Урок по теме «Общая характеристика типа моллюски»

 Урок по теме « Общая характеристика  типа  моллюски».  Цели урока: Образовательные1Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием. 2Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие. Воспитательные: 1Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе. Развивающие: 1Умение применять информационные технологии. 2Умение сравнить биологические объекты. 3Умение набл...
Раздел Биология
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме « Общая характеристика типа моллюски».

Цели урока: Образовательные
1Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

2Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

Воспитательные:

1Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
Развивающие:

1Умение применять информационные технологии.

2Умение сравнить биологические объекты.

3Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.

Оборудование:

Презентация "Тип Моллюски"

Набор раковин моллюсков (на каждую парту)

Компьютеры, мультимедийный проектор.

Экран.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I Организационный этап.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

II. Актуализация знаний.

На последнем уроке мы с вами познакомились с представителями типа Кольчатые черви. И сейчас мы выясним, как вы усвоили эту тему в тестовой форме. Работа состоит из 2 вариантов, в каждом варианте по 5 вопросов, вы выбираете один правильный ответ. Работа на 5 минут..
3.Изучение нового материала. Вступительное слово учителя Демонстрация слайдов №1, №2.

I.Общая характеристика Моллюсков. Запись в тетрадях.
1. Несегментированное тело

2. Вторичная полость

3. Тело - голова (ротовое отверстие, щупальца, глаза) + туловище (образует мантию) + нога

4. Мантийная полость находится между туловищем и мантией
5. Раковина - 3 слоя: роговой, известковый, перламутровый. Раковина - цельная и двустворчатая.

6. Произошли от кольчатых червей

7.ротовое отверстие + глотка (тёрка и слюнные железы с ядом(у хищников) +пищевод + желудок + печень + кишка + анальное отверстие.

8.Дыхание - жабры у водных или легкие у наземных

9.Кровеносная система - незамкнутая, есть сердце (3 отдела).

10.Органы выделения - почки

11.Нервная система - узловой тип.

12.Размножение - раздельнополые и гермафродиты.

13.Оплодотворение - наружное или внутреннее Слайд №3 и №4.

Знакомство с внешним строением моллюсков. Тело большинства видов полностью или частично покрыто раковиной.

Раковина состоит из трех слоев:

  1. рогового (наружного),

  2. фарфорового,

  3. перламутрового (внутреннего).

Многие раковины имеют причудливые формы, различаются по окраске и строению.

Я вам принесла посмотреть коллекцию раковин. Давайте вместе посмотрим.

Под раковиной находится кожная складка - мантия. Края мантии плотно прилегают к раковине и выделяют вещества, из которых она образуется. Между мантией и телом образуется полость, называемая мантийной. Слайд №8.
Внутреннее строение моллюсков:
Слайд №9. Затем ученики вместе с учителем знакомятся с пищеварительной, кровеносной и нервной системами Соответственно по слаидам № 10, 11,12
. Дыхательная: Моллюски, живущие в воде, дышат жабрами, а наземные - мешкообразными легкими.

Кровеносная: незамкнутая, есть сердце, состоящее из 2 камер: желудочка и предсердия, и сосуды.

Нервная: три пары нервных узлов с отходящими нервами.

Выделительная: почки (одна или две).

Пищеварительная: ротовая полость со слюнными железами - глотка - пищевод-желудок - печень-кишка

III.Закрепление.

А сейчас мы закрепим с вами полученные знания, выполнив практическую работу:

Практическая работа: «Особенности строения раковин моллюсков»

1. Рассмотрите раковину
а) определите её форму, окраску;
б) найдите вершину раковины и отверстие - устье;
в) сосчитайте число оборотов раковины;
г) попробуйте определить прочность раковины.
Далее учащиеся работают со слайдом №16 .Называют по очереди все органы и системы моллюсков, используя рисунок учебника.
Далее по слайду №17 проверяем знания учащихся .Они в тетрадях отвечают Да или нет. Взаимопроверка.
«Верю- не верю»
1. Моллюски обитают в различных водоемах и на суше.

2. Раковина состоит из рогоподобного вещества.

3. Тело моллюсков покрыто мантией.

4. Кровеносная система отсутствует.

5. Нервная система лестничного типа.

6. Тело прудовика состоит из ноги, туловища и головы.
7. Все моллюски имеют раковину. Проверка Слайд №18.
Выставление оценок.
Домашнее задание с.134-136.Рис с.137 в тетради.

© 2010-2022