Урок: Передвижение веществ у животных

Цель урока: изучить основные механизмы передвижения веществ у животных. Задачи урока: 1 –образовательные: продолжить формирование знаний учащихся о транспорте веществ в организме, его особенности  у животных; раскрыть усложнение транспортной системы животных в процессе их эволюции; способствовать  выработке умений применять полученные знания при самостоятельной работе с заданиями; 2. – воспитательные: продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения; воспитан...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОФЬИНСКАЯ СОШ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

6 КЛАСС


Урок: Передвижение веществ у животных Урок: Передвижение веществ у животных

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ У ЖИВОТНЫХ

Учитель биологии

Л.Л. Лебедева



2013 - 2014 учебный год

Технологическая карта урока биологии в 6 классе.

Урок по теме «Передвижение веществ у животных» - 1 час.

Цель урока: изучить основные механизмы передвижения веществ у животных.

Задачи урока:

1 -образовательные: продолжить формирование знаний учащихся о транспорте веществ в организме, его особенности

у животных; раскрыть усложнение транспортной системы животных в процессе их эволюции; способствовать

выработке умений применять полученные знания при самостоятельной работе с заданиями;

2. - воспитательные: продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения;

воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке;

3 - развивающие: развивать познавательный интерес к биологии; продолжить развивать навыки самостоятельной

работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы.

Форма урока: комбинированный урок

Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, ЭОР по теме урока, ;печатная рабочая тетрадь, цветные карандаши.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Педагогические технологии:

- личностно - ориентированного обучения;

- объяснительно - иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- проблемное обучение

Ожидаемые результаты:

-усвоение материала в полном объёме на уроке;

- применение полученных знаний при выполнении практических заданий;

-умение «оперировать» биологическими терминами.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность учащихся

Время

(в мин.)


1

Организационный момент

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Проверяет готовность к уроку. Напоминает о правилах проведения на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

1

2

Мотивация учебной деятельности

Стимулирование познавательного интереса, постановка цели урока.

Подготовка к сознательному восприятию материала

1

3

Проверка знаний по предыдущему уроку.

№1. Проводящие ткани растений

Проверка полученных ранее знаний учащихся.

Коллективная работа по карточкам: сосуды, ситовидные трубки, корень, лист, древесина.

Используя материал ЭОР как демонстрацию учащиеся отвечают на вопросы.

1) Что входит в состав транспортной проводящей системы у растений (сосуды и ситовидные трубки)?

2) По какой системе происходит передвижение воды с минеральными солями (сосуды)?

3) Длинные трубки, состоящие из мертвых клеток, где поперечные перегородки растворились - это (сосуды)?

4) Вода попадает в проводящую систему растения из (корня)?

5) Живые вытянутые клетки, где поперечные перегородки пронизаны мельчайшими порами - это (сит. трубки0?

6) В стволе дуба вода перемещается по ( сосуды и древесина)?

7) Органические вещества в стебель и корень растения поступают по сит. трубкам из (листьев)?

8) По лубу передвигаются органические вещества с помощью (ситовидных трубок)?

9) Сосудистые пучки жилок листа состоят из (сосудов и ситовидных трубок)?

10) У деревьев и кустарников основные запасы органических веществ откладываются в сердцевине и в (древесине)?

Даёт задание: подпишите фамилию на листке самоконтроля, посчитайте количество «+» и выставьте оценки за 1 задание. Критерии оценок:

13 «+» - оценка «5»

12-10 «+» - оценка «4»

9-7 «+» - оценка «3»

6 и меньше «+» - оценка «2»

Отвечают на вопросы учителя с использованием карточек.

На каждый ответ в карточке самооценки, в задании № 1 отмечают результат своего ответа - «+» или «-».











Подписывают свою фамилию на листке самоконтроля, оценивают свою работу и выставляют оценки за 1 задание.


10



5

Изучение новой темы.

Рассказ учителя с элементами беседы

Индивидуальная и групповая работа учащихся

№ 2. Транспорт веществ у амебы














№ 3. Гемолимфа












№ 4. Кровеносная система позвоночных


№ 5. Строение крови



№ 6. Строение сердца птицы

1. И так, как же растения обеспечивают свои клетки необходимыми им веществами? Как же у животных происходит передвижение веществ в организме? Сообщает тему урока.

Используя материалы ЭОР, как демонстрацию учащиеся отвечают на вопросы. Какие животные относятся к подцарству одноклеточные? Какое строение имеет тело амебы? Какие вещества необходимы для нормальной жизнедеятельности амебы? Как передвигаются эти вещества у амебы? У простейших перенос веществ осуществляется с помощью постоянного движения цитоплазмы: ложноножки амебы окружают пищу (бактерии, водоросли или других простейших). Из цитоплазмы, окружающей добычу выделяется пищеварительный сок и так образуется пищеварительная вакуоль. Пищеварительный сок растворяет часть веществ пищи и переваривает их. В виде водного раствора питательные вещества просачиваются из вакуоли в цитоплазму и используются на необходимые ей процессы жизнедеятельности. Используется материал ЭОР для демонстрации питания амебы.

Кислород для дыхания поступает в цитоплазму амебы через всю поверхность тела.

Дает задание. Называет критерии оценок. Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся и выставьте оценки за 2 задание.


2. Чем по строению отличаются многоклеточные организмы от простейших? Как же клетки многоклеточных животных получают все необходимые для жизни вещества?

Используется материал ЭОР для демонстрации передвижения веществ у насекомых и моллюсков.

У многих животных в процессе эволюции сформировалась специальная система для переноса веществ - кровеносная система. У беспозвоночных животных, например, насекомых и моллюсков тканевая жидкость - бесцветная или зеленоватая, циркулирует по всему телу, омывая, каждую клетку и называется гемолимфа. Гемолимфа передвигается по сосудам, выполняющим функции, сходные с функциями крови. Кровеносная система их состоит из сердца и сосудов. Гемолимфа из сердца поступает в сосуды, а затем в полость тела, где омывает каждую клетку и отдавая ей кислород и питательные вещества, а забирает отработанные продукты обмена. Затем гемолимфа собирается в сосуды и попадает опять в сердце.. Такая кровеносная система называется незамкнутой. Дает задание. Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся и выставьте оценки за 3 задание.

3. У позвоночных животных от тканевой жидкости отделяется кровь, которая движется по кровеносным сосудам и служит посредником между тканевой жидкостью и внешней средой. Используется материал ЭОР для демонстрации типов кровеносных сосудов. Используется материал ЭОР для изучения строения крови и функциях форменных элементов крови.

Дает задание. Контролирует и анализирует результаты выполнения этого задания.


Используется материал ЭОР для изучения строения сердца

Птицы и звери имеют сердце, состоящее из четырех камер - двух предсердий и двух желудочков. Левая половина сердца содержит кровь насыщенную кислородом - артериальную, а правая углекислый газ - венозная.

Отвечают на вопросы , слушают рассказ учителя.












Выполняют задания № 3 на стр. 26 в Печатной тетради

Устно отвечают на вопрос. Обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу, выставляют оценки за 2 задание.

Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя.










Выполняют задания № 4 на стр. 26 в Печатной тетради. Устно отвечают на вопросы. Обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу, выставляют оценки за 3задание.

Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя

В задании № 5 на стр. 26 в Печатной тетради записывают состав крови.

Самостоятельно записывают функции форменных элементов крови и оценивают результаты выполнения 4 задания.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, подписывают названия основных частей сердца в задании № 6, с. 27 в Печатной тетради. и оценивают результаты выполнения 5 задания.

25

7

Домашнее задание

Объявляет домашнее задание

- S 20, № 1, № 2, с. 25 в П.Т.

и отвечает на вопросы, дает необходимые комментарии к домашнему заданию.

Записывают домашнее задание, знакомятся с заданием, задают

вопросы.

1

8

Закрепление. Итоги урока.

Рефлексия.

№ 7. Передвижение веществ у растений и животных

Организует беседу с классом по вопросам:

- Как называется самая совершенная система переноса веществ у животных?

- Из чего состоит кровь ?

- Какие функции выполняет кровь?

- Каково значение сердца в транспорте веществ у животных?

- Чем различается транспорт веществ у растений и животных?

(Или используется тест ЭОР «Передвижение веществ у растений и животных)

Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, записанным в листе самооценке

Отвечают на вопросы.




Заполняют карту. Проводят самооценку. Сдают тетрадь и лист самооценки.

7

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Проводящие ткани растений

И-тип.

Демонстрация.

Демонстрационный слайд для проверки знаний по предыдущему уроку

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000022f-1000-4ddd-60bb-050046b326a3/256.jpg

2

Транспорт веществ у амебы

И-тип. Демонстрация. Интерактивное средство для объяснения нового материала

Интерактивное средство для объяснения нового материала

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000022e-1000-4ddd-82cd-000046b326a3/254.swf

3

Гемолимфа

И-тип. Демонстрация. Интерактивное средство для объяснения нового материала

Интерактивное средство для объяснения нового материала

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000231-1000-4ddd-74f3-280046b326a3/index.htm

4

Кровеносная система

И-тип. Иллюстрация Интерактивное средство для объяснения нового

Интерактивное средство для объяснения нового материала

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000230-1000-4ddd-126c-1c0046b326a3/index.htm

5

Форменные элементы крови

И-тип. Демонстрация. Интерактивное средство для объяснения нового материала

Теоретический материал по теме "Кровь, лимфа, тканевая жидкость"

fcior.edu.ru/card/8947/formennye-elementy-krovi.html

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000230-1000-4ddd-126c-1c0046b326a3/index.htm

6

Внутреннее строение птиц

И-тип. Иллюстрация Интерактивное средство для объяснения нового

Интерактивное средство для объяснения нового материала

fcior.edu.ru/card/3551/vnutrennee-stroenie-ptic-pishevaritelnaya-dyhatelnaya-krovenosnaya-nervnaya-vydelitelnaya-sistemy.html

7

Транспорт веществ в организме

К-тип. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся

Интерактивное задание с текстом, с вводом ответов и автоматизированной проверкой

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000232-1000-4ddd-c4f5-2c0046b326a3/index_mht.htm


ЛИСТ

САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ


Класс________ Дата урока______________

Ф.И. ученика___________________________

Задание №

. Критерии оценок:


Оценка

1

13 «+» - оценка «5»

12-10 «+» - оценка «4»

9-7 «+» - оценка «3»

6 и меньше «+» - оценка «2»

2

3

4

5

6

7


Оцени свою работу:

«5» - выполнил все данные мне задания «4» - выполнил все задания, но иногда ошибался «3» - часто ошибался, выполнил только половину «2» - ничего не смог выполнить правильно

Оценка за урок «______»



© 2010-2022