- Преподавателю
- Биология
- Урок: Передвижение веществ у животных
Урок: Передвижение веществ у животных
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лебедева Л.Л. |
Дата | 02.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ СОФЬИНСКАЯ СОШ
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ
6 КЛАСС
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ У ЖИВОТНЫХ
Учитель биологии
Л.Л. Лебедева
2013 - 2014 учебный год
Технологическая карта урока биологии в 6 классе.
Урок по теме «Передвижение веществ у животных» - 1 час.
Цель урока: изучить основные механизмы передвижения веществ у животных.
Задачи урока:
1 -образовательные: продолжить формирование знаний учащихся о транспорте веществ в организме, его особенности
у животных; раскрыть усложнение транспортной системы животных в процессе их эволюции; способствовать
выработке умений применять полученные знания при самостоятельной работе с заданиями;
2. - воспитательные: продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения;
воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке;
3 - развивающие: развивать познавательный интерес к биологии; продолжить развивать навыки самостоятельной
работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы.
Форма урока: комбинированный урок
Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, ЭОР по теме урока, ;печатная рабочая тетрадь, цветные карандаши.
УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Педагогические технологии:
- личностно - ориентированного обучения;
- объяснительно - иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- проблемное обучение
Ожидаемые результаты:
-усвоение материала в полном объёме на уроке;
- применение полученных знаний при выполнении практических заданий;
-умение «оперировать» биологическими терминами.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 1.
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность учащихся
Время
(в мин.)
1
Организационный момент
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Проверяет готовность к уроку. Напоминает о правилах проведения на уроке.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
1
2
Мотивация учебной деятельности
Стимулирование познавательного интереса, постановка цели урока.
Подготовка к сознательному восприятию материала
1
3
Проверка знаний по предыдущему уроку.
№1. Проводящие ткани растений
Проверка полученных ранее знаний учащихся.
Коллективная работа по карточкам: сосуды, ситовидные трубки, корень, лист, древесина.
Используя материал ЭОР как демонстрацию учащиеся отвечают на вопросы.
1) Что входит в состав транспортной проводящей системы у растений (сосуды и ситовидные трубки)?
2) По какой системе происходит передвижение воды с минеральными солями (сосуды)?
3) Длинные трубки, состоящие из мертвых клеток, где поперечные перегородки растворились - это (сосуды)?
4) Вода попадает в проводящую систему растения из (корня)?
5) Живые вытянутые клетки, где поперечные перегородки пронизаны мельчайшими порами - это (сит. трубки0?
6) В стволе дуба вода перемещается по ( сосуды и древесина)?
7) Органические вещества в стебель и корень растения поступают по сит. трубкам из (листьев)?
8) По лубу передвигаются органические вещества с помощью (ситовидных трубок)?
9) Сосудистые пучки жилок листа состоят из (сосудов и ситовидных трубок)?
10) У деревьев и кустарников основные запасы органических веществ откладываются в сердцевине и в (древесине)?
Даёт задание: подпишите фамилию на листке самоконтроля, посчитайте количество «+» и выставьте оценки за 1 задание. Критерии оценок:
13 «+» - оценка «5»
12-10 «+» - оценка «4»
9-7 «+» - оценка «3»
6 и меньше «+» - оценка «2»
Отвечают на вопросы учителя с использованием карточек.
На каждый ответ в карточке самооценки, в задании № 1 отмечают результат своего ответа - «+» или «-».
Подписывают свою фамилию на листке самоконтроля, оценивают свою работу и выставляют оценки за 1 задание.
10
5
Изучение новой темы.
Рассказ учителя с элементами беседы
Индивидуальная и групповая работа учащихся
№ 2. Транспорт веществ у амебы
№ 3. Гемолимфа
№ 4. Кровеносная система позвоночных
№ 5. Строение крови
№ 6. Строение сердца птицы
1. И так, как же растения обеспечивают свои клетки необходимыми им веществами? Как же у животных происходит передвижение веществ в организме? Сообщает тему урока.
Используя материалы ЭОР, как демонстрацию учащиеся отвечают на вопросы. Какие животные относятся к подцарству одноклеточные? Какое строение имеет тело амебы? Какие вещества необходимы для нормальной жизнедеятельности амебы? Как передвигаются эти вещества у амебы? У простейших перенос веществ осуществляется с помощью постоянного движения цитоплазмы: ложноножки амебы окружают пищу (бактерии, водоросли или других простейших). Из цитоплазмы, окружающей добычу выделяется пищеварительный сок и так образуется пищеварительная вакуоль. Пищеварительный сок растворяет часть веществ пищи и переваривает их. В виде водного раствора питательные вещества просачиваются из вакуоли в цитоплазму и используются на необходимые ей процессы жизнедеятельности. Используется материал ЭОР для демонстрации питания амебы.
Кислород для дыхания поступает в цитоплазму амебы через всю поверхность тела.
Дает задание. Называет критерии оценок. Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся и выставьте оценки за 2 задание.
2. Чем по строению отличаются многоклеточные организмы от простейших? Как же клетки многоклеточных животных получают все необходимые для жизни вещества?
Используется материал ЭОР для демонстрации передвижения веществ у насекомых и моллюсков.
У многих животных в процессе эволюции сформировалась специальная система для переноса веществ - кровеносная система. У беспозвоночных животных, например, насекомых и моллюсков тканевая жидкость - бесцветная или зеленоватая, циркулирует по всему телу, омывая, каждую клетку и называется гемолимфа. Гемолимфа передвигается по сосудам, выполняющим функции, сходные с функциями крови. Кровеносная система их состоит из сердца и сосудов. Гемолимфа из сердца поступает в сосуды, а затем в полость тела, где омывает каждую клетку и отдавая ей кислород и питательные вещества, а забирает отработанные продукты обмена. Затем гемолимфа собирается в сосуды и попадает опять в сердце.. Такая кровеносная система называется незамкнутой. Дает задание. Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся и выставьте оценки за 3 задание.
3. У позвоночных животных от тканевой жидкости отделяется кровь, которая движется по кровеносным сосудам и служит посредником между тканевой жидкостью и внешней средой. Используется материал ЭОР для демонстрации типов кровеносных сосудов. Используется материал ЭОР для изучения строения крови и функциях форменных элементов крови.
Дает задание. Контролирует и анализирует результаты выполнения этого задания.
Используется материал ЭОР для изучения строения сердца
Птицы и звери имеют сердце, состоящее из четырех камер - двух предсердий и двух желудочков. Левая половина сердца содержит кровь насыщенную кислородом - артериальную, а правая углекислый газ - венозная.
Отвечают на вопросы , слушают рассказ учителя.
Выполняют задания № 3 на стр. 26 в Печатной тетради
Устно отвечают на вопрос. Обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу, выставляют оценки за 2 задание.
Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя.
Выполняют задания № 4 на стр. 26 в Печатной тетради. Устно отвечают на вопросы. Обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу, выставляют оценки за 3задание.
Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя
В задании № 5 на стр. 26 в Печатной тетради записывают состав крови.
Самостоятельно записывают функции форменных элементов крови и оценивают результаты выполнения 4 задания.
Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, подписывают названия основных частей сердца в задании № 6, с. 27 в Печатной тетради. и оценивают результаты выполнения 5 задания.
25
7
Домашнее задание
Объявляет домашнее задание
- S 20, № 1, № 2, с. 25 в П.Т.
и отвечает на вопросы, дает необходимые комментарии к домашнему заданию.
Записывают домашнее задание, знакомятся с заданием, задают
вопросы.
1
8
Закрепление. Итоги урока.
Рефлексия.
№ 7. Передвижение веществ у растений и животных
Организует беседу с классом по вопросам:
- Как называется самая совершенная система переноса веществ у животных?
- Из чего состоит кровь ?
- Какие функции выполняет кровь?
- Каково значение сердца в транспорте веществ у животных?
- Чем различается транспорт веществ у растений и животных?
(Или используется тест ЭОР «Передвижение веществ у растений и животных)
Просит заполнить карту оценки деятельности на уроке и поставить самооценку в виде отметки по критериям, записанным в листе самооценке
Отвечают на вопросы.
Заполняют карту. Проводят самооценку. Сдают тетрадь и лист самооценки.
7
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Проводящие ткани растений
И-тип.
Демонстрация.
Демонстрационный слайд для проверки знаний по предыдущему уроку
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000022f-1000-4ddd-60bb-050046b326a3/256.jpg
2
Транспорт веществ у амебы
И-тип. Демонстрация. Интерактивное средство для объяснения нового материала
Интерактивное средство для объяснения нового материала
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000022e-1000-4ddd-82cd-000046b326a3/254.swf
3
Гемолимфа
И-тип. Демонстрация. Интерактивное средство для объяснения нового материала
Интерактивное средство для объяснения нового материала
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000231-1000-4ddd-74f3-280046b326a3/index.htm
4
Кровеносная система
И-тип. Иллюстрация Интерактивное средство для объяснения нового
Интерактивное средство для объяснения нового материала
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000230-1000-4ddd-126c-1c0046b326a3/index.htm
5
Форменные элементы крови
И-тип. Демонстрация. Интерактивное средство для объяснения нового материала
Теоретический материал по теме "Кровь, лимфа, тканевая жидкость"
fcior.edu.ru/card/8947/formennye-elementy-krovi.html
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000230-1000-4ddd-126c-1c0046b326a3/index.htm
6
Внутреннее строение птиц
И-тип. Иллюстрация Интерактивное средство для объяснения нового
Интерактивное средство для объяснения нового материала
fcior.edu.ru/card/3551/vnutrennee-stroenie-ptic-pishevaritelnaya-dyhatelnaya-krovenosnaya-nervnaya-vydelitelnaya-sistemy.html
7
Транспорт веществ в организме
К-тип. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся
Интерактивное задание с текстом, с вводом ответов и автоматизированной проверкой
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000232-1000-4ddd-c4f5-2c0046b326a3/index_mht.htm
ЛИСТ
САМОКОНТРОЛЯ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ
Класс________ Дата урока______________
Ф.И. ученика___________________________
№
Задание №
. Критерии оценок:
Оценка
1
13 «+» - оценка «5»
12-10 «+» - оценка «4»
9-7 «+» - оценка «3»
6 и меньше «+» - оценка «2»
2
3
4
5
6
7
Оцени свою работу:
«5» - выполнил все данные мне задания «4» - выполнил все задания, но иногда ошибался «3» - часто ошибался, выполнил только половину «2» - ничего не смог выполнить правильно
Оценка за урок «______»