Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 5-9-х классов средней школы составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.

В связи с особой важностью для предмета «Биология» таких методов и приёмов учебной деятельности, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделены рубрики «Демонстрация», «Лабораторные и практические работы».

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

Учебное содержание курса биологии включает:

1) «Биология. Введение в биологию. 5 класс». 35/70 ч, 1/2 ч в неделю;

2) «Биология. Живой организм. 6 класс» 35/70 ч, 1/2 ч в неделю;

3) «Биология. Многообразие живых организмов. Растения, грибы, бактерии. 7 класс» 70 ч, 2 ч в неделю;

4) «Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс» 70 ч, 2 ч в неделю;

5) «Биология. Человек. 9 класс» 70 ч, 2 ч в неделю.

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5-9 классов реализуют следующие цели:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1-4 кл.».

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.

Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир.

В основу данного курса положен системно-деятельный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 280-350 часов.

Данный курс имеет линейную структуру.

Вариативная часть , формируемая участниками МБОУ Кутуликсакя СОШ , составляет 0,25 часа в курсе биологии «Редкие , исчезающие виды растений и животных Аларского района»- 3 урока.

В 5-6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе - растения, грибы, бактерии, 8 класс - животные, 9 класс - человек.

Общебиологические знания, являющиеся основой биологического мировоззрения, логично включены во все разделы курса, и при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные признаки живой природы;

- устройство светового микроскопа;

- основные органоиды клетки;

- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы,

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы,

- основные среды обитания живых организмов;

- природные зоны нашей планеты, их обитателей,

- предков человека, их характерные черты, образ жизни;

- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

- характеризовать методы биологических исследований;

- работать с лупой и световым микроскопом;

- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии,

- определять принадлежность биологических объектов одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека,

- сравнивать различные среды обитания;

- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

- приводить примеры обитателей морей и океанов;

- наблюдать за живыми организмами,

- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

- объяснять роль растений и животных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи;

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2- 3мин;

- находить и использовать причинно следственные связи;

- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения предмета учащиеся 5 классов должны :

знать / понимать

-особенности жизни как формы существования материи,

-фундаментальные понятия биологии,

- о существовании эволюционной теории ,

-основные группы прокариот ,грибов ,растений и животных ,особенности их организации ,многообразие ,а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов ,основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства ,в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека,

уметь

-пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений ,животных ,в т.ч.и человека,

-давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам,

-работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований,

-работать с учебной и научно-популярной литературой ,составлять план ,конспект ,реферат,

-владеть языком предмета,

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомлений учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся ,необходимо учитывать:

-правильность и осознанность изложения содержания ,полноту раскрытия понятий , точность употребления научных терминов,

-степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений,

-самостоятельность ответа,

-речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

ОТМЕТКА " 5" ставится ,если :

-полно раскрыта содержание материала в объеме программы и учебника.,

-четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий ,верно использованы научные термины,

-для доказательства использованы различные умения ,выводы из наблюдений и опытов,

-ответ самостоятельный ,использованы ранее приобретенные знания.

ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :

-раскрыто основное содержание материала,

-в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины,

- ответ самостоятельный ,

-определения понятий неполные , допущены незначительные нарушения последовательности изложения , небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

ОТМЕТКА " 3 "ставится ,если :

-усвоено основное содержание учебного материала ,но изложено фрагментарно, не всегда последовательно,

-определения понятий недостаточно четкие,

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении,

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

ОТМЕТКА " 2 " ставится , если:

-основное содержание учебного материала не раскрыто,

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя,

-допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

ОТМЕТКА " 1 " ставится ,если :

- ответ на вопрос не дан.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

1.Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать :

-самостоятельность подбора оборудования и объектов,

-последовательность в выполнении работы по закладке опыта,

-логичность и граммотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

ОТМЕТКА "5" ставится , если :

-правильно определена цель опыта ,

-самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов , а также работа по закладке опыта,

-научно грамотно ,логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :

-правильно определена цель опыта,

-самостоятельно проведена работа по подбору оборудования , объектов

-при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки,

- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта,

- в описании наблюдений из опыта допущены неточности , выводы неполные.

ОТМЕТКА " 3 " ставится ,если :

-правильно определена цель опыта,

-подбор оборудования и объектов , а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя,

-допущены неточности и ошибки при закладке опытов, описании наблюдений ,формулировании выводов.

ОТМЕТКА " 2 " ставится ,если:

- не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование,

-допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

ОТМЕТКА " 1 " ставится , если :

-полное неумение заложить и оформить опыт.

2. Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать :

-правильность проведения наблюдений по заданию,

-умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта,

-логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

ОТМЕТКА " 5 " ставится , если:

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение,

-выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта,

-логично, научно ,грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение,

-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта названы второстепенные ,

-допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

ОТМЕТКА " 3 " ставится , если :

-допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.,

-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта выделены лишь некоторые,

-допущены ошибки(1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

ОТМЕТКА " 2 " ставится , если :

-допущены ошибки( 3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя,

-неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта ,

-допущены ошибки (3-4 ) в оформлении наблюдений и выводов.

ОТМЕТКА " 1 " ставится , если:

-не владеет умением проводить наблюдение.

Содержание учебного предмета.

п/п

Раздел

Содержание

Кол-во часов.

1

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение .

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование,

увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп.

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества,

их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их

роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

9 часов.

2

Раздел 2. Многообразие живых организмов .

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых

организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Охрана живой природы.

11 часов

3

Раздел 3. Среда обитания живых организмов .

Наземно воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде

обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

7 часов

4

Раздел 4. Человек на Земле.

Научные представления о происхождении человека.

Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки.

Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его

причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия,

борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях

природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

8 часов.

Практические занятия.

  1. Практическая работа №1 « Знакомство с оборудованием для научных исследований.»

  2. Практическая работа №2 « Проведение наблюдений , опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы».

  3. Практическая работа №3 « Устройство ручной лупы, светового микроскопа».

  4. Лабораторная работа №1 « Строение клеток живых организмов».

  5. Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука ».

  6. Лабораторная работа № 3 « Определение состава семян пшеницы».

  7. Лабораторная работа № 4 « Определение ( узнавание ) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации».

  8. Практическая работа № 4 « Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».

  9. Практическая работа № 5 « Измерение своего роста».

  10. Практическая работа № 6 « Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».


Календарно- тематическое планирование.

( 1 час в неделю - 34 часа ).

п/п

Раздел.

Тема урока.

Основной вид деятельности.

Кол-во часов.

Дата

Планируемые результаты

1

Раздел 1. Живой организм : строение и изучение.

9 часов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- основные признаки живой природы;

- устройство светового микроскопа;

- основные органоиды клетки;

- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы,

Учащиеся должны уметь:

- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

- характеризовать методы биологических исследований;

- работать с лупой и световым микроскопом;

- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи;

Личностные результаты обучения

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.

1

Что такое живой организм. Наука о живой природе.

Объясняют роль биологических знаний

в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов.

1

Предметные-

Познакомиться с естественными науками , объектами их изучения , значением в познании природы; изучить основные признаки живой природы.

Метапредметные-

Систематизировать и обобщать разные виды информации; ставить учебную задачу под руководством учителя.

Личностные- Формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.

2

Методы изучения природы.

Практическая работа №1 « Проведение наблюдений , опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы».

Определяют основные методы биологических исследований.

1

Предметные-

Охарактеризовать методы биологических исследований.

Метапредметные- Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты.

Личностные- Формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.

3

Оборудование для научных исследований. Практическая работа №2 « Знакомство с оборудованием для научных исследований.»

Знакомятся с оборудованием для научных исследований.

1

Предметные-

Изучить оборудование для научных исследований.

Метапредметные-

Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты, ставить учебную задачу под руководством учителя .

Личностные- Формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных

интересов

и мотивов к обучению.

4

Увеличительные приборы.

Практическая работа №3 « Устройство ручной лупы, светового микроскопа».

Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты.

Предметные-

Изучить устройство светового микроскопа, уметь работать с лупой и световым микроскопом

Метапредметные-

Проводить простейшие наблюдения , научиться работать с микроскопом.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных

интересов

и мотивов к обучению.

5

Живые клетки.

Лабораторная работа №1 « Строение клеток живых организмов».

Выявляют основные органоиды клетки, различают

их на микропрепаратах и таблицах.

1

Предметные-Изучить основные органоиды клетки, различать их на микропрепаратах и таблицах.

Метапредметные-

Проводить простейшие наблюдения, опыты , систематизировать и обобщать разные виды информации.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных

интересов

и мотивов к обучению.

6

Строение клетки.

Лабораторная работа №2 «Строение клеток кожицы чешуи лука ».

Готовить препараты кожицы чешуи лука.

Предметные-

Научиться готовить препараты и работать с микроскопом.

Метапредметные-

Проводить простейшие наблюдения, опыты , систематизировать и обобщать разные виды информации.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных

интересов

и мотивов к обучению.

7

Химический состав клетки.

Лабораторная работа № 3 « Определение состава семян пшеницы».

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.

1

Предметные-

Сравнить состав тел живой и неживой природы.

Метапредметные-

Уметь сравнивать разные объекты природы.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных

интересов

и мотивов к обучению.

8

Великие естествоиспытатели. Вещества и явления в окружающем мире.

Объясняют

вклад великих естествоиспытателей в

развитие биологии и других естественных наук.

1

Предметные-

Изучить

вклад великих естествоиспытателей в

развитие биологии и других естественных наук. Изучить понятия вещества, смеси, простые и сложные вещества, элементы, физические и химические явления.

Метапредметные-

Ставить учебную задачу под руководством учителя ; составлять план выполнения учебной задачи.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных

интересов

и мотивов к обучению.

9

Контрольная работа №1 «Живой организм»

Выберите один правильный ответ.

1

Предметные-

Осуществить контроль знаний.

Метапредметные-

Уметь систематизировать полученную информацию.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению.

2

Раздел 2. Многообразие живых организмов.

11 часов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать: - существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы,

Учащиеся должны уметь: - определять принадлежность биологических объектов одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека,

Метапредметные -

Учащиеся должны уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2- 3мин;

Личностные результаты обучения

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- формирование основ экологической культуры.

10

Развитие жизни на Земле.

Называют основные этапы в развитии

жизни на Земле.

1

Предметные-

Рассмотреть современные взгляды на развитие жизни на Земле.

Метапредметные- Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.

11

Разнообразие живых организмов. Бактерии.

Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы.

Приводят

примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию

в научно популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении .

1

Предметные-

Изучить отличительные признаки бактерий, роль бактерий в природе и жизни человека. Различать изученные объекты в природе и на таблицах.

Метапредметные-

проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

самостоятельно готовить устное сообщение на 2- 3мин;

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.

12

Грибы.

Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы.

Приводят

примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию

в научно популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении .

1

Предметные-

Изучить отличительные признаки грибов, роль грибов в природе и жизни человека. Различать изученные объекты в природе и на таблицах.

Метапредметные-

проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

самостоятельно готовить устное сообщение на 2- 3мин;

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе ; осознания ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры.

13

Водоросли.

Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы.

Приводят

примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию

в научно популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

1

Предметные-

Изучить отличительные признаки водорослей, роль водорослей в природе и жизни человека. Различать изученные объекты в природе и на таблицах.

Метапредметные-

Уметь выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации;

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы;

уметь слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе ; осознания ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры.

14

Мхи.

Редкие виды мхов Аларского района.

Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы.

Приводят

примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию

в научно популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

1

Предметные-

Изучить отличительные признаки мхов, роль мхов в природе и жизни человека. Различать изученные объекты в природе и на таблицах.

Метапредметные-уметь выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу;

Развивать навыки самооценки и самоанализа;

уметь работать в составе творческих групп.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе ; осознания ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры.

15

Папоротники.

Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы.

Приводят

примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию

в научно популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

1

Предметные-

Изучить отличительные признаки папоротников, роль папоротников в природе и жизни человека. Различать изученные объекты в природе и на таблицах.

Метапредмтные-уметь выделять главное в тексте, структурировать учебный материал;

Уметь определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

уметь слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе ; осознания ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры.

16

Голосеменные растения.

Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы.

Приводят

примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию

в научно популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.

Сравнивают представителей царств, делают вы

воды на основе сравнения.

1

Предметные-

Изучить отличительные признаки голосеменных растений, роль голосеменных в природе и жизни человека. Различать изученные объекты в природе и на таблицах.

Метапредметные-

Уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делать выводы на основе полученной информации;

уметь определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Уметь представлять результаты работы.

Уметь воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работать в составе творческих групп.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе ; осознания ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры.

17

Покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека.

Редкие и исчезающие виды растений Аларского района.

Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы.

Приводят

примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

Находят дополнительную информацию

в научно популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении.

Сравнивают представителей царств, делают вы

воды на основе сравнения.

1

Предметные-

Изучить отличительные признаки покрытосеменных растений, роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Различать изученные объекты в природе и на таблицах.

Метапредметные-

уметь работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, Составлять конспект урока в тетради. Проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки;

уметь определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения;

уметь слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументировать свою точку зрения.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе ; осознания ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры.

18

Простейшие.

Приводят

примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.

Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

1

Предметные-

Изучить отличительные признаки простейших, роль простейших в природе и жизни человека. Различать изученные объекты в природе и на таблицах.

Метапредметные-

уметь выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. представлять результаты работы классу; уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развивать навыки самооценки и самоанализа;

уметь работать в составе творческих групп

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе ; осознания ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры.

19

Беспозвоночные и позвоночные животные.

Лабораторная работа № 4 « Определение ( узнавание ) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации».

Редкие и исчезающие виды животных Аларского района.

Приводят

примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека.

Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают вы

воды на основе сравнения.

Наблюдают и описывают внешний вид

природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результатыи формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).

1

Предметные-

Изучить отличительные признаки животных, роль животных в природе и жизни человека. Различать изученные объекты в природе и на таблицах.

Метапредметные-

Уметь работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Составлять конспект урока в тетради. Проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки;

Уметь определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения;

уметь слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументировать свою точку зрения.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению; формирование навыков поведения в природе ; осознания ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры.

20

Контрольная работа №2 « Многообразие живых организмов»

Выберите один правильный ответ.

1

Предметные-

Осуществить контроль знаний.

Метапредметные-

Уметь систематизировать полученные знания.

Личностные-

Формированиеответственного отношения к обучению.

3

Раздел 3. Среда обитания живых организмов.

7 часов.

Предметные-

Учащиеся должны знать:

- основные среды обитания живых организмов;

- природные зоны нашей планеты, их обитателей,

Учащиеся должны уметь :

- сравнивать различные среды обитания;

- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

- приводить примеры обитателей морей и океанов;

- наблюдать за живыми организмами,

Метапредметные-

Учащиеся должны уметь :

- находить и использовать причинно следственные связи;

- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;

Личностные результаты обучения

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- формирование основ экологической культуры.

21

Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда , приспособленность организмов к жизни в ней.

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих

их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их

взаимосвязь со средой обитания.

1

Предметные-

Раскрыть особенности наземно-воздушной среды и приспособления организмов к жизни в ней.

Метапредметные-

Находить и использовать причинно-следственные связи ; строить , выдвигать и формулировать простейшие гипотезы; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их , ставить вопросы к тексту.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры.

22

Водная среда обитания. Приспособленность организмов к жизни в ней.

1

Предметные-

Изучить особенности водной среды обитания по сравнению с наземно-воздушной ,познакомиться с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде.

Метапредметные-

Находить и использовать причинно-следственные связи; выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их , ставить вопросы к тексту.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры.

23

Почвенная среда.

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих

их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их

взаимосвязь со средой обитания.

1

Предметные-

Раскрыть особенности почвы как среды обитания по сравнению с наземно-воздушной и водной средами, продолжить формирование представлений о приспособленности растений и животных к среде обитания на примере почвы.

Метапредметные-уметь работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,

классифицировать объекты.

Уметь слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры.

24

Жизнь на разных материках.

Приводят примеры типичных обитателей материков.

1

Предметные-

Изучить растительный и животный мир различных материков.

Метапредметные-Развивать навыки оценки и самоанализа. Уметь работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры.

25

Природные зоны Земли.

Практическая работа № 4 « Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».

Приводят примеры типичных обитателей природных зон.

Называют природные зоны

Земли, характеризуют их основные

особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой

из сред .

1

Предметные-

Познакомиться с природными зонами Земли , расположением каждой из природных зон, особенностями растительного и животного мира в них, раскрыть причины распределения растений и животных на суше.

Метапредметные-

уметь работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям;уметь слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры.

26

Жизнь в морях и океанах.

Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических

объектов.

Приводят примеры типичных обитателей.

1

Предметные-

Рассмотреть разнообразие растений и животных морей и океанов, их распространении: в прибрежной мелководной части , в толще и на дне, в коралловых рифах, раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Метапредметные- уметь определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Уметь сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; формирование основ экологической культуры.

27

Контрольная работа № 3 «Среда обитания живых организмов»

Выберите правильный ответ.

1

Предметные-

Осуществить контроль знаний.

Метапредметные - корректировать свои знания;

Выбирать способы решения заданий, анализировать знания по данной теме.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению.

4

Раздел 4. Человек на Земле.

8 часов.

Предметные- -

Учащиеся должны знать:

предков человека, их характерные черты, образ жизни;

- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь :

- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

- объяснять роль растений и животных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные-

Учащиеся должны уметь:

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры.

28

Происхождение человека. Первые люди.

Описывают основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного.

1

Предметные-

Изучить основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного.

Метапредметные-

Уметь корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.

уметь обобщать информацию и выстраивать доказательность своих убеждений перед одноклассниками.

Личностные Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

формирование основ экологической культуры.

29

Как человек изменил Землю.

Анализируют последствия хозяйственной

деятельности человека в природе.

1

Предметные-

Изучить последствия хозяйственной

деятельности человека в природе, рассмотреть экологические проблемы, которые необходимо решать на современном этапе.

Метапредметные-

работать в соответствии с поставленной задачей; составлять простой и сложный план текста;

участвовать в совместной деятельности; работать с текстом параграфа и его компонентами.

Личностные Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

формирование основ экологической культуры.

30

О кислотных дождях , об озоновой дыре , парниковом эффекте.

Анализируют последствия хозяйственной

деятельности человека в природе.

1

Предметные-

Сформировать представления о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы.

Метапредметные-уметь систематизировать полученную информацию, группировать данные и определять последовательность личных действий по охране окружающей среды.

Уметь обобщать информацию, находить способы решения экологических задач.

Личностные Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

формирование основ экологической культуры.

31

Жизнь под угрозой.

Называют исчезнувшие виды растений

и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды

растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

1

Предметные-

Развить знания о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы ; рассмотреть на конкретных примерах негативную деятельность человека.

Метапредметные-

Составлять простой и сложный план текста; работать с текстом параграфа и его компонентами.

Личностные Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

формирование основ экологической культуры.

32

Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания.

Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

1

Предметные-

Изучить причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Метапредметные-

Работать в соответствии с поставленной задачей ; участвовать в совместной деятельности.

Личностные Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

формирование основ экологической культуры.

33

Здоровье человека и безопасность жизни.

Практическая работа № 5 « Измерение своего роста».

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований

и правил поведения, направленных

на сохранение здоровья.

1

Предметные-

Изучить правила поведения в природе и выполнять гигиенические требования и правила поведения.

Метапредметные- уметь выполнять задания учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развивать навыки самооценки и самоанализа.

Личностные Формирование ответственного отношения к обучению;

формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.

34

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

Практическая работа № 6 « Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».

Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований

и правил поведения, направленных

на сохранение здоровья.

1

Предметные-

Изучить правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

Метапредметные- работать с текстом параграфа и его компонентов.

Личностные-

Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.

35

Итоговая контрольная работа.

Выберите правильный ответ.

1

Предметные-

Осуществить контроль знаний.

Метапредметные-

Систематизировать знания по данной теме.

Личностные-

Формирование ответственного отношения к обучению.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

1.Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. - М.: Дрофа, 2013.

2. Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2013.

3. Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. - М.: Дрофа,2013.

4.Красная книга Иркутской области. Редколлегия: О.Ю. Гайкова и др. - Иркутск: ООО Издательство «Время странствий», 2010, 480 с.ил.

5.Редкие животные иркутской области. Наземные позвоночные. - Иркутск: Редакционно-издательский центр ГП»Облинформпечать», 1993 - 256 стр., илл.

6.Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные /Словарик справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. - 64 с., ил

7.Ушакова О.Д. Красная книга России: Растения /Словарик справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. - 64 с., ил

8.Ушакова О.Д. Красная книга России: Чудеса природы /Словарик справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. - 64 с., ил

9.REDBOOK.ru

10.irkobl.ru/events/detail.

11.obl-vesti.ru/society/2490-v-irkutskoj-oblasti-teper-est-svoya-krasnaya-kniga.html

12.bg.isu.ru/ru/science/kkrbr/

13.wiki.irkutsk.ru/

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.

3. Демонстрационные таблицы.

4. Географические карты материков.

5. Экранно-звуковые средства.

6. Электронное приложение к УМК.

7. Электронно-образовательные ресурсы.

8. Мультимедиапроекция.

Контроль уровня обученности.


Контрольная работа №1 «Живой организм :строение и изучение».


Вариант 1

Часть А выберите правильный (1 балл за правильный ответ)

1.К живой природе относят:

А)Молоток

Б)Астра

В)Земля

Г)Вода

2.К лабораторному оборудованию относят:

А)Цветочный горшок

Б)Чайная ложка

В)Ваза

Г)Спиртовка

3.Методом исследования является:

А)Перемешивание

Б)Наблюдение

В)Нагревание

Г)Вытирание

4.При помощи линейки можно:

А)Измерять длину

Б)Измерять вес

В)Перемешивать сыпучие материалы

Г)Фехтовать.

5.Общий признак у живой и неживой природы это:

А)Длина

Б)Дыхание

В)Обоняние

Г)Движение

Часть В укажите правильное соответствие (за правильный ответ 2 балла)

Лабораторное оборудование

Неживая природа

Пробирка

Река

Спиртовка

Ветер

Штатив

Часть С. Для чего нужно проводить наблюдения за живой природой. (правильный ответ 3 балла)

Тест

Вариант 2

Часть А выберите правильный (1 балл за правильный ответ)

1.К неживой природе относят:

А)Человек

Б)Дуб

В)Грач

Г)Солнце

2.К лабораторному оборудованию НЕ относят:

А)Фарфоровая чашка

Б)Ложечка

В)Ваза

Г)Спиртовка

3.Методом исследования является:

А)Эксперимент

Б)Измерение

В)Нагревание

Г)Вытирание

4.При помощи весов можно:

А)Измерять длину

Б)Измерять вес

В)Перемешивать сыпучие материалы

Г)Играть.

5.Общее у живой и неживой природой это:

А)Цвет

Б)Дыхание

В)Обоняние

Г)Масса

Часть В укажите правильное соответствие (за правильный ответ 2 балла)

Живая природа

Неживая природа

Лодка

Река

Хомяк

Роза

Штатив

Часть С. Где могут жить живые организмы? (правильный ответ 3 балла)

Контрольная работа №2 « Многообразие живых организмов»

Тесты с одним правильным ответом

1. К одноклеточным организмам относятся:

1. Бактерии 2. Грибы 3. Растения 4. Животные

2. Амеба относится к царству:

1. Бактерии 2. Простейшие 3. Растения 4. Грибы

3. Эвглена зеленая относится к царству:

1. Бактерии 2. Животные 3. Растения 4. Простейшие

4. К одноклеточным организмам относятся:

  1. Растения и бактерии 3. Бактерии и простейшие

  2. Грибы и простейшие 4. Животные и растения

5. В клетках каких организмов нет ядра?

1. Растений 2. Грибов 3. Простейших 4. Бактерий

6. Слово «бактерия» в переводе с греческого означает:

1. Спираль 2. Палочка 3. Шарик 4. Запятая

7. Всего известно простейших:

  1. 2500 видов. 2.100 000 видов 3. 40 000 видов 4. 350 000 видов

8. К многоклеточным организмам относятся:

  1. Растения и бактерии 3. Бактерии и простейшие

  2. Грибы и простейшие 4. Животные и растения

9. Ядра нет в клетках:

1. Слона 2. Дуба 3. Кишечной палочки 4. Подберезовика

10. Всего известно растений:

  1. 2500 видов 2.100 000 видов3. 40 000 видов 4. 350 000 видов

11. Представители какого царства могут самостоятельно образо­вывать питательные вещества из углекислого газа и воды?

1. Животные 2. Растения 3. Бактерии 4. Грибы

12. К царству грибов не относится:

1. Лисичка 2. Трутовик 3. Хламидомонада 4. Сыроежка

13. К беспозвоночным животным относятся:

  1. Морская звезда и окунь 3. Муравей и лягушка

  2. Ёж и улитка 4. Оса и дождевой червь

14. К членистоногим относятся:

  1. Скорпион и креветка 3. Медуза и коралл

  2. Мидия и рапан 4. Дождевой червь и пиявка

15. К моллюскам относятся:

  1. Скорпион и креветка 3. Медуза и коралл

  2. Мидия и рапан 4. Дождевой червь и пиявка

16. К червям относятся:

  1. Скорпион и креветка 3. Медуза и коралл

  2. Мидия и рапан 4. Дождевой червь и пиявка

17. К земноводным относятся:

  1. Ящерица и змея 3. Квакша и тритон

  2. Скат и морской конек 4. Слон и морж

18. К пресмыкающимся относятся:

  1. Ящерица и черепаха 3. Квакша и жаба

  2. Щука и морской конек 4. Дельфин и лев

19. К млекопитающим относятся:

  1. Крокодил и черепаха 3. Тритон и саламандра

  2. Скат и акула 4. Дельфин и морж

20. Первыми на Земле появились:

1. Растения 2. Бактерии 3. Грибы 4. Простейшие

Тестовые задания на соотношение объектов

1. К какому царству относятся организмы?

  1. Эвглена зеленая 3. Морская звезда

  2. Трутовик 4. Сосна

а) Растения б) Животные в) Простейшие г) Грибы

2. Выберите из предложенного перечня:

  1. Одноклеточные ядерные организмы

  2. Одноклеточные безъядерные организмы

а) Амеба

б) Кишечная палочка

в) Инфузория

г) Бактерия, вызывающая ангину

3. Какие организмы относятся к:

1. Одноклеточным 2. Многоклеточным

а) Животные в) Простейшие д) Бактерии

б) Растения г) Грибы

4. К какой группе растений относятся:

  1. Ель 3. Ламинария (морская капуста)

  2. Сирень 4. Сфагнум (растет на болотах)

а) Хвойные б) Водоросли в) Цветковые г) Мхи

5. Выберите из предложенного перечня организмы:

1. Беспозвоночные 2. Позвоночные

а) Божья коровка в) Улитка д) Акула

б) Уж г) Осьминог е) Крот

6. К какой группе беспозвоночных животных относятся:

1. Колорадский жук 2. Пиявка 3. Мидия 4. Морской еж а) Иглокожие б) Членистоногие в) Моллюски г) Черви

7. К какой группе позвоночных животных относятся:

1. Крокодил 2. Мышь 3. Жаба 4. Филин 5. Окунь

а) Рыбы

б) Земноводные

в) Пресмыкающиеся

г) Птицы

д) Млекопитающие.

Диктант. «Выберите правильное утверждение»

1 вариант.

  1. Амеба - это одноклеточный организм.

  2. Тело бактерии состоит из нескольких клеток.

  3. Трутовик относится к царству грибов.

  4. Клетки грибов не имеют ядра.

  5. Растения сами производят питательные вещества.

  6. Осьминог относится к позвоночным животным.

2 вариант

  1. Бактерии и простейшие - это многоклеточные организмы.

  2. Клетки бактерий состоят из оболочки, цитоплазмы и ядра.

  3. Водоросли и мхи сами производят питательные вещества.

  4. Водоросли относятся к царству растений.

5.Змеи относятся к беспозвоночным животным.

Контрольная работа №3 «Среда обитания организмов»

1. Выберите признаки, характеризующие водную среду обитания:

  1. Много кислорода, неравномерное распределение влаги,
    значительные изменения температур

  2. Мало кислорода и света, нет резких перепадов температур

  3. Очень плотная, нет света, много углекислого газа

  4. Постоянная температура, мало кислорода, нет света

2. Какую среду обитания занимают бабочка и ласточка?

  1. Почвенную 3. Водную

  2. Наземно-воздушную 4. Наземную

3.Какую среду обитания занимают пингвин и тюлень?

1.Наземно-воздушную 2.Почвенную 3. Водную4. Водно-наземную

4. Очень слабое зрение и плоские передние конечности с когтями
встречаются у млекопитающих, населяющих ... среду обитания.

1.Наземно-воздушную 2..Почвенную 3. Водную 4. Водно-наземную

5.Обтекаемая форма тела, ласты или плавники есть у живот­ных, населяющих

... среду обитания.

1.Наземно-воздушную. 2.Почвенную 3. Водную 4. Воздушную

Подберите пару: животное - среда обитания.

1. Летучая мышь 2. Дельфин 3. Лиса 4. Крот

а) Водная в) Наземно-воздушная

б) Наземная г) Почвенная

10. Найдите соответствие между животным и формой его ко­нечности.

  1. Ласты

  2. Плавники

а)Жук-плавунец

  1. Плавательные ножки

  1. Перепонки между пальцами
    б) Щука в) Тюлень г) Лягушка

11. Подберите пару: способ передвижения - среда обитания.

1. Плавание 2. Бег и прыжки 3. Полет 4. Роющий

а) Почвенная в) Наземная

б) Водная г) Наземно-воздушная

12. Найдите соответствие между экологическим фактором и свой­ством (компонентом среды).

  1. Факторы неживой природы

  2. Факторы живой природы

  3. Факторы, связанные с влиянием человека

а) Свет, температура, влажность

б) Вырубка леса, осушение болот

в) Растения и животные

13. Подберите пару: среда обитания - характеристика.

1. Водная 2. Почвенная 3. Наземно-воздушная

а) Много кислорода и света, неравномерное распределе­ние воды

б) Плотная, мало кислорода, нет резких перепадов темпе­ратуры

в) Нет света, много углекислого газа, очень плотная

Выберите несколько правильных ответов.

1. Какие растения приспособились к жизни в условиях тундры?

1. Низкорослые 2. Крупные листья 3. Длинные корни 4. Цветут

Все лето 5. Мелкие листья 6. Корни растут у поверхности земли

2. Какие животные обитают в тундре?

1. Комары 2. Верблюд 3. Песец 4.Бурый медведь 5.Полярная сова

6.Змеи

3. Какие явления природы можно наблюдать в тундре?

1. Сильная жара 2. Полярная ночь 3. Северное сияние 4.Частые дожди

4. Какие явления природы можно наблюдать в зоне лесов?

1. Листопад 2.Полярный день 3.Сильная жара 4. Перелеты птиц

5. Какие растения встречаются в лесу?

1.Орешник 2. Ковыль 3. Ландыш 4. Кувшинка 5. Тюльпан 6. Дуб

6. Какие растения встречаются в степи?

1. Шиповник 2.Ковыль 3.Ландыш 4. Василек 5. Тюльпан 6. Дуб

7. Какие животные обитают в степях?

1.Змеи 2. Бурый медведь 3. Суслик 4. Сайгак 5.Травяная лягушка 6.Цапля

8. Какие животные обитают в пустынях?

1. Кобра 2. Бурый медведь 3. Песец 4. Варан 5. Волк 6. Верблюд

9. Какие растения встречаются в пустынях?

1. Ковыль 2.Верблюжья колючка 3. Ромашка 4. Баобаб 5. Саксаул

10.Какие признаки характеризуют природную зону тундры?

1. Большое разнообразие видов 2.Слой вечной мерзлоты 3. Множество хвойных растений 4. Преобладают мхи, лишайники, карликовые деревья

5. Мало тепла.

Контрольная работа № 4 « Итоговая контрольная работа».

Тесты с одним правильным ответом

1. развитие жизни на Земле началось:

  1. 300 млн. лет назад

  2. 3,5 млн. лет назад

  3. 10 млрд. лет назад

2. Предками человека были:

  1. Шимпанзе

  2. Горилла

  3. Дриопитеки

3. Наука о веществах и их превращениях:

  1. Астрономия

  2. Химия

  3. Физика

Какие утверждения верны?


  1. Динозавры - это одна из групп древних пресмыкающихся.

  2. Все тела неживой природы и живые существа состоят из клеток

  3. Рыбы, земноводные, птицы, звери - это позвоночные животные

  4. Распространение природных зон на Земле зависит от климата.

  5. Большая панда - редкий и малоизученный зверь Евразии.

  6. Жирафы обитают в Южной Америке.

  7. В Антарктиде из-за холода не могут жить никакие растения и животные.

  8. Секвойи - деревья-гиганты, растущие в Северной Америке.

  9. Австралия самый маленький материк.

  10. Тихий океан - самый большой океан Земли.

  11. На Земле 5 частей света.

  12. Полосатый скунс - обитает в Южной Америке

  13. Пингвины жители Африки.

  14. Растения поглощают только готовую пищу.

  15. Животных делят на позвоночных и беспозвоночных.

Тесты с одним правильным ответом

1. Живые существа населяют материки:

  1. Африку З.Антарктиду.

  2. Евразию 4. Все материки планеты

2. Какое растений в Азии называют «сыном воды и солнца»?

  1. Кукурузу 3. Рис

  2. Подсолнечник 4. Бамбук

3. Большая панда живет на материке:

1. Евразия 2. Австралия З.Африка 4. Южная Америка

4. В Африке можно встретить таких животных, как:

  1. Бурый медведь и уссурийский тигр

  2. Жираф и зебра

  3. Пингвин и белый медведь

  4. Кенгуру и коала

5. Эвкалипты и кенгуру - это жители ...

  1. Австралии 3. Евразии

  2. Антарктиды 4. Северной Америки

6. Какое растение имеет самые крупные листья?

  1. Баобаб 3. Секвойя

  2. Финиковая пальма 4. Виктория регия

7. К суровым условиям Антарктиды приспособились:

  1. Бурый медведь и ель 3. Панда и бамбук

  2. Пингвины и лишайники 4. Скунс и секвойя

8. Какая природная зона находится в северных областях Евразии
и Северной Америки?

1. Тундра 2. Тайга 3. Смешанный лес 4. Пустыня

9. В тундре много различных водоемов потому, что ...

  1. Рядом Северный Ледовитый океан

  2. Слабое испарение, так как даже летом холодно

  3. Вода не уходит в землю, так как вечная мерзлота

  4. Часто идут дожди

Тестовые задания. Выберите правильный ответ.

1. Что изучают естественные науки?

1. Жизнь людей 2. Историю 3. Экономику 4.Природу.

2. Наука, изучающая небесные тела, называется:

1.Физика 2. Астрономия 3. Биология 4. Физика.

3. Наука, изучающая явления природы, называется

1. География 2.Астрономия 3.Биология 4. Физика

4. Наука, изучающая связи между организмами и окружающей средой, называется:

1. Зоология 2. Цитология 3. Биология 4. Экология

5. Выберите наиболее правильный ответ. Телами называются:

1. Животные и растения 2. Горные породы и минералы 3. Предметы, сделанные человеком 4. Все окружающие нас предметы

6. К живым телам относятся:

1. Растения 2 Животные 3. Грибы и бактерии 4. Все перечисленное

7. К неорганическим веществам относятся:

1. Белок 2. Жир 3. Вода 4. Сахар

8. Объектом живой природы является:

1. Грозовая туча 2. Божья коровка 3. Белый гриб 4. Головастик

9. Из какого вещества состоят такие природные тела, как облако и сосулька?

1. Кислород 2. Вода 3. Углекислый газ 4. Лед

10. К веществам относятся:

1. Вода и рыба 2. Облако и кислород 3. Стекло и стакан 4. Сахар и соль.


© 2010-2022