УРОВНИ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ

Урок на тему"Уровни эволюционного процесса" построен с применением   электронных образовательных ресурсов. Используя  электронный образовательный ресурс «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collection.edu.ru. строится урок,заполняется таблица  , работа идет в малых группах.После обсуждения, изучения понятий: макроэволюция,микроэволюция, видообразование, заполняется таблица..Параллельно составляется синкан. .В конце урока формулируются и обсуждаются выводы урока. д...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОВНИ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ.УРОВНИ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ.УРОВНИ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ.УРОВНИ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ.УРОВНИ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ.УРОВНИ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ.УРОВНИ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ.УРОВНИ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ.Уровни эволюционного процесса.

Цели:

обучающие - изучить главные направления эволюции органического мира; рассмотреть соотношение между главными путями эволюции; создать условия для осознания и осмысления определенного блока знаний по изучаемой теме; сформировать знания об основных направлениях эволюции; способствовать пониманию и установлению причинно-следственных связей между разнообразием органического мира и закономерностями эволюционного процесса.

развивающие - развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда; развивать умения выделять в изучаемом материале главное, переводить текстовую информацию в таблицу; продолжить формирование коммуникативных навыков и компетенций: умений эффективно организовывать самостоятельную деятельность; работать в информационном пространстве, отбирая информацию в соответствии с темой; навыков презентации результатов деятельности с использованием информационных технологий, рефлексии и самообразования.

воспитательные - воспитывать интерес к урокам биологии, формировать научное мировоззрение.

Методическая цель: формирование творческого мышления и познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через внедрение элементов технологий развивающего обучения и ЭОР.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения: частично-поисковый.

Межпредметные связи: биология, экология, география.

Основные термины и понятия: макроэволюция, микроэволюция, видообразование, конвергенция, дивергенция, параллелизм.

Учебно-методическое обеспечение: учебник "Общая биология" 10-11 класс Л.Н.Сухоруковой, презентация по теме: "Главные направления эволюции органического мира", «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - school-collection.edu.ru

Материально-техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, ноутбук, проектор, экран, рабочие места обучающихся.

Ход урока

Этапы процесса модерации, время

Деятельность модератора (учителя)

Деятельность учащихся

I этап.

Создание свободной и доверительной атмосферы (5 минут).

Приветствие.

Предлагает ученикам по очереди назвать черты характера, позволяющие человеку добиться успехов в жизни.

Учащиеся рассаживаются по кругу.

Ответы: добросовестность, честность, компетентность, любознательность, чувство долга,

Обращает внимание учащихся на то, что именно эти качества

понадобятся им сегодня на уроке.

Предлагает учащимся бумажные квадратики четырех цветов и просит каждого выбрать себе цвет, соответствующий его настроению.

Рекомендует создать рабочие группы по определенным цветам.

стремление, трудолюбие, старательность, доброта, деловитость и др.

Слушают.

Выбирают карточки соответствующего цвета.

Формируют группы по цвету квадратиков и рассаживаются за столы.

II этап.

Проверка домашнего задания. (6 минут).

Конвертирование. Приложение1

Обсуждения вопросов в группе и их озвучивание на аудиторию.

III этап.

Определение и формулировка темы обсуждения

(10 минуты)

Использование ЭОР. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - school-collection.edu.ru

Демонстрирует слайд, иллюстрирующий тему, эпиграф, проблему урока: «Макроэволюционные процессы приводят к образованию надвидовых таксонов. Какие основные эволюционные явления происходят на микроэволюционном уровне, процессах видообразования?»

Обращает внимание каждого участника группы на значимость проблемы для него лично, на участии каждого в разрешении проблемы.

Составление синкана (микроэволюция ,видообразование, макроэволюция)

Приложение 2,3,4

Записывают в тетради тему урока и проблему.

Совместно с учителем определяется Целепо лагание урока.

Заполнени е таблицы «Сравнительная характеристика разных уровней эволюционного процесса»

IV этап.

Обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов

Работа в группах по выполнению заданий - 15 мин.

Дискуссии в малых группах по проблеме урока с последующим озвучиванием проблемы перед классом.

Знакомит группы с пошаговым планированием и организацией работы по выполнению задания.

Регламентирует выполнение заданий.

Консультирует по составлению презентации результатов работы (презентация может быть выполнена в различных вариантах: в электронном виде, на доске, в виде плаката).

Каждой группе предоставляется 5 минут на обсуждение и озвучивание проблемы.

.

Знакомятся с заданиями, составляют алгоритм выполнения.

Используя предоставленное оборудование, учебники и интерактивный курс для школьников (Биология , 10-11 кл.), учащиеся совместно выполняют задания, оговоренные в инструктивной карточке, составляют презентацию результатов работы.

После обсуждения вопросов в группе происходит их озвучивание на аудиторию.

V этап. Обобщение и конкретизация результатов работы (5 минут).

Обобщая изученный материал, предлагает учащимся в качестве закрепления материала прочитать схему «Пути макроэволюции» и скопировать ее в тетрадь . Приложение 5

Озвучивают изображенную на доске схему, копируют ее в тетрадь.

VI этап. Подведение итогов работы. Рефлексия (4 минуты).

Задает вопросы учащимся:

«Чего мы достигли?»,

«Как прошла совместная работа?»

Подводя итоги работы, отмечает вклад каждой группы в решение проблемы, выдвинутой в начале урока. Отмечает работу наиболее активных учащихся. Приложение 6

Домашнее задание:

повторить п.2.1 (учебник - автор Л.Н.Сухорукова.); материал по записям в тетради;

используя дополнительные источники, подготовить презентацию, составить кроссворд, синквейн, сообщение по изученной теме (по выбору).

Свободный обмен мнениями и впечатлениями о рабочем процессе урока, удовлетворенности полученным результатом и отношениями сотрудничества.

Заполнение каждым учащимся рефлексивной карточки.

Дополнительная литература

  1. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогичекое консультирование и супервизия: Монография/ М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, В.О.Букетов, С.Н.Горычева, А.Г.Ширин/ Под ред. М.Н.Певзнера, О.А.Зайченко. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002.

  2. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении/ Под ред.Б.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой и Л.И.Косовой.- СПб.: Изд -во «Полиграф

Приложение 1

Установите логические связи между терминами и их признаками. Естественный отбор.





  1. Исходный материал.

  2. Отбирающий фактор.

  3. Благоприятные признаки.

  4. Неблагоприятные признаки.

  5. Характер действия.

  6. Результат отбора.


  1. Новые виды.

  2. Уничтожаются в борьбе за существование.

  3. Творческий.

  4. Индивидуальные признаки организма.

  5. Остаются, накапливаются и передаются по наследству.

  6. Условия среды.

Пример ответа:

1-3

Установите логические связи между терминами и их признаками. Естественный отбор.





  1. Движущий отбор

  2. Стабилизирующий отбор.

  3. Разрывающий отбор.

  4. Поддерживает постоянство средней нормы реакции при постоянных условиях среды.

  5. Действует в нескольких направлениях одновременно и не способствует сохранению усредненных признаков.

  6. Поддерживает уклонения в изменяющихся условиях среды.

Пример ответа: 1-3

2-

Определите факторы, действующие в популяции.



  1. Наследственная изменчивость.

  2. Видовой фактор.

  3. Естественный отбор.

  4. Борьба за существование.

  5. Мутации.

  6. Дрейф генов.

  7. Волны жизни.

  8. Изоляция.

  9. Историчность.

Пример ответа: 1,2,3,….












Определите общие признаки вида.






  1. Наследственная изменчивость.

  2. Дискретность.

  3. Генетический.

  4. Численность.

  5. Целостность.

  6. Географический.

  7. Устойчивость.

  8. Движущий.

  9. Борьба за существование.

  10. Историчность.


  1. Пример ответа: 1,2,3,….

Установите логические связи между терминами и их признаками.











  1. Морфологический критерий.

  2. Физиологический критерий.

  3. Биохимический критерий.

  4. Экологический критерий.

  5. Географический критерий.



  1. Подобие в строение.

  2. Обитает в определенном ареале.

  3. Подобие в процессах жизнедеятельности.

  4. Особенность химического состава.

  5. Обитание в определенной экологической нише.

Пример ответа:

1-4

2-

3-

4-

5-





Установите различия.

ВИД-



ОСОБЬ-

1.

2.

1.Четыре лягушки травяные, восемь майских жуков, два дельфина белобочки.

Сколько видов, сколько особей?

2. Пять колорадских жуков, три таксы, семь индийских слонов.

Сколько видов, сколько особей?

Выведите определение вида, особи.

Приложение 2

ОСНОВНЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ТАКСОНЫ

РАСТЕНИЙ ЖИВОТНЫХ

ОТДЕЛ ТИП

КЛАСС КЛАСС

ПОРЯДОК ОТРЯД

СЕМЕЙСТВО СЕМЕЙСТВО

РОД РОД

ВИД ВИД


Приложение 3

«Сравнительная характеристика разных уровней эволюционного процесса»

Признаки

Микроэволюция

Видообразование

Макроэволюция

1. Определение



2. Единица эволюции

Популяция

(элементарная единица эволюции)

Микроэволюция действует беспрепятственно на процессы видообразования

Микроэволюция действует беспрепятственно на процессы видообразования и макроэволюционные процессы

3. Материал

Мутации

4. Факторы

Естественный отбор

Мутации, волны жизни, дрейф генов, изоляция

5. Характер

Обратимый

( обмен генами может привести к потере

отличий)

Необратимый

Необратимый

6.Продолжительность, лет

Десятки лет

Сотни или тысячи лет

Миллионы лет

7.Результаты,

что образуется?

Новые популяции вида

Новые виды

Новые надвидовые таксоны-тип, класс, отряд и др.

Приложение 4

Синкан для каждого уровня эволюционного процесса

1. Микроэволюция

  1. Это Уровень эволюции

  2. Действует в популяциях

  3. Изменяет генофонд популяции / образование новых популяций

  4. Изменение



  1. Видообразование

  2. Экологическое, географическое, иное

  3. необратимо протекает сотни, тысячи лет (необратимый эволюционный процесс)

  4. в процессе эволюции образуются новые виды

  5. образование видов



  1. Макроэволюция

  2. Это Уровень эволюции

  3. необратимо протекает миллионы лет

  4. Образуются надвидовые таксоны

  5. Изменение

.

Приложение 5

Способы макроэволюции - конвергенция, дивергенция, параллелизм.

Вспомним, что Дивергенция (расхождение признаков у родственных систематических групп, вследствие приспособления к разным условиям существования)

Схема

А2/ авсд/ А3/авдз/

А/авс/ А1/авд/

А\ав/

А, Конвергенция - морфологическая закономерность эволюции, при которой независимо развиваются подобные признаки разных систематических групп, вследствие приспособления к одинаковым условиям существования.

Схема

А2/ авде/ В2/мнде/

А1/авд/ В1/мнд/

А\ав/ В/мн/

Параллелизм (параллельное развитие признаков у родственных систематических группах).

Пример- превращение передних крыльев в надкрылья у разных видов насекомых

Приложение 6

ВЫВОДЫ:

Эволюционный процесс может быть разного уровня - масштабным по времени с образованием надвидовых групп (макроэволюция), относительно долговременным с образованием новых видов (видообразование), коротким с образованием новых популяций (микроэволюция).

Микроэволюция, видообразование, макроэволюция - взаимосвязанные уровни эволюционного процесса. Их признаки, механизмы действия выяснены, но последнее слово наука еще не сказала





© 2010-2022