- Преподавателю
- Биология
- Сценарий внеклассного мероприятия Экологический брейн-ринг
Сценарий внеклассного мероприятия Экологический брейн-ринг
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зайцева Л.В. |
Дата | 13.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Экологический брейн-ринг «Природоохранные территории ХМАО-Югры».
В зале гаснет свет и на экране начинается демонстрация фильма «Спасти и сохранить».
В конце фильма (за кадром) звучит стихотворение:
Люблю мой край.
Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее,
солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река...
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
Лес весной шумит,
Люблю мой край!
Я много мест видал,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.
Югра - богатейший регион России,Всемирную славу принесли ему обширные запасы нефти и газа. Многочисленные природные и архитектурные памятники делают Югру привлекательным туристическим центром.90% территории края покрыто лесами, реками, озерами и болотами.
Наряду с освоением природных богатств в округе постоянно ведется работа по сохранению уникальной природы нашего края. Большую роль в этом играют особо охраняемые природные территории.
-
Ведущий (1):
Заповедники-
Малая Сосьва
-
Юганский
-
-
Природные парки
-
Нумто
-
Кондинские озера
-
Сибирские Увалы
-
Самаровскийчугас
-
-
Заказники федерального значения
-
Верхне-Кондинский
-
Васпухольский
-
Елизаровский
-
-
Заказники областного, окружного и районного значения
-
Сорумский
-
Унторский
-
Вогулка
-
Березовский (Чухлайский)
-
Сургутский
-
Кулуманский
-
Верхне-Вахский
-
Аганский
-
-
Памятники природы
-
Ханты-Мансийские холмы - Живописные окрестности г. Ханты-Мансийска, 0,4 тыс.га. Для рекреации и туризма.
-
Шапшинские кедровники - Ханты-Мансийский район, 0,1 тыс.га. Сохранение уникальных естественных ландшафтов, представленных кедровыми насаждениями.
-
Остров Смольный - Нижневартовский район, 0,5 тыс.га. Сохранение уникальной природной экосистемы.
-
Остров Овечий - Нижневартовский район, 0,2 тыс.га. Сохранение уникальной природной экосистемы.
-
Лесоболотная зона "БольшоеКаюково" - Сургутский район, 4 тыс.га. Здесь сосредоточены основные типы болот и лесов, характерные для среднетаежной зоны Западной Сибири.
-
Чеускинские кедровники - Нефтеюганский район, 0,1 тыс.га. Сохранение ландшафтов имеющих рекреационное и санаторное значение.
-
Система озер Ун-Новыинклор, Ай-Новыинклор - Белоярский район, 1 тыс. га. Сохранение и изучение уникального природного комплекса озер.
-
Озеро Ранге-Тур - Площадь установленной охранной зоны - 2,6 га. Сохранение экосистемы озера с прибрежными массивами сфагновых болот и светлых сосновых боров, мест гнездований орлана-белохвоста.
-
Ведущий (1): проведем экологический брейн-ринг между командами 9-10 классов Лицея. 1 конкурс - ВИЗИТКА.
Ведущий (2): приглашаем команды 9-х классов.
Команда представляет свое название, девиз, эмблему. Занимают места за игровым столом.
Ведущий (1): приглашаем команды 10-х классов.
Команда представляет свое название, девиз, эмблему. Занимают места за игровым столом.
Ведущий 2: правила игры:
1. Игра состоит из 3 рингов.
2. ведущий задает вопрос, на обдумывание дается 1 минута. Право ответа получает команда которая первой поднимет руку. За правильный ответ присуждается 1 очко.
3. если команда дала неправильный ответ, у второй команды есть право закончить минуту обсуждения и ответить.
4. если ни одна команда не смогла ответить на вопрос, очко переходит в следующий тур и следующий вопрос оценивается в 2 балла.
5. в каждом ринге 7 вопросов
6. победа присуждается по итогам 3 рингов.
За нашей игрой будет наблюдать компетентное жюри:
1.
2.
3.
Итак, команды готовы? Начинаем 1 ринг.
Гонг.
-
Вопрос. Все знают, что такое Красная книга. А что представляет собой Черная книга?
Ответ: (Списки видов, исчезнувших с лица Земли в историческое время)
Гонг.
-
Вопрос. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
Ответ: (В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы - дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые - вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья)
Гонг.
-
Вопрос.Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре
угодья; первое - больным на здоровье, второе - людям колодец,
третье - от тьмы свет, а четвертое - дряхлым пеленанье. Что это за
дерево?
Ответ: Это береза. Парится в бане веничком березовым, готовить
лекарства из почек и листьев - больным на здоровье, утолять
жажду березовым соком - людям колодец, освещать жилище
лучиной, печь топить жаркими березовыми дровами - от тьмы свет,
связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки,
туеса, корзинки - дряхлым пеленанье.
Гонг.
-
Вопрос. Часто это дерево называют проклятым - по преданию: на нём удавился Иуда. Поостренные из него строения рушатся, придавливая хозяев. Колом из этого дерева можно убить вампира. Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия куполов храмов и крыш домов. Листья и, кора и сок используются в народной медицине. В наше время делают спички, фанеру.
Ответ: (Осина).
Гонг.
-
Вопрос. Самая крупная птица, обитающая в наших лесах?
Ответ: (глухарь).
Гонг.
-
На каком хвойном дереве ягоды растут?
Ответ: (можжевельник).
Гонг.
-
Вопрос. Латинское название этого цветка «Галактус» происходит от греческих слов «Гала»-молоко и «Актус»-цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: «Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Ева очень замёрзла. Тогда, чтобы как-то успокоить и согреть её, некоторые снежинки превратились в цветы».
С тех пор этот цветок стал символом Надежды.
Ответ: подснежник.
Подведение итогов: слово жюри: в 1 ринге победу одержала команда _____, со счетом __
Игра со зрителями.
-
Сколько лет сохраняется хвоя у ели? (6 - 10 лет)
-
Можно ли по рогам определить возраст оленя? (да)
-
Медведь, который не лёг на зиму в берлогу называется…(шатун)
-
Растёт ли дерево зимой? (нет)
-
Где у кузнечика ухо? (на ноге)
-
Самое быстрое животное на суше? (гепард)
-
Какое растение носит название «глаз птицы»? (вороний глаз)
-
Самая большая змея? (анаконда)
-
Какая самая маленькая птица в России? (королёк)
-
Что делает ёж зимой? (спит)
-
Что бывает вороне через 3 года? (4 года)
-
Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? (грязный)
-
Кит рыба или зверь? (зверь)
-
Когда температура тела воробья ниже летом или зимой? (одинаковая)
-
Какое животное называют «коровой бедняков» (козу)
-
Что находится внутри птичьих костей? (воздух)
-
Сколько сосков у коровы? (4)
2 ринг.
Гонг.
1. Вопрос. "Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки - пленять своим искусством свет". Назовите, к каким отрядам принадлежат названные герои?
Ответ: (Отряд хищные - медведь; приматы - мартышка; парнокопытные - козёл; непарнокопытные - осёл).
Гонг.
2. Вопрос. Форма корней этого растения напоминают фигурку человека, отсюда и пошло его название "человек - корень" Что это такое?
Ответ: Женьшень.
Гонг.
3. Вопрос. Какую ягоду собирают осенью, зимой и весной?
Ответ: Клюкву.
Гонг.
4. Вопрос. Если вы заблудились в лесу, какие лесные приметы
помогут вам найти дорогу домой?
Ответ: По расположению листьев на дереве, по расположению
мха, по пню, по муравейнику.
Гонг.
5. Вопрос. Назовите заповедники ХМАО-Югры.
Ответ: ( Малая Сосьва, Юганский)
Гонг.
6. Вопрос. Какую роль в лесу играют большие рыжие муравьи?
Ответ: (Санитары леса; переносят семена растений; улучшают структуру почвы).
Гонг.
7. Вопрос. У инфузории - бродяжка, у губок - амфибластула, у медуз - планула, у ракообразных - науплиус, у рыб - малёк, у тюленей - белёк, а человека - ?
Ответ: (Ребёнок).
Подведение итогов: слово жюри: во 2 ринге победу одержала команда ____, со счетом __
Ведущий: пока команды отдыхают перед решающим раундом проведем игру со зрителями.
1. Я гулял по зоопарку.
Мимо клеток проходил.
Вдруг, смотрю, сидит на ветке
Весь зеленый... крокодил.
Попугай.
2. Поздно ночью не усну, -
Кто-то воет на луну!
У него ужасный нрав,
А зовут его ... жираф.
Волк.
3. Сладко пахнет спелой земляникой,
На траве играют солнечные блики.
Верхушки деревьев задевают облака -
Это место называется ... река.
Лес.
4. То на дереве сидит,
То, как самолет, летит.
Черный, каркает - сюрприз,
Дружно скажем: это ... лис.
Ворон.
5. У него большая грива,
Он, ребята, зверь красивый.
У него большая миска,
Осторожно: это ... киска.
Лев.
3 ринг.
Гонг.
-
Вопрос. Издавна людям известно целебные свойства растений. Назовите 5 и них, которые растут в нашей местности и которые используют при лечении.
Ответ: мать-и-мачеха, сосновые почки, береза, брусника, ромашка…
Гонг.
2. Вопрос. Какая птица изображена на гербе США? В ХМАО есть памятник природы, созданный с целью сохранения экосистемы озера с прибрежными массивами сфагновых болот и светлых сосновых боров, мест гнездований этой крупной, красивой птицы.
Ответ: орлан-белохвост.
Гонг.
3. Вопрос.
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Автор стихотворения допустил биологическую ошибку. Найдите ошибку в этом тексте.
Ответ: повилика - это паразитическое растение, у него нет листьев.
Гонг.
4. Вопрос. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году.
Ответ: Дронт.
Гонг.
5. Вопрос. Чтобы быстрее очистить территорию, особенно от листвы, высохшей травы, некоторые люди используют метод древних людей - огневой. Почему он вреден?
Ответ: Выгорает не только трава, но и множество насекомых и мелких животных, выгорают семена травянистых растении, огонь может проникнуть во внутренние слои почвы и вспыхнуть за 100 км. От этого места.
6. Вопрос. АВДЕЗИКНОПА
Раздаются карточки с буквами АВДЕЗИКНОПА, используя эти буквы, составить 2 слова, которые относятся к охране животных и растений.
Ответ: ЗАПОВЕДНИК, ЗАКАЗНИК
7. Вопрос. Мушка на травку села, а трава ту мушку съела.
Ответ: росянка
Ведущий: слово жюри: подведение итогов игры.
Чтец:Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить …
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить !М. Пляцковский
Чтец: Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одно строю,
Лететь в одном полёте…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу, кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся…
Н. Старшинов.