Разработка урока по биологии Экология города Уфа

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ лицей « Содружество»






Методическая разработка

открытого урока

по теме

«Экологические проблемы города Уфы.»












Подготовила:

преподаватель

Рожкова Юлия Викторовна



Тема : Экологические проблемы города Уфа.

Цели :обучающая: интенсификация познавательной деятельности учащихся, систематизация знаний об экологических проблемах и их решениях

воспитательная: воспитывать у учащихся чувство бережного и разумного отношения к окружающему нас миру

развивающая: активизировать познавательную активность; развитие коммуникативных способностей учащихся, умения творчески мыслить и обосновывать свою точку зрения.

Тип урока: Урок-семинар

Методика: обьяснительно-иллюстративный, проблемного изложения.

Средства обучения: мультимедийная установка, информационный бюллетень «Гринпис в России»; слайд-фильмы, созданные учителем и учащимися.

Наглядные пособия: учебное пособие «География города Уфы и Уфимского района», статьи периодической печати.

Подготовительный этап.

За две недели до семинара формируются группы временного состава. Учитель предоставляет тему семинара, объясняет цели и задачи, предлагает учащимся список литературы и вопросы. В каждой группе учитель назначает консультанта, который выполняет контролирующую и координирующую функции.

Задания для работы групп.

Группа 1. Состояние атмосферного воздуха города.

  1. Оценка состояния атмосферного воздуха.

  2. Основные предприятия города, загрязняющие атмосферу. Основные загрязнители воздуха.

  3. Влияние автотранспорта на атмосферу.

  4. Влияние загрязнения атмосферы на здоровье населения города.

Группа 2. Проблемы городских отходов.

  1. Промышленные отходы.

  2. Состав бытовых отходов.

  3. Городская свалка.

  4. Утилизация отходов.

Группа 3. Экологическое состояние природных вод на территории Уфы.

  1. Оценка состояния природных вод на территории города.

  2. Основные предприятия города, загрязняющие водоемы.

  3. Основные загрязнители природных вод.

  4. Водоохранные мероприятия.

Ход урока-семинара.

  1. Организационная часть.

- мотивация на урок

- работа над темой урока

2. Изучение нового учебного материала

  • Вступительное слово учителя

  • Постановка целей урока

Вступительное слово учителя.

С появлением человека ежегодно погибает один вид позвоночных животных; опасность исчезновения грозит 600 видам птиц, 120 видам млекопитающих. «Легкие» планеты - вечно зеленые тропические леса исчезают со скоростью 26 га в мин.

(Слайд 3) Мы с вами жители красивого, исторического, города. Уфа В Уфе находится более 700 промышленных предприятий, выбрасывающих загрязняющие вещества в атмосферу.
Среди них три нефтеперерабатывающих завода, «Уфаоргсинтез», четыре уфимских ТЭЦ, «УМПО», «Гидравлика», «Башмебель», «Иммунопрепарат», «Фармстандарт-УфаВИТА».

(Слайд 5) Тема нашего занятия: экологические проблемы города Уфа.

(Слайд 6) Цель: выявить экологические проблемы города и возможные пути их решения.

Во время отчета групп о проделанной самостоятельной работе каждый ученик заполняет таблицу «Экологическая ситуация в г. Уфа» (Слайд 7).

Отчет групп.

Отчет группы 1. Состояние атмосферного воздуха города

(Приложение 2, слайд 1) Наша группа изучала состояние атмосферного воздуха города Уфа.

Город Уфа является крупным промышленным центром Приволжского региона. Сильной деградации подвергается воздушная среда. Это вызвано и недостаточной площадью зеленой зоны, и близостью крупного города. На территории города находится 700 промышленных предприятий. Наиболее крупные промышленные предприятия: «УНПЗ», «Уфаоргсинтез », ТЭЦ 1,2,3,4 «Гидравлика»,

(Слайд 2) В городе Уфа особенно сильно проявляется высокая степень загрязнения атмосферного воздуха. Над городом образуется постоянный смог.

(Слайд 3) По степени загрязнения город можно разделить на 2 центра:

  • северный - приурочен к промплощадкам «УНПЗ», ТЭЦ, «Уфаоргсинтез »,

  • Южный центр - приурочен к промплощадке « Гидравлика»,

Основной перенос загрязненных воздушных масс происходит в северном, восточном и северо-восточном направлениям.

(Слайд 4) Характер распределения промышленных выбросов над территорией г. Уфа иллюстрирует экологическая карта. Высокая концентрация промышленных предприятий и неблагоприятная роза ветров обуславливает более напряженную экологическую нагрузку в северной части города. Таким образом, территория Уфимскогоо района подвергается мощному воздействию промышленных выбросов предприятий нашего города.

Мы изучали состав парниковых газов в выбросах предприятий Республики Башкортостан и прилегающей Челябинской области

В ХХ в. приземный слой атмосферы стал активно насыщаться промышленными газами, которые пропускают солнечные лучи, но препятствуют излучению от Земной поверхности. В результате возникает парниковый эффект, который вызывает серьезные экологические последствия.

(Слайд 5) Наибольший вклад в формирование парникового эффекта вносят индустриальные страны и регионы, в том числе и наша республика. В выбросах предприятий г Уфы отмечены следующие парниковые газы: метан - 62,1%, оксид углерода - 15,3%, оксид азота - 6,7%, сернистый ангидрид - 4,6%, что составляет в общей сложности - 88,7%. При этом основной загрязнитель - метан - поступает от предприятий «УНПЗ».

Значительно отличается от областных показателей структурный состав парниковых газов в выбросах предприятий г. Уфа. Это объясняется их спецификой. Так, «Уфахимпром» выбрасывает в основном сернистый ангидрид (SO 2 - 62,4%), на втором месте - оксид углерода (16,7%), а на третьем оксид азота (11,9%). Кроме того, CL, HCL, также вызывают парниковый эффект.

В связи с потеплением климата очень важно проведение постоянных наблюдений за температурой воздуха. Подобные исследования проводятся нами с 1991 года. Сравнение среднегодовых утренних температур с 1991-2000 г., с аналогичными данными с 2001-2006 годы, показывает, что t0 воздуха в г. Уфа за 17 лет повысилась на 1,7 0С.

Мы предполагаем, что парниковый эффект сильнее всего проявляется в индустриальных городах

Качество окружающей среды серьезно влияет на здоровье населения. Показатель смертности за последние 11 лет вырос на 21%. Уровень заболеваемости за последние 5 лет практически не изменился, однако отмечается стойкое превышение среднеобластных показателей.

(Слайд 6) Содержание в организме человека компонентов техногенной нагрузки способствует развитию бронхиальной астмы, развитию заболеваний нервной системы, печени, почек, а также стимулирует развитие канцерогенных заболеваний.

Целью нашего исследования было изучение влияния автотранспорта на окружающую среду в районе школы. Для этого мы исследовала нагрузку на близлежащем участке дороги. По санитарно-гигиеническим нормам промышленные предприятия и магазины должны располагаться от учебного заведения на расстоянии 50 метров, жилые дома - не менее 10 метров, автострады - 25 метров.

Установлено, что один легковой автомобиль в среднем выбрасывает в сутки 3,5-4 кг угарного газа, значительное количество окислов азота, серу, сажу, а грузовой автомобиль все это в 2 раза больше. В выхлопных газах автомобиля кроме этих веществ содержатся неприятно пахнущие непредельные углеводороды и альдегиды, сернистые соединения и соединения свинца, канцерогенные вещества. Негативное влияние автотранспорта выражается также в шумовом воздействии на человека.

Чтобы машина из блага цивилизации не превратилась в бич, автомобилистам нужно соблюдать элементарные правила. Мы предлагаем памятку автомобилистам, которая поможет снизить степень загрязнения воздуха (Слайд 7).

Для решения проблемы загрязнения атмосферы необходимо:

  • внедрение малоотходных и безотходных технологий производства, экологически безопасных для окружающей среды;

  • разработка научно-обоснованной системы озеленения города.

Вопросы к группе.

Как в нашем городе отслеживается состояние окружающей среды?

Какие мероприятия по охране атмосферного воздуха проводятся на территории города?

В какой части города (северной или южной) более напряженная экологическая нагрузка?

Отчет группы 2. Проблемы городских отходов

(Приложение 3, слайд 1) В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий, начиная со старых газет, пустых консервных банок, бутылок, пищевых отходов, обёрточной бумаги и кончая изношенной одеждой, разбитой и вышедшей из строя бытовой техникой. Традиционно всё это выбрасывается, чем грубо нарушается один из основных экологических законов - круговорота веществ в природе. Некоторые отходы содержат ядовитые вещества, красители нефтепродукты, вещества для уничтожения насекомых и еще много других вредных для окружающей среды соединений. Со свалки могут улетучиваться опасные химические вещества, которые отравляют нашу воду и воздух. Количество мусора постоянно растет, а места для свалок становится все меньше. Загрязнение окружающей среды отходами ведет к нарушению экологического равновесия не только в отдельных регионах, но и на планете в целом. На одного человека в день по гУфе приходиться 1килограмм отходов. В настоящее время появились сортировочные контейнеры для пластика и пищевых отходов, но все же эиого еще не достаточно.

(Слайд 2) На территории г. УФа промышленные и бытовые коммунальные отходы занимают большие площади:

(Слайд 6) Образование и накопление отходов производства является одной из серьезных экологических проблем на территории которого ежегодно образуется более 9,5 млн. тонн отходов. По результатам инвентаризации на территории города расположено 12 неучтенных объектов размещения отходов площадью 325 га. Единственная городская свалка находиться в черте города на площади 24 га. Отведенная площадка не отвечает экологическим требованиям для мест размещения отходов, нормы ее эксплуатации не соблюдаются. Центр Госсанэпиднадзора отмечает, что более 47% проб почвы на территории города не соответствует гигиеническим нормам по микробиологическим показателям

(Слайд 7) Утилизация отходов может идти несколькими способами:

  • сжигание (это только для натуральных материалов - тканей, древесины)

  • вторичное сырье (для металлов и стеклотары)

  • захоронение (для всех пластмасс, резины и т.д.)

Пути решения проблемы:

  • вынесение свалки за пределы города

  • сортировка мусора

  • вторичное использование (пластик, металлы)

  • мусоросжигаюший завод

Охране земель в городе Уфа способствуют мероприятия по вторичному использованию отходов производства. В г Уфа проектируется строительство мусорозжигательного завода с целью получения электрической и тепловой энергии. Низкая степень использования твердых отходов привела к накоплению отходов, вызывающих загрязнение окружающей среды.

(Слайд 8) Мы провели исследование «Содержимое мусорного ведра». На диаграмме показан состав бытовых отходов. Но ведь то, что мы отправляем в мусорное ведро, можно вторично использовать для изготовления таких изделий, как мешки для мусора и др. Стекло и металлы можно переплавлять много раз, не опасаясь ухудшения качества. При переплавке требуется значительно меньше затрат энергии. Это значит, что в воздух поступит меньше загрязняющих веществ, которые неизбежно выделяются при производстве. Ненужный металл, стеклотару, бумажные отходы вы можете сдать в пункты приема вторичного сырья.

Вопросы к группе.

Какими веществами в результате складирования отходов производства загрязняются почвы?

Какой вклад в решение проблемы уменьшения бытовых отходов можем внести мы?

Возможна ли биологическая рекультивация промышленных отвалов?

Примерный ответ учащихся. В Уфе имеется три категории промышленных отвалов, различающихся по степени пригодности для биологической рекультивации. К потенциально пригодным для выращивания растений относятся

Отчет группы 3. Экологическое состояние природных вод на территории Уфа.

Отчет о работе своей группы мы представили в виде фильма (Фильм «Загрязнение воды»).

Вопросы к группе.

Какие реки протекают на территории городаУфа и как используются водные ресурсы города?

Примерный ответ учащихся. В границах города протекают реки Белая, Уфимка, Дема, Сим, Уршак. Водные ресурсу города используются в производстве всех крупных промышленных предприятий.

Какие промышленные предприятия города наиболее загрязняют поверхностные и подземные воды?

Примерный ответ учащихся. Большую долю в загрязнение поверхностный и подземных вод вносят промышленные предприятия

Назовите основные загрязнители речной воды?

Проверка заполнения таблицы.

(Приложение 4, слайд 1) Проверяем заполнение таблицы. Какие предприятия, и какими веществами загрязняют атмосферу? Как решается проблема городских отходов? Кто загрязняет водный бассейн города? Сверка с заполненной учителем таблицей (Слайд 2).

Оценка работы групп.

Учитель. (Слайд 3) Человек зависит от природы, но и очеловеченная природа зависит от человека. Еще великий немецкий поэт и натуралист Вольфганг Гетте сформулировал такой постулат: «Природа не признает шуток; она всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей».

На сегодня перед жителями Уфа стоит немало не разрешенных вопросов. Кем вы станете? Рачительными хозяевами? Решать на с Вами

© 2010-2022