Сценарий внеклассного мероприятия Экологический брейн-ринг

Внеклассное мероприятие, проводится в рамках ежегодной природоохранной акции "Спасти и сохранить". В данной разработке представлен информационно-просветительский этап. В нем представлена информация о природоохранных территориях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и игровой этап. Данная разработка может быть использована для учащихся 8-11 классов. проводится она в форме телевизионной игры брейн-ринг. Сценарий дополнен мультимедийной презентацией и видеофильмом "Спасти и сохранить". Данные м...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологический брейн-ринг «Природоохранные территории ХМАО-Югры».

В зале гаснет свет и на экране начинается демонстрация фильма «Спасти и сохранить».

В конце фильма (за кадром) звучит стихотворение:

Люблю мой край.
Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее,
солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река...
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
Лес весной шумит,
Люблю мой край!
Я много мест видал,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.

Югра - богатейший регион России,Всемирную славу принесли ему обширные запасы нефти и газа. Многочисленные природные и архитектурные памятники делают Югру привлекательным туристическим центром.90% территории края покрыто лесами, реками, озерами и болотами.

Наряду с освоением природных богатств в округе постоянно ведется работа по сохранению уникальной природы нашего края. Большую роль в этом играют особо охраняемые природные территории.

  • Ведущий (1):
    Заповедники

    • Малая Сосьва

    • Юганский

  • Природные парки

    • Нумто

    • Кондинские озера

    • Сибирские Увалы

    • Самаровскийчугас

  • Заказники федерального значения

    • Верхне-Кондинский

    • Васпухольский

    • Елизаровский

  • Заказники областного, окружного и районного значения

    • Сорумский

    • Унторский

    • Вогулка

    • Березовский (Чухлайский)

    • Сургутский

    • Кулуманский

    • Верхне-Вахский

    • Аганский

  • Памятники природы

    • Ханты-Мансийские холмы - Живописные окрестности г. Ханты-Мансийска, 0,4 тыс.га. Для рекреации и туризма.

    • Шапшинские кедровники - Ханты-Мансийский район, 0,1 тыс.га. Сохранение уникальных естественных ландшафтов, представленных кедровыми насаждениями.

    • Остров Смольный - Нижневартовский район, 0,5 тыс.га. Сохранение уникальной природной экосистемы.

    • Остров Овечий - Нижневартовский район, 0,2 тыс.га. Сохранение уникальной природной экосистемы.

    • Лесоболотная зона "БольшоеКаюково" - Сургутский район, 4 тыс.га. Здесь сосредоточены основные типы болот и лесов, характерные для среднетаежной зоны Западной Сибири.

    • Чеускинские кедровники - Нефтеюганский район, 0,1 тыс.га. Сохранение ландшафтов имеющих рекреационное и санаторное значение.

    • Система озер Ун-Новыинклор, Ай-Новыинклор - Белоярский район, 1 тыс. га. Сохранение и изучение уникального природного комплекса озер.

    • Озеро Ранге-Тур - Площадь установленной охранной зоны - 2,6 га. Сохранение экосистемы озера с прибрежными массивами сфагновых болот и светлых сосновых боров, мест гнездований орлана-белохвоста.

Ведущий (1): проведем экологический брейн-ринг между командами 9-10 классов Лицея. 1 конкурс - ВИЗИТКА.

Ведущий (2): приглашаем команды 9-х классов.

Команда представляет свое название, девиз, эмблему. Занимают места за игровым столом.

Ведущий (1): приглашаем команды 10-х классов.

Команда представляет свое название, девиз, эмблему. Занимают места за игровым столом.

Ведущий 2: правила игры:

1. Игра состоит из 3 рингов.

2. ведущий задает вопрос, на обдумывание дается 1 минута. Право ответа получает команда которая первой поднимет руку. За правильный ответ присуждается 1 очко.

3. если команда дала неправильный ответ, у второй команды есть право закончить минуту обсуждения и ответить.

4. если ни одна команда не смогла ответить на вопрос, очко переходит в следующий тур и следующий вопрос оценивается в 2 балла.

5. в каждом ринге 7 вопросов

6. победа присуждается по итогам 3 рингов.

За нашей игрой будет наблюдать компетентное жюри:

1.

2.

3.

Итак, команды готовы? Начинаем 1 ринг.

Гонг.

  1. Вопрос. Все знают, что такое Красная книга. А что представляет собой Черная книга?

Ответ: (Списки видов, исчезнувших с лица Земли в историческое время)

Гонг.

  1. Вопрос. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

Ответ: (В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы - дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые - вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья)

Гонг.

  1. Вопрос.Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре

угодья; первое - больным на здоровье, второе - людям колодец,

третье - от тьмы свет, а четвертое - дряхлым пеленанье. Что это за

дерево?

Ответ: Это береза. Парится в бане веничком березовым, готовить

лекарства из почек и листьев - больным на здоровье, утолять

жажду березовым соком - людям колодец, освещать жилище

лучиной, печь топить жаркими березовыми дровами - от тьмы свет,

связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки,

туеса, корзинки - дряхлым пеленанье.

Гонг.

  1. Вопрос. Часто это дерево называют проклятым - по преданию: на нём удавился Иуда. Поостренные из него строения рушатся, придавливая хозяев. Колом из этого дерева можно убить вампира. Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия куполов храмов и крыш домов. Листья и, кора и сок используются в народной медицине. В наше время делают спички, фанеру.

Ответ: (Осина).

Гонг.

  1. Вопрос. Самая крупная птица, обитающая в наших лесах?

Ответ: (глухарь).

Гонг.

  1. На каком хвойном дереве ягоды растут?

Ответ: (можжевельник).

Гонг.

  1. Вопрос. Латинское название этого цветка «Галактус» происходит от греческих слов «Гала»-молоко и «Актус»-цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: «Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Ева очень замёрзла. Тогда, чтобы как-то успокоить и согреть её, некоторые снежинки превратились в цветы».

С тех пор этот цветок стал символом Надежды.

Ответ: подснежник.

Подведение итогов: слово жюри: в 1 ринге победу одержала команда _____, со счетом __

Игра со зрителями.

  1. Сколько лет сохраняется хвоя у ели? (6 - 10 лет)

  2. Можно ли по рогам определить возраст оленя? (да)

  3. Медведь, который не лёг на зиму в берлогу называется…(шатун)

  1. Растёт ли дерево зимой? (нет)

  2. Где у кузнечика ухо? (на ноге)

  3. Самое быстрое животное на суше? (гепард)

  4. Какое растение носит название «глаз птицы»? (вороний глаз)

  5. Самая большая змея? (анаконда)

  6. Какая самая маленькая птица в России? (королёк)

  7. Что делает ёж зимой? (спит)

  8. Что бывает вороне через 3 года? (4 года)

  9. Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? (грязный)

  10. Кит рыба или зверь? (зверь)

  11. Когда температура тела воробья ниже летом или зимой? (одинаковая)

  12. Какое животное называют «коровой бедняков» (козу)

  13. Что находится внутри птичьих костей? (воздух)

  14. Сколько сосков у коровы? (4)

2 ринг.

Гонг.

1. Вопрос. "Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки - пленять своим искусством свет". Назовите, к каким отрядам принадлежат названные герои?

Ответ: (Отряд хищные - медведь; приматы - мартышка; парнокопытные - козёл; непарнокопытные - осёл).

Гонг.

2. Вопрос. Форма корней этого растения напоминают фигурку человека, отсюда и пошло его название "человек - корень" Что это такое?

Ответ: Женьшень.

Гонг.

3. Вопрос. Какую ягоду собирают осенью, зимой и весной?

Ответ: Клюкву.

Гонг.

4. Вопрос. Если вы заблудились в лесу, какие лесные приметы

помогут вам найти дорогу домой?

Ответ: По расположению листьев на дереве, по расположению

мха, по пню, по муравейнику.

Гонг.

5. Вопрос. Назовите заповедники ХМАО-Югры.

Ответ: ( Малая Сосьва, Юганский)

Гонг.

6. Вопрос. Какую роль в лесу играют большие рыжие муравьи?

Ответ: (Санитары леса; переносят семена растений; улучшают структуру почвы).

Гонг.

7. Вопрос. У инфузории - бродяжка, у губок - амфибластула, у медуз - планула, у ракообразных - науплиус, у рыб - малёк, у тюленей - белёк, а человека - ?

Ответ: (Ребёнок).

Подведение итогов: слово жюри: во 2 ринге победу одержала команда ____, со счетом __

Ведущий: пока команды отдыхают перед решающим раундом проведем игру со зрителями.

1. Я гулял по зоопарку.
Мимо клеток проходил.
Вдруг, смотрю, сидит на ветке
Весь зеленый... крокодил.
Попугай.
2. Поздно ночью не усну, -
Кто-то воет на луну!
У него ужасный нрав,
А зовут его ... жираф.
Волк.
3. Сладко пахнет спелой земляникой,
На траве играют солнечные блики.
Верхушки деревьев задевают облака -
Это место называется ... река.
Лес.
4. То на дереве сидит,
То, как самолет, летит.
Черный, каркает - сюрприз,
Дружно скажем: это ... лис.
Ворон.
5. У него большая грива,
Он, ребята, зверь красивый.
У него большая миска,
Осторожно: это ... киска.
Лев.

3 ринг.

Гонг.

  1. Вопрос. Издавна людям известно целебные свойства растений. Назовите 5 и них, которые растут в нашей местности и которые используют при лечении.

Ответ: мать-и-мачеха, сосновые почки, береза, брусника, ромашка…

Гонг.

2. Вопрос. Какая птица изображена на гербе США? В ХМАО есть памятник природы, созданный с целью сохранения экосистемы озера с прибрежными массивами сфагновых болот и светлых сосновых боров, мест гнездований этой крупной, красивой птицы.

Ответ: орлан-белохвост.

Гонг.

3. Вопрос.

Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…

Автор стихотворения допустил биологическую ошибку. Найдите ошибку в этом тексте.

Ответ: повилика - это паразитическое растение, у него нет листьев.

Гонг.

4. Вопрос. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году.
Ответ: Дронт.

Гонг.

5. Вопрос. Чтобы быстрее очистить территорию, особенно от листвы, высохшей травы, некоторые люди используют метод древних людей - огневой. Почему он вреден?

Ответ: Выгорает не только трава, но и множество насекомых и мелких животных, выгорают семена травянистых растении, огонь может проникнуть во внутренние слои почвы и вспыхнуть за 100 км. От этого места.

6. Вопрос. АВДЕЗИКНОПА

Раздаются карточки с буквами АВДЕЗИКНОПА, используя эти буквы, составить 2 слова, которые относятся к охране животных и растений.

Ответ: ЗАПОВЕДНИК, ЗАКАЗНИК

7. Вопрос. Мушка на травку села, а трава ту мушку съела.

Ответ: росянка

Ведущий: слово жюри: подведение итогов игры.

Чтец:Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить …

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить !М. Пляцковский

Чтец: Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одно строю,
Лететь в одном полёте…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу, кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся…
Н. Старшинов.

© 2010-2022