Естественнонаучная подготовка учащихся гуманитарной направленности

Статья даёт анализ нового учебника по естествознанию для учащихся гуманитарных классов.     Опрос показывает, что более половины учащихся, выбирающих гуманитарную образовательную траекторию, естественнонаучные знания отторгают как  неинтересные, ненужные в будущей профессии и слишком сложные. Такое состояние усугубляется тем, что естественнонаучные  дисциплины перегружены научными фактами, теориями, конкретными знаниями, что вызывает затруднения  в их освоении у многих учащихся. По моему мнению,...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Естественнонаучная подготовка учащихся

гуманитарной направленности

Демократизация современного общества обусловила необходимость гуманизации и гуманитаризации образования, цель которых - сделать обучение личностно ориентированным, субъектно - значимым для каждого человека, поставить в центр образовательного процесса личность обучающегося с его индивидуальными характеристиками.

Общеобразовательная естественнонаучная подготовка существенно влияет на формирование личности. Особого внимания требует организация системы естественнонаучной подготовки учащихся, которые, согласно выбранной образовательной траектории, не планируют связывать свое будущее с изучением естественнонаучных дисциплин.

На предметы естественнонаучного цикла ложится основная ответственность за формирование у учащихся единой картины мира как важнейшего элемента мировоззрения. Таким образом, в структуру предметов общеобразовательной подготовки для будущих специалистов социально - гуманитарной направленности целесообразно включать такой естественнонаучный курс, который, с одной стороны, будет учитывать психофизиологические особенности личности при усвоении естественнонаучной информации, с другой - будет направлен на формирование научного мировоззрения и профессионально значимых характеристик будущих специалистов. Такими особенностями обладает интегрированный курс естествознания.

Опрос показывает, что более половины учащихся, выбирающих гуманитарную образовательную траекторию, естественнонаучные знания отторгают как неинтересные, ненужные в будущей профессии и слишком сложные. Такое состояние усугубляется тем, что естественнонаучные дисциплины перегружены научными фактами, теориями, конкретными знаниями, что вызывает затруднения в их освоении у многих учащихся. По моему мнению, наиболее приемлемым к воплощению в практику является вариант курса "Естествознание" авторов Габриелян О. С., Сладков С. А. и др.

Учебник адресован учащимся 10 - 11 классов гуманитарного, социально-экономического, информационно - технологического профиля. Новый учебный курс «Естествознание» рассматривает объекты и явления естественного мира в гармонии физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Учебник содержит главы: «Естествознание и методы познания мира», «Мегамир», «Макромир» (10 класс), «Микромир. Атомы. Вещества. Реакции», «Человек и его здоровье», «Естествознание на службе человека».
(11 класс). В конце каждого параграфа даны результаты его изучения, темы рефератов, задания, позволяющие применить полученные знания. Каждая глава завершается методическими рекомендациями по проведению исследовательских работ. Таким образом, содержание учебника полностью реализует требования ФГОС среднего (полного) общего образования.

Основная идея внутрипредметной интеграции естественнонаучных дисциплин - разнообразие строения и форм природы на трех структурных уровнях организации материи и их связь с фундаментальными взаимодействиями.

Рассматривая структурные уровни организации материи, с учетом склонности к образно - эмоциональному восприятию информации учащихся групп социально-гуманитарной направленности, им предлагается шкала размеров объектов природы, на которой условно выделяются сверхбольшой масштаб (мегамир), земной масштаб (макромир), сверхмалый масштаб (микромир).

К межпредметной интеграции знаний необходимо отнести вопросы культурологического, морально - этического и философского характера. Обсуждение этих вопросов помогает осмыслить свое существование, свои жизненные планы. Важными являются вопросы, связанные с необходимостью осмысления человеком окружающего мира, нахождением своей «точки отсчета» в нем.

Интеграция содержания образования - это мировая тенденция. Интегральный подход отражает объективную целостность системных связей различных уровней (природа - общество - человек). Интеграция обусловлена процессом восполнения, развития, объединения в целом ранее разрозненных частей, она ведет к повышению уровня целостности и организованности элементов системы. В ходе интеграции увеличивается объем взаимосвязей, упорядочивается функционирование отдельных частей этой системы и целостности объекта познания.

Уже в течение некоторого времени проходит экспериментальную проверку в школах варианты программы курса "Естествознание". Учителя смогли выбрать для себя тот из них, который им больше импонирует или соответствует местным условиям. Казалось бы, пришло время подвести первые итоги проделанной работы, оценить преимущества того или иного варианта, высказаться по поводу их совершенствования или объединения в одном за счет наиболее сильных сторон других. Но сделать это чрезвычайно сложно.

Весь замысел создания интегрированного курса ориентирован на ученика. В то же время важнейшей задачей является подготовка учителей к ведению интегрированного курса. Принципиально новым в этом деле становится интегральная ориентация будущего учителя, охватывающая цикл естественнонаучных предметов, соответственно объединенному школьному предмету "Естествознание". Сейчас уровень подготовки учителей, преподающих "Естествознание", оставляет желать лучшего. Ведь этот курс ведут учителя биологии, физики, химии, географии, которые знают лишь свой предмет, и мне кажется, что это негативно отражается на преподавании курса. Эта проблема должна решаться. Хотя, некоторые критики этого замысла отрицают возможность подготовить «учителя - универсала, энциклопедиста», предупреждая об опасности «мультифункциональных кадров», которые «знают всего понемножку и ничего как следует». По моему мнению, это не так. В связи с введением в школьную программу необходимо провести разумные изменения в предметах всего естественнонаучного цикла, а главное - убедительно доказать, что предметное преподавание (биологии, химии и др.) не ущемляется, а качество и уровень общего среднего образования достаточно обеспечиваемы в новых условиях.

Я считаю, что введение курса "Естествознание" необходимо для формирования целостного представления о природе, содержание доступно для учащихся, в достаточной мере представлена практическая часть.

Главной задачей курса является создание у детей целостности естественнонаучной картины мира. Мне кажется, что этого можно достичь, если правильно уяснить для себя особенности структуры и содержания курса, его основные цели. Важно отметить и то, что изучение курса предусматривает творческий подход, что преподаватель сам может распределить часы между темами, поменять местами лабораторные работы или заменить их другими.

Одной из значимых характеристик формирования современной картины мира у обучающихся является взаимопроникновение естественно - научных методов в гуманитарные и наоборот.


© 2010-2022