- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии
Рабочая программа по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шарова И.А. |
Дата | 21.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Нижегородской области «КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.12. БИОЛОГИЯ
по специальности
350201 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
р.п. Красные Баки
2014 год
Рассмотрена на заседании предметно-
цикловой комиссии общеобразовательных, гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин
Протокол № 1 от 29 августа 2014 года
Председатель: / И.А. Шарова/
Соответствует требованиям ФГОС
СПО по специальности 350201 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
Зам. директора по учебной работе
___________________О.Н. Спирин.
«30» августа 2014 года
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 350201 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
Разработчик: __________________________________________________________________
(инициалы, фамилия, должность)
Рецензенты: _________________________________________________________
(инициалы, фамилия, должность)
_________________________________________________________
(инициалы, фамилия, должность)
Рекомендована Методическим советом ГБОУ СПО НО
«Краснобаковский лесной колледж»
Протокол № от «__»_____________2014 года
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОДП.12. Биология в профессиональной деятельности относится к общеобразовательному циклу.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; о методах научного познания;
-
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни и человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой медицинской помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать:
-
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В. И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
-
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
-
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
-
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
-
биологическую терминологию и символику;
уметь:
-
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно - научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
-
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
-
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
-
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно - популярных изданиях, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), правил поведения в природной среде;
-
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
-
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование следующих общих компетенций (ОК) обучающихся:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 221 час, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 147 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 74 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
221
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
147
в том числе:
лабораторные работы
12
практические занятия
16
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
74
в том числе:
подготовка к аудиторным занятиям:
- изучение литературы по заданным темам, интернет - источникам;
- рефераты;
- доклады;
- исследовательская работа.
38
10
20
6
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ».
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
Введение
Общие закономерности биологии. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровни организации живой материи. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира.
4
1
Раздел 1.
Учение о клетке
Тема 1.1. Химическая организация клетки.
Содержание учебного материала
6
Клетка- элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке
1
2
2
Лабораторная работа
-
Практическое занятие
-
Самостоятельная работа. Подготовка докладов, рефератов.
4
Тема 1. 2.
Строение и функции клетки.
Содержание учебного материала
4
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.
222
222221
2
Лабораторная работа «Строение растительной и животной клеток».
2
Практическое занятие
-
Самостоятельная работа. Подготовка сообщений, докладов из дополнительных источников литературы.
3
Тема 1.3.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Содержание учебного материала
4
Пластический и энергетический обмен.
Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез.
1
2
Лабораторная работа
-
Практические занятия
-
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов, докладов.
3
Тема 1.4.
Деление клетки.
Содержание учебного материала
4
2
2
Жизненный цикл клетки. Митоз. Цитокинез.
Клеточная теория строения организмов.
Лабораторная работа
-
Практическое занятие
-
Самостоятельная работа. Подготовка сообщений, докладов.
2
Раздел 2
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Тема 2.1.
Размножение организмов.
Содержание учебного материала
8
2
2
2
2
Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение.
Лабораторная работа
-
Практическое занятие
-
Самостоятельная работа.
5
Тема 2.2.
Индивидуальное развитие организмов.
Содержание учебного материала
13
1
2
2
2
Индивидуальное развитие организма. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Органогенез.
Развитие организмов и окружающая среда. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков.
Лабораторная работа
-
Практическое занятие «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства».
2
Самостоятельная работа. Подготовка докладов.
8
Раздел 3.
Основы генетики и селекции.
2
2
2
Тема 3.1.
Закономерности наследственности..
Содержание учебного материала
6
Законы Менделя. Теория Т. Моргана. Генетика пола. Взаимодействие генов.
Лабораторные работы
Практические занятия «Составление схем скрещивания», «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание», «Решение задач на промежуточное наследование признаков», «Решение задач на взаимодействие генов».
8
Самостоятельная работа. Решение генетических задач.
5
Тема 3.2.
Закономерности изменчивости.
Содержание учебного материала
6
2
2
3
3
Наследственная изменчивость.
Модификационная изменчивость.
Генетика человека.
Генетика и медицина.
Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой».
2
Практическое занятие «Составление родословного древа по признаку».
2
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов, презентаций.
5
Тема 3.3.
Основы селекции.
Содержание учебного материала
8
2
3
3
3
Методы селекции.
Селекция растений. Селекция животных.
Селекция микроорганизмов. Биотехнология.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Самостоятельная работа. Подготовка сообщений, докладов.
4
Раздел 4.
Эволюционное учение.
Тема 4.1.
Эволюционное учение Дарвина.
Содержание учебного материала
4
2
2
Додарвиновский период в биологии. Предшественники дарвинизма.
Теория Ч. Дарвина.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Самостоятельная работа. Подбор материала по дополнительной литературе.
2
Тема 4.2.
Микроэволюция.
Содержание учебного материала
4
2
2
2
2
2
Естественный отбор. Искусственный отбор. Борьба за существование. Вид. Видообразование. Приспособленность организмов к среде обитания.
Лабораторные работы «Приспособленность организмов к среде обитания», «Вид, его критерии и структура».
4
Практические занятия
-
Самостоятельная работа. Подготовка сообщений, рефератов.
3
Тема 4.3.
Макроэволюция.
Содержание учебного материала
6
Доказательства эволюции. Основные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Самостоятельная работа. Подготовка презентаций, изготовление таблиц.
4
Раздел 5.
История развития жизни на Земле.
Тема 5.1.
Развитие жизни на земле.
Содержание учебного материала
4
1
2
История развития органического мира. Развитие органического мира на Земле.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Самостоятельная работа. Подготовка сообщений.
3
Тема 5.2.
Происхождение человека.
Содержание учебного материала
7
2
2
2
3
Доказательства происхождения человека от животных.
Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.
Человеческие расы.
Лабораторные работы
-
Практическое занятие «Анализ различных гипотез происхождения человека».
2
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов, презентаций.
6
Раздел 6.
Основы экологии.
Тема 6.1.
Экология- наука о взаимоотношениях организмов.
Содержание учебного материала
8
2
2
2
2
Биосфера.
Круговорот веществ в природе.
Абиотические факторы среды.
Биотические факторы среды.
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Самостоятельная работа. Подготовка докладов.
5
Тема 6.2.
Экологические системы.
Содержание учебного материала
6
2
2
2
2
Экосистемы. Взаимодействия в экосистемах.
Симбиоз. Антибиоз.
Сукцессии.
Лабораторная работа «Описание и практическое создание искусственной экосистемы», «Сравнительное описание одной из природных систем и агроэкосистемы своей местности».
4
Практическое занятие «Решение экологических задач».
2
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов, докладов.
4
Тема 6.3.
Биосфера и человек.
Содержание учебного материала
13
2
2
2
3
3
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ноосфера.
Природные ресурсы. Рациональное природопользование.
Охрана окружающей среды.
Экологические комплексы.
Лабораторная работа.
-
Практическое занятие.
-
Самостоятельная работа. Подготовка рефератов, докладов.
8
Раздел 7
Бионика.
Тема 7. 1
Бионика.
Содержание учебного материала
1
2
.Бионика. Задачи бионики.
Лабораторная работа.
-
Практическое занятие.
-
Самостоятельная работа.
-
Всего:
221
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета и лаборатории химии и биологии:
I. Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, экран, проектор, DVD, CD-диски с учебными фильмами и презентациями.
II. Учебно-наглядные пособия:
-
Комплект таблиц по биологии:
-
«Уровни организации живого»,
-
«Многообразие живых организмов»,
-
«Эволюционное древо»,
-
«Схема строения животной клетки»,
-
«Органоиды клетки»,
-
«Митотическое деление клетки (непрямое деление)»,
-
«ДНК»,
-
«Дигибридное скрещивание и его цитологическая основа (на примере гороха)»,
-
«Моногибридное скрещивание и его цитологическая основа»
-
«Мутационная изменчивость растений»,
-
«Методы работы И.В. Мичурина (отдаленная гибридизация)»,
-
«Вегетативное размножение растений» (различные способы),
-
«Бактерии».
-
-
Комплект гербариев:
-
«Культурные растения»,
-
«Основные группы растений»,
-
«Грибы, мхи»,
-
«Водоросли».
-
-
Оборудование и посуда лаборатории: микроскопы, микропрепараты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Колесников С. И., Общая биология. КноРус - 2012.
2. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. Гриф - 2012.
3. Чебышев Н. В., Гринева Г. Г., Гузикова Г. С. Общая биология. Гриф - 2011.
4. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М.: Издательский центр «Академия»,2008.
5. Колесников С. И. Общая биология: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2012.
Дополнительные источники:
1. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология.- М., 2010.
2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Общая биология. - М.: Издательство «Высшая школа», 2000.
3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб.пособие для СПО. - М., 2002.
4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. - М., 2002.
5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. - М., 2002.
6. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. - М., 2005.
7. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2001.
8. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл. - М., 2001.
9. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 1996.
Интернет - источники:
1september.ru.
Pedsovet.su.
Nsportal.ru.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проверочных работ, презентаций, исследований.
Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, экзамен в конце года.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно - популярных изданиях, ресурсах сети Интернет) и критически её оценивать.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
ОК 1-4, ОК 8-9.
ОК 6-7.
ОК 1-4, ОК 6-7
ОК 3-4, ОК 6-7
ОК 3-4, ОК 5,
ОК 8-9
ОК 1-4
Устный опрос, выполнение лабораторных и практических работ, проверочные работы.
Выполнение лабораторных и практических работ.
Устный опрос, выполнение лабораторных работ.
Проверочные работы, выполнение лабораторных работ.
Устный опрос, решение ситуационных задач.
Решение ситуационных задач.
Знания:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учение В. И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерности изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
ОК 1-4, ОК 6-7
ОК 1-4, ОК 5
ОК 6-7
ОК8
ОК 1-2.
Устный опрос, выполнение практических работ.
Устный опрос, выполнение практических и лабораторных работ.
Устный опрос, проверочные работы.
Устный опрос, проверочные работы.
Устный опрос, проверочные работы.