Рабочая программа по биологии

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности   35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство». Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей: ·        освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естестве...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Нижегородской области «КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.12. БИОЛОГИЯ

по специальности

350201 «Лесное и лесопарковое хозяйство»











р.п. Красные Баки

2014 год

Рассмотрена на заседании предметно-

цикловой комиссии общеобразовательных, гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин

Протокол № 1 от 29 августа 2014 года

Председатель: / И.А. Шарова/

Соответствует требованиям ФГОС

СПО по специальности 350201 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Зам. директора по учебной работе

___________________О.Н. Спирин.

«30» августа 2014 года




Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 350201 «Лесное и лесопарковое хозяйство»


Разработчик: __________________________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность)

Рецензенты: _________________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность)

_________________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность)







Рекомендована Методическим советом ГБОУ СПО НО

«Краснобаковский лесной колледж»

Протокол № от «__»_____________2014 года



ОГЛАВЛЕНИЕ



























1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОДП.12. Биология в профессиональной деятельности относится к общеобразовательному циклу.

1.3. Цель и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни и человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой медицинской помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В. И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно - научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно - популярных изданиях, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование следующих общих компетенций (ОК) обучающихся:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 221 час, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 147 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 74 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

221

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

147

в том числе:


лабораторные работы

12

практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

74

в том числе:


подготовка к аудиторным занятиям:

- изучение литературы по заданным темам, интернет - источникам;

- рефераты;

- доклады;

- исследовательская работа.


38


10

20

6

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Общие закономерности биологии. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровни организации живой материи. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира.

4

1

Раздел 1.

Учение о клетке



Тема 1.1. Химическая организация клетки.

Содержание учебного материала

6

Клетка- элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке

1

2

2


Лабораторная работа

-



Практическое занятие

-

Самостоятельная работа. Подготовка докладов, рефератов.

4

Тема 1. 2.

Строение и функции клетки.

Содержание учебного материала

4

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

222

222221

2

Лабораторная работа «Строение растительной и животной клеток».

2


Практическое занятие

-

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений, докладов из дополнительных источников литературы.

3

Тема 1.3.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.



Содержание учебного материала

4

Пластический и энергетический обмен.

Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез.

1

2

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Самостоятельная работа. Подготовка рефератов, докладов.

3

Тема 1.4.

Деление клетки.

Содержание учебного материала

4

2

2

Жизненный цикл клетки. Митоз. Цитокинез.

Клеточная теория строения организмов.

Лабораторная работа

-

Практическое занятие

-

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений, докладов.

2

Раздел 2

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.




Тема 2.1.

Размножение организмов.

Содержание учебного материала

8

2

2

2

2

Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение.

Лабораторная работа

-

Практическое занятие

-

Самостоятельная работа.

5

Тема 2.2.

Индивидуальное развитие организмов.



Содержание учебного материала

13


1

2

2

2

Индивидуальное развитие организма. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Органогенез.

Развитие организмов и окружающая среда. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков.

Лабораторная работа

-

Практическое занятие «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства».

2

Самостоятельная работа. Подготовка докладов.

8

Раздел 3.

Основы генетики и селекции.



2

2

2


Тема 3.1.

Закономерности наследственности..

Содержание учебного материала

6

Законы Менделя. Теория Т. Моргана. Генетика пола. Взаимодействие генов.

Лабораторные работы


Практические занятия «Составление схем скрещивания», «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание», «Решение задач на промежуточное наследование признаков», «Решение задач на взаимодействие генов».

8

Самостоятельная работа. Решение генетических задач.

5


Тема 3.2.

Закономерности изменчивости.

Содержание учебного материала

6


2

2

3

3

Наследственная изменчивость.

Модификационная изменчивость.

Генетика человека.

Генетика и медицина.

Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

2

Практическое занятие «Составление родословного древа по признаку».

2

Самостоятельная работа. Подготовка рефератов, презентаций.

5


Тема 3.3.

Основы селекции.

Содержание учебного материала

8

2

3

3

3

Методы селекции.

Селекция растений. Селекция животных.

Селекция микроорганизмов. Биотехнология.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений, докладов.

4

Раздел 4.

Эволюционное учение.




Тема 4.1.

Эволюционное учение Дарвина.


Содержание учебного материала

4

2

2

Додарвиновский период в биологии. Предшественники дарвинизма.

Теория Ч. Дарвина.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Самостоятельная работа. Подбор материала по дополнительной литературе.

2


Тема 4.2.

Микроэволюция.



Содержание учебного материала

4

2

2







2

2

2

Естественный отбор. Искусственный отбор. Борьба за существование. Вид. Видообразование. Приспособленность организмов к среде обитания.

Лабораторные работы «Приспособленность организмов к среде обитания», «Вид, его критерии и структура».

4

Практические занятия

-

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений, рефератов.

3


Тема 4.3.

Макроэволюция.





Содержание учебного материала

6

Доказательства эволюции. Основные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Самостоятельная работа. Подготовка презентаций, изготовление таблиц.

4

Раздел 5.

История развития жизни на Земле.




Тема 5.1.

Развитие жизни на земле.

Содержание учебного материала

4

1

2

История развития органического мира. Развитие органического мира на Земле.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений.

3

Тема 5.2.

Происхождение человека.

Содержание учебного материала

7

2

2

2

3

Доказательства происхождения человека от животных.

Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

Человеческие расы.


Лабораторные работы

-


Практическое занятие «Анализ различных гипотез происхождения человека».

2

Самостоятельная работа. Подготовка рефератов, презентаций.

6

Раздел 6.

Основы экологии.



Тема 6.1.

Экология- наука о взаимоотношениях организмов.

Содержание учебного материала

8

2

2

2

2

Биосфера.

Круговорот веществ в природе.

Абиотические факторы среды.

Биотические факторы среды.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Самостоятельная работа. Подготовка докладов.

5



Тема 6.2.


Экологические системы.


Содержание учебного материала

6

2

2

2

2

Экосистемы. Взаимодействия в экосистемах.

Симбиоз. Антибиоз.

Сукцессии.

Лабораторная работа «Описание и практическое создание искусственной экосистемы», «Сравнительное описание одной из природных систем и агроэкосистемы своей местности».

4

Практическое занятие «Решение экологических задач».

2

Самостоятельная работа. Подготовка рефератов, докладов.

4


Тема 6.3.


Биосфера и человек.





Содержание учебного материала

13

2

2

2

3

3


Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера.

Природные ресурсы. Рациональное природопользование.

Охрана окружающей среды.

Экологические комплексы.


Лабораторная работа.

-

Практическое занятие.

-


Самостоятельная работа. Подготовка рефератов, докладов.

8

Раздел 7

Бионика.



Тема 7. 1

Бионика.

Содержание учебного материала

1

2

.Бионика. Задачи бионики.


Лабораторная работа.

-

Практическое занятие.

-

Самостоятельная работа.

-

Всего:


221



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета и лаборатории химии и биологии:

I. Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, экран, проектор, DVD, CD-диски с учебными фильмами и презентациями.

II. Учебно-наглядные пособия:

  1. Комплект таблиц по биологии:

    • «Уровни организации живого»,

    • «Многообразие живых организмов»,

    • «Эволюционное древо»,

    • «Схема строения животной клетки»,

    • «Органоиды клетки»,

    • «Митотическое деление клетки (непрямое деление)»,

    • «ДНК»,

    • «Дигибридное скрещивание и его цитологическая основа (на примере гороха)»,

    • «Моногибридное скрещивание и его цитологическая основа»

    • «Мутационная изменчивость растений»,

    • «Методы работы И.В. Мичурина (отдаленная гибридизация)»,

    • «Вегетативное размножение растений» (различные способы),

    • «Бактерии».

  2. Комплект гербариев:

    • «Культурные растения»,

    • «Основные группы растений»,

    • «Грибы, мхи»,

    • «Водоросли».

  3. Оборудование и посуда лаборатории: микроскопы, микропрепараты.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Колесников С. И., Общая биология. КноРус - 2012.

2. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. Гриф - 2012.

3. Чебышев Н. В., Гринева Г. Г., Гузикова Г. С. Общая биология. Гриф - 2011.

4. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М.: Издательский центр «Академия»,2008.

5. Колесников С. И. Общая биология: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2012.

Дополнительные источники:


1. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология.- М., 2010.

2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Общая биология. - М.: Издательство «Высшая школа», 2000.

3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб.пособие для СПО. - М., 2002.

4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. - М., 2002.

5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. - М., 2002.

6. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. - М., 2005.

7. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2001.

8. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. - М., 2001.

9. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 1996.

Интернет - источники:

1september.ru.

Pedsovet.su.

Nsportal.ru.









4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проверочных работ, презентаций, исследований.

Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, экзамен в конце года.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно - популярных изданиях, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

ОК 1-4, ОК 8-9.







ОК 6-7.



ОК 1-4, ОК 6-7


ОК 3-4, ОК 6-7



ОК 3-4, ОК 5,

ОК 8-9





ОК 1-4

Устный опрос, выполнение лабораторных и практических работ, проверочные работы.







Выполнение лабораторных и практических работ.


Устный опрос, выполнение лабораторных работ.

Проверочные работы, выполнение лабораторных работ.



Устный опрос, решение ситуационных задач.





Решение ситуационных задач.





Знания:

- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учение В. И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерности изменчивости и наследственности;

- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.


ОК 1-4, ОК 6-7


ОК 1-4, ОК 5

ОК 6-7



ОК8

ОК 1-2.

Устный опрос, выполнение практических работ.


Устный опрос, выполнение практических и лабораторных работ.

Устный опрос, проверочные работы.



Устный опрос, проверочные работы.

Устный опрос, проверочные работы.





© 2010-2022