Рабочая программа и календарно тем пла н6кл

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии (базовый уровень) 6 класс, курс II                                       Составила Макова Зухра Фатыховна преподаватель биологии                                      высшей квалификационной категории
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

РАССМОТРЕНО

на заседании ПМК физики, химии и биологии

Протокол № __ от ________

Руководитель ПМК

Л.Хафизова

«____»___________2014 г

СОГЛАСОВАНО

Заместитель начальника училища по учебной работе

_________ О.Жарков

«___»___________2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Казанского суворовского военного училища МО РФ

___________ В.Миронченко

«___»_____________2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии (базовый уровень)

6 класс, курс II

Составила Макова Зухра Фатыховна

преподаватель биологии

высшей квалификационной категории
















г. Казань

2014 г

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010. Рабочая программа ориентирована на учебник Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения - 6 кл. - М.: Дрофа, 2007. - 372с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)


Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы:

Пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, основное содержание программы, цели изучения предмета, место предмета в базисном учебном плане, отличительные особенности по сравнению с примерной программой, результаты обучения, тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки суворовцев 6 класса, перечень учебно-методического обеспечения, календарно - тематическое планирование

Общая характеристика учебного предмета

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма.

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе; иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде,

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов из расчета: 1час в неделю.

Отличительные особенности по сравнению с примерной программой.

В рабочую программу внесены следующие изменения:

В государственном стандарте основного общего образования содержатся требования к умению ученика определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе, поэтому тема: «Классификация растений» изучается 4 часа вместо 2 часов за счет сокращения часов по теме «Введение» 1 час вместо 2 часов.

На изучение темы «Строение покрытосеменных растений» отведено 8 вместо 6 часов в виду сложности изучаемых тем, в связи с этим изменяются часы, отведенные на изучение отдельных разделов. Изменения отражены в тематическом плане.

Результаты учебного предмета изучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения суворовцами основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения суворовцами основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах - органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• выявление эстетических достоинств объектов живой природы.


  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№ н/п

Наименование разделов

Всего часов

Лабораторные работы

Контрольные работы

Введение

1. Л.Р. «Наблюдения за сезонными изменениями растений»

I

Раздел1. Клеточное строение

2.«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы».

3.«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»

II

Раздел 2. Царства Бактерии и Грибы (4 ч)

4. «Рассматривание мукора под микроскопом»

5. «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

III

Раздел 3. Царство Растения (5 ч)

6. «Изучение внешнего строения водорослей. Распознавание водорослей разных отделов»

7. «Изучение внешнего строения мхов. Распознавание растений отдела Моховидные»

8. «Изучение внешнего строения папоротника. Распознавание растений отдела Папоротниковидные»

9. «Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Распознавание растений отдела Голосеменные»

10. «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений. Распознавание отдела Покрытосеменные»

IV

Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)

11. «Изучение строения семян двудольных и однодольных растений»

12. «Строение почек расположение их на стебле»

13. « Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы листа»

14. « Изучение клеток растений. Клеточное строение стебля»

15. «Изучение строения

Цветка. Выявление приспособленности у растений к среде обитания»

16.«Ознакомление с сухими и сочными плодами»

V

Раздел 5. Жизни растений (7 ч)

17. «Наблюдение за ростом и развитием растений»

VI

Раздел 6. Классификация растений

(4 ч)

18. «Распознавание наиболее распространенных однодольных растений своей местности. Определение принадлежности растений к классу Однодольные »

19. «Распознавание наиболее распространенных двудольных растений своей местности. Определение принадлежности растений к классу Двудольные»

VII

Раздел 7. Природные сообщества

(1 ч)

Итого:

33ч

19часов


Резерв- 2часа


Содержание программы

Введение (1 час)

Объект изучения биологии - живая природа. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Лабораторная работа: «Наблюдения за сезонными изменениями растений»

Раздел 1 .Клеточное строение организмов (3 часа)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп)

Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро. Вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация: микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы: 1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы.

2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Раздел 2. Царства Бактерии и Грибы (4 часа)

Роль бактерий в природе и жизни человека и собственной деятельности.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Царство грибы. Роль грибов в природе и жизни человека

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы - паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Правила сбора съедобных грибов и их охрана.

Меры профилактики отравления грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Роль лишайников в природе и жизни человека и собственной деятельности.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов.

(трутовика, ржавчины, головни, спорыньи, лишайников)

Лабораторные работы.

1.Рассматривание мукора под микроскопом

2. Распознавание съедобных и ядовитых грибов

Раздел 3. Царства Растения. (5ч)

Царство Растения. Ботаника- наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со внешней средой обитания. Роль в биосфере.

Роль растений (водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных, покрытосеменных) в природе и жизни человека и собственной деятельности. Охрана растений.

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов, их значение. .

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и многообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Размножение голосеменных.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Лабораторные работы:

1.Изучение внешнего строения водорослей. Распознавание водорослей разных отделов.

2. Изучение внешнего строения мхов. Распознавание растений отдела Моховидные.

3.Изучение внешнего строения папоротника. Распознавание растений отдела Папоротникообразные.

4.Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Распознавание растений отдела Голосеменные.

5.Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений Распознавание растений отдела Покрытосеменные.

Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных ( 8 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

Лабораторные работы:

1.Изучение строения семян двудольных и однодольных растений

2.« Изучение строения клеток растений. Клеточное строение кожицы листа»

3.« Изучение клеток растений. Клеточное строение стебля»

4.«Изучение строения

цветка. Выявление приспособленности у растений к среде обитания»

5.«Строение почек. Расположение их на стебле».

6.«Ознакомление с сухими и сочными плодами»

Раздел 5. Жизнь растений ( 7 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение споровых растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация опытов получения хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

Раздел 6. Классификация растений (4 часа)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Демонстрация живых и гербарных растений семейство двудольных и однодольных, районированных сортов указанных растений.

Лабораторные работы

1.Распознавание наиболее распространенных однодольных растений своей

местности. Определение принадлежности растений к классу Однодольные.

2. Распознавание наиболее распространенных двудольных растений своей местности. Определение принадлежности растений к классу Двудольные.

Раздел 7. Природные сообщества (1 час)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп

Резерв времени - 2 часа

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.

Учебно - методические средства обучения.

1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения - 6 кл. - М.: Дрофа, 2007. - 372с.

2. Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Рабочая тетрадь.

Список основной литературы для учителя:

1. Федеральный Государственный стандарт.

2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009.

4.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения - 6 кл. - М.: Дрофа, 2007. - 372с.

5. Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Рабочая тетрадь.

6.Н.В.Дубинина, В.В.Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М; Дрофа, 2004,- 128с;

Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000

  2. Муртазин Активные формы обучения биологии - М., Просвещение, 1991

  3. Галушкова Н. И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс Поурочные планы - Волгоград:Учитель, 2007

  4. Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 класс). - М., Экзамен, 2004

  5. Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 3005

  6. Бенуж Е. М. Тесты по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2008

  7. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. - М., Просвещение, 1995

  8. Журнал «Биология в школе»

Список основной литературы для учащихся:

1.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения - 6 кл. - М.: Дрофа, 2007. - 372с.

2. Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. Рабочая тетрадь.

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 - М., Аванта +, 1997

  2. Журнал «Биология для школьников».

  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. - М., Просвещение, 1992, 1995 гг.

  4. Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения - М., Просвещение, 1996


Электронные издания

  1. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  2. Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы - академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  4. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- Авторы - В.М. Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».


Интернет-ресурсы:

bio.1september.ru

bio.nature.ru








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии

Класс 6

Преподаватель Макова Зухра Фатыховна

Количество часов

всего 35 ч.; в неделю 1 ч.

Плановых контрольных уроков 0, лабораторных работ 19;

Планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарт, Примерной программы основного общего образования по биологии (рекомендована письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») и программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника.

Учебник для общеобразовательных учреждений. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения - 6 кл. - М.: Дрофа, 2007. - 372с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

№п/п

Название раздела, темы урока,

тип урока

Количество часов

Планируемые результаты

Использование оборудования

Дата проведения

1.

Введение (1 ч)

Биология - наука о живой природе. Царства растений, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Л.р. «Наблюдения за сезонными изменениями растений»

1

Использовать имеющиеся знания, сравнивать, обсуждать.

Презентация

Табл.

Гербарии

2.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (3 ч)

Устройство увеличительных приборов.

Лаб. работа: «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ним. Рассмотрение клеток с помощью лупы».


3

1

Учащиеся должны знать:

-строение клетки;

-химический состав клетки;

-основные процессы жизнедеятельности клетки;

-характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

-определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

-работать с лупой и микроскопом;

-готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

-распознавать различные виды тканей.

Комплект для выполнения лаб.работы.

3.

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Лаб. работа. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом

1

Комплект для выполнения лаб.раб.

Мульт.пособие «Живой организм»

4.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

1

Демонстрация микропрепаратов различных тканей

5.

Раздел 2. Царства Бактерии и Грибы (4 ч)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение.

4

1

Учащиеся должны знать:

-строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

-разнообразие и распространение бактерий и грибов;

-роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику бактерий и грибов;

-отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

-отличать съедобные грибы от ядовитых;

-объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Презентация

Табл.

Гербарии

6.

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Роль грибов в природе и жизни человека.

Л.Р. Распознавание съедобных и ядовитых грибов


1

Комплект для выполнения лаб.работы.

Демонстрация муляжей

плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи)

7.

Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы - паразиты.

Л.р Рассматривание мукора под микроскопом

1

Комплект для выполнения лаб.работы

Табл.

Мульт.пособие «Живой организм»

8.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

1

Мульт.пособие «Живой организм»

9.

Раздел 3. Царство Растения (5 ч)

Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

5

1

Учащиеся должны знать:

-основные методы изучения растений;

-основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

-особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

-роль растений в биосфере и жизни человека;

-происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику растительного царства;

-объяснять роль растений в биосфере;

-давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

-объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Презентация

Табл.

Гербарии

10.

Строение и особенности жизнедеятельности многоклеточных и одноклеточных водорослей. Многообразие водорослей.

Л.Р. «Изучение внешнего строения водорослей. Распознавание водорослей разных отделов»

1

Комплект для выполнения лаб.работы

Презентация

Табл.

Гербарии

11.

Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания.

Л.Р. «Изучение внешнего строения мхов».

«Изучение внешнего строения папоротников»

«Распознавание растений отдела Моховидные и Папоротникообразные»

1

Комплект для выполнения лаб.работы

Презентация

Табл.

12.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Размножение голосеменных. Распространение голосеменных.

Л.Р. «Изучение внешнего строения голосеменных растений». «Распознавание растений отдела голосеменные»

1

Комплект для выполнения лаб.работы

Презентация

Табл.

13.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Л.Р. «Изучение строения покрытосеменных растений» «Распознавание отдела Покрытосеменных»

1

Комплект для выполнения лаб.работы

Презентация

Табл.

14.

Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений.

Л.Р.. «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»

8

1


Учащиеся должны знать:

- строение цветка

-внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

-видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

-различать и описывать органы цветковых растений;

-объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

-изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Гербарии

Комплект для выполнения лаб.работы




Гербарии

Таблица

15.

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней.

1

16.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Л.Р. «Строение почек. Расположение их на стебле»

1

Комплект для выполнения лаб.работы

Мульт.пособие «Живой организм»

17.

Внешнее и клеточное строение листа. Видоизменение листьев

Л.Р. « Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы листа»

1

Комплект для выполнения лаб.работы

Мульт.пособие «Живой организм»

18.

Строение стебля. Рост стебля в толщину. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Л.Р. « Изучение строения клеток растений. Клеточное строение стебля».

1

Комплект для выполнения лаб.работы

Мульт.пособие «Живой организм»

19.

Цветок и его строение

Л.Р. «Изучение строения цветка. Выявление приспособлений у растений к среде обитания»

1

Комплект для выполнения лаб.работы

Мульт.пособие «Живой организм»

20.

Соцветия

1

21.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян

Л.Р. «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

1

Комплект для выполнения лаб.работы

Мульт.пособие «Живой организм»

22.

Раздел 5. Жизни растений (7 ч)

Минеральное питание растений. Передвижение воды и питательных веществ.

7

1

Учащиеся должны знать:

-основные процессы жизнедеятельности растений;

-особенности минерального и воздушного питания растений;

-виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь:

-характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

-объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

-устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

-показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

-объяснять роль различных видов размножения у растений;

-определять всхожесть семян растений.

Презентация

Табл.

Гербарии

23.

Фотосинтез и дыхание

1

Демонстрации опытов: доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, получение вытяжки хлорофилла, образование крахмала , дыхание растений.

24.

Испарение воды растениями. Листопад.

1

Демонстрация опыта: испарение воды листьями

25.

Рост растений. Растительный организм как единое целое

Л.Р. «Наблюдение за ростом и развитием растений»

1

Презентация

Табл.

Гербарии

Комплект для выполнения лаб.работы

26.

Способы размножения растений. Размножение споровых растений

1

Презентация

Табл

Мульт.пособие «Живой организм»

27.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

1

Презентация

Табл

Мульт.пособие «Живой организм»

28.

Половое размножение покрытосеменных растений

1

Презентация

Табл

Мульт.пособие «Живой организм»

29.

Раздел 6. Классификация растений

(4 ч)

Основы систематики растений. Знакомство с классификацией цветковых растений.

4

1

Учащиеся должны знать:

-основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

-характерные признаки однодольных и двудольных растений;

-признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

-важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

-делать морфологическую характеристику растений;

-выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

-работать с определительными карточками.

Презентация

Табл.

Гербарии

30.

Класс Двудольные. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, пасленовых.

1

Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.

31.

Морфологическая характеристика бобовых, сложноцветных

Л.Р. «Распознавание наиболее распространенных двудольных растений своей местности. Определение принадлежности растений к классу Двудольные»

1

Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.

32.

Класс Однодольные. Морфологическая характеристика лилейных и злаков

Л.Р. «Распознавание наиболее распространенных двудольных растений своей местности. Определение принадлежности растений к классу Однодольные»

1

Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.

33.

Раздел 7. Природные сообщества

(1 ч)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений

1

1

Учащиеся должны знать:

-взаимосвязь растений с другими организмами;

-растительные сообщества и их типы;

-закономерности развития и смены растительных сообществ;

-о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

-устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

-определять растительные сообщества и их типы;

-объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

-проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Комплект для выполнения лаб.работы

34

Резерв 2 часа


Преподаватель Макова З.Ф.


© 2010-2022