• Преподавателю
  • Биология
  • Урок биологии на тему: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека» (6 класс)

Урок биологии на тему: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека» (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Образовательные задачи:

1) Познакомить со строением и жизнедеятельностью бактерий.

2) Систематизировать знания о значении бактерий, выяснить, как люди используют бактерии.

Ход урока.

Организационный момент (фаза активности).

1) Проверка домашнего задания: вопросы в учебнике.

2) Устное тестирование:

1) В состав оболочки растительной клетки входит…

а) крахмал в) хитин б) целлюлоза г) глюкоза.

2) Цитоплазма это - … а) органоид клетки б) бесцветное вязкое вещество внутри клетки в) красящее вещество клетки г) полость, заполненная клеточным соком.

3) К увеличительным приборам не относят… а) бинокль б) лупа

в) микроскоп г) термометр.

4) Клеточное строение имеют… а) только древесные растения б) только листья элодеи в) все растения г) только кожица лука.

5) В клетке хромосомы находятся в… а) цитоплазме б) вакуолях в) ядре

г) митохондриях.

6) Значение ядра в клетке… а) выполняет защитную функцию б) участвует в делении в) придаёт ей форму г) содержит питательные вещества

7) Тканью называют… а) кожицу лука б) мякоть томата в) пластиды

г) группу клеток, сходных по строению и выполняющих определённую функцию.

8) Какая ткань выполняет защитную функцию:

а) механическая б) проводящая б) покровная г) основная.

9) Клетка живая, так как она… а) имеет оболочку и ядро б) дышит, делится и питает-

ся в) не видна невооруженным глазом г) входит в состав ткани.

10) Единицей живого организма является…

а) клетка б) орган в) атом г) молекула.

3) Актуализация знаний:

- Послушайте внимательно небольшой рассказ о древних загадочных организмах: при увеличении в 1000 раз они выглядят, как точки, запятые, черточки, скопления точек. Увеличенные в 10000 раз они выглядят, как цистерны, шары, шланги, заполненные жидкостью, капельками, пластинками. Иногда у них есть жгутики, взмахивая которыми, эти организмы движутся.

- О каких организмах идет речь?

Проблема: почему бактерии широко распространены на Земле и выживают в неблагоприятных условиях?

Надцарство Доядерные (Прокариоты)

Царство Дробянки

Подцарство Бактерии

4). Изучение нового материала .

Общая характеристика бактерий.

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме.

Среда обитания: во льдах Антарктиды при температуре -80 С гидротермальных источниках при температуре +90 С. Бактерии можно найти практически в любой капле воды. Много бактерий и в воздухе больших городов. Но больше всего бактерий обитает в почве. В одном грамме почвы может содержаться до 3 миллиардов бактерий.

В настоящее время их можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105 С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км. , на высоте 41 км в атмосфере, в недрах земной коры на глубине нескольких километров.

Бактерии прекрасно чувствуют себя в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме, не погибали в открытом космосе, помещенные на 18 часов, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Бактерии освоили все сферы жизни (водную, наземно-воздушную, почву, организмы других животных) и живут в организмах растений и животных.

Бактериология - раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.

Строение бактериальной клетки.

Далее учитель просит учащихся найти информацию на с. 41 о прокариотах и эукариотах, сформулировать определения этих понятий.

Прокариоты - организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе.

Эукариоты - организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой. В группу эукариот входят растения, грибы, животные, в том числе человек.

Бактерии - это относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы. Бактерии окружены плотной клеточной стенкой. Часто поверх клеточной стенки у бактерий вырабатывается особый слой слизи, называемой капсулой.

Внутри клетки - цитоплазма. Нет пластид.

Некоторые бактерии имеют на поверхности жгутики или ворсинки.

Жгутик может вращаться со скоростью 3000 об/ мин. Скорость высокая, если сравнивать со скоростью передвижения человека. Человек, передвигаясь с такой скоростью проходил бы за час 20 - 30 км., а не 4-5 км.

Большинство из них бесцветны.

Типичного ядра в клетке нет. Ядерное вещество распределено в центре цитоплазмы.

Формы бактерий бывают шарообразными - это кокки, палочковидными - это бациллы, в виде запятой - это вибрионы, спиралевидные - это спириллы.

Типы питания бактерий.

Гетеротрофы- организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.

Сапротрофы - гетеротрофные организмы, питающиеся органическими веществами мёртвых тел или выделениями (экскременты) животных (почвенные бактерии и бактерии гниения).

Паразиты - гетеротрофные организмы, питающиеся органическими веществами живых организмов (болезнетворные бактерии).

Симбионты - тесное сожительство бактерий с живыми организмами, приносящее пользу друг другу (клубеньковые бактерии на корнях бобовых). Симбиоз - это тесное сожительство двух организмов разных видов, при котором они приносят друг другу взаимную пользу.

Автотрофы - организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических веществ.(цианобактерии, или синезеленые водоросли).



Автотрофы

Гетеротрофы

используют неорганические соединения для построения органических веществ бактерии.

используют органические соединения для построения органических веществ бактерии.

Могут использовать энергию солнечного света (цианобактерии).

Могут использовать энергию неорганических веществ (серобактерии, железобактерии).

Сапрофиты
извлекают питательные вещества из мёртвых тел.

Паразиты
питаются органическими веществами живых тел.

Условия жизни бактерий

Аэробные

Анаэробные

живут в воздухе

живут в бескислородной среде

Способны к дыханию кислородом -
В процессе дыхания используют кислород для окисления органических веществ.

Энергию получают в результате брожения -
древний и энергетически маловыгодный процесс.





Размножение бактерий.

Бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут. Ученые подсчитали, что при такой скорости деления в идеальных условиях потомство одной бактериальной клетки через двое суток покроет поверхность всей земли многометровым слоем. Большинство бактерий гибнет в результате облучением солнцем, обезвоживания, недостатке пищи, неблагоприятных температур.

Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям.

Благодаря способности образовывать споры, бактерии: длительно сохраняются, переживают неблагоприятные условия, распространяются.

Споры - приспособление к перенесению неблагоприятных условий среды.

Внутреннее содержимое клетки сжимается, при этом образуется новая, более плотная оболочка. Споры некоторых бактерий способны переносить крайне низкие (-253 С) и крайне высокие температуры (+140 С).

Значение бактерий в природе и жизни человека.

1. Бактерии разлагают органические вещества до минеральных, способствуют круговороту веществ. Бактерии гниения, почвенные бактерии.

Клубеньковые бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений. выделяют азотистые соединения, которые используют растения. От растений бактерии получают углеводы и минеральные соли. Бобовые растения (вика, клевер, горох, фасоль, люцерна) накапливают азот в своих телах и обогащают почву азотом. Хороший клевер накапливает за лето 150 кг азота на гектар. Вот почему эти растения могут использоваться как зеленое удобрение.

3.Бактерии улучшают качество почвы, повышают ее плодородие.

4. Молочнокислые бактерии используются для приготовления молочнокислых продуктов, квашения капусты, огурцов, силосования кормов.

Молочно-кислые бактерии выделяют кислоту, которая подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию.

4. Бактерии возбудители многих болезней.

Такие бактерии называются патогенными. Бактерии могут вызывать заболевания растений, животных, человека. У человека бактерии вызывают такие заболевания как ангина, тиф, холера, дизентерия, столбняк, туберкулез, и другие, всего около 200.

В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. Чума известна с глубокой древности. В 4- веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 миллионов человек. От чумы в16- веке в Европе погибло четверть населения - 10 миллионов человек. Чуму называли черной смертью. Ее эпидемии производили трагическое опустошение. Они вызывали отчаяние и ужас у людей, беспомощных перед неминуемой смертью.

5. Используются человеком для очистки сточных и технических вод.

6.Деятельность бактерий используется при производстве кормовых белков, получения антибиотиков, витаминов.

5). Итог урока.

- Бактерии - это наши друзья или враги? Подтвердите свою мысль фактами.

6). Домашнее задание:

Обязательное задание: изучить §5,6.

Ответить на вопросы 1-5 стр.30; 1-9 стр. 34,35.

Дополнительное: напишите репортаж на тему: «Возможно ли существование биосферы и человека в ней без бактерий?».

© 2010-2022