Познавательно-развлекательная игра Седьмое чувство

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Биология - это дисциплина, которая обладает уникальными возможностями на развитие личности учащихся, так как в её основе лежит комплексный подход при изучении жизнедеятельности общества и его связи с природой. А так как все люди принадлежат не только социальному обществу, но относятся к биологическому миру, то мы способны подсознательно его понимать изнутри, и поэтому у нас создается иллюзия лёгкости предмета, которая часто приводит к заблуждению. Это очень сложный предмет. И он так или иначе связан со всеми науками. Когда ребёнок перестаёт понимать, о чём идёт речь, он теряет интерес к предмету. Поэтому, такие приёмы, как включение в деятельность школьника игрового, соревновательного элемента, работы в команде, помогают учителю поддерживать огонёк заинтересованности даже к наиболее сложным темам предмета.



































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Приполярная средняя общеобразовательная школа

Берёзовского района ХМАО-Югра








Познавательно - развлекательный турнир

«Седьмое чувство»

(для учащихся 8 классов)








Подготовила: Ночевчук Ольга

Николаевна, учитель биологии.















2015год



Тема: «Седьмое чувство»

Тип занятия: познавательно - развлекательный турнир

Задачи: 1. Расширить знания учащихся, показать связь биологии с другими науками и школьными предметами;

2. Развитие познавательного интереса обучающихся их творческих способностей; умение применять теоретические знания при решении практических заданий;

3. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в команде.

Оборудование: карточки с заданиями, оформление для сцены, на плакате слова Антуана де Сент Экзюпери «…Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы - команда одного корабля» музыка для сопровождения, призывные плакаты для болельщиков.

В турнире принимают участие две команды из учащихся 8 класса.

Ведущий:

- Здравствуйте, дорогие участники, гости и болельщики. Всем известно, что получать знания мы можем с помощью шести органов чувств. Кто сможет их назвать?

Называют: - обоняние, осязание, равновесие, вкус, слух, зрение.

- Итак, если нас заинтересовал какой - то объект, то мы можем его потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, но прежде всего мы его разглядим. В конце концов, мы можем о нём просто почитать или послушать информацию. Но знания можно получить ещё одним способом - при помощи логики и интуиции, то есть при помощи седьмого чувства. Наш интеллектуальный турнир так и называется «Седьмое чувство».

Об очень умном человеке говорят «он семи пядей во лбу», поэтому к вам на праздник пришли 7 гостей. Это представители разных наук, которые ещё раз нам помогут осознать, что биология объединяет все науки. Итак, встречайте : медик, химик, географ, физик, математик, биолог и историк. История, конечно, не относится к точным наукам, но она отслеживает все события, которые происходят, в том числе и в научном мире. Гости будут задавать вам вопросы из своих областей науки, но эти вопросы будут так или иначе связаны с биологией. Судить наш турнир будет многоуважаемое жюри. (Представление членов жюри.)

- Давайте предоставим первое слово историку.

1. Историк: -Итак, ребята, проверим вашу эрудицию. Я задам по два вопроса каждой команде, а вы попытаетесь на них ответить.

1.Какая птица на Руси с незапамятных времён стала символом отваги и удали?

(Сокол)

1. Каких экзотических животных Пётр I успешно выставил под Псковом против шведской конницы.

(Верблюдов)

2. Когда войну выиграла всего одна лошадь?

(Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско)

2.Какое животное служило верховой лошадью в шведской армии в XV веке, а затем - курьером и полицейским?

(Лось)

2. Химик: - Все живые организмы состоят их химических элементов. Эти же элементы постоянно оказывают влияние на организмы. Первый вопрос у каждой команды свой, а второй - общий.

1. Азот необходим для растений. В почву он попадает только биогенным путём. Расскажите, каким образом? (При помощи азотфиксирующих организмов, например клубеньковых бактерий бобовых)

1.Химический элемент, который необходим для нормальной жизнедеятельности организма, из-за цвета своих паров получивший название от греческого слова «фиолетовый».

(Йод)

2. Какие химические элементы могут отрицательно влиять на живые организмы (обеим командам)

(Наиболее важными элементами с точки зрения их воздействия на организм являются соединения азота, ртути, кадмия, свинца, меди, цинка, никеля, кобальта, хрома и мышьяка. Возникает раз­дражение слизистых оболочек, трахеит, бронхит, пневмония, сили­коз, вегетативное расстройство нервной системы, экземы, нервная утомляемость, хронические гастриты, отравления.

Наиболее сильное воздействие загрязнители оказывают на та­кие органы теплокровных и человека, как полость носа, глотку, трахею, бронхи, легкие, печень, желудок, почки, нервные клетки, кровеносные сосуды; у растений - на корень и лист.

Наибольшее влияние загрязнителей испытывают на себе такие животные ткани, как

  1. эпителиальная (однослойный реснитчатый эпителий, куби­ческий призматический эпителий, желудочный эпителий);

  2. соединительная ткань (рыхлая волокнистая соединительная
    ткань, ретикулярная, кровь), гладкая мышечная ткань, сердечная
    мышечная ткань, нервная ткань.

Растительные ткани - ассимиляционная паренхима (разрушение хлорофилла), образовательные (меристема - прекращение роста).

Основными причинами возникающих заболеваний и отравле­ний являются:

  • процессы перерождения тканей (в жировую и соединительную);

  • качественные и количественные изменения, происходящие в
    клетках тканей.

Например:

  • происходит перерождение клеток печени, а также белковая и
    жировая дистрофия паренхимы;

  • в почках повышается проницаемость базальной мембраны
    для белков (некроз клеток канальцевого эпителия, дистония эпите­лия извилистых канальцев);

- некротические нарушения тканей желудка (однослойный призматический эпителий, гладкая мышечная ткань);

3. Физик: - Поговорим об изобретениях и физических законах, которые можно наблюдать в живых организмах.

1. Кто является изобретателем пилы?

(Талос, глядя на скелет рыбы)

1. Этот английский естествоиспыта-тель, сторонник волновой теории света, положил начало физической оптике, он усовершенствовал микроскоп и установил клеточное строение тканей

(Гук Роберт)

2. Нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии. Впервые наблюдал и зарисовал ряд простейших, бактерий, движение крови в капиллярах.

( Антонии Ван Левенгук)

2. Какому закону физики подчиняется такое явление, как осмотическое давление воды в растениях

(диффузия т.е. перенос молекул в результате теплового движения через полупроницаемую мембрану из области меньшей в область большей концентрации ионов)

4. Медик: В медицине с древних времён используют биологические знания.

1. Это растение растёт на торфяных болотах. Во время Великой Отечественной войны партизаны испытывали нужду в перевязочном материале и использовали его вместо ваты. Кроме этого, оно может заменить йод, благодаря тому, что в нём содержится дезинфицирующее вещество, как карболовая кислота. Что это за растение?

(Мох сфагнум, а вещество - сфагнол)

1.Какая связь существует между иммуните­том и аллергическими реакциями организма?

(Аллергические заболевания возникают при нарушении работы иммунной системы)

2. Изучая кровь заболевшего матроса, корабельный врач обратил внимание на необычно алый цвет венозной крови больного.
Его наблюдения показали, что в жарких странах венозная кровь людей светлее, чем в северных.
Как можно объяснить такое явление?

2. Охлаждение ног человека часто вызывает простуду, тогда как охлаждение рук обычно не
приводит к этому. Почему так происходит?

5. Географ: - Все живые организмы зависят от неживой природы - факторов среды: рельефа, состава почвы и т.д., которые изучает география.

1. О каком растении идёт речь и где оно встречается: это растение имеет самый большой цветок. Кажется, что он растёт прямо на земле, без всякого стебля. Такой цветок иногда бывает около метра и весит 4-6 кг. Что это за растение и где оно встречается?

(Раффлезия, на острове Суматра)

1. О каком растении идёт речь и где оно встречается: это горделивое могучее дерево имеет плотную, твёрдую, прочную древесину, которая используется в корабле-строении, вагоностроении. Из неё добывают древесный спирт и уксусную кислоту. Из листьев получают эфирные масла.

(Эвкалипт, у нас разводят на Кавказе и в Крыму).

2. К какому семейству относятся картофель, томат, физалис. Откуда они родом?

(Семейство паслёновых, родом из Америки)

2. К какому семейству относится тюльпан. Откуда он родом?

(Семейство лилейных, родом из Персии, затем попал в Голландию)

6. Математик: - Ребята, произведите математические расчёты. Вам предлагается решить три задачи разного уровня сложности. Итак, кто быстрее?

1.Какое потомство могла бы воспроизвести одна особь самки аскариды за 6 дней, если она дает 700 тыс. яиц в сутки?

(6 х 700000 = )

2.В одном плоде пастушьей сумки созревает не менее 186300 семян. Сколько семян могли бы дать 5 особей пастушьей сум­ки, если 1 растение имеет в среднем 30 пло­дов?

(5 х 30 х 186300 = )

3.Одна особь самки серой крысы дает в год 5 пометов, в среднем по 8 крысят, достигающих половозрелости с 3 месяцев. Ка­кое потомство могло бы быть у этой особи за 9 месяцев жизни?

(Составляем график)

7. Биолог: - Итак, ребята, биология очень увлекательная наука. Я вам хочу предложить задания не только на знания, но и сообразительность.

  1. Из семян каких растений получают эти крупы:

  • манная (пшеница)

  • ячневая (ячмень)

  • толокно (овёс)

  1. Из семян каких растений получают эти крупы:

  • перловая (ячмень)

  • «Геркулес» (овёс)

  • пшено (просо)

Почемучка.

  1. Любка двулистная - редкое растение из семейства орхидных. Она подлежит охране. Белые цветки любки начинают издавать силь­ный запах только с наступлением вечера. Почему?

(Опылители любки - бабочки, летающие в ночное время.)

  1. Почему в еловом лесу преобладают растения с белыми цветками:
    майник, ландыш и т. д.?

(Под пологом елового леса всегда темно. Белые цветки здесь лучше других заметны для насекомых- опылителей.)

Почемучка.

  1. Почему вкус плодов тыквы улучшается при хранении?

(Мякоть плодов тыквы богата крахмалом. При хранении крахмал в тыкве под действием ферментов превращается в сахар, и вкусовые ка­чества плодов улучшаются.)

  1. Почему семя кувшинки плавает, а гороха тонет?

(Семя кувшинки имеет губчатое мешковидное покрывало, наполненное воздухом, которое, как поплавок, удерживает семя на поверхности воды. Семя гороха такого покрывала не имеет)

2. Какие сказки связаны с растениями и их плодами? К каким типам относятся плоды упомянутых растений?

  • Плод боб - «Принцессе на горошине» X. К. Андерсена, «Боб, соло­мина и уголек» братьев Гримм, русская народная сказка «Петушок и бобо­вое зернышко»;

  • плод зерновка - русская народная сказка «Мужик и медведь» (рожь), «Конек-горбунок» П. Ершова (пшеница), русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо» (пшеница);

  • плод стручок - «Мужик и медведь» (репа);

  • плод тыквина - «Золушка» Ш. Перро (тыква), «Приключения Чиполлино» Дж. Родари (тыква);

  • плод ягода - «Приключения Чиполлино» Дж. Родари (вишенка) и др.)

Ведущий: - Итак, наш конкурс завершён. Давайте вспомним, какие органы чувств мы использовали для решения заданий ?

А седьмым чувством я бы назвала интуицию, которая очень часто нас выручает тогда, когда другие чувства нам не могут помочь.

Мы сегодня убедились, что знания, которые вы получаете на уроках, могут пригодиться совершенно в другой области. Всё в живом мире взаимосвязано и подчиняется одним законам.

Награждение команд.

Используемая литература:


  1. Биология в школе: журн. -2015. -№ 1.

  2. Биология в школе: приложение к газете «Первое сентября».

  3. Биология: газ. -2014.- №21.-С. 18-23; №22.-С. 20-23.

4. Гребенкина, Л. К. Технология управленческой деятельности заместителей директора школы / Л. К. Гребенкина, Н. С. Анциперова. - М: Педагогический поиск, 2002.

  1. Книга для чтения по ботанике: пособие для учащихся / под ред. Д. И. Трайтак. -М.: Просвещение, 1978.

  2. Константинов, В. М. Биология. 7 кл.: учебник / В. М. Кон­стантинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко; под ред. В. М. Константинова, И. Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2003.

  3. Корчагина, В. А. Биология. 6-7 кл. / В. А. Корчагина. - М.: Просвещение, 1989.

  4. Львова, Ю. Л. Творческая лаборатория учителя / Ю. Л. Львова. - М.: Просвещение, 1992.

9.Поташник, М. М. Как развивать педагогическое творчество / М. М. Поташник.-М.: Просвещение, 1987.


© 2010-2022