Биология 5 класс Значение животных в природе и жизни человека

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Скворцова Ольга Павловна учитель химии и биологии первой квалификационной категории частного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 12 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги».


Урок на тему: «Значение животных в природе и жизни человека, охрана животного мира».

Класс: 5

Предмет: биология

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный

Цель: Выяснить роль и значение животных в жизни человека и мероприятия по охране диких животных.

Задачи урока:

1. Продолжить формирование знаний о значении животных в природе и хозяйственной деятельности человека, познакомиться с животными из Красной книги, с мерами охраны диких животных, разъяснить учащимся необходимость охраны диких животных своей местности.

2. Содействовать формированию умений слушать, анализировать, формулировать вопросы и выводы, выделять главное, классифицировать живые организмы по группам.

3. Содействовать формированию любви и бережного отношения к животному миру.

Формы урока: индивидуальная, парная, групповая.

Ход урока.

  1. Организация учащихся

Побудительная мотивация:

Велик и разнообразен животный мир. Животные населяют нашу планету повсюду, в морях, океанах, на суше и даже под землей. Без животных трудно представить себе жизнь на нашей планете. Они не только украшают природу и радуют наш глаз, но и выполняют важную роль, как одно из значимых звеньев в мире живой природы. В настоящее время несколько сотен видов животных находятся на грани вымирания. Их нужно спасти! (Слайд 1). Какое животное вы видите на экране? Назвать его сложно. Вам стало интересно? Ответ на этот вопрос мы найдем сегодня на уроке.

  1. Актуализация знаний.

Скажите, каких животных мы разбирали на прошлых уроках?

Но, прежде чем мы будем знакомиться с новой темой, давайте вспомним, на какие группы делятся животные и в каких природных зонах они живут? Для этого мы разделимся на 2 группы и выполним 1 задание. Выберите командира группы и ответственного за заполнение оценочной таблицы, которая находится у вас на столе. (Слайд 2,3)

1 группа

Задание №1:

Распредели предложенных животных по группам: эвглена зеленая, бабочка, окунь, улитка, амеба обыкновенная, медведь?

Группы животных:

Животные:

Одноклеточные

Беспозвоночные

Позвоночные

Задание №2: К каким природным зонам относятся эти животные: кобра, кабан, пингвин, варан, лиса, морж?

Природная зона:

Животные:

Пустыня

Смешанные леса

Арктическая пустыня

2 группа

Задание№1:

Распредели предложенных животных по группам: хламидомонада, пчела, аист, инфузория-туфелька, жук-олень, лось?

Группы животных:

Животные:

Одноклеточные

Беспозвоночные

Позвоночные

Задание №2: К каким природным зонам относятся эти животные: тарантул, заяц, альбатрос, гюрза, белка, тюлень?

Природная зона:

Животные:

Пустыня

Смешанные леса

Арктическая пустыня

А теперь проведем проверку задания и выставим оценки в выданную вам таблицу (Слайд 4,5). За каждый правильный ответ ставим знак +.

12-11 + оценка «5»;

10- 8 + оценка «4»;

7- 5 + оценка «3».


  1. Проблемное объяснение нового материала.

Основная часть урока: Животные населяют нашу планету повсеместно.

Какую же роль выполняют животные в природе? Подумайте, и приведите примеры.

Заслушиваются ответы учащихся. Все эти животные играют большую роль в окружающем мире.

- Так какая же тема нашего урока? (Слайд 6)

- Какие задачи мы можем поставить на уроке? (Слайд 7)

Прочитайте параграф 22 учебника и ответьте, какое значение имеют животные в природе и жизни человека.

Многие насекомые опыляют растения, тем самым способствуют размножению и распространению растений.

Почвенные бактерии и дождевые черви способствуют образованию перегноя в почве, делают ее более плодородной.

Делая ходы в почве, животные обогащают почву воздухом, который необходим корням растений.

Некоторые животные являются санитарами леса, так как питаются падалью. Например, шакал, гриф, сипы, гиена.

Подумайте и назовите, какое значение животные имеют для человека?

Жизнь наших далеких предков зависела от охоты и рыболовства. Люди использовали шкуры зверей, делали из костей ножи, иглы и наконечники для стрел.

В современном мире мало, что изменилось. Мы также используем мясо убитых животных, шкуры, а из некоторых зверей даже делаются лекарства.

Давайте оформим в виде схемы роль животных в природе и жизни человека:

(Слайд 8)

Давайте, работая с учебником, выполним 2 задание и заполним по группамтаблицу «Значение животных»: (Слайд 9)

1 группа:

Представитель

Значение

Дождевой червь

Разрыхление почвы

Мышь

Вред сельскому хозяйству, переносчик заболеваний

Змея

Яд и медицинское значение

Белка

Распространение семян и пушной зверь

Блоха

Переносчик заболеваний

2 группа:

Представитель

Значение

Ондатра

Пушной зверь

Бабочка

Опылитель

Шелкопряд

Опылитель, шелк

Волк

Санитар леса

Корова

Мясо, молоко (пища)

(Слайд 10)

Ребята, давайте сформулируем вывод о значении животных в природе и в жизни человека? (с помощью учителя или самостоятельно учащиеся формулируют вывод о значении диких животных в природе и жизни человека)

Еще совсем недавно люди не задумывались о том, что многие виды животных уже исчезли с лица земли. Но сегодня ученые всех стран бьют тревогу! Для этого была создана Красная книга. Эта книга включает в себя список редких и исчезающих видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения. Сбор информации для этой книги начался в 1974г. В соответствии с действующим законом, Красная книга должна издаваться не реже, чем один раз в 10 лет. В 2000г вышло очередное обновленное издание Красной книги России. (Слайд 11)

За несколько дней до урока 3 ученика получили задание подготовить небольшие сообщения о редких видах животных: орлан-белохвост, черный аполлон, русская выхухоль. Эти животные живут на территории нашего Пермского края и занесены они в Красную книгу. Заранее учителем были подобраны фотографии этих животных.

Задание: Сейчас вы прослушаете сообщения ребят о редких видах животных и сделайте небольшие записи в тетради по каждому виду.

Примерный план:(Слайд 12)

1. Название;

2. Среда обитания;

3. Характерные внешние признаки;

4. Причина истребления этого вида;

Далее следуют выступления учащихся (на каждое выступление 3-4 минуты). (Слайд 13,14,15) . А теперь вы можете сказать, какое животное было в начале урока на слайде? Да это русская выхухоль, животное, занесенное в Красную книгу Пермского края и России.

После выступлений вопрос к классу: Если животное занесено в Красную книгу - гарантия ли это того, что животное защищено?

Нет, Это всего лишь сигнал о том, что животных нужно беречь! С целью охраны и размножения ценных видов создаются заповедники. Слышали ли вы об этом? (беседа). На территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека: вырубка леса, добыча полезных ископаемых, сенокошение, сбор растений, выпас скота, строительство.

У нас на территории Пермского края тоже есть заповедники: (Слайд 16)

«Басеги» - основан в 1982 году;

«Вишерский» - основан в 1991 году.

Заказники, в которых хозяйственная деятельность ограничена, например, "Предуралье" в Кунгурском и Кишертском районах, охраняется Кунгурская ледяная пещера и Кунгурский бор, Белая гора в Лысьвенском районе и др.

К особо охраняемым природным территориям городского значения Перми относятся ботанический сад Пермского государственного университета имени профессора А.Г.Генкеля, городской парк имени А.М.Горького, Черняевский лесопарк, Липовая гора, парк "Сосновый бор" и охраняемые природные зоны "Закамский бор", "Липовая гора", "Левшинский", "Верхнекурьинский". Совсем недавно, в 2009 году, в Перми была выделена еще одна особо охраняемая территория - природный комплекс "Утиное болото", который расположен в Закамске, за кинотеатром "Рубин".

Какие меры можем принять мы с вами, чтобы сохранить и помочь животным в суровое время? Заслушиваются ответы учащихся, и формулируется вывод о значении заповедников для сохранения мира живой природы.

-заготовить корм;

- создать искусственные гнезда и кормушки;

- участвовать в лесопосадках; и т.д.


  1. Первичное закрепление.

Подведение итогов и контроль:

Вопросы для контроля:

1. На конвертах и наклейках спичечных коробков раньше печатали: «Охраняйте полезных животных и птиц!» Какая ошибка допущена в этом выражении?

2. Какие меры можно еще принять, чтобы диких животных не истребляли?

3. Приведите примеры из вашей жизни, когда вы помогли животному?

Давайте подведем итог нашего урока: (учащиеся самостоятельно или с помощью учителя формулируют вывод): животные выполняют важную роль в природе и жизни человека. Мы должны заботиться о братьях своих меньших, потому, что человек сам часть этой природы!

А теперь ответим на вопросы задания «Значение животных в природе и жизни человека». Каждый выполняет 3 задание индивидуально. (Слайд 17,18)

1. Опылителями являются:

А) белки в) пчелы

Б) креветки г) жабы

2. Каких транспортных животных человек не использует:

А) лошадей в) верблюдов

Б) коз г) яков

3. Животные, улучшающие плодородие почвы:

А) кроты в) почвенные клещи

Б) дождевые черви г) мыши

4. Для охраны человек использует:

А) коров в) гусей

Б) собак г) мышей

5. Из предложенных 6 ответов выберите 3 правильных.

Для охраны животных человек создал:

А)заповедникив)заказники д)парки отдыха

Б)полянки г)особо охраняемые территории е)клумбы

6. Установите соответствие между информацией из левого и правого столбца.

Представители: Значение в природе:

  1. Свинья А) Вредители сельского хозяйства

  2. Колорадский жук Б) Человек разводит для получения мяса

  3. Бабочка-капустница В) Могут переносить опасные заболевания

  4. Овца

  5. Полевая мышь

  6. Вошь

  7. Корова

  8. Курица

  9. Блоха

А

Б

В


Проведем взаимоконтроль и выставим оценки в таблицу.

ОТВЕТЫ: (Слайд 19)

  1. В

  2. Б

  3. Б

  4. Б

  5. АВГ

А

Б

В

235

1478

569

6+ оценка «5»;

5-4+ оценка «4»;

3+ оценка «3».


  1. Итог урока (Рефлексия деятельности).(Слайд 20)

  1. Что вы нового и интересного узнали на уроке?

  2. Все ли вопросы мы решили на уроке?

  3. Как вы оцениваете свою работу и работу учеников в группе на уроке. Поставьте оценки в таблицу.

Фамилия, имя

Оценка

1 задание

Оценка

2 задание

Оценка

3 задание

Рефлексия

Итоговая оценка


Командир группы выводит итоговую оценку каждому ученику своей группы.


  1. Домашнее задание (задание на выбор): (Слайд 21)

Всем : прочитать текст параграфа 22, устно ответить на вопросы в конце параграфа.

На выбор:

- составить кроссворд на тему: «Животные, занесенные в Красную книгу»

- сообщение на тему «Животные Пермского края»

- нарисовать агитлистовку «Береги животных!».

Спасибо за работу! (Слайд 22)


© 2010-2022