- Преподавателю
- Биология
- Рабочая тетрадь для сдачи карта человеческого тела
Рабочая тетрадь для сдачи карта человеческого тела
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ельдесова А.Т. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ММ «Перелески орта мектебі»
ГУ «Перелескинская средняя школа»
Рабочая тетрадь
«Карта человеческого тела»
8 класс
2015 год
Ельдесова Айжан Токтарбаевна - учитель биологии и химии
Перелескинской средней школы,
первой категории
Пособие предназначено для учителей биологии, студентов биологических факультетов высших учебных заведений и колледжей и учащихся общеобразовательных школ.
Дорогой друг!
Если основные знания ты получаешь из учебника справочного пособия и дополнительных источников, то рабочая тетрадь поможет тебе лучше усвоить изучаемый материал. Её можно использовать как при изучении нового материала, так и при выполнении домашнего задания, для закреплении и проверки знаний.
Тетрадь содержит очень много иллюстративного, наглядного материала, заданий для самоконтроля, которые организуют твою учебную деятельность и научат тебя работать самостоятельно.
Желаем тебе больших успехов!
Содержание:
-
Тема: Организм человека и его строение………………….5
-
Тема: Клетка. Ткани. ……………………………………….6
-
Тема: Железы внутренней и внешней секреции ………….9
-
Тема: Нервная система ……………………………………..10
4. Тема: Сенсорная система ………………………………….12
5. Тема: Скелет и мышцы …………………………………….14
6. Тема: Кровь и кровообращение ……………………………16
7. Тема: Внутренняя среда организма………………………...19
7. Тема: Дыхание………………………………………………20
8. Тема: Пищеварительная система………………………......21
9. Тема: Обмен веществ……………………………………….22
10. Тема: Выделительная система. Кожа. …………………….23
11. Тема: Репродуктивная система ……………………………24
Тема: Организм человека и его строение
1. Перечислите, руководствуясь знаниями, полученными при изучении млекопитающих, системы органов человека. Укажите их основные функции.
1. _____________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________
4. _____________________________________________________________________
5. _____________________________________________________________________
6. _____________________________________________________________________
7. _____________________________________________________________________
8. _____________________________________________________________________
9. _____________________________________________________________________
10. ____________________________________________________________________
2. Назовите указанные органы.
1________________
1 2________________
3________________
4________________
2 5________________
3 4 6________________
5 6 7________________
8________________
9________________
7 10_______________
11_______________
8 12_______________
9 13_______________
10
11
12
13
3. Терминологический диктант.
1. Часть организма, выполняющая определенную функцию, - ...
2. Органы, объединенные определенной физиологической функцией, образуют …
3. Система, включающая органы ротовой полости, глотку, пищевод, желудок, кишечник, -
4. Система, участвующая в обеспечении организма кислородом и освобождении его от углекислого газа, - ...
5. Система, выполняющая функцию удаления продуктов обмена веществ, - ...
6. Система, выполняющая функцию размножения, - ...
7. Система, включающая различные железы внутренней секреции, - ...
8. Система, объединяющая все другие системы, регулирующая и согласовывающая их деятельность, - ...
9. Специальные чувствительные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней и внутренней среды в специфическую активность нервной системы, - ...
10. Схема уровней строения организма: молекулы - клеточные органоиды - клетки - ткани - ... ______ - _____________ - организм.
Тема: Клетка Ткани
1. Сравните растительную и животную клетки.
9 10
1 11 12 13 1. ________________
2. ________________
2 3. ________________
4. ________________
3 5. ________________
6. ________________
7. ________________
4 8. ________________
9. ________________
5 10. ________________
11. ________________
6 12. ________________
7 13. ________________
14 14. ________________
8
Химический состав клетки
2. Уложить в схему следующие термины:
Белки: антитела, ферменты, гемоглобин, строение мембран.
1. Белки
структурные
транспортные
Катализаторы
защитные
Углеводы: дисахариды, полисахариды, глюкоза, сахароза, рибоза, простые, сложные, моносахариды, крахмал.
углеводы
Липиды: витамины А и Д, состав мембран, масла.
3. Липиды
Жиры
Фосфолипиды
стероиды
Нуклеиновые кислоты: рибоза, дезоксирибоза, и-РНК, т-РНК, аденин, тимин,
4) Нуклеиновые кислоты
ДНК
РНК
Неорганические вещества: вода, минеральные соли, катионы, анионы, HPO4-2, Na+
5) Неорганические вещества
3. Терминологический диктант.
1. Основным прибором для изучения строения клетки является …
2. Изучением строения и функций клеток занимается наука …
3. Вязкое полужидкое вещество клетки - ...
4. Органоид, который является обязательной составной частью клетки, способной к размножению, - ..
5. Клетка снаружи покрыта
6. Пространство между клетками заполнено жидким …
7. В цитоплазме расположены мельчайшие структуры - ...
8. Органоиды с двойной мембраной, синтезирующие АТФ, -
9. Всю цитоплазму пронизывает …
10. Мельчайшие органоиды, на которых осуществляется биосинтез белка, - …
11. Два тельца, активно участвующие в делении клетки, - ...
12. Тельца в ядре, содержащие генетический материал, - ...
13. Число хромосом в соматических клетках человека - ... а в половых клетках - ...
14. К неорганическим веществам клетки относятся ….
15. К органическим веществам клетки относятся …
16. Глюкоза, гликоген (животный крахмал) - это …
17. Органические вещества, нерастворимые в воде, служащие источником энергии в организме, -
18. Органические вещества, состоящие из аминокислот, служащие главным строительным материалом, - ...
19. Белки, играющие роль ускорителей химических реакций, - ...
20. Два типа органических молекул, образующихся в клеточном ядре; носители генетической информации - ...
Деление - основа размножения и роста клетки.
4. Дайте определение понятиям:
Митоз __________________________________________________________
Мейоз___________________________________________________________
Интерфаза _______________________________________________________
5. Заполнить таблицу и схематически зарисуйте процессы, происходящие в фазах.
-
интерфаза
профаза
метафаза
анафаза
телофаза
6. Объясните, какие "события" в жизни человека, связанные с делением клеток, иллюстрируют схемы А и Б.
Схема А
2 n-4 n 2 n 2n 2n=46 _________________________________
__________________________________
Схема Б
♀ ♂
n n
_________________________________________
2n _________________________________________
2n=46
Могут ли эти биологические процессы зависеть от условий окружающей среды? Приведите конкретные примеры. _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ткани.
7. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные ткани.
-
_______________
-
_______________
-
_______________
-
_______________
-
_______________
-
_______________
8. Заполните таблицу.
разновидность
место расположения
функции
Эпителиальная - клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.
однослойная
многослойная
железистая
Нервная - состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение.
нервная
Соединительная - клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество.
костная
хрящевая
волокнистая
жировая
кровь
Мышечная - образованна мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться
поперечнополосатая
поперечнополосатая сердечная
гладкая
Тема: Железы внутренней и внешней секреции
1. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные органы.
1. _______________________
2. _______________________
3. _______________________
4. _______________________
5. _______________________
6. _______________________
7. _______________________
1
2
3
4
5
6
7
2. Заполните таблицу «Заболевания желез внутренней секреции».
Название заболевания, вызываемого нарушением деятельности ЖВС
Причины возникновения заболевания
Основные признаки заболевания
3. Терминологический диктант.
1. Биологически активные вещества, выделяемые в кровь железами внутренней секреции, - ...
2. Гипофиз, щитовидная железа, надпочечники - это железы … _______ секреции.
3. Гормоны, регулирующие развитие вторичных половых признаков у мужчин и женщин, - ...
4. Гормоны мозгового слоя надпочечников - ...
5. . В регуляции обмена сахара в организме принимает участие гормон …
6. Гормон щитовидной железы - ...
7. Железа внутренней секреции, расположенная в основании мозга и управляющая деятельностью других желез, - ...
8. Уменьшение выработки инсулина вызывает развитие тяжелого заболевания - ... ____________________
9. Усиление функции щитовидной железы приводит к …
10. Для синтеза гормонов щитовидной железы необходим …
11. При недостаточной выработке гормонов щитовидной железы у детей развивается … __________ а у взрослых людей - ... ____________
Тема: Нервная система.
1. Заполните схему, используя слова: периферическая, ЦНС, нервные узлы, соматическая, симпатическая, головной мозг, нервные окончания, парасимпатическая, спиной мозг, регулирует процессы и рост организма, регулирует работу скелетных мышц, кожи, связь организма с внешней средой.
2. Назовите функции основных зон больших полушарий головного мозга.
1 2
3 4 1. ______________________
2. ______________________
3. ______________________
4. ______________________
6 5. ______________________
6. ______________________
7. ______________________
5 7
3. Назовите отделы головного мозга.
1. ______________________
2. ______________________
3. ______________________
4. ______________________
5. ______________________
6. ______________________
7. ______________________
8. ______________________
9. ______________________
4. Рассмотрите рисунок. Назовите части спинного мозга отмеченные цифрами.
-
_____________________
-
_____________________
-
_____________________
-
_____________________
-
_____________________
-
_____________________
Схема рефлекторной дуги:
5. Обозначьте звенья рефлекторной дуги.
-
_______________________
-
_________________________
-
_________________________
-
_________________________
-
_________________________
-
_________________________
Гигиена нервной системы
Анкетирование.
На сколько вы подвержены стрессу?
Всегда - 1 балл, Очень часто - 2 балла
Часто - 3 балла, Редко - 4 балла Никогда - 5 баллов
1. Не менее одного раза в день ем горячую пищу.
2. Сплю по 7-8 часов в сутки.
3. От общения с людьми получаю удовольствие.
4. Я могу положиться на своих родственников.
5. Моя кожа часто бывает сухой.
6. Воздерживаюсь от курения.
7. Мой вес соответствует моему желанию.
8. Интенсивно занимаюсь физкультурой.
9. Воздерживаюсь от спиртного.
10. Моя зарплата меня устраивает.
11. Я активно общаюсь со своими друзьями и знакомыми.
12. У меня есть друзья, с которыми я могу поделиться тайнами.
13. Чувствую себя здоровым человеком.
14. Могу поговорить о своих переживаниях, даже будучи в расстроенных чувствах.
15. Со своими соседями беседую по поводу всех житейских проблем.
16. Люди слышат от меня шутки.
17. Днем у меня бывает свободное время.
18. Воздерживаюсь от крепкого кофе (чая).
19. Мне удается организовать свое время.
20. Обращаюсь к своим друзьям за советом.
ОЦЕНКА
1. Свыше 30 до 50 - в определенной степени подвержены стрессу.
2. 50 баллов и выше до 75 - вам следует взяться за приемы психической саморегуляции, не забывайте про укрепление физического здоровья.
. 3. 75 и выше - вы на грани срыва необходимо обратиться к врачу-психотерапевту
Тема: Сенсорные системы.
1. Рассмотрите рисунок. Назовите части глаза и укажите их функции.
1. _____________________________________
_______________________________________
2. _____________________________________
_______________________________________
3. _____________________________________
_______________________________________
4. _____________________________________
_______________________________________
5. _____________________________________
_______________________________________
6. _____________________________________
_______________________________________
7. _____________________________________
_______________________________________
8. _____________________________________
_______________________________________
9. ___________________________________________________________________________
10. __________________________________________________________________________
11. __________________________________________________________________________
2. Объясните преимущество бинокулярного зрения человека.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Рассмотрите рисунок. Объясните, что на нем изображено и обозначьте все детали рисунка.
А.
А.__________________________________________
_____________________________________________
Б. __________________________________________
_____________________________________________
-
________________________
-
________________________
Б 3. ________________________
-
________________________
-
________________________
4. Объясните, что показано на схематическом рисунке. Напишите названия частей органа.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
-
_______________________
-
_______________________
-
_______________________
-
_______________________
-
_______________________
-
_______________________
5. Что изображено на рисунке? Охарактеризуйте строение , отделы и функции этого анализатора.
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1 1. _____________________
2. _____________________
3. _____________________
2 4. _____________________
5. _____________________
3
4
5
6. Заполните таблицу «Характеристика анализаторов».
№
Название анализатора
раздражитель
функции
Тема: Скелет и мышцы.
1. Рассмотрите типы соединения костей и укажите их.
А. _________________________
Б. _________________________
В. ________________________
2. Назовите и запишите указанные на рисунке кости черепа.
1 1. ____________________________
2. ____________________________
2 3 3. ____________________________
4 5 4. ____________________________
5. ____________________________
6. ____________________________
7. ____________________________
8. ____________________________
9. ____________________________
10. ____________________________
11. ____________________________
6
7
8
9
10
11
3 . Что показано на рисунке? Напишите составные части.
1 2 1. _______________________
3 2. _______________________
3. _______________________
4. _______________________
5. _______________________
4
5
4. Назовите, изображенные на рисунке, кости.
А Б В А. ____________________
Б. ____________________
В. ____________________
Г. ____________________
Д. ____________________
Е. ____________________
Г Ж. ____________________
З. ____________________
Д К. ____________________
Л. ____________________
М. ____________________
Е Ж З
К
Л М
5. Рассмотрите рисунок. Какой цифрой обозначено поперечно - полосатое мышечное волокно?
___________________________
6. Рассмотрите рисунок, на котором
изображены точки наибольшей гибкости
позвоночника. Укажите их.
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Тема. Кровь и кровообращение
1. Какими цифрами изображены: аорта, верхняя полая вена, легочный ствол,
2 межжелудочковая перегородка, левый желудочек,
1 нижняя полая вена, створчатые клапаны, правый
3 4 желудочек, правое предсердие, левое предсердие,
легочная артерия, полулунные клапаны.
5 7 1. ___________________________
6 2. ___________________________
3. ___________________________
8 9 4. ___________________________
5. ____________________________
10 6. ____________________________
11 12 7. ____________________________
8. ____________________________
9. ____________________________
10.____________________________
11. ___________________________
10. ___________________________
2. Рассмотрите схему кровообращения человека. Напишите названия кровеносных сосудов, укажите, какая в них течет кровь.
1. _____________________
2. _____________________ 1
3. _____________________ 2
4. _____________________ 3
5. _____________________ 4
6. _____________________ 5 6
7. _____________________
8. _____________________ 7 8
9. _____________________
10. ____________________ 9
11. ____________________ 10
12. ____________________
13. ____________________
14. ____________________
13
12
14
3. Рассмотрите рисунок и объясните, что происходит в фазы сердечного цикла.
4. Что изображено на рисунке. Объясните последовательность данного процесса.
_________________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Тема: Внутренняя среда организма
1. Заполните таблицу.
Внутренняя среда
состав
Местонахождение
функция
Тканевая жидкость
Лимфа
кровь
2. Вставьте пропущенные слова.
__________
___________
_________ ______________
3 . Какое открытие сделал И. Мечников? __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Заполните пустые клетки.
5.Что такое фагоцитоз? ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Как происходит свертывание крови?____________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Терминологический диктант.
1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют …
2. Жидкая соединительная ткань - ...
3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, - ...
4. Кровяной сгусток - ...
5. Плазма крови без фибриногена называется …
6. Содержание хлорида натрия в физиологическом растворе составляет …
7. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, - ...
8. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, - ...
9. Человек, дающий свою кровь для переливания, - ...
10. Каждая группа крови отличается от других содержанием особых белков в … и в .………….
Тема: Дыхательная система.
1. Укажите, какие органы дыхания изображены на рисунке.
1 1. _________________________
2. _________________________
3. _________________________
2 4. _________________________
5. _________________________
11 3 6. _________________________
7. _________________________
4 8. _________________________
5 9. _________________________
6 10. ________________________
11. ________________________
7
8
9
10
2 . Заполните таблицу «Соответствие строения органов дыхания выполняемым ими функциям»
органы
функция
Особенности строения, позволяющие выполнять соответствующие функции.
Носовая полость
Гортань
Трахея
Легочные пузырьки
Легкие
Тема: Пищеварительная система.
1. Рассмотрите строение горла человека. Назовите отмеченные органы.
1. _______________________
2. _______________________
3. _______________________
4. _______________________
5. _______________________
1 6. _______________________
2 7. _______________________
3 8. _______________________
4 9. _______________________
5
6
7
8
9
2 . Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос, какие органы пищеварительной системы обозначены на рисунке? Какие органы пищеварительной системы не являются частью пищеварительного канала?
1. ________________________ 6. ______________________
2. ________________________ 7. ______________________
3. ________________________ 8. ______________________
4. ________________________ 9. ______________________
5. ________________________ 10. _____________________
1
2 3
4
5 6
7 8
9 10
3. По предложенному рисунку составьте зубную формулу постоянных зубов (в порядке их расположения в верхней и нижней челюстях, начиная с резцов). Зубную формулу запишите в виде дроби: в числителе - зубы половины верхней челюсти, в знаменателе - нижней.
_____________________________________
Тема: Обмен веществ
1. Какие этапы обмена веществ указаны на рисунке ? Какой цифрой на рисунке обозначен процесс пластического обмена в тканях? Затрачивается или расходуется при этом энергия? Какой цифрой на рисунке обозначено расщепление веществ в тканях (энергетический обмен)? Затрачивается или освобождается при этом энергия?
Белки Углеводы Жиры _______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
2. Сделайте выводы из следующих опытов:
а) Анализ крови показал, что у животного после кормления в вене, входящей в печень, содержится 0,3%, а в вене, выходящей из печени,- 0,12% глюкозы.
б) Белую мышь кормили исключительно белками и не давали ей углеводов. После смерти мыши в ее печени был обнаружен животный крахмал.
3. Объясните, почему медики и физиологи образно называют печень «химической лабораторией, продовольственным складом и диспетчером организма».
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3.Суточная потребность в воде для взрослого человека равна 40 г на 1 кг массы тела. Вычислите свою (примерную) суточную потребность в воде.
Объясните, почему человек не может несколько суток прожить без воды.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Тема: Выделительная система
-
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос, какие органы образуют выделительную систему?
1 1. _____________________
2. _____________________
2 3. _____________________
3 4. _____________________
5. _____________________
4 6. _____________________
5 7. _____________________
8. _____________________
6 9. _____________________
7
8
9
2. Укажите, что обозначено цифрами. Ответьте на вопросы:
1. Почему почку можно назвать сложным биологическим фильтром?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2. Какое значение для работы почек имеет их обильное кровоснабжение?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
1. ____________________
1 2. ____________________
3. ____________________
2 4. ____________________
5. ____________________
6. ____________________
3 7. ____________________
4
5
6
7
Тема: Репродуктивная система
1. Обозначьте цифрами последовательность процесса оплодотворения.
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
2. Ответьте на вопрос, в каких органах половой системы женщин происходит внутриутробное развитие плода? Под какими цифрами эти органы обозначены?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Женская половая система.
2. Ответьте на вопросы:
1. Какой процесс называется оплодотворением и где он происходит?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Что происходит с зародышем после оплодотворения?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Что такое плацента и как она образуется?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Как питается плод в организме матери?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Как режим беременной женщины может отразиться на вынашиваемом ею ребенке?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________