- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зайнуллина А.З. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа для основного общего образования
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена в соответствии с :
-
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
-
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; (на 2015-2016 учебный год);
-
программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138с.
-
учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17»;
-
положения о рабочих программах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17»
Рабочая программа курса биологии для 8 класса рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Одна из основных задач при преподавании курса биологии в 8 классе (раздел «Человек») состоит в том, чтобы формировать у школьников научное понятие о единстве организма и среды обитания.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
-
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания природы.
-
Овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами.
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
-
Воспитание позитивного целостного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры и поведения в природе.
-
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни:
-
предупреждение травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекций, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), профилактике нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний,
-
оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, травмах, кровотечениях, спасении утопающих,
-
проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
Задачи.
-
Обучения
Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентности.
-
обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека через систему уроков,
-
продолжить формирование у школьников предметных умений: умение проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему домашнего задания,
-
продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников, умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий.
-
Развития
Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников памяти, мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.
-
Воспитание
Способствовать воспитанию социально- успешных личностей, формирование валеологической и коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органической связи с их нравственным воспитанием через учебный материал уроков.
Требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.
Знать/ понимать:
-
Признаки сходства и отличия человека и животных;
-
Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
-
Особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Уметь:
-
Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
-
Изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
-
Распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
-
Выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
-
Сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
-
Определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;
-
Анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.
Учебно- тематическое планирование
по биологии
Класс: 8
Количество часов
Всего 70 часов, в неделю 2 часа.
Контрольная работа - 5 , лабораторных работ и практических работ - 14
Планирование составлено на основе: примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Используемый учебно-методический комплект
-
Н. И. Сонин, М.Р. Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобраз. учебных заведений. - М: Дрофа,2006.- 272с.
-
Н. И. Сонин Биология Человек 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология . Человек» 8 класс.- М.: Дрофа, 2006.- 64с..
-
Н. Б. Ренева, Н. И. Сонин и др. «Биология . Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2005;
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М, : Дрофа, 2006.- 138с.
-
О. А. Пепеляева, И. В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии .Человек. 8 класс.- М. «ВАКО»-2015.- 425с.
Дополнительная литература
-
Форсин В. Н. , Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. М.: Дрофа, 2005.-224с.
-
Сухова Т.С. Тесты по биологии 6- 11 кл.- М.: Дрофа, 2001.
-
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6- 8 кл.: Дрофа, 2000
-
Интернет- ресурсы.
Содержание тем учебного предмета по разделам
Наименование раздела
Количество часов
Место человека в системе органического мира
2
Происхождение человека
2
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
1
Общий обзор организма человека
4
Координация и регуляция
11
Опора и движение
8
Внутренняя среда организма
3
Транспорт и веществ
5
Дыхание
5
Пищеварение
5
Обмен веществ и энергии
2
Выделение
3
Покровы тела
3
Размножение и развитие
3
Высшая нервная деятельность
5
Человек и его здоровье
4
Резерв
4
Итого:
70
№п
Тема урока
количество
Тип урока
Характеристика деятельности учащиеся или виды учебной деятельности
Виды контроля , измерители
Планируемые результаты освоения материала
Дом. задания
План
Факт
Тема 1. Место человека в системе органического мира (2часа)
1
Место человека в системе органического мира
1
Вводный урок
Фронтальная беседа, выполнение упражнения.
Устный опрос в процессе беседы.
Определить место человека в системе органического мира, сравнить черты сходства с животными.
Изучить текст с 3-5.
2.09
2
Методы изучения организма человека
1
Закрепления новых знаний
Беседа, выполнение зад 3. Определить методы изучения человека
Работа с терминологии, ответы на вопр. Заполнение таблицу.
Уметь анализировать, сравнить и обобщить. Показать роль биологических знаний в сохранении и укреплении здоровья человека
Изучить с 3-7, зад. С 8-9.
4.09
Тема 2. Происхождение человека (2часа)
3
Происхождения человека и его эволюция
1
Изучения нового материала
Беседа , сам. раб с учебником, составление таблицы «этапы эволюции человека»
Опрос , проверка таблицы. Изучения наук о человеке.
Узнать по рисункам предшественников современного человека. Знать место человека в системе органического мира
С 10- 13, зад 1-2.
9.09
4
Расы человека, их происхождение и единство
1
Комбинированный
Беседа дать краткую характеристику каждой расе.
Опрос , заполнение таблицы .сформулировать определение - раса.
Доказать что все представители человечества относятся к одному виду.
С 16-17, вопросы 1-5.
11.09
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1час)
5
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.
1
Изучения нового материала
Беседа. Поиск в учебнике информации для составления таблицы.
Устный опрос, заполнить таблицу, ученые, изучавшие человека.
Описывать методы изучения человека, различать предметы изучения наук о человеке. Показать клад Ч. Дарвина в разработку проблемы происхождения человека
С 20-27, термины.
16.09
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4часа)
6
Клеточное строение организма.
1
Комбинированный
Беседа с демонсрт. Таблице, повторение. Систематизировать знания по теме «Организм человека и его строение
Сам. раб .заполнение таблицы. Фронтальный опрос
Должны знать о строении и химическом составе клетки человека, показать единство органического мира.
С. 28-29, вопросы и задания с. 30
18.09
7
Ткани. Л. р. №1 «Изучение микроскопического строения тканей»
1
Изучения и закрепления новых знаний
Работать с микроскопом, беседа. Объяснение строение ткани, отрабатывают работать с микроскопом
Провести Л. раб. №1 фиксировать результаты наблюдений
Знать понятия «ткань», «межклеточное вещество», раскрыть принцип их строения.
С. 32-35, вывод.
23.09
8
Органы . Системы органов. Л. р. №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов.
1
Комбинированный
Фронтальная беседа, Демонстрация таб. Анализ текста учебника. Различить система органов
Провести Л. р.№2 Заполнение таблицы.
Знать органы и системы органов человека .провести анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела
С 38-39, 40-41.
25.09
9
Повторение и обобщение по теме «Общий обзор организма»
1
Проверка знаний
Индивидуальная работа по вариантам.
Выполнение работу
Закрепить знания о клетке
30.09
Тема 5. Координация и регуляция (10 + 1 ч. Из резерв. часов)
10
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.
1
Изучение нового материала
Фронтальная беседа, анализ текста учебника. Объяснение значении железы внутренней секреции
Заполнение таб. Ответы на вопросы. «Проверьте свои знания»
Знать о взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции, умения применять знания из реальной жизни
С 44-47, в. 1-6.
2.10
11
Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
1
Комбинированный
Беседа, сообщение учащихся. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма
Фронтальный опрос, записи в тетр.
Знать характерные особенности гормонов и их роль в обменных процессах.
С 48-49.изучить
7.10
12
Строение и значение нервной системы.
1
Комбинированный
Обсуждение вопросов в ходе беседы. Объяснение строение и значение нервной системы
Опрос, определение, заполнение таб. «Какие утверждения верны.»
Знать значение нервной системы , строение нервных тканей.
С 50-53, термины.
9.10
13
Строение и функции спинного мозга
1
Комбинированный
Самостоятельно изучить особенности строения спинного мозга. Фронтальная беседа.
Устно подготовить ответы на вопросы и обсудить их в паре
Знать о морфологии спинного мозга, разобрать принцип действия дуги безусловных рефлексов спинного мозга.
С 56-57,з. 2-5.
14.10
14
Строение и функции головного мозга .Л. р. №3 «Изучение головного мозга человека. (по муляжам)
1
Комбинированный
Фронтальная беседа, записи в тетр. Изучение строение головного мозга, сделать выводы
Провести Л. раб.№3. выполнение . зад. 3.обсуждение схему «Отделы головного мозга»
Знать строение отдельных отделов головного мозга, разъяснять особенности микроскопического строения мозга.
С 60-63.изучить текст.
16.10
15
Полушария большого мозга. Соматическая и вегетативная нервная система.
1
Комбинированный
Беседа, записи определения, демонстрация схемы. Обсуждение функции заднего и среднего отделов головного мозга как отделов, регулирующих сложную рефлекторную деятельность
Терминологический диктант. Ответы «Проверьте свои знания»
Знать функции долей и зон коры полушарий, раскрыть симметрию левого и правого полушарий.
С66-69, выполнение зад. 1.
21.10
16
Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы.
1
Комбинированный
Беседа, описание содержания рисунка, составление таблицы «Строение глазного яблока»
Обсуждение вопросов учебника, сам. раб.
Описывать строение глаза, различать близорукое и дальнозоркое зрение
С 72-75, зад 1.
23.10
17
Орган зрения и зрительный анализатор. Л. р. №4 «Изучение изменения размера зрачка»
1
Комбинированный
Фронтальная беседа, обсуждение механизм проектирования изображения на сетчатке глаза
Провести Л. р. №4. Вывод, обсуждение понятия «зрительный анализатор»
Описывать бинокулярного зрения, углубить знания о строении и функциях глаза.
С 72-75, термины.
28.10
18
Анализаторы слуха и равновесия.
1
Изучения нового материала
Описание содержания рисунка. Составление таблицы органов слуха.
Опрос, обсуждение вопросов по учебнику.
Описывать механизм передачи звуковых сигналов. Знать строение анализаторов слуха.
С 80-83, в. 1-3.
30.10
19
Кожно- мышечная чувствительность. Органы осязания, обоняния, вкуса.
1
Комбинированный
Самостоятельная работа с учебником в группах. Изучить органов осязания, обоняния, вкуса
Выполнение заданий, проверка в парах.
Знать о значении каждого из анализаторов в жизни человека. Умение делать выводы о связи между строением и функциями органов чувств.
С 86-89,в. 1-4.
11.11
20
Контрольная работа №1 по теме : «Нервно- гуморальная регуляция»
1
Контрольная работа.
Работа по вариантам.
Выполнение кон раб.
Проверка знаний
13.11
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
21
Скелет . Строение, состав и соединение. Л. р. №5 «Изучение внешнего строения костей»
1
Комбинированный.
Лекция с элементами беседы, описание рисунков
Выполнение Л. р. Вывод. Записи в тетр.
Назвать функции опорной системы, знать типы соединения костей.
С. 92-98, 101. Заданий 1-5.
18.11
22
Скелет головы и скелет туловища.
1
Комбинированный
Рассказ с использованием учебной таблицы. Запоминать отделов скелета, название костей
Фронтальный опрос, работа с текстом.
Знать виды костей, строение и химический состав.
С 98-99, вопросы 1-6.
20.11
23
Скелет конечностей.
1
Комбинированный
Работа по карточкам, беседа. Запоминать название костей
Работа с учебником, устный опрос.
Знать типы соединения костей, анализировать прочитанный текст.
С. 100-101, зад. 1-3.
25.11
24
Рост костей. Типы соединения костей.
1
Комбинированный
Фронтальная беседа, составление плана по учебнику. Обсуждение рост костей и типы костей
Ответы на вопросы, записи в тетр.
Знать основные системы функции опорно - двигательной системы, об особенностях их роста в длину и толщину.
Повторение с 100.
27.11
25
Мышцы, их строение и функции. Л. р. №6 «Измерение массы и роста своего организма»
1
Комбинированный
Рассказ учителя с демонстрацией табл. Выяснить функции мышц и нервной системы при движении человека
Выполнение Л. р. Вывод, работа с рисунком, таблицей
Знать о строении мышечных волокон, работы мышц, их прикрепления к костям.
Составление таблицы «Мышцы человека»
2.12
26
Заболевания опорно- двигательной системы, их профилактика. Первая помощь при растяжениях и переломах.
1
Комбинированный
Рассказ учителя, определение при внешнем осмотре местоположения.
Знать заболеваний опорно- двигательной системы. Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения.
Сделать отпечаток стопы.
4.12
27
Работа мышц. Л. р. №7 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»
1
Урок практикум
Рассказ учителя описать строение мышечного пучка.
Выполнение Л. Р. Рассмотреть условия повышения работоспособности мышц.
Знать систему управляющую, действия мышц- антагонистов и синергистов.
С 106-113, в 1.
9.12
28
Контрольная работа №2 по теме: «Опорно- двигательной системы»
1
Контрольная раб
Работа по вариантам
Выполнение кон. раб.
Проверка знаний
11.12
Тема 7. Внутренняя среда организма (3часа)
29
Внутренняя среда организма и ее значение. Гомеостаз.
1
Изучение нового материала
Фронтальная беседа, сам. раб. с учебником. Перечисление компонентов внутренней среды . Осмысление о гомеостазе
Устный опрос , работа с терминологии
Уметь перечислять компоненты внутренней среды, показать ее роль в организме.
С 116-119, зад. 1.
16.12
30
Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты) Л. р. №8 «Изучение микроскопического строения крови»
1
Комбинированный
Беседа, выполнение заданий с учебника. Изучить плазма крови, выделять признаков эритроцитов и лейкоцитов
Выполнение л. раб. вывод, опорная схема.
Знать об особенностях строения эритроцитов в связи с выполняемыми ими функциями, работы с микроскопами и микропрепаратами.
С 116-119, заполнить таблицу.
18.12
31
Иммунитет
1
Комбинированный
Лекция уч-ля, сам. раб. учебником. Сообщение учащихся на тему «Защитные св-ва крови»
Фронтальный опрос. Записи в тетр. «Какие утверждения верны»
Знать о защитных свойствах организма, познакомить с видами иммунитета.
С. 122-123, в. 1-5.
23.12
Тема 8. Транспорт веществ (4ч +1ч из резерв.)
32
Транспорт веществ. Кровеносная система. Л. р. №9 «Измерение кровяного давления»
1
Комбинированный
Участие в беседе, работа с рисунками учебника. С. 126.
Выполнение Л. раб. , фронтальный опрос. Записи в тетради
Знать строение и функции крови, движение крови. Измерение кровяного давления.
С. 126-127, в. 1-5.
25.12
33
Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Сам. раб. с текстом и рисунками, Заполнение таблицы «Сердечный цикл»
Задание в рубрике «Проверьте свои знания»
Знать причины н е утомляемости сердца. Особенности строения сердечной мышцы.
С 130-131, термины.
13.01
34
Движение крови и лимфы по сосудам. Л.р. №10 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»
1
Комбинированный
Взаимопроверка в паре с использованием контрольных карточек. Объяснение движение крови по сосудам
Выполнение лаб. раб ., фронтальный опрос, вывод.
Знать причины движения крови и лимфы, и закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах.
С 134-135, изучить
1-.01
35
Заболевания сердечно- сосудистой системы, их предупреждение
1
Комбинированный
Фронтальная беседа , презентация. Объяснить физиологические правила работоспособности
Сообщения уч-ся , опрос.
Знать факторы риска влияющие на здоровье и работу сердечно- сосудистой систему.
С 137, ответы на вопросы 1-5.
20.01
36
Контрольная работа №3 по теме: «Внутренняя среда. «
1
Контрольная работа
Работа по вариантам.
Выполнение работу.
Проверка знаний
22.01
Тема 9 .Дыхание (5часов)
37
Значение дыхания . Органы дыхания. Пр. р. №1 «Определение частоты дыхания»
1
Изучение нового материала.
Беседа, работа с текстом учебника. Выполнение прак. раб.
Опрос , актуализация знаний. Рассмотреть строение органов дыхания в связи с их функциями
Знать сущность процесса дыхания, роль кислорода в организме человека.
С 138-139, зад. 1.
27.01
38
Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях.
1
Комбинированный
Сам. раб. с текстом учебника. Обсуждение механизм нервно- гуморальной регуляции дыхания
Фронтальный опрос., Ответы на вопросы «Проверьте свои знания»
Знать особенности строения легких, механизм газообмена в легких и тканях.
С 142-145, сообщение «Гигиена дыхания»
29.01
39
Дыхательные движения и их регуляция
1
Комбинированный
Заслушивания сообщение» Как правильно дышать», «Гигиена дыхания»
Письменный ответ на вопросы
Дать понятие о жизненной емкости легких, сущности дыхательных движений.
С 144- 145.
3.02
40
Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.
1
Комбинированный
Выступления учащихся сообщениями о болезнях органов дыхания.
Обсуждать профилактические меры забол. Органов дыхания.
Итоги урока, записи в тетр. , механизм вдоха., механизм выдоха. Знать профилактические меры забол.
С 145-146, изучить
5.02
41
Обобщение и закрепление по теме : «Дыхания»
1
Комбинированный
Ответы на тест задания
Проверка знаний
10.02
Тема 10 .Пищеварение (5часов)
42
Пищевые продукты и питательные вещества. Л. р. №11 «Определение норм рационального питания»
1
Изучение нового материала.
Фронтальная беседа, обсуждение рис. 71. Разъяснить понятия «пищевые продукты»
Выполнение л. р. Записи в тетради.
Определить понятия «Пищеварение, пищевые продукты», знать значение пищеварения.
С 145-149, изучить
12.02
43
Пищеварение в ротовой полости.
1
Комбинированный
Игра в командах. «Найди соответствие». Сделать выводы.
Фронтальный опрос., записи в тетр.
Знать сущность процесса пищеварения в ротовой полости, строение зубов, их виды.
С 152-154, зад. 1-4.
17.02
44
Строение и функции пищеварительной системы.
1
Комбинированный
Фронтальная беседа . Используя материал текста функции пищеварительной системы составить схему.
Письменная проверочная работа.
Знать особенности строения пищеварительной системы, органов пищеварения.
С 158.
19.02
45
Пищеварение в желудке. Л.р. №12 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»
1
Комбинированный
Фронтальная беседа. Работа с учебником. Обсуждение тему «Пищеварение в желудке»
Выполнение Л. р. И составление таблицу. Общие выводы.
Знать строение желудка и 12 перстной кишки и особенности пищеварения в них.
С 159, изучить
24.02
46
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена питания.
1
Комбинированный
Беседа, работа с таблицами. Сформировать представление о гигиенических условиях нормального пищеварения
Опрос . вопросы с учебника.
Знать особенности строения отделов кишечника и их функции.
С 160-161. В. 1-6.
26.02
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2часа)
47
Обмен веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен.
1
Комбинированный
Фронтальная беседа. Раскрыть сущность обмена веществ как основной функции организма
Работа с учебником , составить план текста.
Знать значение энергетического и пластического обмена.
С 162-163, в 1-3.
2.03
48
Витамины
1
Комбинированный
Сам. работа по теме .витамины
Формулировка выводов о биологической роли витаминов
Знать группы витаминов, значение витаминов в организме.
С166-167, з. 1.
4.03
Тема 12. Выделение (2ч +1ч из резерв)
49
Органы выделения. Строение и работа почек.
1
Комбинированный
Рассказ учителя , самостоятельная работа с текстом учебника. Обсуждение строение и работа почек.
Фронтальный опрос, тест. Зад.
Знать анатомно- физиологических особенностей мочевыделительной системы, пути их выведения из организма человека.
С170-173. В. 1-4.
9.03
50
Заболевание почек и их предупреждение.
1
Комбинированный
Работа по карточкам. Обсуждение заболевание почек и их предупреждение
Общие выводы урока.
Знать механизм образования первичной и вторичной мочи, заболевания мочевыделительной системы.
С 172-173, в. 1-4.
11.03
51
Обобщение по темам : «Обмен веществ, Выделение»
1
Комбинированный
Тестирование
Результат работы
Проверка знаний
16.03
Тема 13. Покровы тела (3часа)
52
Строение и функции кожи.
1
Изучения нового материала.
Рассказ уч-ля, сам. работа с текстом учебника, и составление таб Строение кожи.
Устный опрос
Знать строение и функции кожи, уметь устанавливать взаимосвязь строения и функции кожи.
С 174-175, в. 1-4.
18.03
53
Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливания организма.
1
Комбинированный
Работа по карточкам. Обсуждение физиологических механизмов закаливания
Фронтальная беседа.
Определить роль кожи в терморегуляции, условия сохранения постоянной температуры тела.
С 179, изучить
23.03
54
Контрольная работа. №4 по теме : Обмен веществ и покровы тела»
1
Контрольная работа
Работа по вариантам.
Проверка знаний
1.04
Тема 14. Размножение и развитие (3часа)
55
Половая система человека
1
Комбинированный
Лекция учителя
Записи в тетр.
Знать преимущества полового размножения перед бесполым
С 182-183, прочитать
6.04
56
Возрастные процессы человека.
1
Комбинированный
Рассказ учителя
Записи в тетр.
Знать особенности роста и развития ребенка.
С 188-189.
8.04
57
Рост и развитие ребенка
1
Комбинированный
Фронтальная беседа
Записи в тетр.
Раскрыть особенности роста и развития ребенка и формирования организма до 18 лет.
С 190.
13.04
Тема 15 . Высшая нервная деятельность (5часов)
58
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
1
Урок семинар
Выступления уч-ся о заслугах И. М. Сеченова, И… П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К . Анохина.
Знать особенности высшей нервной деятельности человека.
Сообщения уч-ся
Доп. Лит-ра.
15.04
59
Торможение и его виды и значение.
1
Комбинированный
Фронтальная беседа. Рассказ учителя . Раскрыт роли торможения условных рефлексов к конкретным условиям среды
Опрос , термины
Знать роль физиологическую природу различных видов торможения
С 193-195, заполнить таб.
20.04
60
Биологические ритмы. Сон его значение. Гигиена сна.
1
Комбинированный
Беседа , сам. раб. с текстом учебника. Значение сна.
Вывод, изучение графика сна.
Знать биологическое значение чередование сна и бодрствования.
С 200-203, в. 1-5.
22.04
61
Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.
1
Комбинированный
Фронтальная беседа, презентация . Обсуждение особенности высшей нервной деятельности человека
Заполнение таб. Ответы на вопросы
Знать особенности высшей нервной деятельности, значение речи, сознания и мышления.
С 206-207.
27.04
62
Типы нервной деятельности.
1
Комбинированный
Сам. работа с текстом учебника. Типы нервной деятельности
Обсуждения рис. Учебника.
Расширить знания о типах нерв. Деятельности темперамент.
С 210-211,
29.04
Тема 16 . Человек и его здоровье (4часа)
63
Соблюдение санитарно- гигиенических норм
1
Комбинированный
Фронтальная беседа. Ознакомление гигиеническими нормами.
Ответы на вопросы с учебника.
Знать о рациональной организации труда и отдыха.
Доп. мат.
4.05
64
Оказание первой помощи при кровотечении. Л.р. №13 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений»
1
Комбинированный
Фронтальная беседа, показать приемов остановки кровотечений.
Выполнение л. раб. вывод.
Знать виды факторов риска для здоровья человека
Доп. Мат.
6.05
65
Человек и окружающая среда. Л. р. №14 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»
1
Комбинированный
Презентация ,фронтальная работа. Человек и окружающая среда
Выполнение лаб. раб. вывод.
Знать виды факторов окружающей среды и типы их воздействия на человека.
Доп. Лит.
11.05
66
Правила поведения человека в окружающей среде
1
Комбинированный
Фронтальная беседа.
Вывод .
13.05
Резерв (4 часа)
67
Итоговая контрольная работа
1
Урок контроля
Кон. раб по вариантам
Проверка знаний
Анализ
18.05
68
Нервная регуляция
1
Повторение
Урок - конференция «Эндокринология. Прошлое. Настоящее.»
Сообщение уч-ся
20.05
69
Пресс- конференция .Гигиена сердечно- сосудистой системы.
1
Урок конференция
Сообщение уч-ся
25.05
70
Обобщение . Итог.
1
Обобщение.
Итог.
27.05