Урок по биологии на тему Классификация покрытосеменных растений

Данный конспект урока составлен для учебника Пассечник Биология 6 класс, но так же данный материал может использовать учтель при подготовке к уроку. Цели урока: ·         создать условия для осмысления новой учебной информации и  применения их в знакомой и новой учебных  ситуациях; ·         способствовать формированию знаний о признаках растений классов двудольных и однодольных; ·         работать над развитием умения отличать по внешним признакам растения классов двудольные и однодольные; · ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Классификация покрытосеменных растений.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  • создать условия для осмысления новой учебной информации и применения их в знакомой и новой учебных ситуациях;

  • способствовать формированию знаний о признаках растений классов двудольных и однодольных;

  • работать над развитием умения отличать по внешним признакам растения классов двудольные и однодольные;

  • продолжить работу по обучению учащихся отбирать главное, используя различные приемы анализа текста, формировать творчески активную личность и опыт работы в коллективе.

Задачи:

  • образовательные: познакомить обучающихся с основными признаками покрытосеменных растений, относящихся к различным семействам классов однодольных и двудольных растений.

развивающие: учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;

  • развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.

воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к учёбе, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся.

ХОД УРОКА

I.Организация класса.

Учитель приводит слова Винсона Брауна о том, что "…накопление знаний подобно росту дерева…", и высказывает надежду на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о роли классификации в жизни растений по группам .

II. Проверка знаний. Самостоятельная работа

III. Изучение нового материала

1. Стадия «Вызов»

.О каких растениях идёт речь?

1. Стоят в поле сестрички -

Жёлтый глазок, белые реснички.

Ответ: ромашка

2. Не жар, не огонь,

А руки обжигает.

Ответ: крапива.

3. Белые горошки на зелёной ножке.

Ответ: ландыш.

4. Синий мундир,

Жёлтая подкладка,

В середине сладко.

Ответ: слива.

Что объединяет эти растения? Ответ: все относятся к отделу покрытосеменных.

Отдел Покрытосеменные или цветковые растения самые многочисленные в растительном царстве. Насчитывает около 250 тыс. видов. На Земле они господствуют более 100 млн. лет.

По палеонтологическим данным покрытосеменные растения появились в юрский период мезозойской эры, расцвет их пришелся на меловой период мезозойской эры.

Покрытосеменные растения распространены на всех континентах, во всех климатических зонах Земли - от Арктики до тропиков и экваториальных лесов. Они приспособились к жизни в воде, в умеренном климате и в пустынях.

Признаки покрытосеменных растений:

  • наличие цветка

  • семязачатки находятся в завязи пестика

  • образование плодов и семян

  • двойное оплодотворение

  • наличие развитой проводящей ткани

Роль Цветковых растений в нашей жизни настольно велика, что можно сказать -«Наша жизнь полностью зависит от них»:

  • Это и продукты питания для человека и сельскохозяйственных животных,

  • это лекарства от различных заболеваний, древесина для строительства, отделки помещений, для мебели…

  • сырье для изготовления тканей, косметической и парфюмерной промышленности,

  • цветы- как украшение нашего жилища.

  • А сколько чувств вызывает красота окружающих нас растений! Сколько поэтов воспели красоту природы в произведениях, любуясь на золотую осеннюю листву берез, кленов, осин. Как радуемся мы первым весенним цветам подснежникам, мать-и-мачихе, ландышам. Как вдыхаем мы аромат подаренного нам букета!

Я думаю, что этот отдел растений достоин нашего пристального внимании. И каждому человеку планеты знания о многообразии цветковых растений просто необходимы.
Вы согласны со мной?

Вы уже знаете, что отдел покрытосеменных растений разделяют на два класса. Какие?

Считается, что двудольные - более древняя группа растений. Однодольные растения как самостоятельная группа обособились от двудольных на достаточно ранней. Отделившись как самостоятельная ветвь, однодольные развивались независимо от двудольных.

Что объединяет растения входящие в один класс.

Вспомните, по каким признакам, кроме количества семядолей в семени, двудольные растения отличаются от однодольных.

Отдел Цветковые делят на 2 класса : однодольные и двудольные.
Однодольные содержат 4 подкласса,37 порядков, 122 семейств, 3100 родов, 63000 видов.

Двудольные - 8 подклассов, 12 порядков, 418 семейств, 10000 родов, 190000 видов.

Признаки

Класс Двудольные

Класс Однодольные

Количество семядолей в семени

Листья

Характер корневой системы

Строение цветка (формула цветка)

Корневая система

Стебель

Строение проводящих тканей

Необходимо отметить, что некоторые характерные для двудольных признаки встречаются у однодольных и наоборот. Следовательно, отличить однодольные растения от двудольных можно лишь по совокупности признаков. По совокупности более конкретных признаков растения в пределах одного отдела делят на более мелкие систематические категории - классы, порядки, семейства.

Класс двудольные более многочисленный. К двудольным относятся около 200 тыс. видов растений из почти 300 семейств. К классу двудольные относятся семейства: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, сложноцветные, бобовые. Численность растений класса однодольных значительно меньше. К однодольным относятся семейства: лилейные, злаки.. Более подробно о различных семействах мы с вами еще поговорим на следующих уроках.

IV. Закрепление.

Вы уже знакомы с признаками покрытосеменных растений поэтому предлагаю проверить как вы эти признаки усвоили и составить вместе «синквейн»: «Признаки покрытосеменных» по знакомой для вас схеме.

1.Тема, ключевое слово
2.Описание понятия (2 прилагательных)
3.Действие (3 глагола)
4.Чувства (фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к вопросу)
5.Повторение сути (синоним 1 строки)

V. Домашнее задание: параграф 46, составить рассказ по кластеру с примерами.

Вариант I.

На «3»

1. Кто является основоположником систематики?

2. Назовите систематические группы растений, заполнив пропущенные строчки:

Царство

Вид

На «4»

1. Установи соответствие?

Вид Многоклеточные

Род Растения

Семейство Редька дикая

Класс Двудольные

Отдел Редька

Подцарство Крестоцветные

Царство Покрытосеменные

2. По каким признакам растения, относя к одному виду?

На «5»

1. Вы летом заготовили гербарий растений без корней и цветов, но с красивыми листьями. Можно ли ваш гербарий использовать для того, чтобы определить, к какому классу это растение относится?

2. Зачем растениям дают двойное (бинарное) название? Какое из этих названий относится к видовому, а какое к родовому названию?

Шиповник обыкновенный, Шиповник

Вариант II.

На «3»

1. Сходные по строению и жизнедеятельности особи относятся к одному …

2. Ботаникам известно около … тысяч видов цветковых растений.

3. Близкие по строению виды объединяют в …

4. В состав одного семейства входят близкие …

5. Каждое из семейств можно отнести к какому-либо … растений.

На «4»

1. Установи соответствие?

Вид Многоклеточные

Род Растения

Семейство Капуста белокочанная

Класс Двудольные

Отдел Капуста

Подцарство Крестоцветные

Царство Покрытосеменные

2. Назови растения занесённые в Красную книгу ПМР.

На «5»

  1. Зачем человек создаёт новые сорта растений.

  2. Определи систематическое положение Шиповника обыкновенного (Семейство Розоцветные)



© 2010-2022