбранный метод для реализации программы «Юный эколог».

В какой бы образовательной области мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы - формирование и воспитание личности на уровне компетентностей.

Кроме того, в наше время, умения пользоваться методом проекта - это своеобразный показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эту методику относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, формирование у учащихся умения адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального образовательной общества.

Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предусматривает, что «в современной школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности»

Миссия школьного образования теперь заключается не только в том, чтобы дать специальные знания школьникам, но и в том, чтобы воспитать сознательного граждан, которые смогут жить и работать в современном обществе, которое становится все более экологически ориентированным.

Таким образом, программно-целевой подход к организации экологического воспитания, в условиях дополнительного образования, использование современной проектной технологии, обеспечивает оптимизацию учебно-воспитательного процесса в школе.


Библиографический список

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Пр-271, 04.02.2010г.)

2. Ермолаева Т.И., Дополнительная образовательная программа в системе дополнительного образования детей: Методические рекомендации. - Самара 2004. - 44с.

3.Коннов В.Н., Дополнительная образовательная программа биолого-экологического кружка «Мир вокруг нас». - Челно-Вершины, 2005. - 25 с

4. Intel «Обучение для будущего» редакция Е.Н. Ястребцевой, Я.С. Быховского. М.: «Русская редакция», 2003.-368с.

5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат - М., 2000.


.


© 2010-2022