НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ЭКОПОЛИС»

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках проекта «ЭКОПОЛИС»

Основным условием формирования экологической культуры является система теоретических и практических видов деятельности школьников. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность возможно лишь при условии сочетания различных форм организации образовательного процесса: уроков, лекций, семинаров, массовых мероприятий, экологических практикумов, экологических лагерей.

Разные виды деятельности, выполняя разные функции в экологическом образовании, дополняют друг друга: учебная деятельность способствует освоению теории и практики взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного, целевого и вероятностного мышления в области экологии, игровая деятельность формирует опыт принятия экологически целесообразных решений и развивает понимание многоаспектности решений экологических проблем, научно-практическая деятельность способствует приобретению опыта принятия экологических решений, формирует реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем.

По признанию ученых, интеллектуальная, учебная деятельность является ведущей в формировании знаний и отношений, она является средством общетрудового и умственного воспитания учащихся. Теоретические, познавательные виды деятельности формируют навыки постановки цели деятельности, выбора средств ее достижения, развивают самостоятельность в ходе работы и позволяют правильно оценить результаты. Эти виды деятельности определяют успех в практическом труде.

Реальная практическая деятельность учащихся по решению местных экологических проблем, освоение норм и правил отношения к природе является, с одной стороны, необходимым условием успешности экологического образования и воспитания на любом отрезке этого процесса, а с другой - выступает как завершающий этап формирования экологических отношений и как критерий их адекватной сформированности.

Практическое участие школьников в научно-исследовательской работе по изучению и инвентаризации природных богатств, оценке их состояния и охране обеспечивает формирование умений соотнесения практических задач охраны природы со своими возможностями-знаниями и умениями; планирования и реализации коллективного выполнения работ; оценки планируемых и реальных результатов их деятельности.

Темы научных исследований обсуждаются на заседании НОУ. Первые навыки исследовательской работы наши ученики получают во время практикумов, в экологических лагерях, во время экспедиций и выполнения работ по различным проектам. Для выполнения берутся темы НИР с учетом их практической значимости и реальных условий выполнения. Например, в 2011-2016 учебном году основными направлениями являются исследования экологического состояния школы и влияние различных факторов на здоровье человека. Результаты этих исследований будут включены в экологический паспорт школы. Также проводятся исследования состояния окружающей среды в районе расположения школы.

Результаты исследований оформляются в соответствии с требованиями к научным отчетам или печатным статьям. Тем самым учащиеся приучаются к культуре научно-исследовательской деятельности. Научным продуктом исследований являются олимпиадные работы, печатные статьи в научных сборниках, журналах, доклады на ежегодных школьных конференциях. Научно-исследовательская деятельность учащихся не оставила равнодушными и педагогов. Все большее их число проникается идеями учащихся, и они также отражают свою деятельность в печатных работах. За последние годы было опубликовано 2 статьи.

Помимо чисто научной деятельности члены ШНОУ проводят большую просветительскую работу: они готовят лекции и беседы, проводят экологические игры в школе, выступают на родительских собраниях, во время работы летнего экологического лагеря проводят экскурсии по микрозаповеднику, занимаются с младшими школьниками, организуют занятия по практической экологии. Проводя экологическую игру «Познай природу и себя», члены НОУ готовят вопросы и ответы по экологии, биологии, природоведению, географии, химии, физике. Эта игра стала традиционной в нашей школе для разных возрастных групп. В ней участвуют более 300 учащихся. Таким образом, в игровой форме закрепляются их знания, расширяется кругозор, повышается творческий потенциал.

Работа в ШНОУ приносит свои плоды. Они отражаются в творческих и олимпиадных работах.

Результаты




При организации учебного процесса соблюдаются известные принципы экологического образования: непрерывность, доступность, преемственность. Ежегодно в конце учебного года проводится подведение итогов по выполнению программы годового плана, который полностью соответствует перспективному плану и программе эксперимента. Накопленный опыт позволяет расширить рамки эксперимента, перенести его на другие образовательные учреждения. Двери школы всегда открыты для посетителей и мы охотно делимся своими разработками и опытом. У школы выработалась система взаимосвязи с различными организациями и учреждениями, такое общение взаимно обогащает.

Продолжается обмен опытом в рамках проекта «Экологическое содружество». Так, в ноябре 2000 года школа принимала участие во 2-ом Российском научно-методическом семинаре «Теория и практика экологического мониторинга в деятельности образовательных учреждений»; в мае 2001 года - в круглом столе «Сотрудничество государственных структур, неправительственных организаций и бизнеса: возможности и перспективы. Целенаправленно ведется работа с родителями. Выступление лекторской группы ШНОУ, экологической агитбригады «ЭКИПАЖ», выступление специалистов экологов на родительских собраниях, освещение деятельности школы через местную печать, радио и телевидение вовлекает родителей в общую систему экологического образования. Родители осознают важность и необходимость экологического образования, о чем свидетельствуют анкетирование и опрос.

Пятилетний эксперимент по внедрению экологического образования и воспитания в практику работы нашей школы завершается успешно. По решению Экспертного Совета школа рекомендована в качестве опорной по экологическому направлению на базе созданного ОДОО «Ильинское отделение «Школа будущего» МАН «Интеллект будущего». Это накладывает дополнительную ответственность на педагогический коллектив.

Таким образом, включение школьников в посильную научно-исследовательскую деятельность развивает у них аналитическое мышление, расширяет их жизненный кругозор, учит сотрудничеству, готовит их к осознанному выбору дела жизни на основе профильного обучения.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ЭКОПОЛИС»

Схема. Структура «ЭКОШа»

Совет председателей или Актив объединяет командиров экологических отрядов, которые тоже выбираются голосованием на сборе отряда. Сбор Актива проходит раз в 2 недели. На сборах выдаются задания различного характера для экологических отрядов, оказывается необходимая помощь в их выполнении. Прежде всего, это подготовка к разнообразным экологическим акциям: акция «Не бросайте мусор», операция «Елочка», операция «Птичья столовая» и т.д., к которым ребята готовят листовки, придумывают газеты, призывы, изготовляют кормушки, заготавливают семена и т.д. Также ребята участвуют в различных конкурсах: поделок из природного материала, новогодних игрушек и костюмов из бытовых отходов и т.д., а также они получают задания, которые выполняют в отрядах: выставка рисунков и рассказов ко «дню защиты животных», оформление отрядных уголков и т.д.

Проводится учеба командиров и других членов Актива: корреспондентов, редколлегии и др. членов экологических отрядов. Учеба проводится один раз в месяц на различные темы: «Как написать статью», «Планирование работы в отряде. Поручение в отряде», «Как провести новогодний огонек» и т.д. На сборе составляется план работы на год. Командиры в свою очередь доносят необходимую информацию до членов экологических отрядов на сборе отрядов. Здесь же решаются все организационные вопросы по выполнению заданий и по составлению отчета о выполненной работе. Каждый отряд имеет свое название, девиз, эмблему, свой Актив.

Организация имеет свой пресс-центр, который выпускает стенгазету «Новости экологических отрядов», а также радиостудию, выходящего в школьный эфир 2 раза в месяц. Торжественные сборы организации проходят с участием горниста, барабанщиков и знаменной группы.

Есть в экологической организации и особенный отряд «Экипаж». Его особенность в том, что в этот отряд входят ребята разных возрастов, от 5 до 11 классов, всего 16 человек. А объединяет их театральная деятельность. Этот отряд готовит концертные номера на экологические темы и является пропагандистом здорового образа жизни в веселой музыкально-юмористической форме. Руководит этой агидбригадой М. В. Ташлыкова.

В начальной школе действует отряд «Эколята», которым руководит Тукачёва В. М.

Вся работа организации строится согласно утвержденному годовому плану с учетом Международных экологических акций.

Цель работы экологической организации школы - нравственное воспитание учащихся через практический научный труд и радость коллективного творчества, воспитание культуры чувств у подрастающего поколения. И работа в экологической организации побуждает ребят к самовыражению, позволяет многим учащимся найти применение своим талантам и возможностям в детском коллективе.



© 2010-2022