Рабочая программа по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень): «Человек и его здоровье». Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. //«Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы». - М.: Вентана-Граф, 2010.

В соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана - Граф, 2011.

Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы: программа содержит сведения предусмотренные стандартом биологического образования, учебник к данной программе включает систему лабораторных и практических работ, которые можно выполнять обучающимся самостоятельно, большое внимание в программе уделяется развитию гигиенических навыков, формированию ключевых аспектов здорового образа жизни.

Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: согласно программе И.Н. Пономаревой все разделы общеобразовательной дисциплины биологии в основной школе изучаются следующим образом: в 7 классе - «Животные», в 8 классе - «Человек», в 9 классе - «Основы общей биологии». Это позволяет ученикам, оканчивающим основную школу, получить полное представление о важнейших закономерностях живой природы, о биологическом разнообразии и его ценности в жизни Земли и человека, о возможностях рационального использования природных ресурсов биосферы. Изучение биологии в 7- 9 классах построено с учетом развития основных биологических понятий, преемственно от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе.

Курс «Человек и его здоровье» изучают в течение одного учебного года в 8 классе. Данный курс имеет комплексный характер, включая основы различных наук и человеке: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, экологии, антропологии, гигиены, валеологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту обучающихся.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

1) Федерального Закона РФ «Об образовании» №273 -ФЗ от 29.12.2012 г.

2) Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.

3) Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного, общего и среднего (полного общего образования).

4) Примерной программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень): «Человек и его здоровье». Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. //«Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы». - М.: Вентана-Граф, 2010

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

Задачи раздела «Человек»

  • обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

1.обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 66 уроков;

2.продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий;

3.продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.

  • развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.

  • воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и КСО.

Планируемый уровень подготовки обучающихся: базовый.

Место курса биологии в учебном плане.

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «СОШ № 63 с УИП»

Данная программа рассчитана на 1 год - 8 класс.

Общее число учебных часов в 8 классе - 70 (2ч в неделю), в том числе лабораторных работ - 9, практических работ - 18, контрольных работ - 3.

Учебно-тематический план

Программа рассчитана на 66 часов; в неделю 2 часа; лабораторных работ - 9, практических работ - 18, контрольных работ - 3

Основные блоки (разделы)

Количество часов

1

Введение. Общий обзор строения организма

4

2

Опорно-двигательная система

6


3

Кровь. Кровеносная и лимфатическая системы

7


4

Дыхательная система

5


5

Пищеварительная система

5


6

Обмен веществ и энергии

3


7

Мочевыделительная система

2


8

Кожа.

3


9

Эндокринная система

2


10

Нервная система

5


11

Анализаторы и органы чувств

4


12

Поведение и психика

7


13

Индивидуальное развитие организма

5


14

Заключительные уроки

3

15

Контрольные работы

3

16

Резервное время

5

Всего

70


Календарно-тематическое планирование раздела «ЧЕЛОВЕК» (8 класс)

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Тип урока

Вид занятия

Измерители, виды и формы контроля


Применение ИКТ

Домашнее задание

Дата

план

Дата

факт

1.

«Введение: биологическая и социальная природа человека».

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Фронтальный устный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

Стр.3-5

1.09-5.09

Организм человека: общий обзор

4


1.

Науки об организме человека: анатомия, физиология и гигиена.

Место человека в живой природе

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Фронтальный устный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.1,2

1.09-5.09

2.

Клетка: химический состав, строение и жизнедеятельность.

Л/р № 1 «Действие фермента каталазы на пероксид водорода»

1

урок обобщения и систематизации знаний

Беседа. Лабораторная работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.3

7.09-12.09

3.

Ткани. Л/р №2 «Клетки и ткани под микроскопом»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Лабораторная работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.4

7.09-12.09

4.

Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция. П/р№1 «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс

П.5

14.09-19.09

Опорно-двигательная система

6


1.

Скелет: строение, состав и соединение костей. Л/р № 3-4 «Строение костной ткани. Состав костей»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Лабораторная работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.6

14.09-19.09

2.

Скелет головы и туловища

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.7

21.09-26.09

3.

Скелет конечностей

П/р №2 «Скелет конечностей»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.8

21.09-26.09

4.

Первая помощь при повреждениях скелета

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.9

28.09-3.10

5.

Мышцы. Работа мышц

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.10,11

28.09-3.10

6.

Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы П/р №3 «Проверяем правильность осанки. Есть ли у вас плоскостопие?»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.12,13

5.10-10.10

Кровь. Кровообращение

7


1.

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Л/р№5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Лабораторная работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.14

5.10-10.10

2.

Иммунитет

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.15

12.10-17.10

3.

Тканевая совместимость и переливание крови

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.16

12.10-17.10

4.

Строение и работа сердца. Круги кровообращения

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.17

19.10-24.10

5.

Движение лимфы и крови по сосудам. П/р № 4 «Кислородное голодание. Пульс и движение крови»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.18,19

19.10-24.10

6.

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов П/р №5 «Доказательства вреда курения»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.20

26.10-30.10

7.

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. ПМП при кровотечениях.

П/р № 6 «Функциональная сердечно - сосудистая проба»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.21,22

26.10-30.10

Контрольная работа №1 по теме: «ОДС. Кровь, Кровообращение»

1

Урок контроля и коррекции знаний

Письменное тестирование.

Сообщение «Значение дыхания. Органы дыхания»

9.11-14.11

Дыхание

5


1

Значение дыхания. Органы дыхания

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы.

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.23

9.11-14.11

2.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Л/р № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Лабораторная работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.24

16.11-21.11

3.

Дыхательные движения.

Л/р № 7 «Дыхательные движения»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Лабораторная работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.25

16.11-21.11

4.

Регуляция дыхания

П/р № 7 «Измерение обхвата грудной клетки»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.26

23.11-28.11

5.

Болезни органов дыхания. ПМП при поражении органов дыхания. П/р №8 «Определение запыленности воздуха в зимнее время»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентации к урокам, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диски по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.27,28

23.11-28.11

Пищеварение

5


1

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

П/р № 9 «Местоположение слюнных желёз»

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.29, 30

30.11-4.12

2

Зубы

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы.

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.31

30.11-4.12

3

Пищеварение в ротовой полости и желудке.

Л/р № 8 -9 «Действие ферментов слюны на крахмал»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Лабораторная работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.32

7.12-11.12

4

Пищеварение в кишечнике

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы.

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.33

7.12-11.12

5

Регуляция пищеварения.

Заболевания органов пищеварения

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы.

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.34,35

14.12-18.12

Обмен веществ и энергии

3


1

Обменные процессы в организме

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы.

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.36

14.12-18.12

2

Нормы питания.

П/р № 10 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.37

21.12-29.12

3

Витамины

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы.

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.38

21.12-29.12

Мочевыделительная система человека

2


1

Строение и функции почек.

Предупреждение заболеваний почек

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы.

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.39

11.01-16.01

2

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы.

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.40

11.01-16.01

Контрольная работа №2 по теме: «Дыхательная, пищеварительная и мочевыделительная системы»

1

Урок контроля и коррекции знаний

Письменное тестирование.

Сообщение «Значение кожи и её строение»

18.01-23.01

Кожа

3


1

Значение кожи и её строение

1

урок изучения нового материала Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.41

18.01-23.01

2

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

1

Рассказ с элементами беседы. урок изучения нового материала

Вопросы и задания Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.42

25.01-30.01

3

Закаливание. Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударах

1

Рассказ с элементами беседы. урок изучения нового материала

Вопросы и задания Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.43

25.01-30.01

Эндокринная система

2


1

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

1

урок изучения нового материала Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.44

1.02-6.02

2

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

1

Рассказ с элементами беседы. урок изучения нового материала

Вопросы и задания Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.45

1.02-6.02

Нервная система

5


1

Значение и строение нервной системы. П/р № 11 «Действие прямых и обратных связей»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.46

8.02-13.02

2

Автономный отдел нервной системы. .П/р №12 «Штриховое раздражение кожи»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.47

8.02-13.02

3

Нейрогуморальная регуляция

1

урок изучения нового материала Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.48

15.02-20.02

4

Спинной мозг

1

урок изучения нового материала Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.49

15.02-20.02

5

Головной мозг: строение и функции П/р №13 «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.50

22.02-27.02

Органы чувств. Анализаторы

5


1

Как действуют органы чувств и анализаторы

1

урок изучения нового материала Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.51

22.02-27.02

2

Орган зрения. .П/р № 14 «Сужение и расширение зрачка. Обнаружение слепого пятна».

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.52

29.02-5.03

3

Заболевания и повреждения глаз

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.53

29.02-5.03

4

Органы слуха и равновесия. П/р № 15 «Проверьте ваш вестибулярный аппарат»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.54

7.03-12.03

5

Органы осязания, обоняния и вкуса. П/р № 16 «Раздражение тактильных рецепторов»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.55

7.03-12.03

Поведение и психика

7


1

Врожденные формы поведения

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.56

14.03-19.03

2

Приобретенные формы поведения П/р № 17 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы. Практическая работа.

Вопросы и задания

Устный: текущий письменный

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.57

14.03-19.03

3

Закономерности работы головного мозга

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.58

21.03-25.03

4

Биологические ритмы. Сон и его значение

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.59

21.03-25.03

5

Особенности ВНД человека. Познавательные процессы

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.60

4.04-9.04

6

Воля и эмоции. Внимание»

П/р № 18 «Изучение внимания при разных условиях»

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.61

4.04-9.04

7

Работоспособность. Режим дня

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.62

11.04-16.04

Контрольная работа №3 по теме: «Эндокринная и нервная система. Органы чувств. Поведение и психика"

1

Урок контроля и коррекции знаний

Письменное тестирование.

Сообщение «Индивидуальное развитие организма»

11.04-16.04

Индивидуальное развитие организма

5


1

Половая система человека

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.63

18.04-23.04

2

Наследственные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.64

18.04-23.04

3

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.65

25.04-30.04

4

О вреде наркогенных веществ

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.66

25.04-30.04

5

Психологические особенности личности

1

урок изучения нового материала

Рассказ с элементами беседы

Вопросы и задания

Устный: текущий

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

П.67

2.05-7.05

63

Анатомия, физиология и гигиена в терминах

1

контрольный урок обобщения и систематизации знаний

Вопросы и задания

Дидактическая игра

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека

Повторить пройденное

2.05-7.05

64

Итоговое повторение.

1

урок обобщения и систематизации знаний

Вопросы и задания

Конкурс знатоков

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека, диск по предмету «Биология 1С:Человек 8 класс»

Повторить пройденное

10.05-14.05

65

Основы анатомии и ЗОЖ

1

урок обобщения и систематизации знаний

Вопросы и задания

Обобщающий урок-игра

Презентация к уроку, видео по анатомии, физиологии и гигиене человека

Задание на лето

10.05-14.05

Резервное время

5


16.05-31.05






Содержание учебной программы:

Введение (1 ч)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, их методы. Значение знаний о строении и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни. Биосоциальная природа человека. Морфологические, функциональные и экологические отличия человека от животных.

1. Общий обзор организма человека (4 ч)

Части и полости тела. Топография внутренних органов. Бытовой язык и научная номенклатура. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.

Клетка и ее строение: ядро и цитоплазма, хромосомы и гены. Органоиды клетки: клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр.

Химический состав клетки. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества - белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты; ДНК и РНК. Жизнедеятельность клеток. Обмен веществ, ферменты. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях.

Деление клеток, их рост и развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.

Основные ткани животных и человека: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная. Их разновидности.

Строение нейрона: тело нейрона, дендриты, аксон, синапсы. Процессы возбуждения и торможения как необходимые условия регуляции. Передача информации через синапс. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс и рефлекторная дуга: рецептор, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны и рабочий орган. Органы, системы органов, организм.

Демонстрации. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.

Лабораторная работа № 1. Действие фермента каталазы на пероксид водорода.

Лабораторная работа № 2. Клетки и ткани под микроскопом.

2. Опорно-двигательная система (8 ч)

Кости, мышцы, сухожилия - компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Состав и строение костей, их форма и функция. Рост трубчатых костей в длину и в ширину. Внутреннее строение кости: надкостница, компактное и губчатое вещество, костномозговая полость. Красный и желтый костный мозг. Роль красного костного мозга в кроветворении.

Основные отделы скелета: череп, скелет туловища, скелет конечностей. Строение позвонков, позвоночник, их функции. Особенности скелета человека. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. Мышцы антагонисты и синергисты. Энергетика мышечных сокращений. Утомление мышц при статической и динамической работе. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия.

Развитие опорно-двигательной системы. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки на скелет и мышцы. Условия возникновения тренировочного эффекта.

Распределение физической нагрузки в течение дня: утренняя зарядка, уроки физкультуры, спорт.

Демонстрации. Самонаблюдения, выявляющие роль костей плечевого пояса в движении руки вверх и вращении лучевой кости вокруг локтевой при поворотах кисти ладонью вниз. Утомление при статической и динамической работе. Приемы определения правильности осанки и наличия плоскостопия. Наложение шины на предплечье и фиксация его подручными средствами. Модельный опыт: сравнение прочности двух одинаковых бумажных листов, один из которых свернут в трубку.

Лабораторная работа № 3. Строение костной ткани.

Лабораторная работа № 4. Состав костей.

3. Кровь и кровообращение (10 ч)

Кровь, тканевая жидкость и лимфа - компоненты внутренней среды. Их кругооборот и взаимосвязь.

Состав крови: плазма и форменные элементы - эритроциты, тромбоциты, лейкоциты. Роль тромбоцитов в свертывании крови. Транспортировка кислорода и углекислого газа эритроцитами. Роль гемоглобина. Артериальная и венозная кровь. Лейкоциты, их строение и функция. И. И. Мечников, открытие фагоцитоза. Процессы воспаления.

Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. Клеточный и гуморальный иммунитет.

Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Э. Дженнер и Л. Пастер. Изобретение вакцин и лечебных сывороток. Иммунитет пассивный и активный, естественный и искусственный. Тканевая совместимость и переливание крови.

Строение сердца. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Венозные клапаны.

Большой и малый круг кровообращения. Лимфоотток.

Движение крови по сосудам, разность давления в начале и в конце пути; артериальное давление крови и способы его измерения; верхнее и нижнее АД; гипертония и гипотония, их причины. Изменения при инфаркте миокарда. Экологические и социальные причины, нарушающие работу сердечно-сосудистой системы. Пульс. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности. Рефлекторная регуляция сердечной деятельности со стороны центральной нервной системы. Гуморальная регуляция. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно-сосудистые пробы как средство личного самоконтроля.

Первая помощь при капиллярных, венозных и артериальных кровотечениях. Наложение жгута при травмах конечностей. Первая помощь при носовых кровотечениях.

Демонстрации. Измерение артериального давления с помощью тонометра и фонендоскопа; приемы наложения закрутки.

Лабораторная работа № 5. Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки.

4. Дыхание (6 ч)

Значение дыхания. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Очищение и согревание воздуха в носовой полости. Носоглотка, глотка, гортань. Голосовые связки, их роль в голосообразовании и речи. Трахея и главные бронхи. Строение легких: легочная плевра, бронхиальное дерево, альвеолы. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.

Регуляция дыхательных движений. Функция дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр.

Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез легких - болезни, передающиеся через воздух. Палочка Коха - возбудитель туберкулеза. Рак легких. Флюорография как средство ранней диагностики легочных заболеваний.

Гигиена дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Подверженность органов дыхания воздействиям химического, бактериального, вирусного загрязнения воздуха. Аллергия. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ в воздухе. Курение как фактор риска. Борьба с пылью.

Укрепление органов дыхания. Дыхание тренированного и нетренированного человека. Жизненная емкость легких, ее измерение. Дыхательная гимнастика. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Первая помощь при электротравмах. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Лабораторная работа № 6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Лабораторная работа № 7. Дыхательные движения.

5. Пищеварение (6 ч)

Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов.

Значение пищеварения. Система пищеварительных органов: пищеварительный тракт (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник); пищеварительные железы (слюнные, желудочные, поджелудочная железа, печень, кишечные железы).

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов, смена выпадающих зубов на постоянные. Уход за зубами. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание. Функция надгортанника и язычка в защите дыхательных путей от попадания в них пищи. Глоточные миндалины, их функция. Пищеварение в желудке. Действие ферментов желудочного сока на белки. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке под действием сока поджелудочной железы и желчи печени. Действие кишечного сока на пищу. Конечные продукты переваривания белков (аминокислоты), жира (глицерин и жирные кислоты), углеводов (глюкоза и простые сахара). Всасывание. Строение и функции ворсинки. Роль толстого кишечника в пищеварении. Наиболее опасные болезни кишечника в пищеварении. Наиболее опасные болезни печени, желчного пузыря, воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением.

Регуляция пищеварения. Голод и насыщение. Безусловные и условные слюноотделительные рефлексы. Их торможение. Питание и здоровье. Инфекционные заболевания органов пищеварения: холера, дизентерия и др. Возбудители и переносчики этих заболеваний. Меры профилактики: борьба с мухами, тараканами, соблюдение правил личной гигиены. Профилактика глистных заболеваний. Меры профилактики. Пищевые отравления. Меры первой помощи. Правила хранения и использования пищевых продуктов.

Демонстрации. Челюстной аппарат на черепе.

Лабораторная работа № 8. Действие ферментов слюны на крахмал.

Лабораторная работа № 9. действие ферментов желудочного сока на белки.

6. Обмен веществ и энергии (3 ч)

Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования.

Обменные процессы в организме. Подготовительная стадия обмена, клеточная стадия обмена и заключительная стадия обмена. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания и их связь с энергетическими тратами организма. Основной и общий обмен. Энергоемкость питательных веществ. Определение норм питания в зависимости от возраста, пола, физической активности.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Куриная слепота при авитаминозе А, болезнь бери-бери при авитаминозе В,, цинга при авитаминозе С, рахит при авитаминозе D. Гиповитаминозы этих витаминов. Сохранение витаминов в пище. Витамины-антиоксиданты. Водо- и жирорастворимые витамины.

Демонстрации. Витаминные препараты.

7. Мочевыделительная система (2 ч)

Значение выделения. Удаление продуктов обмена легкими, почками, потовыми железами. Органы мочевыделения: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Строение почки. Нефроны, их функции. Корковое и мозговое вещество почки, почечные пирамиды, образование мочи. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды: выведение продуктов обмена и ревизия веществ, всосавшихся в ворсинках кишечника. Регуляция работы почек.

Предупреждение заболеваний почек. Восходящая и нисходящая инфекции. Нарушение диеты и экологическая загрязненность воды и пищевых продуктов как причина заболеваний почек. Вред спиртных напитков.

Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Гигиеническая оценка питьевой воды.

8. Кожа (3 ч)

Барьерная роль кожи. Строение кожи: эпидермис, дерма, гиподерма. Потовые и сальные железы, сосуды кожи, ее рецепторы, их функции. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи: жирная, сухая, нормальная. Уход за кожей.

Нарушения кожных покровов и повреждения кожи, погрешности в диете, несовершенство гормональной регуляции, контакт с аллергенами, гиповитаминозы как причины кожных болезней.

Травмы: первая помощь при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи. Чесоточный зудень - возбудитель чесотки.

Роль кожи в теплорегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Поддержание постоянства температуры тела регуляцией теплообразования и теплоотдачи. Гигиена одежды.

Демонстрации. Теплорегуляция на примере электрического утюга, снабженного теплорегулятором с датчиком и контрольной лампочкой.

9. Эндокринная система (2 ч)

Железы внутренней, наружной и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов на разных этапах возрастного развития. Взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Гормоны надпочечников: адреналин и норадреналин. Их влияние на сердце, сосуды, печень.

Роль вегетативной нервной системы и желез внутренней секреции в адаптации организма к новым экологическим условиям и нагрузкам. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их строение и функция.

Повышение тонуса симпатического подотдела и активизация надпочечников, выделяющих адреналин и норадреналин, при попадании организма в неблагоприятные условия и при выполнении тяжелой работы. (Повышение тонуса парасимпатической системы и выделение гормона инсулина поджелудочной железой при возвращении организма к состоянию покоя.)

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Связь гипофиза с нервной системой. Гормон роста. Гипофизарные карлики и великаны. Щитовидная железа, влияние ее гормонов на рост, развитие и обмен веществ организма. Болезни щитовидной железы, вызванные нехваткой йода в почве. Гипофункция щитовидной железы: заболевание детей кретинизмом, взрослых - слизистым отеком. Гиперфункция щитовидной железы: базедова болезнь. Учет экологических факторов при профилактике заболеваний щитовидной железы в неблагополучных по содержанию йода в почве районах.

Роль гормонов надпочечников, гипофиза и щитовидной железы в стимуляции полового созревания. Развитие половых желез и выделение ими гормонов, определяющих появление вторичных половых признаков.

Роль гормона поджелудочной железы инсулина в регуляции постоянства глюкозы в крови. Заболевание сахарным диабетом при гипофункции поджелудочной железы.

10. Нервная система (5 ч)

Значение нервной системы, ее строение и функция. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Отходящие от спинного мозга нервы и прилегающие к нему нервные узлы: спинномозговые узлы и узлы симпатического ствола. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции.

Головной мозг. Серое и белое вещество головного мозга, кора и ядра головного мозга. 12 пар отходящих нервов. Отделы головного мозга, их строение и функции: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария головного мозга. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

Демонстрации. Рефлексы продолговатого мозга: мигательный, глотательный.

Функции мозжечка: координация целевых движений (пальценосовая проба), противодействие силам, вызывающим помехи (инерция). Тонические рефлексы мозжечка и среднего мозга.

11. Органы чувств и анализаторы (5 ч)

Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь.

Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов.

Заболевания и повреждения глаз. Близорукость и дальнозоркость, их предупреждение. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Экология ландшафта и зрительный комфорт.

Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Части слухового анализатора. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Болезни органов слуха и их предупреждение.

Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Строение и функции мешочков и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации. Выявление палочкового зрения; зрительных иллюзий. Тест на выявление функциональной выносливости вестибулярного аппарата. Приемы определения запаха неизвестных веществ.

12. Поведение и психика (7 ч)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление (импринтинг). Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Закономерности работы головного мозга. Открытие И. М. Сеченовым центрального торможения. Многоуровневая организация работы головного мозга. И. П. Павлов, А. А. Ухтомский. Безусловное и условное торможение. Явление доминанты. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения.

Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна: медленный и быстрый сон. Сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Преодоление зависимости человека от окружающей среды, ее относительность. Деятельность человека - глобальный экологический фактор. Результаты ее давления на природную среду. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле. Труд и культура - основное завоевание человечества.

Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.

Волевые процессы: осознание потребностей, борьба побуждений, определение целей и выбор способа действия, осуществление задуманного поступка, оценка результатов и их коррекция. Качества воли. Внушаемость и негативизм.

Эмоции: эмоциональные реакции (смех, плач), эмоциональные состояния (настроение, стресс, депрессия), эмоциональные отношения (чувства в узком смысле), их зарождение, развитие, угасание и переключение.

Внимание: непроизвольное и произвольное. Колебание внимания. Рассеянность и сосредоточенность. Переключение внимания.

Работоспособность: врабатывание, стадия оптимальной работоспособности, стадия истощения. Режим дня. Адаптация и акклиматизация к новым климатическим условиям.

Личность и ее особенности: становление личности, темперамент, характер, интересы и склонности. Выбор профессии.

Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, урбосфера и агросфера.

Демонстрации. Безусловные рефлексы человека: выработка условного рефлекса у человека на базе речевого подкрепления; получение навыка зеркального письма (переделка динамического стереотипа). Двойственные изображения, иллюзии установки (доминанта А. А. Ухтомского); иллюзия стрелок, контраста, перспективы и др. (репродукция картины И. И. Левитана «Омут»). Тесты на проверку наблюдательности, внимания, памяти и консерватизма мышления.

13. Индивидуальное развитие организма (4 ч)

Половые и возрастные особенности человека. Пол будущего ребенка. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система. Развитие яйцеклетки. Менструальный цикл: овуляция, менструация. Мужская половая система. Сперматогенез, поллюции.

Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Нецелесообразность ранних браков, опасность абортов, бесплодие, его общебиологическое и социальное значение. Планирование семьи. Охрана материнства и детства.

Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Первые стадии зародышевого развития. Формирование плода. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины его нарушения. Созревание плода. Роды. Уход за новорожденным.

Развитие после рождения. Изменение пропорций тела. Динамика роста и развития. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис, гонорея. Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков. Алкогольный синдром плода. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. Забота о старости - общечеловеческий долг каждого гражданина и обязанность государства.

Демонстрации. Филиппинский тест.

Практическая часть программы: на странице 60 сборника программ по биологии в пояснительной записке программе авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой написано: "Лабораторные работы проводятся в соответствии с обязательным минимумом по выбору учителя".

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен:

знать/понимать

1.признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;

2.сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

3.особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

1.объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

2.изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

3.распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и животные;

4.сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнения;

5.анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

6.проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

2.оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

3.рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

4.проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

Общедидактические.

Оценка «5» ставится в случае:

Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

Знания всего изученного программного материала. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае:

Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5» ставится, если ученик:

Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Правильно выполняет не менее половины работы. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Правильно выполняет менее половины письменной работы. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию учителя.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2011.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в целом соответствует Перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения. Имеется учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиа проектор, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет. Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы).

Электронные пособия:

1.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

2.CD Мультимедийное учебное пособие нового образца «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс». М.: Просвещение, 2003

3. СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» М.: Просвещение, 2001.

4. CD «Биология 1С:Человек 8 класс»

Интернет-сайты

bio.1september.ru

bio.nature.ru

edios.ru

km.ru/education

egeigia.ru

examen.ru


Список литературы.

а) литература для учащихся:

1.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М., Вентана-Граф, 2011.

2.Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1989.

3.Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии.- М., Просвещение, 1989.

4.Драгомилов АГ, Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя - М: Вентана-Граф, 2005;

б) литература для учителя:

1.Бруновт Е.П. и др. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. - М., Просвещение, 1978.

2.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека: учебник для 9 класса школ с углубленным изучение биологии. - М., Просвещение, 1999.

3.Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. - М., Просвещение, 1981.

4.Чусов Ю.Н. Физиология человека. - М., Медицина, 1986.

5.Георгиева С.А. и др. Физиология. - М., Просвещение, 1981.

6.Воронин Л.Г. и др. Физиология ВНД и психология. - М., Просвещение, 1977.

7.Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. Биологический эксперимент в школе. - М., Просвещение, 1990.

8.Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене. - М., Просвещение, 1983.

9.Демьяненков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. - М., Просвещение, 1996.

10.Лернер Г.И. Человек: анатомия, физиология и гигиена: поурочные тесты и задания. - М., Аквариум, 1998.

11.Резанова Е.А., Антонова И.П. Резанов А.А. «Биология человека» в таблицах и схемах М., «Издат-школа 2000», 1999 г

Приложение.

Примерные темы для проектов и творческих работ.

1. Культура питания.

2. Нарушения и профилактика заболеваний дыхательной системы.

3. Почему говорят: дыхание - это жизнь?

4. Пятёрка по зрению.

5. История медицины.

6. Выдающиеся медики.

7. Нарушения и профилактика заболеваний ОДС.

8. ПМП помощь при травмах.

9. Профилактика гриппа и ОРВИ.

10. Вредные привычки.

11.СПИД-чума 20 века и др.









2


© 2010-2022