Разработка урока по биологии Жизнь на разных материках (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по биологии Жизнь на разных материках (5 класс)Разработка урока по биологии Жизнь на разных материках (5 класс)Разработка урока по биологии Жизнь на разных материках (5 класс)Разработка урока по биологии Жизнь на разных материках (5 класс)Разработка урока по биологии Жизнь на разных материках (5 класс)Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Медведевская средняя общеобразовательная школа

Иловлинского муниципального района

Волгоградской области.

Разработка урока по

биологии в 5 классе

Тема:«Жизнь организмов на разных материках»

Умк: учебник биология, автор И.Н. Пономарёва,

О.А. Корнилова, И.В. Николаев

рабочая тетрадь биология 5 класс, автор О.А. Корнилова,

И.В. Николаев, Л. В. Симонова



учителя биологии 1 категории

Парамонова Наталья Кинжигалиевна

2013г





Разработка урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС

Умк: учебник биология, автор И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, И.В. Николаев

рабочая тетрадь биология 5 класс, автор О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л. В. Симонова

Авторы, разработчики:

Учитель биологии МБОУ Медведевской СОШ Иловлинского района Волгоградской области Парамонова Наталья Кинжигалиевна

Предмет

биология

Класс

5 класс

Тип урока

Урок - исследования

Технология построения урока

Технология развития критического мышления

Тема

Жизнь организмов на разных материках

Цель

Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты

задачи

- Расширить представление о многообразии живой природы.

- Формирование универсальных учебных действий.

Основные термины, понятия

Местный вид

Организация пространства

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная


Ресурсы: ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация, маркеры, листы ватмана, звукозапись



Пояснительная записка

Урок построен так, чтобы учащиеся самостоятельно получали новые знания путем исследования. На каждом этапе урока предусмотрена последовательное получение информации, ее обработка и систематизация. Тем самым обеспечивается интерес учащихся к исследовательской деятельности.

Урок построен в форме научно - исследовательского путешествия по материкам с целью создания фильма.. В начале урока для активизации деятельности учащихся используется небольшая театральная инсценировка.. Объяснение нового материала, закрепление материала организовано с помощью игровой технологии - научно -исследовательского путешествия. По ходу урока учащиеся заполняют схему, с помощью которой систематизируют получение информации об особенностях жизни организмов на разных материках- каждый материк - отдельный кадр, а целом получиться фильм.

Планируемый результат

Предметные умения:

Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Сформировать общее представление о растительном и животном мире каждого материка

Личностные:

- Познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла.

- Представление о многообразии растительного и животного мира планеты, как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках

- Корригирующая самооценка

Метапредметные: - познавательные УУД:

1. Работать с таблицей 2. Находить отличия

3. Умение работать с различны информации и преобразовывать ее из одной формы в другую

4.Работа с информационными текстами

5. Сравнивать и выделять признаки

6. Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

3. Развитие навыков оценки и самоанализа

Коммуникативные УУД:

1.Групповая работа по обсуждению информации

2. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

3. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу группы

4. Эстетическое восприятие природы





Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Актуализация знаний

Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

- определяют критерии изучения многообразия видов животных на материках

Познавательные УУД:

- работать с таблицей

:

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

1.Проверяет готовность учащихся к уроку

2. Включается запись голосов животных, которые просят о помощи - они заблудились и не могут найти свой дом.

Или дети с масками животных, рисунками растений - просят их вернуть домой.

Для того, чтобы помочь животным нам надо создать команды для нашего научно- исследовательского путешествия и заодно снять фильм о живых организмах на материках.

3. Что нам необходимо для путешествия?

4. Записывается тема урока и его цель.

5. Итак, хочется начать наше путешествие со стихотворения:

Всё неизвестно! А пока туманы
Плывут под парусами корабля.
Там позади, - покинутые страны,
Там впереди, -Чудесная Земля.
Эдуард Багрицкий

2.Предлагает учащимся рассказать, какие материки они знают, их природные особенности.

Примерные наводящие вопросы:

- Сколько материков?

- Какой материк самый холодный и самый жаркий?

- Какой материк самый влажный? И т.д.

В рабочих тетрадях задание№2 стр.61

3 .Обращается к классу с вопросом: Что нашим исследовательским группам надо знать, чтобы помочь животным вернуться домой? Сформулируйте критерии, по которым мы будем их расселять?

1.Слушают учителя


2. Формируются команды

3. Поочередно высказывают свое мнение, формулируют тему и цель урока.



4.Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются.

5. Выполняют задание в рабочей тетради№2.

6.Определяют критерии изучения организмов на разных материках:

- Причина их обитания в определенном месте?

-Как животные приспосаблив-ся к жизни?

- Процессы жизнедеятельности

- Многообразие

- Значение

Операционно - исполнительский этап

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- находить отличия

- составление схем-опор

- работа с информационными текстами

- объяснение значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки

-уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации


Коммуникативные УУД:

-групповая работа по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:

- знать представителей животного и растительного мира материков ,

- их приспособленность,

- основные процессы жизнедеятельности,

- значение

Личностные УУД:

- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- Корригирующая самооценка

-эстетическое восприятие природы

1.Организует работу в группах.

2.Дает задания:

Учащиеся поэтапно знакомятся с материалом, касающимся наиболее интересных представителей растительного и животного мира.

а) Класс разбит на 6 групп. Каждая группа получает название маршрута экспедиции (см. приложение№1, распределяют роли(художник, режиссер, зоолог, ботаник, географ):

  • 1 группа - Евразия,

  • 2 группа - Африка,

  • 3 группа - Северная Америка,

  • 4 группа - Южная Америка,

  • 5 группа - Австралия,

  • 6 группа - Антарктида.

Экспедиции получают карту- маршрут с заданиями или схемой

Название материка__________

Местный вид(найти определение в тексте)

Животные Растения

1_______ 1 ________

2_______ 2 ________

3________ 3 _________

б) Каждая группа активно работает, осуждая ответы на вопросы, заполняют таблицу в рабочих тетрадях задание№3 стр. 61 или схему. В этот момент учащимся разрешается пользоваться учебником и его рисунками, доп. материалом

1. Аутотренинг. Шум леса, голоса животных, пение птиц..

в) Обсуждение работы в группах. Заслушиваются открытия путешествия на материк. Выступают руководители экспедиции или «ученые зоологи» и «ботаники», « климатологи» или от лица самих животных и растений(Мы живем на таком- то материке и т.д.,) монтируется фильм.

г) Оценивается работа группы по критериям

  • Эмоциональность и выразительность.

  • Правильность ответа.

  • Полнота ответа.

  • Недостатки и неточности

(если успевают по времени, или оставить на конец урока).

3. Первичное закрепление материала.

Итак, наше путешествие подходит к завершению. 1. И теперь мы с вами можем отправить животных и растения в родные места.

Тигр

Австралия

Жираф

Антарктида

Утконос

Юж. Америка

Морской леопард

Евразия

Овцебык

Африка

Ленивец

Сев. Америка



Работа в парах. Проверь тетрадь соседа по парте и выстави оценку

2. Игра «Угадай меня»

  • Культурное растение, в переводе означающее «основа питания человека».Напишите его. Рис.

  • Животное, никогда не пьющее воду, питается листьями эвкалипта.Кенгуру.

  • Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. Скунс.

  • Растение - рекордсмен по толщине ствола, которое умеет «худеть» и «полнеть». Баобаб.

  • Это животное утратило способность летать, но зато хорошо плавает и ныряет в ледяной воде. Пингвин.

.2. Проверьте себя сами и если

- справились с заданием без ошибок - поставьте зеленый кружок,

- частично (больше правильных, чем неправильных ответов - поставьте синий кружок;

- много ошибок - красный кружок.

1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.

2.Знакомятся с информацией об организмах на материках в учебнике, используют рисунки, электронные таблицы, работают с ПК.

3. Отображают информацию графически.

4. Обсуждают записи






5. С помощью различных информационных ресурсов представляют отчет в форме презентации, коллажа, газеты, схемы, таблицы. Выполняют задания в рабочей тетради №3

6. Работа по обсуждению полученной информации, оценка выступления


7. Работа в парах







8. Индивидуальная работа

Рефлексия

Регулятивные УУД:

- выработка критериев оценивания работы в группах

ЛичностныеУУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы, индивидуальную работу

1.Предлагает обсудить критерии оценивания выступления групп(если не сделали этого на предыдущем этапе урока)

2Рекомендует обсудить в группе участие каждого ученика и оценить его деятельность, а так же отразить впечатления от урока с помощью

Тучка - не понравилось, скучно;

Солнышко и тучка - понравилось, но не все понятно или было не очень интересно;

Солнышко - все понравилось, было интересно

Сегодня каждый из вас успешно справился с заданием. Мы совершили интереснейшее путешествие и теперь понимаем насколько многообразен и неповторим мир живых организмов .

1. Называют критерии оценивания своей работы в группе, распределяют баллы

2. Подводят итоги, выступают по своему заданию

3.Делают выводы, что нового они узнали об организмах разных континентов

5.Оценивают свою деятельность

Дом. задание

Познавательные УУД:

Умение работать с различ-ными источниками информации

1.Прочитать содержание параграфа учебника.

2.Творческое задание: составить кроссворд об организмах материков планеты

Задание №5,№6 в рабочих тетрадях стр. 63

Работа в библиотеке, с интернет-ресурсами, СМИ

Список рекомендованной литературы

1. учебник биология, автор И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, И.В. Николаев

2. Универсальная иллюстрированная энциклопедия «Природа»

3. Энциклопедия «Растения», «Животные»

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Энциклопедия Вокруг света (Источник).

2. Географический справочник (Источник).

3. Факты о материке Австралия (Источник).





Приложение№1 Технологические карты (№ 1-6)

Название маршрута экспедиции №1 «Евразия».

Цель: самостоятельно изучить особенности растительного и животного мира Евразии на
примере Китая.

1. Прочитай текст на стр.96 «Евразия».

II. Изучи рисунок на стр.97 «Животные Евразии».

Ш. Подготовь (устно) ответы на следующие вопросы:

1. Наиболее интересный представитель растительного мира Евразии на примере

Китая. (доп. Материал)

2. Особенности его строения и жизнедеятельности.

3. Наиболее интересный представитель животного мира Евразии на примере

Китая. (доп.материал)

4. Особенности его строения и жизнедеятельности.

IV. Выполни (письменно) задания 1 и 3 маршрута.

V. Обсуди устные вопросы в группе или в паре. Выберите наиболее грамотного

руководителя для заслушивания вашего открытия на материке «Евразия».

Название маршрута экспедиции №2 «Африка».

Цель: самостоятельно изучить особенности растительного и животного мира Африки.

1. Прочитай текст на стр.94-95 «Африка».

II. Изучи рисунок на стр. 95 «Жираф».

Ш. Подготовь (устно) ответы на следующие вопросы:

1. Наиболее интересный представитель растительного мира Африки.

2. Особенности его строения и жизнедеятельности.

3. Наиболее интересный представитель животного мира Африки.

4. Особенности его строения и жизнедеятельности.

IV. Выполни письменно задания 1и 3 маршрута.

V. Обсуди устные вопросы в группе или в паре. Выберите наиболее грамотного руководителя для заслушивания открытия на материке «Африка».

Название маршрута экспедиции № 3 «Северная Америка».

Цель: самостоятельно изучить особенности растительного и животного мира Северной
Америки.

1. Прочитай текст на стр.96 «Северная Америка».

II. Изучи рисунок (доп. мат.) «Секвойя» и «Полосатый скунс». Рис.82

Ш. Подготовь (устно) ответы на следующие вопросы:

1. Наиболее интересный представитель растительного мира Северной Америки (доп.мат.)

2. Особенности его строения и жизнедеятельности.

3. Наиболее интересный представитель животного мира Северной Америки

4. Особенности его строения и жизнедеятельности.

IV. Выполни письменно задания 1 и 3 Маршрута.

V. Обсуди устные вопросы в группе или в паре. Выберите наиболее грамотного

руководителя для заслушивания открытия на материке «Северная Америка».

Название маршрута экспедиции №4 «Южная Америка».

Цель: самостоятельно изучить особенности растительного и животного мира Южной
Америки.

1. Прочитай текст на стр.96«Южная Америка».

II. Изучи рисунок на стр.97 «арахис» «Виктория регия»(доп. мат), «Ленивец» и «Дровосек-

титан».(доп. мат.)

Ш. Подготовь (устно) ответы на следующие вопросы:

1. Наиболее интересный представитель растительного мира Южной Америки

2. Особенности его строения и жизнедеятельности.

3. Наиболее интересный представитель животного мира Южной Америки

4. Особенности его строения и жизнедеятельности.

IV. Выполни письменно задания 1 и 3 маршрута.

V. Обсуди устные вопросы в группе или в паре. Выберите наиболее грамотного

руководителя для заслушивания открытия на материке «Южная Америка».

Название маршрута экспедиции № 5 «Австралия».

Цель: самостоятельно изучить особенности растительного и животного мира Австралии.

I. Прочитай текст на стр.96 «Австралия».

II. Изучи рисунок на стр. 96«Эвкалипт» и «Кенгуру». «Утконос» (доп.мат)

Ш. Подготовь (устно) ответы на следующие вопросы:

1. Наиболее интересный представитель растительного мира Австралии

2. Особенности его строения и жизнедеятельности.

3. Наиболее интересный представитель животного мира Австралии.

4. Особенности его строения и жизнедеятельности.

IV. Выполни письменно задания 1 и 3 маршрута.

V. Обсуди устные вопросы в группе или в паре. Выберите наиболее грамотного

руководителя для заслушивания открытия на материке «Австралия».

Название маршрута экспедиции № 6 «Антарктида».

Цель: самостоятельно изучить особенности растительного и животного мира
Антарктиды.

1. Прочитай текст на стр.98 «Антарктида».

П. Изучи рисунок на стр. 98 «Пингвин», «Мхи» и «Лишайники» (доп.мат)

Ш. Подготовь (устно) ответы на следующие вопросы:

1. Наиболее интересный представитель растительного мира Антарктиды

2. Особенности его строения и жизнедеятельности.

3. Наиболее интересный представитель животного мира.

4. Особенности его строения и жизнедеятельности.

IV. Выполни письменно задания 1 и 3 маршрута.

V. Обсуди устные вопросы в группе или в паре. Выберите наиболее грамотного

руководителя для заслушивания открытия на материке «Антарктида».



© 2010-2022