Учебный проект по биологии

Он заключает­ся в самостоятельной работе с литерату­рой, другими источниками информации (телевидение, Интернет и др.) и написа­нии доклада, реферата, рассказа жизнен­ной или придуманной истории на обсуж­даемую тему. Диапазон тем, рассматриваемых учениками по собственному выбо­ру, очень широк. Приведем некоторые из них: (/История распространения таба­ка — путь из Америки в Европу» «Соци­альные причины курения», «-«Компании, производящие сигареты», ^Экономичес­кая привлекательность табачного произ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Он заключает­ся в самостоятельной работе с литерату­рой, другими источниками информации (телевидение, Интернет и др.) и написа­нии доклада, реферата, рассказа жизнен­ной или придуманной истории на обсуж­даемую тему. Диапазон тем, рассматриваемых учениками по собственному выбо­ру, очень широк. Приведем некоторые из них: (/История распространения таба­ка - путь из Америки в Европу» «Соци­альные причины курения», «-«Компании, производящие сигареты», ^Экономичес­кая привлекательность табачного произ­водства», «Физиологические механизмы воздействия никотина на организм чело­века»

Для предупреждения курения среди де­тей следует запретить продажу сигарет, в том числе поштучно, детям до 18 лет.

2. Запретить рекламу сигарет на телеви­дении, радио, в СМИ, а также показ куря­щих людей, особенно социально значимых, в том числе политиков, депутатов.

3. Обязать производителей табака указы­вать на упаковке процент вредных веществ, содержащихся в табачных изделиях.

4. Запретить курение на рабочем месте и в других общественных местах, в том числе на спортивных мероприятиях.

Анализ содержания рекламы приводит к выводу о том, что СМИ играют ключе­вую роль в изображении курения как об­щественно приемлемого занятия (с точки зрения подростка привлекательного и по­лезного). Реклама в основном направлена на подростков (одно уже это может быть основанием для претензий к рекламодате­лям). Взрослый человек либо курит, либо нет, реклама на него почти не действует, в том числе и скрытая (через персонажей те­лефильмов).

Очевидно и то, что постепенно изменя­ются цели рекламы. Если раньше она в ос­новном описывала качества товара, то сей­час рекламирует привлекательный образ владельца сигарет. Вспомним плакаты, где на фоне обаятельного молодого человека и пачки сигарет читаем: «Когда знаешь, чего достоин». Таким образом, цель рекламы за­ключается во внушении мысли: если я этим обладаю, то становлюсь притягательным, преуспевающим. Иными словами, реклама может манипулировать, управлять сознани­ем человека. Кстати, ситуация, когда чело­век превращается в объект манипуляции, подростка не привлекает.

V этап - работа в командах. Каждая команда выполняет свое ситуационное задание, рассчитанное на 15-20 мин. Темы групповых ситуационных заданий публи­куются ниже.

1. Предположим, Вы представитель ини­циативной группы законодательного коми­тета. Ваша задача заключается в следующем: сформулировать проект закона, определя­ющий обязанности производителей табака. (Приведем ключевые слова, которые мож­но использовать как опорные: прибыль, воз­мещение, реклама, дети, альтернатива, огра­ничения, ответственность.)

2. Предложите модель поведения, позво­ляющую найти выход из сложившейся ситу­ации: компания курящих сверстников; Вы чувствуете себя белой вороной; Вам пред­лагают сигареты. Вы...

3. Представьте, что в Вашей будущей се­мье сложилась такая ситуация: Ваш ребенок начал курить. Ваши действия?

  1. Предположим, Вы члены школьного ученического совета. Разработайте проект ограничения курения и просветительской работы среди учеников на основе знаний и выводов, которые были восприняты Вами в результате работы над проектом «Есть ли польза от курения?»

В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов.

Стать сильным, как они, тебе не суждено.

На жизнь, ее скорбей и счастья не изведав,

Ты будешь, как больной, смотреть через окно.

И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,

И скука выпьется в плоть, желания губя.

И в черепе твоем мечты окостенеют,

И ужас из зеркал посмотрит на тебя.

Себя преодолеть!

Вот он тащился, чуть не умирая. Через минуту ж,

Где достал, Бог весть! -

О радостях искусственного рая,

мир может

на лице его прочесть!..

А сколько их сейчас бредет по свету,

чья участь, то сладка, а то тяжка...

И, видимо, уже спасенья нету,

От этого простого порошка.

Цвет лица землист. А он не старый...

В доме холод, грязь... И тишина.

Дети в школе умственно отсталых.

И в психиатрической жена...

Слаб и вял он, словно из мочала

Сотворен... А он, при всем при том,

Человеком тоже был сначала,

Тенью человека стал потом.


Посоветуйте, как мне быть? Может, мах­нуть рукой на свои жизненные принципы и приобщиться к "взрослой жизни", а мо­жет, остаться такой "несовременной дев­чонкой"?

Ответ: "Елена, мы, корреспонденты молодежного журнала, советуем тебе, ко­нечно же, не брать пример со своей по­други. Ей только кажется, что она стала взрослой. На самом деле, если она не изменить свое окружение, в ближайшем будущем ее ждут серьезные неприятнос­ти. Особенно опасно то, что ее приятель употребляет наркотики. Ведь каждый наркоман должен вовлечь в свой круг новые жертвы, чтобы иметь деньги на наркотики. И не думай, что только такие, как Вера, нравятся молодым людям. Ты наверняка встретишь в жизни более до­стойных людей!"

Урок заканчивается обобщающей бе­седой, в ходе которой школьники пред­лагают способы противостояния пагуб­ным привычкам.

1. Прокомментируйте следующие слова: "Некоторые утверждают, что употреб­ление 100 г алкоголя перед едой спо­собствует улучшению аппетита". Со­гласны ли вы с этим? Почему для лю­дей, злоупотребляющих алкоголем, ха­рактерен сине-багровый цвет лица и носа?

  1. Русский психиатр Павел Иванович Кова­левский говорил о том, что пьянство есть величайшее зло для человека, общества, государства. Объясните, в чем заключа­ется зло, приносимое пьянством:

а) чело­век; б) обществу; в) государству.

3. Во многих странах мира в поездах суще­ствуют вагоны для курящих и некуря­щих, в ресторанах - залы для курящих и некурящих. Как вы думаете, в чем при­чина принятия таких мер?

Задание для 2-й группы

1. Найдите в учебнике ответ на вопрос, в чем проявляется вредное влияние куре­ния на органы дыхания человека.

2. Объясните, почему в семьях, где курят отец и мать, болезнями дыхательных пу­тей и легких часто страдают дети.

3. Представьте ситуацию: два подростка курят по дороге в школу. Их видит учи­тель, делает замечание и приказывает зайти после уроков к нему в кабинет. Был ли прав учитель? Должны ли уча­щиеся соблюдать школьные правила и требования за пределами учебного за­ведения?

Задание для 3-й группы

1. Пользуясь учебником, выясните, какое влияние оказывает алкоголь и никотин на сердце, и сосуды человека.

2. Выскажите свои предположения, при каких условиях жизни (город, село, пол­ная семья, неполная семья, бедность, богатство, хорошие жилищные условия, плохие жилищные условия, например, проживание семьи в общежитии) в боль­шей или меньшей степени люди риску­ют стать курильщиками, пристрастить­ся к спиртным напиткам, к наркотикам. Объясните свой выбор. 3. Какие причины, на ваш взгляд, оказыва­ют наибольшее влияние на снижение продолжительности жизни россиян?

Задание для 4-й группы

1. Найдите в учебнике ответ на вопрос какое влияние на нервную систему и поведение человека оказывает алко­голь.

2. Попробуйте объяснить тот факт, что пьяницы могут замерзнуть на улице даже при температуре 0°С.

3. На чердаке сарая, где тайком гнали са­могон, лежали 160 куриных яиц для по­следующей инкубации. Каково же было удивление хозяев, когда из этих яиц вы­велось лишь 78 цыплят, причем 40 из них вскоре погибли, а 25 оказались с теми или иными отклонениями от нор­мы. Как вы можете это объяснить? Мо­жет ли алкоголь повлиять на развитие ребенка, мать которого употребляет спиртное?

Задание для 5-й группы

1. Подлежит ли юридической ответствен­ности лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения или под дейст­виями наркотиков?

2. Какая мера ответственности может быть определена лицам, склоняющим к употреблению наркотических веществ несовершеннолетних подростков?

3. Какая мера наказания применяется к лицам, виновным в загрязнении или от­равлении окружающей природной сре­ды, приведшим к массовой гибели жи­вотных или причинившим ущерб здоро­вью людей?

Можно ли к лицам, совершившим пре­ступление и признанным нуждающими­ся в лечении от алкоголизма или нарко­мании, применять принудительные меры медицинского характера?

© 2010-2022