- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа элективного курса Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки к ЕГЭ
Рабочая программа элективного курса Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки к ЕГЭ
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова И.В. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 16
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по биологии
«Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки к ЕГЭ
для учащихся 10 класса
Учителя географии и биологии Ивановой И.В.
п. Тульский, 2015
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 16
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 16
_______________ М.В. Кузнецова
«____» _________ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование факультативного курса
Систематизация знаний по биологии в рамках подготовки к ЕГЭ
Статус учебного предмета (курса)
По выбору
Профиль (предпрофиль)
Естественно-научный
Объём учебного предмета (курса)
35 часов (1 час в неделю)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ТРИМЕСТРАМ
Номер
триместра
Аудиторные
занятия
Самостоятельная (внеаудиторная) работа учащихся
Форма
итоговой
аттестации
всего
творческие
исследовательские
проекты
домашние
задания
I
II
III
Итого
Пояснительная записка
Современная система школьного образования ставит задачу приобретение интегрированных умений и навыков, которые позволят учащимся лучше понимать и усваивать изучаемый материал, формирует более высокие способности применять полученные знания на практике.
Факультативный курс позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала школьниками, дает возможность заинтересовать широкий круг учеников и популяризировать биологические знания. Систематизация знаний и решение задач занимает в образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по предмету и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.
Целью факультативного курса является развитие общих интеллектуальных умений, а именно, логического мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать, систематизировать, применять приемы сравнения, развитие творческого мышления. При решении задач осуществляется осознание учащимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности учащихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях. Также у детей воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе систематизации реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся.
В материалах КИМов ЕГЭ и Единого тестирования по биологии решение задач является одними из основополагающих и встречаются в тестах разного уровня сложности. Поэтому, главным в содержании курса является его практическая направленность, связь теоретических и практических знаний, умений и навыков. Она включает в себя элементы:
* наблюдение
*измерение
*экспериментирование
* математический анализ полученных данных
* работа с информационными источниками, в том числе и Интернет
В ходе занятий ученики совершенствуют и отрабатывают:
* коммуникативные умения - сотрудничество при работе в группах, культура ведения дискуссии;
* презентация результатов;
* самонаблюдение;
* умение использовать полученные знания в повседневной жизни
Другая особенность курса - его интегрированность и междисциплинарность.
Особое место в курсе занимает материал, который посвящен решению расчетных задач по генетике человека.
В современном обществе количество наследственных заболеваний увеличилось и составляет более 4000 наименований. Профилактика, причины и последствия возникновения заболеваний человека это одни из вопросов, которые рассматриваются в данном курсе.
Данный курс соответствует положению концепции профильного обучения, то есть позволяет ребенку оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор химико-биологического профиля, позволяет школьнику составить свою индивидуальную траекторию подготовки к будущей профессии. Логичность и последовательность материала осуществляется в связи последующих тем с предыдущими.
Программа позволяет установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения, создание индивидуальных коррекционных планов для каждого ученика.
Цели курса:
-
Формирование современных знаний в области биологии,
-
Развитие способности использовать знания, полученные на занятиях
биологии, изучении других школьных дисциплин естественно - научного цикла.
Задачи:
-
Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
-
Интеллектуальных и практических умений
-
Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.
-
Способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умения рефлексии и самооценки.
-
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и окружающему миру.
Курс рассчитан на 35 часов
Методы:
-
лекционный метод передачи знаний;
-
практический метод: решение расчетных и экспериментальных задач по генетике;
-
методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных генетических проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
Продолжительность: занятия 40 мин.
Проведение занятий: два раза в неделю.
Основная форма проведения занятий - урок, который можно проводить на базе кабинета биологии в школе. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. Активизация познавательной активности учащихся достигается за счет работы в творческих проблемных группах, выполнение сообщений и других творческих работ. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения, в которой делается акцент на связь теоретических знаний с практическими. У учащихся должна быть специальная тетрадь для этого урока. В начале и в конце курса проводится входная и выходная диагностика для мониторинга эффективности и актуальности занятий. Курс предполагает работу по совершенствованию понятийного аппарата по генетике.
Схема занятий:
-
Информационная часть. Актуализация знаний учащихся.
-
Практическая часть. Упражнения, задания, ролевые игры, решение тестовых заданий разного уровня сложности.
-
Рефлексивная часть. Планы на будущее.
Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм:
-
текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, тестирование), посещаемость, активность работы на занятиях;
-
итоговый контроль в форме выполнения итогового контрольного теста по решению задач по генетике.
Учебно-методическое обеспечение курса:
-
Программа курса
-
Методическое пособие: Беляев Д.К. Практикум по биологии в школе». - М.: Дрофа 2007.
-
Методические разработки практикумов по решению задач
-
Комплекты тестов.
-
Наглядно-демонстрационный материал.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие биологические умения и навыки:
знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов; размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция
уметь:
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
-
решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды;
-
описывать особей видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-
правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание
Раздел 1. Клетка как биологическая система
Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов - основа единства органического мира, доказательства родства живой природы Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Неорганические вещества клетки Органические вещества клетки. Углеводы, липиды Белки, их строение и функции Нуклеиновые кислоты. Метаболизм: энергетический и пластический обмен,
их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Фотосинтез, его значение,Световые и темповые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Энергетический и пластический обмен,
Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Гены, генетический код и его свойства
Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Особенности соматических и половых клеток. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза.
Раздел 2. Организм как биологическая система
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты). Вирусы - неклеточные формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных. Онтогенез и присущие ему закономерности. Генетика, се задачи. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Основные генетические понятия Специализация клеток, образование тканей, органов. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Mono- и дигибридиое скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Законы Г. Менделя и их цитологические основы. Изменчивость признаков у организмов: модификационпая, мутационная, комбинативная. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Генетика и селекция. Биотехнологии.
Раздел 3. Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность.
Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство.
Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы Царство Грибы. Строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Царство Растения. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность Общая характеристика царства Растения Ткани высших растений. Вегетативные органы цветковых растений. Корень Побег Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле Жизненный цикл водорослей Однодольные и двудольные растения. Царство Животные. Главные признаки подцарства одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
Раздел 4. Человек и его здоровье.
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы Анатомия и физиология человека. Ткани
Строение и функции пищеварительной системы Строение и функции дыхательной системы Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения. Размножение и развитие организма человека.
Внутренняя среда организма человека. Группы кропи. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови Иммунитет Обмен веществ в организме человека Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная рефляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой Нервная система. Общий план строения. Функции Строение и функции центральной нервной системы Строение и функции вегетативной нервной системы Эндокринная система. Нейрогуморальная регуляция процессом жизнедеятельности Диализаторы. Органы чувств, их роль а организме. Строение функции. Высшая нервная деятельность. Сон. его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека Органы чувств (анализаторы). Строение и функции органов зрения и слуха Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Раздел 6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира.
Вид, его критерии и структура. Популяция структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция Развитие эволюционных идей. Значение работ К Линнея, учения Ж-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Липнем, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Творческая роль естественного отбора.
Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы Макроэволюция. Направления и пути эволюции Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерации. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека Антропогенез. Движущие силы. Роль законов общественной жизни в социальном поведении человека. Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы.
Фотопериодизм Экосистема (биогеоценоз), се компоненты; продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети
питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правило экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем.
Календарно-тематическое планирование:
№
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
План
Факт
Введение - 1 ч.
1.
Биология - наука о жизни Методы исследования в биологии.
Сущность жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы
1
Раздел 1 Клетка как биологическая система - 6 ч.
2.
Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Белки. Углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты.
1
3.
Клеточная теория. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика.
1
4.
Строение и функции эукариотической клетки. Части клетки. Органоиды клетки.
1
5.
Метаболизм - обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Типы питания организмов. Фотосинтез. Хемосинтез.
1
6.
Клетка - генетическая единица живого. Деление эукаритических клеток. Митоз.
1
7.
Половое размножение организмов. Мейоз. Размножение. Сравнение бесполого и полового размножения организмов.
1
Раздел 2 Организм как биологическая система -7 ч.
8.
Разнообразие и воспроизведение организмов. Онтогенез и присущие ему закономерности.
1
9.
Генетика. Основные генетические понятия. Основные закономерности наследования признаков. Гибридологический метод. Законы Менделя. Первый закон Менделя.
1
10.
Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет. Решение задач на моногибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Решение задач на дигибридное скрещивание.
1
11.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
1
12.
Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.
1
13.
Закономерности изменчивости.
1
14.
Основы селекции. Создание пород животных и сортов растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология
1
Раздел 3 Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность - 10 ч.
15.
Систематика. Царства органического мира. Царство Вирусы. Царство Бактерии. Царство Грибы.
1
16.
Царство Растения. Низшие растения. Водоросли. Лишайники. Высшие споровые растения. Отделы Мохообразные, Хвощеобразные, Плаунообразные. Отдел Папоротникообразные.
17.
Отдел Голосеменные. Эволюция жизненного цикла высших растений. Цикл развития покрытосеменных (цветковых) растений.
1
18.
Растительные ткани. Вегетативные органы растения (корень, стебель, лист). Вегетативное размножение цветковых растений. Цветок, семя, плод.
1
19.
Систематика покрытосеменных (цветковых) растений.
1
20.
Царство Животные. Подцарство Простейшие.
1
21.
Сравнительная характеристика основных типов беспозвоночных животных. Тип Кишечнополостные. Тип Моллюски.
1
22.
Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. Тип Членистоногие.
1
23.
Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные. Пресмыкающиеся.
1
24.
Класс Птицы. Класс Млекопитающие.
1
Раздел 4 Человек и его здоровье -7 ч.
25.
Общий обзор организма человека. Развитие организма человека. Железы внутренней секреции.
1
26.
Нервная система. Центральная и периферическая нервная система. Соматическая и вегетативная нервная система (симпатический и парасимпатический отделы).
1
27.
Система опоры и движения.
1
28.
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Кровообращение. Дыхание.
1
29.
Пищеварение.
1
30.
Выделение. Кожа. Терморегуляция
1
31.
Органы чувств (анализаторы) и восприятие. Высшая нервная деятельность.
1
Раздел 5 Надорганизменные системы. Эволюция органического мира. 4 ч.
32.
Возникновение и развитие жизни на Земле. Антропогенез.
1
33.
Биология в додарвиновский период. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
1
34.
Вид, его критерии и структура. Микроэволюция. Макроэволюция. Основные направления эволюционного процесса.
1
35.
Основы экологии. Взаимоотношения между организмами. Взаимоотношения организма и среды. Экосистемы. Биосфера, ее структура и функции.
1
Литература:
-
Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология: учебное пособие: в 3 частях (Школьный курс за 100 часов). - Вентана-Граф, 2007.
-
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 класс/ под ред. проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2010 (учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации).
-
Лернер Г.И. Биология. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М.: издательство АСТ, Астрель, 2010.
-
Билич Г.Л., Крыжановский В.А.. Биология для поступающих в ВУЗы. - М.: Издательство Оникс, 2008.
-
Шустанова Т.А. Репетитор по биологии: готовимся к ЕГЭ и ГИА: для поступающих в медицинские учебные заведения. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.
-
ЕГЭ 2012. Биология: типовые экзаменационные варианиы: 30 вариантов / под ред. Г.С. Калиновой. - М.: Национальное образование, 2012.
-
ЕГЭ 2013. Биология. Типовые тестовые задания / Г.А.Воронина, Г.С.Калинова. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Полезные сайты:
● fipi.ru ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений. ЕГЭ - контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации.
● ege.edu.ru - "Портал информационной поддержки Единого Государственного Экзамена". Новости. Нормативные документы. Предварительные результаты проведения ЕГЭ 2008.
● ege.ru К-ЕГЭ - Сайт информационной поддержки Единого Государственного Экзамена в компьютерной форме.
● school-tests.ru Компьютер-Наставник - Подготовка к ЕГЭ 2009. Предлагается серия программ (не требуют специальной инсталляции на компьютере) 3-х типов: Подготовка к ЕГЭ (по 9 предметам), Обучающие программы по математике (школа, абитуриент, студент), Обучающие игры (по разным предметам). В 2-х вариантах: PRO (для индивидуального пользования) и NET (сетевые для учебных заведений. Программы платные. Цены приемлемые. Есть демо-версии и проводятся бесплатные акции, когда можно скачать полные версии и пользоваться ограниченное время, взяв пароль на сайте.
● ctege.org "ЕГЭ и ЦТ - информационная поддержка" Новости, вопросы и ответы, ЕГЭ в городах России, опыт сдачи, результаты, документация.
● rustest.ru - "Федеральный центр тестирования". Шкала перевода баллов ЦТ-2007. Приказы Рособрнадзора по проведению ЕГЭ и др.